Статья «Логические блоки Дьенеша»
Статья блоки Дьенеша
Логические блоки Дьенеша — это набор из объемных геометрических и строительных блоков, отличающихся по форме, цвету, размеру и толщине.
Так что же из себя представляют логические блоки Дьенеша? Какую пользу принесёт ребенка игра с ними? Развивающая игра Блоки Дьенеша рассчитана на широкую возрастную аудиторию, начинать осваивать игру могут малыши 2-3 лет и продолжать совершенствоваться вплоть до перехода в среднюю школу (9-10 лет).
Золтан Дьенеш - известный венгерский педагог и математик, придерживался мнения, что лучший способ учиться – не сидя за партой, а свободно развиваясь в игре. При этом Дьенеш подчёркивал, что «содержанием игры может стать вполне серьезная и сложная научная тема». Именно в игре дети могут освоить сложнейшие логические и математические концепции и системы. Он-то и придумал теорию «новой математики» и логические блоки.
В состав игрового набора входит 48 элементов разных цветов (синие, желтые, красные), форм (прямоугольные, круглые, квадратные и треугольные детали), размеров (большие и маленькие) и толщины (тонкие и толстые).
Каждая фигура при всей общей похожести абсолютно уникальна, благодаря особому соотношению этих четырех признаков. При игре с логическими блоками часто используют карточки с символическим изображением – 11 карточек, подтверждающих наличие у предмета того или иного свойства (например, красный), и еще 11 карточек указывающих на отрицание того или иного свойства (например, не – квадратный).
Главная задача и цель игрушки – сформировать у ребенка умение выполнять простейшие логические операции. А ведь именно это умение и является базовым для дальнейшего изучения математических дисциплин. Играя с логическими блоками малыш постепенно научится делить объекты на группы в зависимости от их свойств, сравнивать, находить различия и обобщать, строить простейшие классификации и т.п. При помощи блоков ребенку будет проще познакомиться с различными признаками предметов (размером, цветом, формой). Игрушка способствует развитию пространственного воображения и логического мышления, речи, дает навыки моделирования и конструирования, вырабатывает у малыша самостоятельность и способность действовать произвольно.
Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому основная задача – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а так же использовать их в разнообразных ситуациях.
С целью реализации этой задачи я провожу специальные игры по сенсорному развитию детей, предлагаю им дидактический материал, логические блоки Дьенеша, которые состоят из объемных геометрических фигур, отличающихся по форме, цвету, размеру и толщине.
Таким образом, логические блоки Дьенеша станут верным другом Вашего малыша на много лет, и будут «расти» вместе с ним.
Как начинать игру в логические блоки?
И как правильно выбрать уровень сложности задания для двухлетнего карапуза, четырехлетнего непоседы или серьезного первоклассника?
Для детей 2-3 лет использую игры, с помощью которых малыши учатся различать предметы по свойствам, а так же осваивают понятия «такой же как», «не такой как» по таким признакам как форма, цвет, размер, толщина.
Игра «Найди меня» (классификация по одному признаку).
Нужно найти фигуры, которые соответствуют определенному признаку:
- найди все фигуры красного (желтого, синего) цвета; найди все фигуры как эта по цвету (показываю фигуру и спрашиваю, какого она цвета);
- найди все фигуры в форме круга (треугольника, квадрата, прямоугольника); найти все фигуры как эта по форме (показываю и спрашиваю, какая она по форме);
- найти все маленькие (большие фигуры); найти все фигуры как эта по размеру (показываю и спрашиваю, какая она по размеру – большая или маленькая);
- найти все тонкие (толстые) фигуры; найти все фигуры как эта по толщине (показываю и спрашиваю, какая она по толщине – тонкая или толстая).
Более сложный вариант – найти не такие фигуры: все не красные, не круглые, не тонкие и т.д.
С целью использования различных сенсорных анализаторов и расширения сенсорного опыта малышей использую «Волшебный мешочек»: в красочный тканевый мешочек складываю фигуры и прошу найти на ощупь круглую (треугольную, квадратную) фигуру; тонкую или толстую фигуру, большой (или маленький) круг (треугольник, квадрат), тонкий (или толстый) треугольник (круг, квадрат).
Игра «Что изменилось».
Перед детьми выкладывают несколько фигур (начиная от 3-4 до 5-6), прошу внимательно рассмотреть и запомнить их. Потом считалочкой «Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки закрывать!» прошу закрыть глаза и убираю одну из фигур. Произношу считалочку: «Раз, два, три, четыре, пять, можно глазки открывать!» и прошу сказать, какой фигуры не стало. Когда дети уже хорошо справляются с заданием, усложняю его: фигурки не убираются, а меняются местами.
Игра «Какая фигурка лишняя».
Выкладываю три фигурки – две со схожими свойствами, а одна – отличающаяся. Например: два круга и один треугольник; две красные фигуры и одна – желтая; две тонкие и одна – толстая; две большие и одна – маленькая. Прошу назвать, какая фигура лишняя и почему.
Серия игр «Выложи картинку».
Для этих игр использую как готовый альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких», так и свои разработанные карточки, при выкладывании которых используются все фигуры комплекта. Накладывая цветные блоки на изображения, дети испытывают радость созидателя, наблюдая, как под их руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы.
Игра «Магазин».
Все фигуры раскладываются на «витрине». Это магазин, где продается самое вкусное «печенье». Дети по очереди выступают в роли продавца (покупатель – взрослый) в начале года, и покупателя (продавцом может быть и взрослый, и другой ребенок) в конце учебного года. Взрослый говорит: «Здравствуйте! Я хотела бы купить большое красное круглое печенье. Продай мне его, пожалуйста» Ребенок-продавец должен найти и «продать» именно то печенье, которое просит «покупатель».
Игра «Отыщи не глядя».
Перемешаем разные элементы логических блоков и сложим их в мешочек. А теперь попросим малыша засунуть туда ручку и на ощупь, не подглядывая найти блок заказываемой формы.
Игра «Сортировка по признаку».
Все блоки складываем в общую кучку, а потом просим малыша достать оттуда все предметы красного цвета, затем все квадраты и так далее.
Игра «Отыщи такой же».
Показываем ребёнку блок, а затем даем задание найти такой же (параметры могут быть любые на Ваш выбор от цвета до толщины). Такой же предмет малыш отыскивает легко и уверенно, тогда попросите его найти – совсем не такой. Можно усложнить задание и искать «такие же предметы» не по одному, а по некоей совокупности признаков (например,б лок такой же толщины и цвета). К примеру, попросить найти все тонкие блоки красного цвета.
По мере совершенствования логического аппарата усложняем критерии поиска: пусть ребенок отыщет в наборе блоки, похожие по двум параметрам, но и отличающиеся от исходного по одному из свойств. То есть, к примеру, теперь он не просто выберет все тонкие детали красного цвета, а обратит внимание на и отличия по размеру.
Игра «Найди лишнего».
Предварительно отбираем несколько блоков и раскладываем их перед ребенком. В ряду элементов должен был затеряться один лишний. Он может отличаться от всех остальных цветом или формой. Пусть малыш догадается, какой именно блок должен отправиться в коробку и не забудьте уточнить почему.
Игра «Цепочки».
В этой игре малышу предстоит выложить определенную последовательность из фигур, объединенных одним признаком. Сначала можем построить цепочку из различных элементов красного цвета, потом собираем вместе все детали одного размера. Затем строительными кирпичиками могут стать блоки одинакового цвета, но разной толщины.
Можно усложнить задачу – зададим условие: в цепочке все элементы, соседствующие между собой, должны обладать одним общим признаком. Если строительство цепочки началось с красного квадрата, то следующий элемент должен быть либо не квадратный элемент красного цвета, либо квадрат, но не красный. Решили положить квадрат. Выбрали синий квадрат. Следующим звеном может стать синий круг и т.п.
Можно несколько модифицировать условия игры и попросить, чтобы каждое следующее звено цепочки совершенно отличалось от предыдущего по всем 4 признакам.
Если Ваш малыш любит головоломки, можно предложить ему цепочку с известным началом и концом и пропущенной серединкой. Это задание будет интересным, если начальный и конечный элемент будут совершенно не похожи друг на друга. К примеру, в начале ставим толстый красный прямоугольник, а в конце – тонкий желтый круг. Теперь, изменяя с каждой новой деталью последовательности одно из свойств, малыш должен восстановить разрушенную цепочку.
Игра «Угадай».
Выбираем водящего (лучше, если в начале это будет взрослый). Он незаметно для другого игрока прячет какой-либо из блоков в непрозрачный мешочек. Задавая наводящие вопросы, ребенок должен догадаться, что именно спрятано в мешке. Вопросы должны строиться так, чтобы Вы могли ответить на них «да» или «нет». Эта фигура красная? Это треугольник? и т.д. После того как фигура угадано меняемся ролями.
Игр и самых разнообразных заданий с логическими блоками Дьенеша существует очень много. Да и сами родители без труда могут придумывать новые варианты по аналогии. Эти волшебные кубики и треугольники научат малыша конструировать и моделировать, расширит его воображение и память, будут способствовать обогащению речи, познакомят с принципами решения задач на логику. Чаще всего они направлены на выработку отдельных навыков и умений у ребят разных возрастов.
Таким образом, используя логические блоки Дьенеша в системе сенсорного развития детей 2-3 лет, не только закрепляются полученные знания, но и развиваются мыслительные умения малышей: сравнение, анализ, классификация, обобщение.
В результате к концу учебного года дети самостоятельно выделяют и называют цвет, форму, размер предметов, группируют и соотносят их по выделенным свойствам, свободно умеют выделить в предмете 3-4 признака.