Мастер-класс для воспитателей «Логические блоки Дьенеша: умные игры - умные дети»

2
0
Материал опубликован 1 November 2022

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ – САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №369 ГОРОДА ДОНЕЦКА»









Мастер-класс для воспитателей

«Логические блоки Дьенеша:

умные игры - умные дети»














Подготовила воспитатель

средней ортопедической группы «Б»

Коновалова Н.С.












Донецк, апрель 2023 г.

Мастер-класс для воспитателей

«Логические блоки Дьенеша: умные игры - умные дети»


Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса.

Задачи: формировать у педагогов – участников мастер-класса представление об игровой технологии; познакомить участников мастер-класса с   методами и приемами использования развивающих игр в педагогическом процессе; обучить участников мастер–класса навыкам, составляющим основу игровой технологии; активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах интеллектуального развития детей дошкольного возраста; вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Материал и оборудование: логические блоки Дьенеша, стол для игрушек, игрушки – Мишка, Львенок, Собачка; игрушечный чайный набор, листы с нарисованными двумя пересеченными кругами, домики, загадки, сундук, проектор, листочки, ручки, музыкальное сопровождение.

        

Ход мастер - класса

Слайд 1

Одна из основных задач, дошкольного образования - формирование ключевых компетентностей детей дошкольного возраста в соответствии с образовательными программами дошкольного образования и ГОС ДО. Сформированные компетентности, развитая коммуникативная и информационная культура личности рассматривается сейчас как основа успешной адаптации современного человека в обществе. В мире информационной цивилизации недостаточно научить детей счёту, измерению, вычислению. Важно – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить, а главную роль в развитии у детей умений самостоятельно и творчески мыслить играют развивающие игры.


Слайд 2

Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш был влюблен в свою науку и посвятил многие годы исследованиям, преподаванию математики детям в разных странах. Золтан Дьенеш предлагает использовать для игр «Логические блоки Дьенеша» - это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, желтые, синие), размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие). Сам по себе набор – потрясающее поле для деятельности, десятки игр разной степени сложности, которые объединят ребенка и взрослого.

Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования.

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.

        

Слайд 3 Логические блоки Дьенеша обеспечивают наглядность, системность и доступность, смену деятельности и применяем в игровой форме в организованной образовательной деятельности комплексной, интегрированной.

Например, в образовательной области «Познавательное развитие», в подобласти «ФЭМП», с помощью их дети оперируют:

сенсорными эталонами (геометрическими понятиями);

узнают, что такое множество, подмножество;

с величинами;

с понятием числа;

с составом числа;

с пространственными представлениями;

арифметическими действиями сложением и вычитанием.

В подобласти «Конструирование» в процессе моделирования дети замещают конструкцией из блоков реальные предметы с помощью творческого воображения, на основе которого формируется творческое мышление.

В образовательной области «Физического развития» - проводим подвижные игры с блоками – это предметы ориентиры.

В образовательной области «Речевое развития» - на грамоте выкладываем буквы, слоги.

В образовательной области «Художественно-эстетического развития» - на рисование и аппликации моделируем узор, орнамент с помощью блоков, экспериментируем созвучие цветовой гаммы.


Практическая часть мастер-класса

Слайд 4 Переходим к практическим действиям коллеги. Предлагаю вашему вниманию игры для детей дошкольного возраста. Разумеется, все игры невозможно показать в одном мастер-классе.


Слайд 5 Игры для детей младшего дошкольного возраста

1. Игра «Поиск одинаковых фигур» Откройте коробки с блоками. Рассмотрите их. Что можно с ними сделать? Молодцы! Дети делают также.

Вариант 1 Разложите блоки по цвету: красные,  желтые, синие.

Вариант 2 Выберите все квадратные, а теперь все треугольные. Верните блоки на свои места.

2. Игра «Угости игрушку» (Приглашаются три участника) Угостите Мишку печеньками только одинаковой толщины, Львенка только одинакового размера, а Собачку только одинаковой формы. Молодцы, а теперь посчитайте печеньки у героев нашей игры. Сколько у каждого из них? (Один – много)


Слайд 6 Игры для детей среднего дошкольного возраста

1. Игра «Дорожки» Выложите полоску из 5 блоков, (выкладывают) сверху над каждой фигурой разложите фигуры  1 стол - другого цвета, 2 стол - другой формы, 3 стол другого - размера.

2. Игра «Покажи»   Покажите: 1) не круглый и не квадратный, 2) не синий и не толстый блок, 3) не круглый и не красный и т. п.

3. Игра «Угадай-ка» (Приглашается один участник) Участник прячет одну блок Дьенеша в руках. Остальные участники мастер-класса должны угадать, какой именно блок спрятан, задавая наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, Вы спрашиваете – эта фигура квадратная? Нет. Вместе убираете все квадратные формы. – Она красная? Нет. Убираете красные. А теперь вы задавайте мне вопросы. Верните блоки на свои места.


Слайд 7 Игры для детей старшего дошкольного возраста

        1. Игра «Группы» (Раздаю нарисованных два пересекающихся круга). Разложите все синие фигуры в левом круге, а все треугольники в правом. В середину нужно положить фигуры, которые подходят и к первому и ко второму кругу. Проблема возникнет, когда ребенок возьмет синий треугольник, куда его положить? Отлично, если ребенок сам догадается, что фигура принадлежит обоим множествам. Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы.

         А теперь попробуем заполнить карточки с символами свойств.

2. Игра «Заселим в домики» (Раздаю таблицы) Перед Вами домики. Нужно помочь каждому герою сказки попасть в свой дом, но для того, чтобы узнать, кому какой герой достанется, обратимся за помощью к сундуку загадок. (Выноситься сундук. Игроки достают сверток, на котором напечатана загадка, читают ее, отгадывает сказочного персонажа и ассоциирует с одним из блоков.) Задание: разделить название сказочного персонажа на слоги, сколько слогов – такой этаж в доме.

        

Слайд 8

В завершение нашего мастер – класса предлагаю сочинить «Синквейн» по определенному алгоритму. Мы определим, что произошло с вами в течение нашей встречи. Может быть вы чему - то научились, может быть кому - то было интересно. Может быть наш мастер – класс вас вдохновил на новые дела. Итак, что такое Синквен? Синквен – это «пятистишье», с франц. – «cing» пять.

Итак, начнем: 1 строчка – 1 существительное. Это и есть тема синквейна. 2 строчка – 2 прилагательных. 3 строчка – 3 глагола. 4 строчка – на четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, с помощью которой вы дадите оценку нашей деятельности. Это может быть крылатое выражение, цитата. 5 строчка – синоним первого слова, существительное, можно два, выступающие как итог, вывод. Пример: «Воспитатель. Добрый, знающий. Помогает, воспитывает, учит. Любит всех детей. Мастер.»


Слайд 9 Благодарю за внимание. Желаю удачи.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.