Родительское собрание «Формирование навыков чтения у первоклассников. советы родителям»
Родительское собрание в 1 классе
МАОУ «СОШ № 44» г. Пермь
Классный руководитель –Ярина Н.С.
1а класс , 2021 г.
«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
Цели. Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы; познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.
Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания , от которых зависит умственная работоспособность.
Часто бывает так, что ребенок знает все буквы , может читать, но не хочет.
Как же сделать так чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью? В этом деле очень полезны игры, в процессе которых обучение чтению идет непринужденно и весело.
Огромную роль играют и вечера семейных чтений, наполненные живым ,умным словом.
Работа над техникой чтения - процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения в старших классах будет значительно затруднено обучение.
Если ребенок находится еще только на первых ступенях овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать.
Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два еще 1-2 абзаца. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение часа-полутора за один прием.
Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения (т. к – это значит, что при чтении у него возникают трудности)
В режиме щадящего чтения ребенок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых.
Для того чтобы ребенок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом.
К своему «росту по чтению» ребенок будет относиться столь же ревностно, как к меткам его роста на двери.
Необходимо отмечать рост , сравнивать сегодняшние результаты со вчерашними, радоваться каждому шагу вперед, каждому успеху.
Педагоги пришли к выводу: если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает.
Научившись читать, ребенок открывает для себя мир большой литературы.
Чтобы ребенок полюбил чтение, очень важно создать его собственную домашнюю библиотеку.
Первый подход - рабочая библиотека, помогающая в повседневном учебном и внеучебном труде: словари, Энциклопедии , научно-популярная литература, периодические издания.
Второй подход-приобретение любимых книг, прочитанных и ставших любимыми (книги-друзья, книги- помощники , книги-собеседники).
Родителям необходимо самим хорошо знать детскую литературу, чтобы помогать развитию детей.
Приобщение детей к чтению следует начинать с выбора литературы.
Здесь поможет прежде всего детская классика:
К.Чуковский
С.Маршак,
А.Барто,
В.Берестов,
Б.Заходер,
Н.Носов,
В.Голявкин,
Э.Успенский
Когда у ребенка начнут возникать вопросы о разных предметах, явлениях, зарождаться интересы, увлечения- самое время познакомить его с научно-популярной литературой.
Здесь можно обратиться к «золотому» фонду детской научно-познавательной литературы- книгам М.Пришвина, Е.Чарушина,Г.Снегирева,В.Бианки,Н.Акимова,Г.Скребицкого,Ю.Дмитриева и др.; Книгам энциклопедического характера: «Я познаю мир», «Все обо всем», «Моя первая энциклопедия» и др.
Третий подход - Ребенка следует записать в библиотеку, где из обилия книг можно выбрать то, что нужно именно ему.
Очень важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное и любовное отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке.
Четвёртый подход - Даже бегло читающий ребенок еще долго будет нуждаться в том , чтобы ему читали вслух, чтобы, читая, отвечали на его вопросы, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном.
Памятка для родителей
«Как помочь ребенку полюбить чтение»
- Слушайте, то что читает ребенок.
- Беседуйте о прочитанном материале с ребенком, разъясняйте непонятные слова и смысл текста.
- Запишите его в библиотеку.
- Просматривайте выбор книг ребенка для чтения.
- Расскажите о своих любимых книгах и авторах.
- Читайте сами книги.
- Создайте свою библиотеку или библиотеку своего ребенка.
Оценивание техники чтения в начальных классах
по ФГОС
Техника чтения в 1 классе
Умение читать – одно из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. На первой ступени обучения технике чтения уделяется довольно много внимания. Это не удивительно, ведь именно в этот период и формируется темп чтения.
Особенно тщательно техника чтения отслеживается в 1 классе. В этот период чтение выступает объектом усвоения. У первоклассников проверяется:
- сформировался ли способ чтения по слогам;
- насколько происходит осознание общего смысла прочитанного текста;
- понимает ли ребенок, что означают отдельные слова и предложения;
- соблюдаются ли паузы, отделяющие предложения.
Требования к чтению
В 1 полугодии технику чтения можно не проверять.
На конец 2 полугодия у ребенка должно быть сформировано осознанное, правильное чтение. Простые слова прочитываются целым словом. Допускается слоговое чтение многосложных слов.
Согласно ориентировочным показателям ФГОС, скорость чтения в 1 классе должна составлять:
в 1 полугодии – 25-30 слов в минуту
во 2 полугодии – 30-40 слов в минуту.
Особенности проверки
В 1 классе оценки не ставятся, ученик либо «справился», либо «не справился» с заданием.
Для проверки техники чтения необходимо заранее подготовить незнакомый ребенку текст. Предложения в тексте должны быть простые и короткие. Картонок быть не должно, чтобы ученик не отвлекался. Важно настроить ребенка на быстрое чтение.
В процессе чтения первоклассник должен следить по тексту пальцем, чтобы не потерять строчку. Когда ребенок начал читать, не следует останавливать его, даже если он ошибся в прочтении слова или в постановке ударения. После чтения необходимо задать ребенку несколько вопросов по тексту.
Навыки и основы чтения закладываются детям в 1 классе. Поэтому в этот период крайне важно обращать особое внимание на успехи малышей в школе, с целью оказания им своевременной помощи в случае отставания.
Просто чудо – более 20.
Это здорово - 16-20
Замечательно – 10-15
Эх, маловато – менее 10.
№ | Ф.И. ученика | 2 четверть | Характер чтения |
1 | | 7 | Звуковое, редко слоговое. Искажение чтения. Нет понятия от прочитанного. |
2 | | 4 | Буквенное, редко слоговое. Неразборчивое, неосознанное. Нет понятия от прочитанного |
3 | | 35 | Беглое, слоговое, словами, четкое. |
4 | | 77 | Беглое, полными словами, со смыслом. |
5 | | 14 | Слоговое, чёткое. С пониманием |
6 | | 7 | Буквенное, Неразборчивое Нет слияния слогов. |
7 | | 47 | Беглое, слоговое, словесное, без ошибок. |
8 | | 29 | Беглое. Слоговое, словами. Не всегда соблюдает интонацию. Зачитывается (все тише, тише) |
9 | | 27 | Безошибочное, слоговое. Словами, не всегда беглое. |
10 | | 26 | Слоговое, не дочитывает окончания. Не беглое. |
11 | | 18 | Буквенное, слоговое. Искажение слов, повтор чтения, не осмысленное чтение. Нет беглости. |
12 | | 36 | Слоговое, беглое, безошибочное. |
13 | | 29 | Слоговое, без ошибок. Нет беглости. |
14 | | 4 | Буквенное, не читающее. |
15 | | 9 | Буквенное, слоговое, редко слоговое. Неразборчивое |
16 | | 25 | Слоговое. Словами. Беглое. С пониманием. |
17 | | 27 | Слоговое, словами. Беглое. С пониманием. |
18 | | 48 | Словами. Беглое. Выразительное, Со смыслом. |
19 | | 87 | Беглое, предложениями. Текст. |
20 | | 25 | Слоговое, безошибочное, с пониманием. |
21 | | 23 | Слоговое, безошибочное. Беглое |
22 | | 12 | Буквенное, Слоговое Нет беглости Неосознанное |
23 | | 48 | Слоговое. Словами. Беглое но теряет предложение и недопонимает смысл. |
24 | | 67 | Словами. Беглое. Правильное. С логическим ударением. Тихое. |
25 | | 24 | Слоговое, словами. Беглое. С пониманием. |
26 | | 56 | Словами с логическим ударением. Беглое, не допускает ошибок. Требует выразительности. |
27 | | 21 | Словами с логическим ударением. Беглое, не допускает ошибок. |
28 | | 22 | Беглое. Соблюдение паузы. Безошибочное. |