Родительское собрание «Функциональная грамотность»

11
0
Материал опубликован 19 May 2022 в группе



Государственное бюджетное

образовательное учреждение

лицей №64

г. Санкт-Петербург













Всероссийский конкурс

для классных руководителей

на лучшую методическую разработку

«Родительское собрание»





План-конспект родительского собрания «Функциональная грамотность»





Белобратова

Анна Александровна,

Классный руководитель

10 класса



Уважаемые родители!

Не секрет, что в последнее время в школе уделяют большое количество времени разным инновационным продуктам. Вполне возможно, что термин «функциональная грамотность» знаком Вам и из средств массовой информации, и из уст Ваших детей.

Сегодня я хочу провести небольшое занятие, в ходе которого постараюсь раскрыть значение этой образовательной технологии, а так же практическое ее применение не только в рамках урочной и внеурочной деятельности в школе, но и за ее пределами, в обычной жизни Ваших детей.

Новый термин «функциональная грамотность», несомненно, вызывает большое количество вопросов со стороны родителей. Особую озабоченность вызывают следующие вопросы:

Что такое формирование функциональной грамотности?

Зачем это моему ребенку и как это применять в жизни?

На каких уроках этому будут обучать?

Не приведет ли это к увеличению нагрузки на детей в виде дополнительных домашних заданий и контрольных работ?

Я постараюсь последовательно ответить на эти вопросы и показать, что этот образовательный феномен сможет только расширить возможности обучения для Ваших детей и принести огромную практическую пользу.

В далеком 1957 году ассоциация ЮНЕСКО впервые использовала это понятие, которое предполагало наличие базовых навыков чтения, счета и письма. Именно эти навыки позволяют человеку решать простейшие бытовые задачи.

В современном мире под функциональной грамотностью подразумевается способность человека использовать свои знания и приобретенные навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. Такие задачи становятся все сложнее и сложнее. Поэтому так важно становится умение адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и вызовам общества.

Современная школа (как средняя, так и высшая) зачастую дает огромный багаж знаний в различных сферах науки, но теоретические знания и практическое использование полученной информации, к сожалению, далеко не всегда идут рука об руку.

Напомню в качестве примера о трагическом случае, произошедшем пару лет назад. Во время одной вечеринки для создания необычного эффекта «парения» устроителями праздника в бассейн с водой, в котором находились участники веселья, был добавлен сухой лед. Однако организаторы не учли, что выделяющийся при химической реакции углекислый газ тяжелее воздуха, а значит, перекрывает доступ кислорода к людям, находящимся в бассейне. Погибло 2 человека. Самым жутким является тот факт, что одной из участниц была девушка, окончившая химико-фармацевтическую академию, но она не смогла применить свои знания по химии и физиологии, чтобы предотвратить трагедию.

Случай этот трагичный, но, к сожалению, выпускники достаточно часто сталкиваются с ситуациями, когда они не могут применить полученные знания и навыки как в быту, так и в профессиональной деятельности. Основной задачей формирования функциональной грамотности как раз и является преодоление той пропасти, которая лежит между багажом накопленных знаний и способностью их применения в реальной жизни.

Необходимость учиться для жизни, а не для школы – вот что лежит в основе функциональной грамотности.

Функциональная грамотность делится на несколько составляющих:

Математическая грамотность

Читательская грамотность

Естественно-научная грамотность

Финансовая грамотность

Глобальные компетенции

Креативное мышление

Традиционно мы говорим о метапредметных умениях, но функциональная грамотность есть синтез знаний различных предметов для решения конкретных практических задач.

Теперь поговорим о самих заданиях на формирование функциональной грамотности. Они отличаются от традиционных задач, так как это задачи вне предметных областей, но при этом опираются как на знания, так и на жизненный опыт учащегося. Отличаются формулировками, часто носят проблемный характер, имеют множество решений. Составлены простым, не академическим, а понятным школьнику языком. В задании моделируется жизненная ситуация, сопровождаемая дополнительными средствами визуализации – графиком, схемой, рисунком или фото.

Задания такого вида постепенно вводятся в разные предметные области, учащиеся начинают встречать их на разных уроках.

В качестве примера могу привести задачи из экзамена по математике для 9-классников, где по рисунку-схеме приусадебного участка предлагается ответить на вопросы различного характера, от простейших:

- Где располагается сарай или теплица?

(Учащиеся по схеме и описанию участка находят номер объекта)

до более сложных, требующих математических вычислений:

- Сколько упаковок плитки требуется купить для мощения дорожки, при условии, что в упаковке находится 3 кв.м. плитки?

(Необходимо вычислить площадь дорожки и произвести деление с остатком)

Или такую задачу из открытого банка ФИПИ ОГЭ:

Прочитайте внимательно текст и выполните задания 15.

Никита и папа летом живут в деревне Лягушкино. В субботу они собираются съездить на велосипедах в село Вятское в спортивный магазин. Из деревни Лягушкино в село Вятское можно проехать по прямой лесной дорожке. Есть более длинный путь: по прямолинейному шоссе через деревню Куровка
до деревни Марусино, где нужно повернуть под прямым углом налево
на другое шоссе, ведущее в село Вятское. Есть и третий маршрут: в деревне Куровка можно свернуть на прямую тропинку в село Вятское, которая идёт мимо пруда.

Лесная дорожка и тропинка образуют с шоссе прямоугольные треугольники.

t1652908107aa.png



По шоссе Никита с папой едут со скоростью 25 км/ч, а по лесной дорожке
и тропинке —
со скоростью 15 км/ч. На плане изображено взаимное расположение населённых пунктов, длина стороны каждой клетки равна 1 км.

Задание 1.

Пользуясь описанием, определите, какими цифрами на плане обозначены населённые пункты.

Заполните таблицу, в бланк ответов перенесите последовательность трёх цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов. 

Насел. пункты

д. Лягушкино

с. Вятское

д. Куровка

Цифры

 

 

 


Задание 2.

Сколько километров проедут Никита с папой от деревни Куровка до села Вятское, если они поедут по шоссе через деревню Марусино?

Задание 3.

Найдите расстояние от деревни Лягушкино до села Вятское по прямой. Ответ дайте в километрах.

Задание 4.

Сколько минут затратят на дорогу из деревни Лягушкино в село Вятское Никита с папой, если поедут через деревню Марусино?

Задание 5.

В таблице указана стоимость (в рублях) некоторых продуктов в четырёх магазинах, расположенных в деревне Лягушкино, селе Вятское, деревне Куровка и деревне Марусино.

Наименование продукта

д. Лягушкино

с. Вятское

д. Куровка

д. Марусино

Молоко (1 л)

32

38

31

44

Хлеб (1 батон)

26

28

35

25

Сыр «Российский» (1 кг)

220

260

230

240

Говядина (1 кг)

360

350

330

400

Картофель (1 кг)

16

15

22

17

 

Никита с папой хотят купить 3 батона хлеба, 2 кг говядины и 3 кг картофеля. В каком магазине такой набор продуктов будет стоить дешевле всего?
В ответ запишите стоимость данного набора в этом магазине.


Давайте вместе попробуем решить эти, на первый взгляд, элементарные задачи.

*Задачи выводятся на слайде или даются в распечатанном виде.

*Родители общими усилиями решают задачи.

*Обсуждается решение.

Какие сложности, по Вашему мнению, возникают у учащихся при выполнении задач такого вида?

Вы абсолютно правы. Умение рассмотреть схему и соединить с ней текст. Умение выделить ключевую информацию и понять, как именно записать ответ.



К сожалению, зачастую именно неумение правильно прочитать задание ведет к неправильному выполнению задачи не только по математике, но и по другим предметам учебного цикла. Вне школьных рамок мы встречаемся с ситуациями, когда не только учащиеся, но и взрослые, успешные и образованные люди, испытывают затруднения при заполнении форм или заявлений. А отвечает за эти умения именно функциональная грамотность.

Когда же необходимо начинать формировать функциональную грамотность?

Безусловно, с первых шагов ребенка в школе – с первого класса, когда он сталкивается с первыми задачами по математике, с первыми схемами и рисунками по окружающему миру, таблицами или правилами по русскому языку…

Именно поэтому понятие формирования функциональной грамотности было включено в стандарты начального и основного общего образования приказом Министерства Образования от 31 мая 2021 года.

На данный момент самый большой банк заданий по функциональной грамотности находится на электронной платформе Российской Электронной Школы:

https://fg.resh.edu.ru

Также можно посмотреть примеры задач:

https://fioco.ru/примеры-задач-pisa

Существует большое количество печатных изданий с заданиями этого вида. В нашем лицее учителя стараются включать задания на развитие функциональной грамотности на своих уроках.

Такие задания интегрированы в предметные курсы и не приводят к увеличению домашних заданий.

Существует достаточно большое количество различных независимых исследований, как Российских, так и международных, проверяющих владение функциональной грамотностью школьников разных возрастов.

К сожалению, пока мы не входим в топ-10 стран, показывающих высокие результаты.

Введение заданий на развитие функциональной грамотности в различные предметные области, несомненно, помогут нашим учащимся формировать этот навык.

Мой небольшой рассказ подходит к концу. Благодарю за сотрудничество в решении задач из ОГЭ.

Я с удовольствием постараюсь ответить на Ваши вопросы.





Список источников:



https://fioco.ru/примеры-задач-pisa

https://fg.resh.edu.ru

https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge

https://sociology_encyclopedy.academic.ru/1178/ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ_ГРАМОТНОСТЬ

https://media.prosv.ru/fg/





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.