Родительское собрание «Функциональная грамотность»
Государственное бюджетное
образовательное учреждение
лицей №64
г. Санкт-Петербург
Всероссийский конкурс
для классных руководителей
на лучшую методическую разработку
«Родительское собрание»
План-конспект родительского собрания «Функциональная грамотность»
Белобратова
Анна Александровна,
Классный руководитель
10 класса
Уважаемые родители!
Не секрет, что в последнее время в школе уделяют большое количество времени разным инновационным продуктам. Вполне возможно, что термин «функциональная грамотность» знаком Вам и из средств массовой информации, и из уст Ваших детей.
Сегодня я хочу провести небольшое занятие, в ходе которого постараюсь раскрыть значение этой образовательной технологии, а так же практическое ее применение не только в рамках урочной и внеурочной деятельности в школе, но и за ее пределами, в обычной жизни Ваших детей.
Новый термин «функциональная грамотность», несомненно, вызывает большое количество вопросов со стороны родителей. Особую озабоченность вызывают следующие вопросы:
Что такое формирование функциональной грамотности?
Зачем это моему ребенку и как это применять в жизни?
На каких уроках этому будут обучать?
Не приведет ли это к увеличению нагрузки на детей в виде дополнительных домашних заданий и контрольных работ?
Я постараюсь последовательно ответить на эти вопросы и показать, что этот образовательный феномен сможет только расширить возможности обучения для Ваших детей и принести огромную практическую пользу.
В далеком 1957 году ассоциация ЮНЕСКО впервые использовала это понятие, которое предполагало наличие базовых навыков чтения, счета и письма. Именно эти навыки позволяют человеку решать простейшие бытовые задачи.
В современном мире под функциональной грамотностью подразумевается способность человека использовать свои знания и приобретенные навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. Такие задачи становятся все сложнее и сложнее. Поэтому так важно становится умение адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и вызовам общества.
Современная школа (как средняя, так и высшая) зачастую дает огромный багаж знаний в различных сферах науки, но теоретические знания и практическое использование полученной информации, к сожалению, далеко не всегда идут рука об руку.
Напомню в качестве примера о трагическом случае, произошедшем пару лет назад. Во время одной вечеринки для создания необычного эффекта «парения» устроителями праздника в бассейн с водой, в котором находились участники веселья, был добавлен сухой лед. Однако организаторы не учли, что выделяющийся при химической реакции углекислый газ тяжелее воздуха, а значит, перекрывает доступ кислорода к людям, находящимся в бассейне. Погибло 2 человека. Самым жутким является тот факт, что одной из участниц была девушка, окончившая химико-фармацевтическую академию, но она не смогла применить свои знания по химии и физиологии, чтобы предотвратить трагедию.
Случай этот трагичный, но, к сожалению, выпускники достаточно часто сталкиваются с ситуациями, когда они не могут применить полученные знания и навыки как в быту, так и в профессиональной деятельности. Основной задачей формирования функциональной грамотности как раз и является преодоление той пропасти, которая лежит между багажом накопленных знаний и способностью их применения в реальной жизни.
Необходимость учиться для жизни, а не для школы – вот что лежит в основе функциональной грамотности.
Функциональная грамотность делится на несколько составляющих:
Математическая грамотность
Читательская грамотность
Естественно-научная грамотность
Финансовая грамотность
Глобальные компетенции
Креативное мышление
Традиционно мы говорим о метапредметных умениях, но функциональная грамотность есть синтез знаний различных предметов для решения конкретных практических задач.
Теперь поговорим о самих заданиях на формирование функциональной грамотности. Они отличаются от традиционных задач, так как это задачи вне предметных областей, но при этом опираются как на знания, так и на жизненный опыт учащегося. Отличаются формулировками, часто носят проблемный характер, имеют множество решений. Составлены простым, не академическим, а понятным школьнику языком. В задании моделируется жизненная ситуация, сопровождаемая дополнительными средствами визуализации – графиком, схемой, рисунком или фото.
Задания такого вида постепенно вводятся в разные предметные области, учащиеся начинают встречать их на разных уроках.
В качестве примера могу привести задачи из экзамена по математике для 9-классников, где по рисунку-схеме приусадебного участка предлагается ответить на вопросы различного характера, от простейших:
- Где располагается сарай или теплица?
(Учащиеся по схеме и описанию участка находят номер объекта)
до более сложных, требующих математических вычислений:
- Сколько упаковок плитки требуется купить для мощения дорожки, при условии, что в упаковке находится 3 кв.м. плитки?
(Необходимо вычислить площадь дорожки и произвести деление с остатком)
Или такую задачу из открытого банка ФИПИ ОГЭ:
Прочитайте внимательно текст и выполните задания 1–5.
Никита и папа летом живут в деревне Лягушкино. В субботу они собираются съездить на велосипедах в село Вятское в спортивный магазин. Из деревни Лягушкино в село Вятское можно проехать по прямой лесной дорожке. Есть более длинный путь: по прямолинейному шоссе через деревню Куровка
до деревни Марусино, где нужно повернуть под прямым углом налево
на другое шоссе, ведущее в село Вятское. Есть и третий маршрут: в деревне Куровка можно свернуть на прямую тропинку в село Вятское, которая идёт мимо пруда.
Лесная дорожка и тропинка образуют с шоссе прямоугольные треугольники.
По шоссе Никита с папой едут со скоростью 25 км/ч, а по лесной дорожке
и тропинке — со скоростью 15 км/ч. На плане изображено взаимное расположение населённых пунктов, длина стороны каждой клетки равна 1 км.
Задание 1.
Пользуясь описанием, определите, какими цифрами на плане обозначены населённые пункты.
Заполните таблицу, в бланк ответов перенесите последовательность трёх цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Насел. пункты | д. Лягушкино | с. Вятское | д. Куровка |
Цифры |
|
|
|
Задание 2.
Сколько километров проедут Никита с папой от деревни Куровка до села Вятское, если они поедут по шоссе через деревню Марусино?
Задание 3.
Найдите расстояние от деревни Лягушкино до села Вятское по прямой. Ответ дайте в километрах.
Задание 4.
Сколько минут затратят на дорогу из деревни Лягушкино в село Вятское Никита с папой, если поедут через деревню Марусино?
Задание 5.
В таблице указана стоимость (в рублях) некоторых продуктов в четырёх магазинах, расположенных в деревне Лягушкино, селе Вятское, деревне Куровка и деревне Марусино.
Наименование продукта | д. Лягушкино | с. Вятское | д. Куровка | д. Марусино |
Молоко (1 л) | 32 | 38 | 31 | 44 |
Хлеб (1 батон) | 26 | 28 | 35 | 25 |
Сыр «Российский» (1 кг) | 220 | 260 | 230 | 240 |
Говядина (1 кг) | 360 | 350 | 330 | 400 |
Картофель (1 кг) | 16 | 15 | 22 | 17 |
Никита с папой хотят купить 3 батона хлеба, 2 кг говядины и 3 кг картофеля. В каком магазине такой набор продуктов будет стоить дешевле всего?
В ответ запишите стоимость данного набора в этом магазине.
Давайте вместе попробуем решить эти, на первый взгляд, элементарные задачи.
*Задачи выводятся на слайде или даются в распечатанном виде.
*Родители общими усилиями решают задачи.
*Обсуждается решение.
Какие сложности, по Вашему мнению, возникают у учащихся при выполнении задач такого вида?
Вы абсолютно правы. Умение рассмотреть схему и соединить с ней текст. Умение выделить ключевую информацию и понять, как именно записать ответ.
К сожалению, зачастую именно неумение правильно прочитать задание ведет к неправильному выполнению задачи не только по математике, но и по другим предметам учебного цикла. Вне школьных рамок мы встречаемся с ситуациями, когда не только учащиеся, но и взрослые, успешные и образованные люди, испытывают затруднения при заполнении форм или заявлений. А отвечает за эти умения именно функциональная грамотность.
Когда же необходимо начинать формировать функциональную грамотность?
Безусловно, с первых шагов ребенка в школе – с первого класса, когда он сталкивается с первыми задачами по математике, с первыми схемами и рисунками по окружающему миру, таблицами или правилами по русскому языку…
Именно поэтому понятие формирования функциональной грамотности было включено в стандарты начального и основного общего образования приказом Министерства Образования от 31 мая 2021 года.
На данный момент самый большой банк заданий по функциональной грамотности находится на электронной платформе Российской Электронной Школы:
Также можно посмотреть примеры задач:
https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Существует большое количество печатных изданий с заданиями этого вида. В нашем лицее учителя стараются включать задания на развитие функциональной грамотности на своих уроках.
Такие задания интегрированы в предметные курсы и не приводят к увеличению домашних заданий.
Существует достаточно большое количество различных независимых исследований, как Российских, так и международных, проверяющих владение функциональной грамотностью школьников разных возрастов.
К сожалению, пока мы не входим в топ-10 стран, показывающих высокие результаты.
Введение заданий на развитие функциональной грамотности в различные предметные области, несомненно, помогут нашим учащимся формировать этот навык.
Мой небольшой рассказ подходит к концу. Благодарю за сотрудничество в решении задач из ОГЭ.
Я с удовольствием постараюсь ответить на Ваши вопросы.
Список источников:
https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
https://sociology_encyclopedy.academic.ru/1178/ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ_ГРАМОТНОСТЬ