Родительское собрание «Как помочь ребенку справится со стрессом»
Автор: Полухина О. В.
Учитель математики,
классный руководитель 10А класса
МАОУ СОШ №67
г. Екатеринбурга
Сценарий родительского собрания в форме фасилитационной практики на тему
«Как помочь ребенку справится со стрессом»
Цели:
актуализировать проблему стрессоустойчивости учащихся старших классов для родителей;
простимулировать и включить родителей в деятельность по формирования у детей стрессоустойчивости через обсуждение, в процессе которого сами родители становятся авторами решений проблемы, а значит у них появляется уверенность в своих силах и желание заботиться о реализации этих решений.
Задачи родительского собрания:
познакомить родителей учеников с понятием стресс, видами, причинами и последствиями возникновения стресса;
сформировать их представление о стрессоустойчивости школьников и приемах ее формирования;
совместно с родителями разработать стратегию дальнейшей помощи детям в борьбе со стрессом. Которая по силам каждому из них.
совместно сформулировать рекомендации о средствах и методах формирования стрессоустойчивости у их детей.
Оборудование:
Жетоны разного цвета (по количеству групп) или жетоны с разными картинками.
Стикеры бумажные
Листы формата А3 и маркеры
Столы и стулья расставлены в соответствии с количеством групп (эффективнее разместить в каждой группе не более 4-5 человек)
Презентация
Ход родительского собрания
Этап 1: предложить родителям взять жетон (или картинку) того цвета, который им больше нравится. Затем рассесться по группам в соответствии с этими жетонами. Столы обозначены цветом или картинкой.
Этап 2 – «Эмоциональный якорь»: Родителям предлагается посмотреть на экран. На экране изображены различные эмоциональные картинки: эмодзи, фотографии великих людей с различным темпераментом, животные и т. д. Родители должны выбрать своего «героя» на сегодняшнее мероприятие по своим внутренним ощущениям, отвечая на вопрос: С каким из предложенных героев я себя сейчас отожествляю?
Несколько вариантов можно обсудить вслух. Это настраивает участников на работу «здесь и сейчас»
Этап 3: Классный руководитель актуализирует тему собрания. Кратко, используя презентацию, рассказывает о ключевых моментах, связанных со стрессом, причинах его возникновения и возможных проявлениях
Подросток - активный участник социальной жизни. Он ходит в школу, общается с друзьями, посещает различные мероприятия и места массового скопления людей. Следовательно, поводов, чтобы испытать как положительные, так и отрицательные эмоции предостаточно. Подросток тоже может испытать стресс. Чаще всего, подростки подвержены стрессу, когда попадают в трудную или опасную ситуацию, с которой не могут справиться. В частности, переход в 10 класс — это увеличение учебной нагрузки, приближающиеся экзамены, новые одноклассники (сборные классы, новая школа) и т.д.
И если они не научаться управлять стрессовыми ситуациями, развивается беспокойство, нежелание участвовать в мероприятиях, агрессия, физические болезни или зависимость, например от алкоголя или наркотиков. При сложной или трудной ситуации в головном мозге происходят определенные изменения для борьбы со стрессом. Ответная реакция включает учащенное сердцебиение, увеличение притока крови к мышцам рук и ног, холодные или потные ладони или ступни, расстройство желудка или чувство благоговейного страха.
Подростки, у которых развивается «успокаивающая реакция» организма, чувствуют себя менее беспомощно при стрессовых ситуациях.
Стресс — это не всегда плохо.
Стресс — это потрясение, реакция на раздражитель или стрессогенный фактор (в переводе с английского stress — это давление, нажим, напряжение).
Стрессов бояться не следует, ведь человек нуждается в регулярных встрясках для ощущения всей полноты жизни и для того, чтобы его организм нормально функционировал. И просто отлично, если стрессовая ситуация побуждает собраться, мобилизовать все силы и уверенно идти к цели
Но возможна, и деструктивная реакция на аналогичные при которых возникают растерянность, тревога, апатия. То есть опасным является не сам стресс, а патологическая реакция на него.
Каким бы ни был стресс, «хорошим» (эустресс) или «плохим» (дистресс), эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты адаптационного синдрома, который протекает в три стадии: начинается в виде первичной тревоги, сменяется периодом сопротивления и заканчивается истощением.
Можно выделить ряд признаков стресса у детей:
перепады настроения;
нарушения сна;
ночное недержание мочи;
физический дискомфорт, в том числе боли в животе и головные боли;
проблемы с концентрацией внимания, что резко снижает успеваемость;
ребенок становится замкнутым или много времени проводит в одиночестве, избегает контактов как со сверстниками, так и со своими близкими, в том числе родителями.
К потенциальным источникам стресса у детей относятся школьные и социальные проблемы, в том числе:
расставание с близкими друзьями;
переезд семьи;
давление со стороны сверстников;
резкие перемены в распорядке дня;
начало и конец учебного года;
подготовка и сдача экзаменов, собеседования;
чрезмерное увлечение компьютерными играми, особенно агрессивными.
В результате:
Развивается психическое напряжение, повышается уровень бодрствования;
чрезмерные опасения и беспокойство по мелочам, суетливость,
ощущение взвинченности и пребывание на грани срыва;
тревожные ожидания, страхи, эмоциональная лабильность;
инсомния (затруднения при засыпании и прерывистый сон);
нарушения концентрации внимания и ухудшение памяти.
Стрессы часто приводят к нарушениям сна. Даже после краткосрочного стресса, на фоне которого имел место плохой сон в течение нескольких ночей, ребенок может сосредотачивать свое внимание на неспособности спать, тем самым «закрепляя» проблему.
У подростков может нарушаться суточный ритм в виде отхода ко сну после полуночи, но в случае пробуждения поздним утром или днем длительность сна не меняется. Однако социальные факторы (например, учеба в первую смену) диктуют необходимость более раннего пробуждения. Это негативно влияет на дневную активность, снижает работоспособность и успеваемость, повышает риск травм и несчастных случав, в том числе и на дорогах.
Но мы можем помочь детям научиться справляться со стрессовыми ситуациями.
Этап 4 – обозначение проблемы: родителям предлагается на стикерах индивидуально записать 3, по их мнению, эффективных способа борьбы со стрессом. Стикеры она наклеивают на лист бумаги.
Далее предлагается посмотреть на все предложения и в группе обсудить и выделить из всего предложенного 3 самых, по общему мнению, эффективных способа. Записать их на отдельных стикерах (один стикер – один способ)
Э тап 4 – обсуждение проблемы: от каждой группы представитель выходит и наклеивает свои стикеры на общую доску. Классный руководитель ранжирует способы, если они повторяются (формирует группы с одинаковыми записями).
Предложенные способы произносятся вслух и обсуждаются повторения, количество повторений, целесообразность и возможность реализации предложенных способов.
Этап 5 – выработка стратегии: родителям предлагается обсудить в группах и записать маркером на листы А3 ответ на вопрос: «Что я могу сделать для реализации этих способов как родитель?»
Например: занятие спортом – родитель может предложить ребенку вместе сходить в бассейн, покататься на лошадях, подарить сертификат на занятия и т.п.
!!! Важно подтолкнуть родителей на то, чтобы они сами включились в процесс помощи детям, сами оценили свои силы и определили для себя концепцию действий. Так они осознают свою роль и значимость для своих детей, значимость своей помощи.
На заключительном этапе листы от каждой группы вывешиваются на доску и зачитываются.
Родители сами написали – увидели – услышали - приняли к действию!
Итогом собрания является общий список способов борьбы со стрессом у детей совместно с родителями. Можно акцентировать внимание родителей, что данную стратегию они определили сами и готовы ее придерживаться.
И все будут здоровы и успешны!
Этап 6 – рефлексия: В конце можно предложить родителям нарисовать смайлик на доске цветным мелом.