Родительское собрание в 1 классе на тему «Адаптация к школе»
Родительское собрание в 1 классе
на тему:
«Адаптация к школе»
Цель – повышение психолого – педагогической компетентности родителей в вопросах создания благоприятных условий для успешного обучения ребенка в школе.
Задачи:
1. Познакомить родителей с понятием «адаптация к школе»
2. Осветить основные причины возможных трудностей первоклассника в школе.
3. Способствовать созданию родителями необходимых условий для начала успешного обучения ребенка в школе.
4.Содействовать развитию навыков позитивного общения с первоклассником.
Подготовительный этап:
Вместе со школьным психологом провели несколько диагностических тестов на выявление уровня психологической и интеллектуальной готовности учащихся к обучению в школе
Материал:
Конспект, результаты тестирования учеников, брошюра -памятка для родителей, бумага и ручка для каждого, техническое оснащение (ноутбук, проектор).
Ход собрания
1. Вступительное слово учителя.
-Здравствуйте, уважаемые родители! Вот и наступил самый важный момент жизни – ваш ребенок пошел в первый класс! Для кого-то это событие, полное радости и предвкушения интересных событий, знакомств, новых познания, а для кого-то тяжелое бремя, полное слёз и негатива. Наша задача сегодня: разобраться, что мешает каждому ребенку из нашего класса с улыбкой бежать в школу и помочь ему разобраться в себе и принять себя, как школьника. Найти способы и методы, чтобы облегчить период адаптации ребенка в школе.
2. Введение в тему: уточнение понятия «адаптация»
Слайд 1,2
-Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.
3. Задачи школы перед первоклассником
Слайд 3
-Школа ставит перед первоклассником трудные задачи, требующие:
- смену социальной позиции. Из дошкольника он превращается в ученика. У него появляются новые обязанности;
- смену ведущей деятельности (с игровой на учебную);
- смену социального окружения. Успешность адаптации зависит от отношения учителя, одноклассников, сверстников;
- сдерживание двигательной активности.
4. Раскрытие темы: степени адаптации
Слайд 5. 6.
-Условно можно выделить три степени адаптации: легкая, средняя, тяжелая. В моем классе примерно 35% обучающихся адаптировались легко, 45% , я предполагаю, в данный момент переживают среднюю степень адаптации, а 20% столкнутся с очень большими трудностями в обучении к концу учебного года.
5. Перенос на практическую деятельность педагога в данной школе
Слайд 7.
- В нашей школе проводится огромная работа с целью облегчить первоклассникам период адаптации.
6. Ознакомление родителей с режимом школьной жизни первоклассника
Слайд 8.
- В нашей школе введен специальный режим организации обучения и двигательной активности обучающихся.
7. Демонстрация учебно-познавательной деятельности педагога и обучающихся
Слайд 9,10,11.
-Конкретно в своем классе я стараюсь увлечь учеников учебным процессом, вводя игровые моменты и используя частую смену заданий. Моя цель: формирование
у обучающихся универсальных учебных действий как основы умения учиться, включение в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов.
Например, при изучении окружающего мира мы вводим проектную деятельность, ученики учатся выступать с докладами, на уроках чтения читают наизусть стихи у доски, на уроках письма обмениваются тетрадями, проходят по рядам, демонстрируя самое аккуратное оформление, работают со схемами у доски при выполнении звуко-буквенного анализа слов. Регулярно проводятся беседы о здоровье, о пользе труда, о правилах поведения в школе.
Регулярно мотивируем обучающихся, награждаем за успехи: грамотами за участие в школьной выставке «Картины осени» и первый коллективный праздник « Посвящение в первоклассники», где ребята проявили себя как дружный сплоченный коллектив.
8. Представление результатов диагностики в виде диаграмм.
*Каждый родитель может в индивидуальном порядке ознакомиться с результатами своего ребенка после родительского собрания или в другой день по согласованию времени.
Слайд 13,14
-С классом работал школьный психолог. По итогам проведенных методик можно сказать, что 50% обучающихся прошли легкую степени адаптации и уже включились в работу и спокойно приняли школьные правила и нормы. Однако, лишь 39% из них понимают указания учителя с первого раза. А почти 20% обучающихся не воспринимают их вообще, даже при индивидуальном повторном объяснении. Тем не менее, я предполагаю, что 43% испытывают среднюю степень адаптации и к концу 2 четверти все-таки присоединятся всецело к учебно-познавательному процессу. Итого, я ожидаю, что ко 2 полугодию более 80% обучающихся полностью адаптируются к школьной жизни.
9. Предоставление брошюры – памятки каждому родителю «Адаптация первоклассника. Чем помочь ребенку?»
Слайд 15
-Уважаемые родители! Вашему вниманию представляются брошюры – памятки каждому родителю на тему: «Адаптация первоклассника. Чем помочь ребенку?». В ней я постаралась кратко изложить советы по психологической подготовки ребенка в учебному дню, по домашней подготовке, в случае, если ученик не успеет что-то на уроке.
10. Заранее подготовленные ответы на вопросы родителей
Слайд 16,17,18
- При записи ребенка в первый класс и на сборах многие из вас спрашивали, буду ли я ставить отметки? И, получив, отрицательный ответ, некоторые даже расстраивались и просили уточнить «почему нет?». Я решила отложить объяснения до собрания, чтобы все услышали одинаковую информацию:
-В первом классе именно безотметочное обучение практикуется для формирования уверенной в себе личности школьника. В конце урока я всегда стараюсь сконцентрировать внимание обучающихся на подведении итогов и саморефлексии.
11. Подведение итогов родительского собрания
Слайд 19
Презентация к родительскому собранию "Адаптация к школе"
PPTX / 5.23 Мб
-Уважаемые родители! Понятно, что увиденные проблемы не решатся сами собой. Но нужно решать их как можно скорее, в самом начале школьной жизни ребенка. Самый важный результат такой помощи – восстановление у ребенка положительного отношения к повседневной школьной деятельности. Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает. Но ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных учеников. Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно – улучшение его собственных результатов.
Я уверена, что вместе мы преодолеем все трудности школьной жизни, в том числе и адаптацию. Вместе мы создадим для учащихся в школе атмосферу тепла, добра и уюта, чтобы они чувствовали себя здесь родными и нужными, как дома. Спасибо за внимание!
Марьясова Ирина Евгеньевна
Моткова Юлия