12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тарова Юлия Николаевна87
Россия, Башкирская респ., Стерлитамак

Родительское собрание для родителей учащихся начальных классов

«Агрессивное поведение учащихся»

Автор – составитель

Педагог-психолог

Первой квалификационной категории

Тарова Юлия Николаевна

Добрый вечер, уважаемые родители. Я буду говорить о проявлении агрессии, об агрессивности учащихся, так как мы все чаще с ней сталкиваемся.

Давайте сначала обозначим, что такое агрессия и агрессивность.

Агрессия – это эмоция, способ выражения своих чувств (о каких чувствах может идти речь? – страх, унижение, боль, растерянность, злость, потребность в любви и нужности окружающим, протест и др.)

Агрессивное поведение – своеобразный сигнал SOS, способ привлечь внимание, способ выплеснуть накопившиеся эмоции.

Как проявляется агрессия и её виды?

Физическая агрессия проявляется в виде склонности решать вопросы с позиции силы. Эта стратегия поведения свойственна неуравновешенным, незрелым и неуверенным людям, имеющим негативный опыт общения, подкрепленный неправильным воспитанием.

Косвенная агрессия проявляется в бессмысленных и разрушительных действиях, цель которых — сброс негативных эмоций (вандализм, битье посуды, хлопанье дверями). Косвенная агрессия свойственна трусливым, неуравновешенным, незрелым и неуверенным людям, имеющим негативный опыт общения, подкрепленный неправильным воспитанием.

Раздражение также является одной из форм проявления агрессивного поведения. Раздражение, то есть демонстрируемое недовольство ситуацией или другим человеком, проявляется в виде презрительной мимики, пренебрежительных жестов, язвительных высказываний. В основе раздражения нередко лежат личностные проблемы, проблемы со здоровьем, переутомление, необходимость заниматься нелюбимым делом, недостатки воспитания. Раздражительный человек передает свое состояние окружающим, снижая свою и чужую работоспособность.

Негативизм — реакция, типичная для подростков, однако нередко проявляется у эмоционально незрелых взрослых, совершающих бессмысленные и вредные в первую очередь для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице: «Выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой». Основой негативизма могут быть личностные проблемы, проблемы со здоровьем, неправильное воспитание.

Обидчивость — ничем не оправданная готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Основой обидчивости могут быть личностные проблемы, проблемы со здоровьем, негативный опыт, неправильное воспитание.

Подозрительность — ничем не оправданная готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против вас. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.

Вербальная (словесная) агрессия проявляется в речевой несдержанности. Обидное, неуместное, грубое или язвительное слово способно разрушить отношения между людьми и запустить любую форму агрессии.

Частые проявления: ребенок обзывается, дерется, грубит, мстит, сердится и отказывается сделать что-либо, специально раздражает окружающих, эмоционально неустойчив, обвиняет других в своих ошибках, имеет низкий уровень эмпатии.



Почему? Причины агрессии:

Причины агрессии разнообразны – накопившееся эмоциональное напряжение, неумение выражать словами обиду, недостаток внимания взрослых, желание получить чужую игрушку, показать силу сверстникам. Часто дети причиняют вред окружающим или себе, потому что чувствуют беспомощность, грусть, обиду, но не могут разобраться в собственном состоянии, не владеют коммуникативными навыками для разрешения проблемы. Иногда дети про не умеют по-другому, в семье не приняты иные модели поведения.

Выделяют следующие группы причин агрессивности:

Личностные особенности. Неустойчивость эмоционального состояния проявляется озлобленностью, раздражением. Через агрессию выражается страх, усталость, плохое самочувствие, компенсируется чувство вины, заниженная самооценка.

Особенности нервной системы. К агрессии склонны дети с неуравновешенным слабым типом ЦНС. Они хуже переносят нагрузки, менее устойчивы к воздействию физического и психологического дискомфорта.

Социально-биологические факторы. Выраженность агрессивности определяется полом ребенка, ролевыми ожиданиями, социальным положением. Мальчикам нередко внушается мысль, что мужчина должен уметь драться, «давать сдачи».

Ситуационные факторы. Эмоциональная лабильность детского возраста проявляется вспышками раздражения, гневливости при случайном воздействии внешних неблагоприятных событий. Спровоцировать ребенка может плохая школьная оценка, необходимость выполнять домашние задания, физический дискомфорт, вызванный голодом, утомительной поездкой.

Семейные отношения. Формированию агрессии способствует демонстрация жестокости, насилия, неуважения, частые конфликты в семье, безразличие родителей. Ребенок копирует поведение матери, отца – спорит, провоцирует драки, открыто проявляет гнев, непослушание с целью привлечения внимания.


Функции родителей

Период воспитания, оговоренный законом, длится 18 лет. Этого времени достаточно, чтобы родители успели выполнить четыре функции для своих детей:

стать источником эмоционального тепла и поддержки (0-3 года),

быть властью, высшей инстанцией, распорядителем благ (3-7 лет),

быть образцом, идеалом для подражания (8-11 лет),

стать другом и советчиком (11-18 лет)


Как агрессивное поведение может сформироваться в семье?
1. Нет образца воспитания чувства любви, заботы и эмпатии(сопереживании)

2. Агрессивное поведение демонстрируется родителями.

3. Агрессивное поведение закрепляется на поведенческом уровне (ребенок получает внимание при таком поведении)


Как реагировать?

Реакция родителей

Конкретные примеры реакции

Стиль поведения ребенка

Почему ребенок так поступает

Резкое подавление агрессивного поведения ребенка

Прекрати!” “Не смей так говорить”

Родители наказывают ребенка

Агрессивный (Ребенок может прекратить сейчас но выплеснет свои отрицательные эмоции в другoe время и в другом месте)

Ребенок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения

Игнорирование агрессивных вспышек ребенка

Родители делают вид, что не замечают агрессии ребенка или считают что ребенок еще мал

Агрессивный (Ребенок продолжает действовать агрессивно)

Ребенок думает, что делает все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера

Родители дают возможность ребенку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим

Если родители видят что ребенок разгневан они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребенку, как на до вести себя в определенных ситуациях

Скорее всего ребенок научится управлять своим гневом

Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих тактичных родителей


Что делать дальше? Как помочь ребенку?

Алгоритм борьбы с агрессией:

Снятие эмоционального дискомфорта (релаксация, снятие эмоциональной тревожности с помощью арт-терапии – рисунки, поделки, занятие с водой, дыхательная гимнастика, прослушивание спокойной приятной музыки) + создание ситуации успеха.

Можно придумать семейные «ритуалы». Кто разозлился, тот… (поет, стихотворение рассказывает, выкидывает мусор, отжимается и т.д.) Пример: Вероника Сергеевна, как музыку чувствуешь?

Знакомство с эмоциями – рассказывать ребенку, о том, что эмоции – это нормально, но в каждой ситуации нужно уметь проявить подходящую. (Важно, чтобы родители демонстрировали это своим поведением.)

Проигрывание ситуаций, беседы, рассказы родителей о жизненном опыте, «а как бы ты поступил?», «а что можно посоветовать человеку в такой ситуации?», «а что ты (бы) почувствовал?» «а что ты почувствовал в теле в этот момент?»




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Психологическая диагностика учащихся

1 Тест эмоций (модификация теста Басса-Дарки) Резапкиной.

2. Поведение в конфликте (модификация методики К. Томаса)

3. Модифицированная анкета школьной мотивации Н.Г.Лускановой

4. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн

5. Проективная методика «Кактус» Панфиловой М., определение наличия агрессивности.



ПРИЛОЖЕНИЕ2 ​​​​​​​

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ

СИЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

«МУХА».

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Необходимо не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

«ЛИМОН».

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните ощущения. Затем – одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

«СОСУЛЬКА» («МОРОЖЕНОЕ»).

Встаньте, закройте глаза. Руки поднимите вверх. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

«ВОЗДУШНЫЙ ШАР».

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

«ВВЕРХ ПО РАДУГЕ».

Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте себе, что с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, и, выдыхая, съезжаете с нее как с горки. Вдох должен быть максимально полным и плавным, так же как и выдох. Между выдохом и следующим вдохом должна быть небольшая пауза. Повторите 3 раза.



Способы выражения гнева

Громко спеть любимую песню.

Прометать дротики в мишень.

Попрыгать на скакалке.

Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.

Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.

Пускать мыльные пузыри.

Устроить «бой» с боксерской грушей (подушкой)

Полить цветы.

Поухаживать за кошкой (собакой), погладить животное.

Пробежать несколько кругов вокруг дома.

Передвинуть принадлежности на рабочем столе

Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей).

Постирать белье руками (носовой платочек, носок)

Отжаться от пола максимальное количество раз.

Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», « Кто быстрее пробежит»

Стучать карандашом по столу, перебирать карандаш в руках.

Скомкать несколько листов бумаги (газеты), а затем их выбросить или бросать в цель.

Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачиркать его.

Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать его.

Совершать парадоксальные движение руками.


Меры профилактики агрессивного поведения:

Культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка.

Быть последовательными в своих действиях по отношению к детям.

Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут.

Избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей.

Учить ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился».

Не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. — он будет так же вести себя с другими детьми.

Чем больше будет агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка.

Иногда ребенку нужно просто понимание, и одно лишь ласковое слово способно снять его озлобление.

Использовать «Я-сообщения» при общении с ребенком.







Правила поведения в конфликтной ситуации:

1. Если возник спор, обсуждайте только его предмет, не переходя на личности.

2. У каждого человека может быть свое личное мнение. Уважайте мнение другого, выслушайте его до конца, не перебивая, быть может, оно в чем-то совпадает с вашим.

3. Улыбка и доброжелательность — лучшие помощники в решении самых спорных вопросов.

4. Сохраняйте «свое лицо». Гнев, злоба и крик явно его испортят.

5. Проявляйте чувство юмора — хорошая и уместная шутка может разрядить обстановку и помочь в решении самых сложных вопросов.



Памятка для родителей о дисциплинарных методах:

Отмечайте хорошие поступки ребёнка.

Наказание должно соответствовать проступку (соблюдение пропорций).

Дайте ребёнку пострадать от неизбежных последствий его неправильного поведения (не жалеть).

Честно предупредите о последующих мерах (и обязательно исполните обещание).

Объясните, за что наказываете.

Не откладывайте наказание. 

Повторите, за что наказываете (сразу после истечения срока действия наказания).

Простите и забудьте (не напоминайте о проступке в каждый удобный момент).

Юмор на службе дисциплины.



Критерии агрессивности ребенка (анкета для родителей)

Прочитайте утверждения, отметьте знаком «+» те из них, которые подходят к описанию вашего ребенка.

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность — 15—20 баллов.

Средняя агрессивность —7—14 баллов.











8


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.