Родительское собрание "Нет насилию в семье!"

0
0
Материал опубликован 25 January

Родительское собрание


ФИО: Рыжкова Д.В.

Тема: «Нет насилию в семье».

Класс: 4.

Цель: формирование у родителей представления о видах насилия в семье, представления о том, что семья-главный институт развития и социализации ребенка, развитие умений использовать адекватные формы взаимоотношений с детьми.

Задачи:

1) Ознакомительная:

формировать представление о видах насилия в семье.

2) Просветительная:

формировать представление о том, что семья-главный институт развития и социализации ребенка.

3) Организационно-деятельностная:

развивать умения использовать адекватные формы взаимоотношений с детьми.

Педагогической поддержки:

оказать родителям педагогическую поддержку в овладении умениями использовать адекватные формы взаимоотношений с детьми.

Форма: родительское собрание.

Предварительная работа: презентация, конструкт, раздаточный материал (таблицы, памятка), стаканы с водой, земля, блёстки, верёвка.

План родительского собрания:

организационный момент;

вступление;

постановка цели и темы;

виды и формы насилия в семье;

беседа по теме родительского собрания;

решение ситуаций;

обсуждение опыта;

подведение итогов.







Этап

Деятельность учителя

Деятельность родителей

Планируемые результаты

1. Организационный

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашем родительском собрании. Попрошу вас вытянуть фигуру из коробочки, и каждому сесть так, у кого одинаковые фигуры (3 группы).

Я хотела бы сегодня с вами обсудить немало важную тему. А вот какую тему, мы с вами узнаем далее.

Для начала, чтобы задать позитивный настрой на наше собрание, предлагаем вам поиграть в игру «Мяч радости».

Становитесь в круг вместе с нами.
Я начинаю говорить:

У меня сегодня радостное настроение, и я хочу им с вами поделиться.
Вытяните вперёд руки, поверните их ладонями вверх, и наш «мяч радости» будет катиться по ним, даря вам моё радостное настроение.
Надеюсь вы зарядились радостью и готовы продуктивно поработать.

Семья — это школа любви для взрослых и детей. В семье люди становятся личностями, особенными и неповторимыми. В суете повседневной жизни мы не всегда успеваем поговорить друг с другом. А если выпадает свободная минута, мы слишком долго ищем повод или предлог для разговора.

Приветствуют учителя.








Играют в игру.

-

2. Основной

Я вам предлагаю обратиться к копилке народных мудростей. Вытаскивая пословицу из этой копилки, прочитайте ее и выразите свое отношение к данному высказыванию

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Бывает, что родители заботливы, а детки не работливы.

Ближе матери друга нет.

Дитя хоть криво, да отцу, матери мило.

И гадкий утёнок родной.

Имеющий детей волнуется, а бездетный горюет.

Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.

Спасибо за активную работу. Послушайте притчу и скажите, о чем она.



Обратите внимание на слайд, на нем вам представлены картинки. Как вы думаете, что делают родители?

А когда кто-то бьёт другого человека, как это называется?

Правильно. Тема нашего собрания – «нет насилию в семье».

А как вы думаете, нам нужно знать какие использовать правильные формы общения с детьми, чтобы предотвратить семейное насилие?

Значит какая будет цель нашего собрания?

Вы абсолютно правы.

Послушайте внимательно одну притчу.

«Все оставляет свой след»:

«Жил-был один вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды ему отец дал мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев. И с каждым днем число забиваемых гвоздей стало уменьшаться.

Юноша понял, легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец, пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу. И тот сказал, что на сей раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытаскивать по одному гвоздю.

Шло время, и пришел тот день, когда он смог сообщить отцу, что в столбе ни осталось, ни одного гвоздя.

Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: «Ты неплохо справился. Но ты видишь, сколько в столбе дыр. Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда человеку говоришь что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз ты после этого извинился, шрамы останутся»



Скажите, как эта притча связана с темой нашего собрания? .



В воспитании детей мы очень часто оставляем в их душах вот такие шрамы как словами, так и действиями. Живя в 21 веке мы по-прежнему, допускаем телесные наказания, а о эмоциональном давлении, к сожалению, и говорить не приходится. Сами того не замечая мы пренебрегаем нуждами ребенка, лишаем его теплоты.

Посмотрите на доску. Какое слово написано?

Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?

Насилие - это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.

Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение страха.

А как вы думаете, как проявляется то или иное насилие?

Различают следующие формы жестокого обращения с детьми:

1. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) - это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.

2. Психическое / эмоциональное /- это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т.п.

3. Экономическое - это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.

4. Сексуальное - это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Иногда сексуальное насилие рассматривают как разновидность физического насилия.

5. Физическое - это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.

А как вы думаете какое насилие более значимое?

Одним из наиболее значимых является ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ) НАСИЛИЕ – это хронические формы поведения родителей, при которых ребёнка унижают, оскорбляют, высмеивают, тем самым, нарушая нормальное развитие его эмоциональной сферы. Психологическое насилие включает в себя продолжающееся, длительное и распространяющееся поведение. Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, не получают никаких позитивных ответов или подкреплений со стороны родителей или опекунов. Всё хорошее, что делает ребёнок, как правило, игнорируется взрослыми, а любые негативные стороны поведения ребёнка всячески подчёркиваются, сопровождаются оскорблениями и суровыми наказаниями.

Причины возникновения насилия в семье многочисленны. Среди них можно выделить две группы: одна причины, находящиеся в самой семье, во взаимоотношениях между ее членами; другая - вне семьи.

Перед вами таблица. Вам нужно распределить причины насилия, находящиеся в самой семье, и внешние причины. Работаем по группам, как вы сидите. Одну группу я попрошу выйти к интерактивной доске. https://learningapps.org/watch?v=p5x2au7u223 .

Давайте посмотрим, что у вас получилось. Какие внешние причины вы выделили? Какие причины, находящиеся в самой семье?

Одна группа причин нередко порождает другую. Чаще всего насилие совершается в стрессовой ситуации. За последние годы наблюдается рост различных видов насилия и в благополучных семьях.

При этом ошибочно считается, что только в неблагополучных семьях встречается жестокость. На самом деле насилие можно увидеть во всех социальных слоях общества, как в бедных, так и в средних, так и в богатых, и с виду благополучных семьях. К сожалению, не так часто, затрагиваются и освещаются моменты хронического враждебного поведения со стороны родителей к собственным детям, такое отношение наносит иногда достаточно сильный урон физическому и эмоциональному благополучию ребенка. Это те моменты в воспитании в семьях, которые, если во многих цивилизованных странах попадают в разряд жестокого обращения с детьми, то в нашей стране - это до сих пор считают «нормальными воспитательными приемами».

Как вы думаете, что родители понимают под разумным, допустимым физическим наказанием?

Чаще всего - битье с использованием тех или иных подручных средств: ремня, крапивы, скакалки, и т.д. Для многих пределом разумного наказания выступает легкий шлепок. Другие взрослые в диапазон допустимых мер воспитания включают подзатыльники, пощечины, пинки и прочие спонтанно ситуативные реакции взрослых на детские проступки, другие - воспитательный угол. Примечательно, что те взрослые, которых в детстве наказывали физически, чаще высказываются в пользу такой воспитательной практики, нежели те, кому в детстве побоев удалось избежать.

Подобные методы воспитания и отношения со стороны взрослых усугубляют проблемы интеллектуального развития, ведут к формированию у ребенка трусливости, лживости, возникновению у него комплексов вины, страха, появлению немотивированной агрессии, неадекватной самооценки.

И если физическое насилие более заметное, то психологическое распознать достаточно тяжело.

Наши дети воспринимают наши слова и действия не так, как нам бы хотелось

Давайте подумаем, что слышит ребенок, когда мы говорим….., как можно сказать по-другому (фразы с картинки).

МЫ ГОВОРИМ: «Сколько раз можно объяснять?!» «Я бы на тебя не кричала, если бы ты понял с первого раза». «Ты постоянно меня расстраиваешь!»

Родители пытаются воззвать к чувству вины ребёнка – может быть, он проявит сочувствие и наконец-то научится их слушать?

РЕБЕНОК СЛЫШИТ: «Ты глупый неудачник». «Только из-за тебя у родителей плохое настроение. Если бы ты был лучше, тебя бы любили больше».

Ребёнок понимает: он, и только он несёт ответственность за настроение и эмоции родителей, поэтому если они расстроены – вся вина только на нём.

КАК СКАЗАТЬ ИНАЧЕ: «Ты справишься, попробуй ещё. Я могу помочь, если хочешь». «Пожалуйста, выполни мою просьбу. Это очень важно». «Сегодня я так устала на работе, давай поговорим об этом позже». Очень важно говорить ребёнку о своих чувствах. Если вы сейчас не в состоянии слушать его, потому что валитесь с ног, так и скажите. Это гораздо лучше, чем смешивать свою усталость с недовольством от каких-то мелких промахов ребёнка.

МЫ ГОВОРИМ: «Уйди, видеть тебя не могу!», «У меня был когда-то хороший сын, а этого мальчика я не знаю», «Мы не хотели такого непослушного ребёнка!», «Без тебя в этом доме станет лучше». Такие фразы родители говорят в порыве злости, видимо, не задумываясь, что…

РЕБЕНОК СЛЫШИТ: «Ты нам мешаешь, мы жалеем, что ты появился на свет. Лучше бы тебя не было». Что может быть ужасней для ребёнка, чем осознавать, что он не нужен своим родителям? Понимание этой горькой истины (для него – истины), ведёт к саморазрушению. Ребёнок начинает подвергать себя травмам, вступать в драки, затем пить и курить – то есть выполнять “мечту” родителей – уничтожить себя физически.

КАК СКАЗАТЬ ИНАЧЕ: «Мы очень любим тебя, но огорчены поступком, который ты совершил».

Являются ли эти фразы насилием?

А давайте проверим. Прошу одного из родителей выйти ко мне. У меня есть такая верёвка. За каждое нельзя один виток вокруг тела.

Что ощущаете?

Что хочется сделать?

Вот так и ребенок ощущает себя, когда слышит множество НЕЛЬЗЯ!

Без объяснения причины. Это одна из форм эмоционального насилия.

А какой урок вынесет ребенок из порки, если ему говорят «Мы бьем тебя для твоего же блага»? Чему научится? Как будет себя вести?

Мозг ребенка хранит эту информацию.

Они разрушают восприимчивость к собственному состраданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.

Ребенок узнает:

что он не заслуживает уважения;

что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);

что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;

что насилие - это проявление любви;

что отрицание чувств - нормальное здоровое явление;

что от взрослых нет защиты.

Таким образом, какой можно сделать вывод?

Верно, насилие в любой форме неприемлемо. Люди должны уважительно относиться друг к другу.

Никогда не пытайтесь решать возникшую у ребенка проблему, если Вы не можете контролировать себя.

Успокойтесь. Справиться со своими эмоциями, Вам помогут упражнения для быстрого снятия сильного эмоционального напряжения. Одно из самых эффективных упражнений я попрошу вас выполнить вместе со мной.

«Семь свечей».

Цель: снятие напряжения с помощью дыхания.

Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и

комфортно... Вы дышите глубоко и ровно... Представьте себе, что на

расстоянии примерно один метр от вас стоят семь горящих свечей... Сделайте

медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно

задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении,

полностью выдохнув воздух.

Пламя начинает дрожать, свеча гаснет... Вы вновь делаете медленный

глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь...
Что вы почувствовали после выполнения упражнения?

Хорошо. Сейчас я вам предлагаю поработать по группам.

Мы с вами будем решать ситуации. У каждой группы своя ситуация. Перед вами карточка с таблицей, в которой есть ситуация, а вам нужно написать решение этой ситуации.

Педагогическая ситуация 1.

Мама пришла с родительского собрания, на котором говорили об отставании ее сына по русскому языку. И вместо того, чтобы дома постараться спокойно выяснить причину этого отставания, мама говорит сыну: «Да в кого же ты у нас такой тупой, только ты один получил двойку за диктант».

Права ли она? Как поступили бы вы?

Педагогическая ситуация 2.

Ребенок плохо ведет себя на улице и в гостях (то есть в те моменты, когда на нас устремлены взоры других людей). Мать кричит: «Ах, ты… Да как ты смеешь! Да я тебе…» и дает подзатыльник ребенку.

Права ли она? Как поступили бы вы?

Педагогическая ситуация 3.

Выпал первый снег. Дети явились домой довольные, но в грязной и мокрой одежде. Мать в качестве наказания поручает им мыть полы.

Права ли она? Как поступили бы вы?

Давайте обсудим, что у вас получилось.

Если   у   Вас   возникли   проблемы   в воспитании ребенка, если   Вы   не   можете наладить контакт с ним, если Вас настораживают изменения   в   поведении   ребенка   или   его школьная   неуспеваемость, не   торопитесь   применять   крайние   воспитательные   меры.    

Поговорите с ребенком. Расскажите ему, что в Вашей   жизни   тоже   случались   трудности, проблемы и что сейчас Вам живется не совсем так, как хотелось бы. Спросите совета, как бы Ваш ребенок поступил в сложившейся ситуации на Вашем месте, может быть, именно так Вы сможете решить проблему ребенка, не потеряв его доверия, уважения и веры в то, что самые мудрые, самые лучшие на свете родители.

Сейчас я хочу провести опыт.

Перед Вами три стакана с чистой водой. Представим, что каждый из них - это ребенок, родившийся с чистыми чувствами, в которого еще не сформировались или только начинают формироваться взгляды на мир и представления о нем.

Итак, возьмем первый стакан и оставим его неизменным. Что происходит в этом стакане?



Во второй стакан бросим кусочек земли и размешаем его. Что произошло в стакане?



В третьей стакан добавим золотой порошок. Что происходит в этом стакане?

Как это связано с воспитанием детей?

Так происходит и в воспитании ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания и надзора, он может развиваться и дальше. Но в каком направлении?

Когда мы вкладываем в ребенка только «грязь» - крик, нарекания, недовольство им, оскорбления и унижения то ребенок начинает так же отвечать и нам.

Когда же мы вкладываем в ребенка внимание, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам доброжелательностью, нормальным гармоничным развитием своей личности.

Сейчас, дорогие родители, я хочу вам выдать памятки: «Как выйти из ситуации, когда кажется, что нужно применить наказание».

Вам нужно дополнить пару строк в памятке.

Что вы написали?

Я с вами полностью согласна. Эту памятку оставьте себе. Вы всегда можете ею воспользоваться.



















Наказывают, бьют.



Насилие.





Да.

Узнать, как предотвратить насилие в семье.




















Да, потому что насилие происходит из-за гнева, плохих слова.




















Насилие.

Страх, гнев и т.д.









Ответы родителей.






































Ответы родителей.






















Отвечают.




























Ударить ребёнка.
























Ребёнок, может думать, что это он виноват, что проблема в нём, он может либо закрыться в себе, либо стать агрессором.



















Да.



Скованность и т.д.





















Убежать куда-нибудь и т.д.

Станут замкнутыми или начнут бить других.
























Нельзя прибегать к насилию.













Выполняют упражнение.
















Спокойствие.



















Обсуждение с анализом.

































Мы не знаем наверняка, что-то может в него попасть без нашего внимания.

Вода стала грязной и темной.


Вода заиграла золотыми искорками.


Отвечают.

















Отвечают.

Знают о видах насилия в семье.

Знают, что семья-главный институт развития и социализации ребенка.

Умеют использовать адекватные формы взаимоотношений с детьми

Получена педагогическая поддержка в овладении умениями использовать адекватные формы взаимоотношений с детьми.

3. Рефлексивный

Итак, давайте вспомним какую проблему мы с вами сегодня обсуждали?

Какую цель мы ставили?



Мы достигли цели?


Что вы узнали нового?


Подвести итоги нашего собрания предлагаю с помощью приёма «Чудесный ларец». На столе стоит сумка, вам предлагается взять маленькие листочки, ответить на вопрос что вы хотели бы положить в чудесный ларец и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном родительском собрании.

Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

Уважаемые родители сегодня мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

/data/files/v1737778954.pptx (Презентация к род. собр. "Нет насилию в семье")До новых встреч!

Насилие в семье.

Узнать, как предотвратить насилие в семье.

Да.


Отвечают.


Знают о видах насилия в семье.

Знают, что семья-главный институт развития и социализации ребенка.

Умеют использовать адекватные формы взаимоотношений с детьми

Получена педагогическая поддержка в овладении умениями использовать адекватные формы взаимоотношений с детьми.















t1737778524aa.gifПриложение 1.

t1737778524ab.gift1737778524ac.gif















Приложение 2.

Внешние причины

Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье





















Распространение в обществе алкоголизма, наркомании


Кризис морали


Кризис культуры


Влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия

над личностью, картины

террористических актов, акты вандализма, садизма и др.


Материальные трудности


Наличие в семье безработного


Нерешенная жилищная проблема


Алкоголизм и пьянство среди членов семьи


Наличие наркоманов в семье



Неполная семья


Снятие многих моральных запретов


Семейные конфликты














Приложение 3.

Ситуация

Права ли она? Как поступили бы вы?

Мама пришла с родительского собрания, на котором говорили об отставании ее сына по русскому языку. И вместо того, чтобы дома постараться спокойно выяснить причину этого отставания, мама говорит сыну: «Да в кого же ты у нас такой тупой, только ты один получил двойку за диктант».











Ситуация

Права ли она? Как поступили бы вы?

Ребенок плохо ведет себя на улице и в гостях (то есть в те моменты, когда на нас устремлены взоры других людей). Мать кричит: «Ах, ты… Да как ты смеешь! Да я тебе…» и дает подзатыльник ребенку.











Ситуация

Права ли она? Как поступили бы вы?

Выпал первый снег. Дети явились домой довольные, но в грязной и мокрой одежде. Мать в качестве наказания поручает им мыть полы.














Приложение 4.

t1737778524ad.png













Приложение 5.


Дерево держится корнями, а человек семьей.


Бывает, что родители заботливы, а детки не работливы.


Ближе матери друга нет.


Дитя хоть криво, да отцу, матери мило.


И гадкий утёнок родной.


Имеющий детей волнуется, а бездетный горюет.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.