Родительское собрание «Профессиональная ориентация»
Родительское собрание
«Профессиональная ориентация»
Совершенно очевидно, что выбор профессии - это одна из главных и, пожалуй, самых сложных задач, стоящих перед старшеклассниками. Ведь от того, насколько правильно будет сделан этот выбор, зависит вся дальнейшая судьба наших детей.
И, мы, взрослые просто обязаны помочь нашим детям в выборе профессии. Но что это значит? Как мы можем помочь? Может быть, взять подростка, отвести его к профконсультанту и он даст готовый ответ? Конечно, нет. Нельзя перекладывать решение важнейшей жизненной проблемы на другого человека, пусть даже специалиста. Выбор профессии - это длительный процесс, требующий глубокого изучения своих индивидуальных особенностей, интересов, склонностей и способностей. Это путь самопознания и саморазвития. И ответ на этот жизненно важный вопрос подросток должен дать сам.
Мы в школе с пятого класса уделяем большое внимание данной проблеме. Изучаем индивидуальные особенности детей и на собраниях вы получаете информацию об этом. Поэтому дети заинтересованы и встали на путь самопознания. Они уже знают свой темперамент, характер, свои интеллектуальные способности. В этом году работа продолжается. Ребята изучили свои склонности и профессиональные намерения. Но это еще не все. Впереди еще много интересного.
А что же должны делать мы, родители? Мы должны иметь представление об особенностях и тенденциях развития мира современных профессий. В настоящее время насчитывается более 40 тыс. профессий, при этом примерно 500 из них ежегодно исчезают и почти столько же появляются новых. Экономисты подсчитали, что среднее время существования большого числа профессий приближается примерно к 8 - 10 годам. Действительно, в эпоху НТР многие профессии безвозвратно уходят в прошлое, например, требующие тяжелого физического труда. Другие же настолько меняются по своему содержанию, составу операций, что, по существу, тоже становятся новыми, требующими от работника значительной переподготовки, повышения квалификации. Появляются новые рабочие места, возникают новые профессии, не имевшие аналогов в прошлом. Все эти перемены происходят в небольшие промежутки времени, буквально на наших глазах, и затрагивают даже те профессии, которые называют «вечными». Из сказанного ясно, как трудно подростку разобраться во всем этом многообразии.
Необходимо активно знакомить детей с различными профессиями. Конечно, на классных часах и экскурсиях дети узнали о некоторых видах. Но такую работу надо продолжать и на уровне семьи. Привлекайте своих знакомых, родственников, друзей. Пусть они рассказывают о своей работе, о своей профессии. Очень хорошо если есть возможность посетить рабочее место, окунуться в атмосферу деятельности. Можно изучать профессии даже во время отпуска. Например, вы путешествуете самолетом, прокомментируйте с ребенком работу стюардессы, пилота; плывете на теплоходе - работу матроса и т. д.
Главное на что нужно обратить внимание - это соответствие профессиональных требований психологическим и психофизиологическим особенностям. Прежде всего, здоровье, физическая выносливость. Понятно, что определенные профессии требуют отличного состояния здоровья. Так, в летчики не возьмут тех, кто до двух лет переболел пневмонией, не возьмут в машинисты тех, у кого проблемы со зрением. Строгие требования при поступлении на службу в милицию. И еще очень много профессий, где нужно иметь хорошее здоровье. Поэтому наша задача, задача родителей - рассказывать об этом детям. Учить их здоровому образу жизни своим примером, активно привлекать их к занятиям спортом.
Необходимо учитывать основные свойства нервной системы. Сила - слабость, подвижность - инертность и т. д. Эти свойства нервной системы являются врожденными и практически остаются неизменными в течение всей жизни. Для сильной нервной системы характерны высокая работоспособность нервных клеток, и их способность выдерживать сверхсильные раздражители. Слабую нервную систему характеризуют противоположные качества. В частности, сила нервной системы обеспечивает психологическую, эмоциональную устойчивость человека к воздействию сверхсильных раздражителей, тем самым повышает надежность его работы в экстремальных ситуациях. Только лица с сильной нервной системой в сложной ситуации способны правильно оценить обстановку, сохранить самообладание, выдержку, выполнить необходимые действия. Это касается работы летчиков - испытателей, пожарных, операторов разного типа, авиадиспетчеров и т. д. Поэтому при выборе профессии необходимо учитывать силу нервной системы.
Однако не всегда требуется коренная перестройка планов на будущее. Иногда достаточно наметить для себя в этой же профессии другую специальность, другой рабочий пост. Например, в профессии врача для лиц со слабой нервной системой противопоказаны такие специализации, как хирург, реаниматолог, врач скорой помощи, где часто возникают сложные ситуации, требующие принятия ответственных решений в кратчайшие сроки. Но могут быть рекомендованы специализации терапевта, санитарного врача и другие, в которых маловероятно возникновение крайне напряженных ситуаций. Свои преимущества имеют и лица со слабой нервной системой. Так, многие из них обладают более высокой чувствительностью по сравнению с «сильными». Лучше справляются с монотонной и однообразной работой, направлены на высокую точность в выполнении работы. И поэтому им легче освоить такие профессии, как дегустатор, работу на конвейере и другие подобного типа.
Высокие скоростные показатели работы обеспечиваются такими особенностями нервной системы, как подвижность и лабильность (высокие темпы скорости переключаемости). Противоположными качествами характеризуются лица с инертными нервными процессами. Им свойственны медлительность, обстоятельность, неторопливость, что затрудняет работу в профессиях, требующих расторопности, высоких скоростей, выполнения операций переключаемости. Поэтому при выборе профессий обязательно необходимо учитывать особенности своего темперамента. Существует 4 основных типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Холерику будет трудно выполнять монотонную, однообразную работу. Зато с этим успешно справится флегматик.
Обязательно нужно учитывать особенности своего характера. Коммуникабельны ли вы? Умеете, любите ли вы общаться с людьми? Только представьте себе, что общительный человек должен сутки проводить в одиночестве или обратную ситуацию. Если человек неусидчив, неряшлив, вряд ли ему подойдет работа бухгалтера. Альтруист ли вы? Работа медицинской сестры требует большой отдачи душевных сил. Каждый день видеть страдания и боль людей; суметь их утешить. Способны ли вы на это? А работа с детьми? Это тоже довольно непросто.
Начиная с самых маленьких в детских яслях и дальше - школьники, студенты. Нужно просто любить детей, чтобы работать с ними.
Кроме того, у каждого из нас есть врожденные инстинкты: альтруистический, инстинкт самосохранения, продолжения рода, сохранения достоинства, инстинкт свободы, доминирования и др. Если инстинкт доминирования у человека занимает одно из первых мест, такой человек способен управлять людьми, занимать руководящие посты. Это будет даваться ему легко. Если этот инстинкт стоит на последнем месте - работа на руководящей должности будет даваться такому человеку ценой больших усилий. И так во всем.
Вот почему так важно, чтобы ребенок изучил себя, свои возможности, свои потребности, почувствовал свою глубинную суть, свое «Я» и выбрал то, к чему лежит душа. Не давите на него, не говорите: «Я хочу, чтобы ты стал..., пошел учиться...». Все мы внушаемы, и вы невольно можете подтолкнуть ребенка на чужой путь. А исправлять ошибки потом очень тяжело. Поэтому главный принцип: «не навреди». Дайте ему возможность идти своей дорогой. А лучший способ проверить правильность своего пути - это практика. Летом наши дети могут поработать. Если привлекает медицина - санитаркой в больнице; привлекает педагогика - нянечкой в детском саду; журналистом - курьером в редакции и т. д. Окунувшись в атмосферу рабочей обстановки, подросток наиболее остро почувствует: его эта область или нет. Главное действовать и удача придет.
Педагог-психолог Мулюкина О.Н.