12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бузанова Нина790
Россия, Удмуртская респ., посёлок Балезино

Родительское собрание с элементами ТРКМ

для родителей подготовительной к школе группы

 

Под звучание спокойной музыки родители проходят в помещение группы, где будет проходить собрание, рассаживаются.

 

Тема встречи: «Готовность к школе: что мы не понимаем?».

Время проведения: декабрь

Форма проведения: устный журнал с использованием приёмов критического мышления.

Продолжительность: 1-1,5 часа.

Участники: родители детей подготовительной школы, педагог-психолог детского сада.

Цель: Актуализировать знания родителей дошкольников по проблеме готовности к школе средствами технологии развития критического мышления.

Задачи:

-Формировать активную педагогическую позицию родителей;

-Развивать у родителей представление о понятии психологическая, педагогическая, мотивационная и физиологическая готовность детей к школе;

-Определить качества личности ребёнка при поступлении в школу в соответствии по ФГОС;

-Создать информационное пространство для сотрудничества родителей и педагогов ДОУ с использованием информационно-коммуникативных технологий;

-Привлечь родителей к активному совместному участию в подготовке детей к школе;

-Дать практические рекомендации родителям для успешной подготовки детей к школе.

Оборудование: мультимедийный проектор; презентация к собранию; 2 доски; маркеры; цветные шляпы; видеозапись интервью детей «Хочу ли я в школу?»; листы бумаги, авторучки, клей, ножницы, памятки и практические рекомендации для родителей; цветные карточки «модель выпускника»; карта острова, таблица с названиями различных островов; изображение корзины.

Приёмы: загадки - синквейна; корзина идей и понятий; ассоциативный куст; кластер; 6 шляп мышления.

Предварительная работа:

1. Разработка приглашений на собрание совместно с детьми.

2. Оформление группового помещения согласно тематике.

3. Разработка сценария проведения родительского собрания.

4. Подготовка игровых упражнений, игр для родителей.

5.Оформление компонентов готовности ребёнка к школе.

6.Оформление выставки литературы, дидактических пособий и игр по подготовке детей к школе.

7.Оформление памятки «10 советов родителям будущих первоклассников!». 

8.Разработка проекта решения родительского собрания.

9. Приготовить книгу отзывов.

Повестка дня:

1.Игра на положительный настрой на работу. Игра "Давайте поздороваемся";

2.Отгадывание темы собрания (Прием «Загадки синквейна»).

3.Упражнение «Что я знаю о…?» (Приём «Корзина идей и понятий»)

4.Приём «Ассоциативный куст»

5.Составление брошюры (Приём «Кластер»)

6.Сообщение педагога-психолога детского сада «Чебурашка» «Готовность ребёнка к школе»;

7.Сообщение «Обеспечение безопасности детей дошкольного возраста в зимний период. «Безопасность ребенка – прежде всего».

8.Проект решения родительского собрания

 

Ход собрания

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители, а также наши гости! Я рада приветствовать вас на нашей встрече. Прежде чем приступить к нашему разговору немного с вами поиграем.

Настрой на работу:

Игра "Давайте поздороваемся" - Сейчас я попрошу вас встать и походить по залу, здороваясь со всеми, кто встречается вам на пути. Здороваться надо определенным образом:

На хлопок – здороваться за руку и произносить любое приветствие.

На звон колокольчика – здороваться плечами и произносить «Добрый день.

На звук бубна – молча здороваться за руку.

На звук погремушки - здороваться пальчиками и произносим «Здравствуйте».

1 часть. Вызов:

Воспитатель: Уважаемые родители тему нашего родительского собрания, о чём мы будем с вами говорить, вы должны будете определить, разгадав загадки - синквейны. Внимание на экран.

«Синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам.

На первой строчке написано слово, это и есть тема синквейна. На второй строчке написаны два прилагательных, раскрывающие тему синквейна. В третьей строчке записаны три глагола, описывающих действие. На четвёртой строчке размещается фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме синквейна. Последняя строчка – это синоним (метафора) из одного слова, который выражает суть темы. Давайте вместе попробуем на примере «Дружба» (внимание на экран) (Приложение №1)

1.Дружба.

2.Настоящая, верная.

3.Зарождается, хранится, рушится.

4.Несчастен тот, кто ее не испытал.

5.Доверие.

Воспитатель: А теперь попробуйте сами самостоятельно, определить тему нашей встречи.

1. ?

2. Начальная, средняя.

3. Обучает, развивает, воспитывает.

4. Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретет.

5. Образовательное учреждение. (Школа)

1. ?

2. Дошкольная, боевая.

3. Проходит, заканчивается, идёт.

4. Запас знаний и навыков.

5. Тренировка (Подготовка)

1. ?

2. Шустрый, послушный.

3. Играет, плачет, растёт.

4. Они - завтрашние наши судьи.

5. Чадо. (Ребёнок, дети)

(отгадки воспитатель выносит на доску)

Воспитатель: Что объединяет все отгадки? (школа, готовность, ребёнок). Как мы можем сформулировать тему нашего сегодняшнего собрания?

Ответы родителей

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о «Готовности ребенка к школе».

Воспитатель: Сейчас я предлагаю положить в корзину то, что вам уже известно по теме собрания. (приём «Корзина идей и понятий»)

Родители «сбрасывают» факты, мнения, понятия, имеющие отношение к теме собрания, все сведения кратко в виде тезисов записываются психологом в «корзине идей» (без комментариев). Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

(Багаж знаний; физическое здоровье; желание учиться; умение считать, писать, читать, страх перед школой, ответственность, дефицит времени, материальные затраты на школу, смена режима дня, ребёнок больше времени будет проводить за партой, смена стиля общения, увеличение объёма интеллектуальной нагрузки).

Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть видеоролик «Хочу ли я в школу?

2 часть. Осмысление:

Воспитатель: А какие же ассоциации возникают у вас при слове школа? Называйте всё, что вспоминается. (приём «Ассоциативный куст»)

Родители называют слова, фразы

Воспитатель: Как мы с вами знаем согласно ФГОС дошкольного образования, вступившему в силу 1 января 2014 года, выпускник дошкольного учреждения при поступлении в школу должен не столько уметь читать/считать/писать, сколько обладать определенным набором качеств. Давайте мы попробуем с вами составить брошюру «Портрет выпускника ДОУ в соответствии ФГОС дошкольного образования». Раньше мы формировали у детей определённые знания, умения, навыки. А в соответствии ФГОС ДОУ мы формируем личность.

Перед вами на столе лежат листки бумаги с качествами личности. Мы просим вас составить портрет выпускника, каким он должен быть по вашему мнению. Помимо этого, расположите, эти карточки тех или иных качеств, которые мы формируем в соответствии ФГОС и приклейте на листок. (приём «Кластер»).

(умный, добрый, послушный, доброжелательный, внимательный, трудолюбивый, старательный, любознательный, активный, здоровый, физически развитый, самостоятельный, готовый к сотрудничеству, уважает взрослых, вежливый, воспитанный, любознательный и ответственный уверенность в собственных силах; способность к волевым усилиям; инициативность; эмоционально отзывчивый. готовность отвечать за свои поступки; овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. О владевший необходимыми умениями и навыками.

Обсуждается выбор родителей: какие качества поставлены на первое место и почему

А теперь давайте сравним ваш портрет с портретом, который описан в стандарте. Чтобы его составить трудилась большая группа ученых, изучались статистические данные, потребности запросы. Ведь стандарт – это социальная норма, реализующая общественный договор между государством, обществом и семьей. (Приложение №1)

Выступление педагога-психолога «Готовность ребёнка к школе».

Сообщение воспитателя «Обеспечение безопасности детей дошкольного возраста в зимний период». «Безопасность ребенка – прежде всего». ( Приложение №2)

3 часть. Рефлексия:

- Давайте вместе попробуем проанализировать и систематизировать то, о чем мы сегодня говорили на собрании. А разложить все по полочкам нам поможет метод «6 шляп мышления» Этот метод вам уже знаком. (Приложение № 3)

Итак, «Мой ребенок идет в школу».

Белая шляпа (факты) – моему ребенку в этом году исполняется 7 лет. Он идет в 1 класс. И уже записались (или идем записываться) в школу.

Красная шляпа (чувства, эмоции) – тревога, даже страх, сомнение, волнение, радость, гордость за ребёнка.

Черная шляпа (недостатки) – материальные расходы, возможность непонимания и конфликтных ситуаций.

Желтая шляпа (достоинства, позитив) – новые знания, новые знакомства, участи в общественной жизни

Зеленая шляпа (фантазируем) – школы не переполнены и лучше оснащены, и дети учатся только в одну смену; школы закрылись, и мы снова в каменном веке; и пр.

Синяя шляпа (подведем итоги) – школа – это образовательное учреждение. Мы испытываем к ней неоднозначные чувства. Школа сеет доброе, разумное, вечное. И все же в школьном образовании есть свои недостатки. И как бы мы не мечтали, не фантазировали, одно можно сказать наверняка. Школа важный и нужный этап в жизни каждого из нас и скоро этот этап предстоит пройти вашему ребёнку. И современному обществу без школы не обойтись. А какими будут наши школы, зависит только от нас.

Завершить наше собрание мне бы хотелось рефлексией Острова. Вам предлагается таблица с названиями различных островов: остров грусти, остров воодушевления, остров просветления, остров радости, остров неопределённости, остров тревоги, остров удовольствия, остров недоумения, остров ожидания, остров наслаждения. Внимательно посмотрите и отметьте тот остров, с которым ассоциируется сейчас ваше настроение по завершению родительского собрания. (Приложение №6)

Предлагаю завершить работу нашего родительского собрания принятием решений.

Зачитывается проект решения родительского собрания, и принимают его решение.

Решение собрания:

1.Принять к сведению и использовать в семейном воспитании информацию, по подготовке детей к школе.

2.Создать благоприятные условия в пред школьный период жизни: больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, чаще общаться с ними, соблюдать режим дня.

3.Продолжать проводить с детьми различные совместные мероприятия познавательной, культурно-досуговой и спортивной направленности.

4.С целью обеспечения безопасности детей и предупреждения детского травматизма родителям соблюдать правила безопасности зимой: на горке, на улицах и дорогах, на катке, на водоёме, на лыжах.

Прошу принять решение голосованием.

Воспитатель: Предлагаю вам для ознакомления памятку «10 советов родителям будущих первоклассников!» (Приложение №7)

Спасибо за плодотворную работу! До свидания!

 

 

Приложение № 1

1.Дружба.

2.Настоящая, верная.

3.Зарождается, хранится, рушится.

4.Несчастен тот, кто ее не испытал.

5.Доверие.

 

Приложение №2

«Корзина идей и понятий»

Приложение №3

ФГОС ДО определяет портрет старшего дошкольника, готового к обучению в школе следующим образом:

 

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребёнка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Эмоционально отзывчивый. Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Ребёнок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребёнка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребёнок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребёнок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребёнок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

 

В портрете выпускника отражаются качества личности ребёнка и степень их сформированности.

 

Приложение № 4

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Безопасность ребёнка – прежде всего"

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Зима  – пора интересных дел, новых впечатлений.  Чтобы избежать непредвиденных ситуаций с детьми в зимнее время, убедительно просим Вас позаботиться  о безопасности ваших детей. 

Помните, что в это время значительно увеличивается риск уличного и бытового травматизма.

Правила безопасной прогулки

Наденьте ребенку шапку, шарф, варежки и застегните куртку не выходя из дома, чтобы холодный воздух не проник под одежду.

Если вы вместе с ним на улице, следите за тем, чтобы он не бегал и не толкал других детей, объясните ему, что можно получить травмы.

Объясните, что при игре в снежки нельзя их бросать их в голову.

Не позволяйте детям строить снежные тоннели, которые могут обвалиться.

Расскажите ребенку, что нельзя есть снег и грызть сосульки, а также облизывать металлические поверхности.

Не позволяйте ему прыгать в сугроб, ведь под снегом могут быть разбитые бутылки, камни, мусор.

Безопасность при катании на санках

Прежде чем ребенок сядет на санки, проверьте, нет ли в них неисправностей. Если санки оснащены ремнями безопасности, то обязательно пристегните ребенка.

Не разрешайте ребенку прыгать с трамплинов на санках, так как это может привести к травмам.

Обязательно присматривайте за ребенком, когда он катается на санках. Если при катании ребенка на санках вам необходимо перейти дорогу, его необходимо высадить из санок. Не катайтесь с ребенком вместе на одних санках.

Безопасное катание на горках

Расскажите ребенку, что на горках нужно вести себя аккуратно и дисциплинированно, соблюдать очередь при спуске.

Убедитесь в безопасности горки сами, перед катанием внимательно изучите местность. Проследите за тем, чтобы горку не перекрывали деревья, кусты, столбы уличного освещения или заборы.

Катайте ребенка с маленьких пологих горок.

Запретите ему кататься с горки стоя.

Запретите ребенку кататься с горок, которые расположены рядом с дорогой, водоёмом.

Научите малыша правильно падать: во время падения нужно стараться перевернуться на бок, согнув и поджав колени.

Безопасное катание на «ватрушках»

Для «ватрушек» нельзя выбирать горки с уклоном больше 20 градусов,

Нельзя использовать их в местах, где есть трамплины.

Садиться в «ватрушку» нужно, как на стул - откинуться назад и согнуть ноги в коленях.

Нельзя прыгать на нее с разбегу, при спуске лежать на ней, катиться друг на дружке и толпой.

Не надо также связывать «ватрушки» паровозиком: если перевернется одна, то же произойдет и с остальными.

Перед началом катания нужно убедиться в отсутствии по ходу движения деревьев, камней, заборов и других препятствий.

Во время спуска нужно следить за тем, чтобы не пересекать маршруты других катающихся.

Необходимо помнить, что на «ватрушках» нельзя кататься стоя, привязывать их к транспортным средствам, таким как автомобиль, квадроцикл, снегоход.

Спуск с горы должен иметь пологую площадку для остановки. Особая опасность - спуски, выходящие прямо на проезжую часть.

Дети не должны кататься с горок бесконтрольно.

Правила безопасного поведения при гололеде

  • Подберите ребенку удобную, нескользящую обувь с подошвой на микропористой основе.

    Объясните, что необходимо смотреть под ноги, обходить замерзшие лужи, склоны, лестницы.

    Не позволяйте ребенку торопиться и бежать через проезжую часть, объясните, что машина на скользкой дороге не сможет остановиться сразу.

    Расскажите, что передвигаться нужно осторожно, наступая на всю подошву.

    Объясните ребенку, что во избежание падающей сосульки или обледенелой ветки нельзя ходить вблизи зданий и деревьев.

    Предупредите: если он поскользнется, необходимо присесть, чтобы снизить высоту падения и смягчить удар о землю, сгруппироваться и упасть на бок.

Правила безопасного поведения на льду

Объясните ребенку, что выходить на лед очень опасно, и расскажите об опасности игр на льду.

Предупредите его, что нельзя подходить к водоемам и проверять прочность льда ударом ноги.

Не играйте с ребенком на льду, подавая плохой пример, ведь дети копируют поведение родителей.

ПОМНИТЕ, что учить ребенка катанию на коньках нужно только на специально оборудованных ледовых площадках!

Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды – это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин.

Уважаемые родители!

Не оставляйте детей одних, без присмотра!

Помните о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой, гуляет во дворе под присмотром взрослых, а завтра он станет самостоятельным. Многое зависит от вас.

Обучение, старание поможет им избежать многих опасных детских неприятностей.

 

 

Приложение № 5

 

Приложение № 6

 

Приложение № 7

 

10 советов родителям будущих

первоклассников.

 

Совет 1. Помните, что Вы выбираете школу не для себя, а для Вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.

Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.

Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться Ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли обязательные дополнительные занятия).

Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак – не придется ли вставать слишком рано?

Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с учительницей Вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (и захочет ли).

Совет 6. Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если Вы планируете какие-либо дополнительные занятия (музыкальная школа, кружки, секции).

Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома. Проследите, чтобы мебель соответствовала росту ребенка. Это место должно быть хорошо освещено (желательно естественным светом), должно быть удобным и не содержать ничего лишнего.

Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.

Совет 9. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.

Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех Ваших надежд.

Помните: ему очень нужна Ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Мастина Ольга Валерьевна, 29.07.19 в 10:58 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю с заслуженной победой!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.