«Родительское собрание с мультимедийным сопровождением»
Пояснительная записка к презентации
Аннотация практики родительского просвещения, проведённого в формате интерактивного родительского собрания
«Профилактика суицидального поведения среди подростков».
Актуальность выбора темы суицидов подростков объясняется ростом уровня самоубийств среди российских подростков. Суициды занимают третье место среди причин смерти у подростков в возрасте от 15 до 19 лет. В ноябре 2022 наш город потрясла новость о самоубийстве 15-летней ученицы Инженерной школы, а через 10 дней ее подруги из колледжа информационных технологий.
Целью практики является организация профилактической работы с родителями по предупреждению суицидальных действий среди подростков, повышению родительской компетентности и ответственности.
На основе цели были поставлены следующие задачи:
Расширить знания родителей о причинах и побуждающих факторов подросткового суицида.
Составить список маркеров суицидального поведения подростков.
Объяснить важность уважения к личности подростка и понимание к его проблемам.
Повысить родительскую компетентность и ответственность по обсуждаемой проблеме.
Предложить рекомендации родителям по профилактике подросткового суицида.
Целевая аудитория – родители обучающихся 8 А класса.
Форма работы – собрание практикум.
Ход родительского собрания
(Классный руководитель): Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас! Сегодня проводится третье тематическое собрание из нашего цикла «Психологические особенности подросткового возраста: проблемы, внешние и внутренние конфликты, способы их преодоления». Я хочу, чтобы сами определили сегодняшнюю узкую тему нашей беседы, посмотрев на представленный слайд (слайд 1). (Родители начинают высказывать свои предположения). Какие именно элементы картинок помогли Вам сделать вывод, о том мы сегодня поговорим о подростковом суициде (слайд 2). У меня, как у учителя, классного руководителя и мамы, слово суицид, особенно в связи с детьми, вызывает очень сильное волнение, ужас и страх. Но что же такое суицид? Кто может дать определение? (Родители дают свои определения). Спасибо. Психология, медицина, философия дают свои определения этому явлению. Но сегодня я остановлюсь на определении суицида, которое дал писатель Равиль «Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал…» (слайд 3). Что отличает данное определение от предыдущих. (Беседа родителей, они представляют свои мысли и идеи). Я разделяю идею тех, кто видит в данном определении ответственность близких за содеянное. В продолжении этой темы предлагаю Вам прочитать притчу. (слайд 4)
«Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. «Разве тебе безразлична судьба детей?» — спросили спасатели. Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить». Уважаемые родители, как вы думаете кто третий путник? (Предположение родителей). Третий путник это мы с вами, родители, педагоги, психологи и наша задача - не позволить ребенку лишить себя жизни. Таим образом, детский суицид — это то, что практически всегда можно избежать. Главное, что для этого необходимо заметить вовремя тревожные сигналы. (слайд 5 )
Но это за тревожные сигналы, что с ними делать, как профилактировать суицидальное поведение ребенка, мы с Вами разберем вместе. Для этого предлагаю разделиться на 3 группы (по 5-6 человек),(слайд 6). Каждая группа получает лист бумаги, на котором Вам предлагается написать, какими вы видите (слайд 7):
группа 1 - «признаки суицидального поведения подростков»;
группа 2 - «причины суицидального поведения подростков»;
группа 3 - «что делать (что нельзя делать), если вы заметили сигналы суицидального поведения подростков».
После того, как каждая группа справилась с заданием, она передает лист с ответами другой группе, которая дополняет ответ своими мыслями и идеями и так до тех пор, пока каждой группе не возвратиться изначально получение задание. Уважаемые родители, на всю работу у вас 15 минут (5 минут на каждый вопрос).
Время вышло. Сейчас необходимо выбрать от каждой группы спикира, который представит обобщенный ответ на поставленный вопрос. (Представитель от каждой группы представляет полученный у них ответ по своей проблеме. В это же время на доске появляется слайд, где представлен заранее подготовленный вместе с психологом школы ответ. Обсуждаем. Анализируем. Сравниваем. Дополняем. Делаем выводы.) (слайд 7, 8,9,10).
Уважаемые родители, спасибо за вашу активность. Подвоя итог проделанной вами работы, еще раз хочется отметить, то только наша родительская и педагогическая вовлеченность в жизни детей может спасти их от совершения необдуманного шага. Лишь 10% у детей и подростков имеется истинное желание покончить с собой, в 90% суицидальное поведение – это "крик о помощи". Неслучайно 80% попыток совершаются дома, притом в дневное и вечернее время, т.е. крик этот адресован к близким прежде всего. В среднем каждая 4-я демонстративная попытка суицида заканчивается самоубийством по неосторожности.
А сегодня, заканчивая родительское собрание, я хочу Вам сказать, наверное, самое важное. Все мы всегда носим с собой саму главную превентивную меру от детского суицида и храниться она у нас «здесь» в самом сердце и эта мера - Любовь. Подросток должен знать: пусть все осудят, весь мир, но я домой прихожу, и меня любят.
Это даёт желание жить. (слайд 11).
А чтобы Вам было легче выразить свою любовь к подростку, раздам вам такую памятку, в которой вы найдете выражения языков любви. (слайд 12).