12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Карпушкина Елена Викторовна22
Россия, Башкирская респ., Нефтекамск
4

Родительское собрание в 1 классе Тема: «Почему первокласснику трудно? Режим дня»

Родительское собрание в 1 классе

Тема: «Почему первокласснику трудно? Режим дня»

Цели: привлечь внимание родителей к проблеме, связанной с соблюдением режима дня школьника ; показать важность и необходимость подчинения жизни ребенка строгому распорядку; познакомить с рекомендациями медиков и психологов по правильной организации распорядка дня школьника.

Легко тому, кто не заставляет себя

делать то, что надо.

В.А.Сухомлинский


Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть вас в нашем классе.

Я вам предлагаю игру — кричалку. Если родители согласны с высказыванием, то им необходимо крикнуть «да», в противном случае –«нет».


Крикните громко и хором, друзья, деток своих все вы любите? (да)


С работы пришли, сил совсем нет, вам хочется лекции слушать здесь? (нет)


Я вас понимаю… Как быть, господа? Проблемы детей решать нужно нам? (да)


Поскорее тогда дайте ответ: помочь, откажитесь мне? (нет)


Последнее спрошу вас я: активными все будем? (да)


Упражнение для родителей «Снежинка»


Сейчас мы выполним с вами интересное упражнение. Главное условие, не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед Вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

- сложите лист пополам

- оторвите правый верхний уголок

- опять сложите пополам

- снова оторвите правый верхний уголок

- сложите лист пополам

- оторвите правый верхний уголок

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я попрошу Вас найти и среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.


- Нашли? А почему? Как вы думаете?


Вывод: Дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества, у каждого по своему происходит адаптационный период к школе.

Но независимо от этого помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях: (открываем и рассказываем поочерёдно)


1) Физиологическая адаптация (организация режима дня)

В жизни первоклассника режим дня приобретает особое значение

Основное требование к режиму — это точность во времени и правильное чередование, смена одних видов деятельности другими. Должно быть установлено время, когда ребенок ложится спать, встает, ест, выполняет уроки, гуляет, выполняет несложные, посильные для него обязанности. Время это необходимо точно соблюдать.


Примерный вариант

Подъем.........................................................................7.30

Зарядка, умывание, уборка постели..........................7.30 – 8.00

Завтрак..........................................................................8.00 – 8.20

Дорога в школу............................................................8.20 – 8.40

Занятия в школе...........................................................9.00 – 13.00

Дорога домой...............................................................13.00 – 13.20

Обед, работа по дому, отдых..................................... 13.20 – 14.00

Прогулка на свежем воздухе..................................... 14.00 – 15.30

Подготовка к школе....................................................15.30 – 17.00

Свободное время (занятия в кружках, секциях).......17.00 – 19.00

Ужин, работа по дому..................................................19.00 – 19.30

Свободное время..........................................................19.30 – 20.30

Личная гигиена, подготовка ко сну...........................20.30 – 21.00


1. Организация режима дня.


Для успешной адаптации следует научить ребенка соблюдать режим дня.

Утро. Ребенку необходимо умыться, одеться, убрать самостоятельно свою постель. Эти умения должны быть сформированы до того, как ребенок пойдет в школу. Необходимо обойтись без излишней спешки и нервозности, одергивания и покрикивания на детей.


Дорога в школу. Лучше использовать путь до школы для неторопливой прогулки перед уроками, поэтому из дома следует выходить заранее.


Занятия в школе. Дорога домой из школы. Нужно сделать обязательным требование: после школы – сразу домой.


Переодевание после школы.


Обед. Свободное время. Возможно, его использовать на сон, выполнение посильной работы по дому, которая должна контролироваться взрослыми.


Здесь стоит прислушаться к советам врачей:

- не менее 3х часов должно отводиться на прогулку и подвижные игры,

- 30-40 мин. на посильную работу по дому,

- 1 час на самообслуживание,

- оставшееся время - на кружки, секции и другие учреждения дополнительного занятия.


Вечером. Следует отвести время на общение с ребенком, просмотру детских познавательных передач по телевизору или работе на компьютере.


Подготовка ко сну. Ночной сон.


Пара слов о зрении.

Перед поступлением в первый класс все дети посещают окулиста. Но следует помнить, что при неблагоприятных условиях резко возрастающая нагрузка на зрение приводит к тому, что близорукость появляется и начинает прогрессировать буквально молниеносно. Поэтому родители должны держать руку на пульсе и постоянно следить за зрением своего первоклашки.

Нужно обязательно следовать советам врачей и
минимизировать пребывание новоиспеченного школьника перед телевизором и монитором компьютера, если уж нет возможности вообще свести их на нет.

Письменный стол ребенка должен, как известно, стоять возле окна так, чтобы дневной свет падал слева для правшей и справа для левшей.

Не забывайте следить за правильной осанкой ребенка за столом - расстояние от книги или тетради до глаз должно соблюдаться неуклонно, иначе страдает не только осанка, но и зрение.
ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?


Организация режима дня позволяет ребенку:


легче справиться с учебной нагрузкой;


защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье. У 20% школьников плохое здоровье - причина неуспеваемости. Поэтому приучайте детей к соблюдению режима дня; рациональному питанию; добивайтесь, чтобы по утрам ребенок выполнял утреннюю гимнастику; занимался спортом; бывал на свежем воздухе не менее 3,5 часа. Точный распорядок занятий - это основа любого труда. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т.д.). Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т.д.

Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач. Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок (рассказ, сказку). При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова. Таким образом, дети будут учиться выражать свои мысли.


2-е направление помощи - Психологическая адаптация


Даже у самых послушных детей в период адаптации к школе могут начаться капризы. Хочу-не хочу, буду-не буду, пойду-не пойду. Дитя начинает грубить, хамить, проявлять агрессивность, чего за ним раньше никогда не замечалось.

Дитя грубит. Знает, что грубит, но остановиться не может или не хочет. Из своего тяжелого состояния ребенок не всегда может выбраться сам. Ему нужно помочь. А мы часто не понимаем, в чем дело, считаем происходящее капризом. На самом деле такое поведение ребенка - это реакция на стресс, связанный с поступлением первоклассника в школу.

Как часто вы общаетесь со своими детьми? Часто ли хвалите? Какими словами порицаете? Какие выражения используете чаще для общения? Данный тест поможет понять насколько доверительные отношения у вас с ребёнком и возможно задуматься и изменить тактику личного поведения.


Тест (для родителей)

1.Сколько раз тебе повторять? - 2б.

2.Посоветуй мне, пожалуйста – 1б.

3.Не знаю, чтобы я без тебя делала – 1б.

4.И в кого ты только уродился – 2б.

5.Какие у тебя замечательные друзья – 1б.

6.Ну, на кого ты похож – 2б.

7.Я в твоё время – 2б.

8.Ты моя опора и помощница – 1б.

9.Ну, что за друзья у тебя – 2б.

10.О чём ты только думаешь – 2б.

11.Какая ты у меня умница – 1б.

12. А ты как считаешь, доченька (сыночек) – 2б.

13.У всех дети как дети, а ты…-2б

14.Какой ты у меня сообразительный -1б.


От 7 до 8 баллов – вы живёте душа в душу. Ребёнок искренне любит вас, уважает. Ваше отношение способствует в общении с ребёнком.


9 – 10 б. Он уважает вас, хотя не всегда с вами откровенен, т.к. вы не последовательны в общении с ребёнком.


11 - 12б. Вам необходимо быть к ребёнку внимательнее. Вы пользуетесь авторитетом, но авторитет не заменит вашу любовь. Развитие вашего ребёнка зависит от случая в большей степени, чем от вас.


13 – 14 б. Вы идёте не по верному пути. Вы и сами это чувствуете. Между вами существует недоверие. Постарайтесь уделять ребёнку больше внимания.


Родителям в этот непростой для всех период адаптации к школе надо помнить золотое правило воспитания: «Ребенок больше всего нуждается в нашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает».

Послушайте известную Вам сказку на психологический лад. (Заповеди написаны на доске и открываются по ходу чтения сказки)


Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.

Первая заповедь: Осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.


По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Поставили они его на подоконник остужаться.

Вторая заповедь: Не оставляй маленьких детей без присмотра.


Покатился колобок дальше по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.

Третья заповедь: Научите ребёнка общаться с окружающим миром.


Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.

Заповедь четвёртая: Научите ребёнка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.


Съела лиса колобка.

Заповедь пятая: Научите ребёнка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить из сложных жизненных ситуаций.


3-е направление помощиСамостоятельность + контроль.

Приучение к самостоятельности:

- При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на вопросы, не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом они очень хитры и находят способы «заставить» работать за себя.

- Учите детей выделять учебную задачу, т.е. ребенок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. Выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребенок научился сам видеть ее и в новом материале, и в том, который еще только подлежит усвоению.

- Приучаем самостоятельно складывать портфель…и т д..

Поэтому, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении и приучать ребят ко все большей и большей самостоятельности.


Контроль за выполнением домашних заданий.

Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами: - какие отметки? - выполнил ли уроки? После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей.

Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться. Ребёнок не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится не интересно на уроке, он не пытается умственно работать, а нежелание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться.

Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. То есть контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе. Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным. На первых порах маленький ученик нуждается в вашей помощи, в том, чтобы и напомнить ему об уроках и даже, может быть посидеть рядом с ним, пока он их сделает. Эти первые его школьные шаги необычайно важны: от них зависит, может быть, вся его школьная жизнь. Очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс. То есть важно не просто проконтролировать результат работы, а помочь преодолеть трудности в работе.

Хорошо если бы вы интересовались:

что изучал ребенок сегодня в школе;

как он понял материал;

как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял.


Довольно часто родители ссылаются на загруженность на работе, нехватку времени и находят ещё тысячу оправданий в свой адрес, забывая об истинном смысле своей жизни. Предлагаю вашему вниманию притчу (Просмотр притчи «О смысле жизни»)


Подведение итогов, выводы, решение родительского собрания


Подходит к концу наш разговор. Много вопросов прозвучало сегодня. Наверное, что-то осталось невыясненным, непонятным… Но об этом – мы обязательно поговорим в следующий раз…

А сегодня, в заключение нашей встречи, мне хочется познакомить вас с мыслями знаменитого польского гуманиста Януша Корчака: «Ребенок – иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает знаков и обычаев… Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы».

Будьте таким гидом! Помогите своему ребенку не потеряться в стране, имя которой – жизнь, помогите ему стать в нем счастливым.


Рефлексия.


Пожалуйста, оцените, насколько Вам понравилась та или иная часть родительского собрания в баллах:


- довольны – 3 б.

- частично довольны – 2 б.

- не довольны – 0 б.


1. Вступление.

2. Презентация.

3. Практическая часть.

4. Рефлексия.

5. Рекомендации – памятки.

6. Было ли у Вас желание участвовать в разговоре? Почему?

7. Ваши предложения и пожелания.


Анкета.

Что побудило вас прийти на собрание?

(нужное подчеркнуть).


1. Ваша дисциплинированность.

2. Просьба ребенка.

3. Уважение к классному руководителю.

4. Текст приглашения.

5. Возможное душевное состояние после собрания.

6. Любопытство.

8. Не знаю.

9. Другое.

Опубликовано


Комментарии (4)

Мырова Елена Сергеевна, 21.08.20 в 16:08 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Викторовна! Очень интересное и познавательное собрание для родителей можно провести.

Отредактировано 21-08-2020 16:09

Антропова Мария Александровна, 21.08.20 в 16:27 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за презентацию опыта работы, Елена Викторовна! Взяла разработку в копилку!
Кияйкина Наталья Федоровна, 21.08.20 в 16:35 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный ресурс!!!
Шабанова Алёна, 21.08.20 в 17:45 1Ответить Пожаловаться
С удовольствием, как мама будущего первоклашки, прочитала. Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.