12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кутырева Лариса Геннадиевна1040
Россия, Свердловская обл., Краснотурьинск

Собрание с элементами тренинга для родителей будущих первоклассников


Ждет нас школа

Цель: Повышение уровня родительской компетентности в области подготовки ребенка к школе и профилактики школьной дезадаптации.

Задачи:

Способствовать осознанию важности формирования психологической готовности к школе.

Способствовать выработке новых навыков взаимодействия с ребенком – будущим школьником.

Расширять возможности понимания своего ребенка.

Развивать умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны.

Развивать умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, модель ребенка из бумаги (каждому участнику).

Ход мероприятия:

Слайд 1. (название мероприятия)

Вводная часть

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо за то, что вы нашли время и пришли на нашу встречу.

Нашу встречу хотелось бы начать с приветствия.

«Аплодисменты» или Упражнение «Салют»

Для этого приглашаю всех встать в круг. Сейчас каждый участник по очереди выходит в круг, называет свое имя, если есть участник с таким именем, то тоже выходит в круг. Все остальные приветствуют их «салютом» аплодисментов.

Слайд 2. Психологическая зарядка

Выполните, пожалуйста, определенные движения соответственно высказываниям, если вы согласны:

1. Все те, кто знает, что такое школьная зрелость – хлопните в ладоши.

2. Если вы считаете, что ваш ребенок уже готов к школьному обучению – топните ногой.

3. Покачайте головой все те, кто считает, что школа – это страшно и сложно.

4. Для кого главным критерием в выборе школы является ее престижность и современная программа – постучите себя кулаком в грудь.

5. Если поступление вашего ребенка в школу для вас событие важное и значимое, то подмигните глазом.

6. Если в вашей семье приняты единые требования в воспитании и обучении ребенка – дотроньтесь до кончика носа.

7. Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье – погладьте себя по голове.

8. Улыбнитесь все те, у кого хорошее настроение.

Итак, у наших детей заканчивается дошкольное детство, и скоро они пойдут в школу. Готовы ли они? Смогут ли успешно адаптироваться к школе, успешно учиться? Уверена, сегодня эти вопросы волнуют нас всех.

Слайд 3. Метафора «Цветок» (готовность к школе)

Уважаемые родители. Перед вами – цветок. Давайте обсудим, что нужно цветку, чтобы он распустился? (Здоровое семя, крепкие корни, плодородная почва, которую необходимо поливать и удобрять, свет, тепло).

Когда цветок может заболеть? (Когда могут заболеть листья, червячки подгрызают корни – тогда болеет весь цветок. Когда не ухаживать за цветком).

То же самое происходит и с ребенком, когда он поступает в школу. Ошибочно мнение, что чем лучше интеллектуально подготовлен ребенок, тем успешнее он будет в школе. Часто упускается из виду развитие самих психических процессов, необходимых для осуществления учебной деятельности: память, внимание, логическое мышление, воображение, пространственная ориентация, воля, развитие мелкой моторики руки, мотивация и пр. И получается, что мы, взрослые, пытаемся гнать телегу впереди лошади. Изобразив ребенка на пороге школы в виде цветка, можно предположить, что при сильных и здоровых корнях (хорошо развитых психических процессах) и благоприятной почве (обучение на принципах гуманизма – ориентацию на развитие личности, учет возрастных особенностей психологического развития, выявление и учет индивидуальных особенностей и т.д.)... цветок все равно распустится (ребенок быстро научится и читать, и писать, и решать задачи).

Слайд 4.

Но состояние цветка зависит еще и от качества листьев, через которые тоже идет питание (уровень саморегуляции и уровень психического развития детей).

К началу систематического обучения дети уже должны уметь сознательно подчинять свои действия правилам, ориентироваться на школьные требования (делать не только то, что хочется, но и то, что требует учитель, «надо» может перевесить «хочу»). Зрелость эмоционально-волевой сферы также подразумевает способность ребёнка справляться со своими отрицательными эмоциями.

Понаблюдайте за деятельностью вашего сына/дочери, например, за совместной игрой со взрослыми. Проявляет ли ребёнок тревожность или раздражительность? Как реагирует на критику его действий? Продолжает ли игру, если у него что-то не получается? Проявляет ли чрезмерные эмоции, если проигрывает?

Слайд 5. Умение слушаться, умение следовать определённым правилам проще всего вырабатывается в процессе игры. Вам помогут обыкновенные игры типа «Съедобное – несъедобное», «Да и нет не говорить», а также, настольные игры с правилами. Ведь в этих и подобных играх заложена необходимость действовать так, как положено, как определено правилами игры.

Слайд 6. Развить произвольное внимание вам помогут всевозможные игровые задания типа: «Найди отличия между картинками», «Запутанные дорожки», «Что перепутал художник», «Найди недостающие детали» и т. п. Они забавны, интересны детям и очень полезны для развития произвольности. Главное, чтобы задания соответствовали возможностям вашего ребёнка. Слишком простые задания вызывают скуку и не приучают преодолевать трудности, а слишком сложные, не создают состояние «успеха», которые так необходимы детям для формирования адекватной самооценки.

Игра «Запретное число»

Давайте поиграем. Игра «Запретное число». Мы будем по очереди считать по порядку от 1 до 30. Кому выпадает назвать запретное число (в составе которого есть «3»), тот хлопает в ладоши, не произнося его вслух.

Какие усилия вы приложили, чтобы не ошибиться в игре? (были внимательными, сосредоточенным)

Роль родителей в формировании произвольности поведения у дошкольников огромна. Кроме самых разнообразных занятий и игр, на которых можно обучить ребенка подчинять свои действия разным правилам, воспроизводить образец, строить и выполнять сложные последовательности действий, развитию произвольности способствует предоставляемая ребенку самостоятельность.

Слайд 7. Червячок, который может оказаться в почве,.. – …это кризис семи лет, когда у ребенка формируется самооценка, когда он уже умеет скрывать свои истинные чувства от взрослых. И не заметив этого червячка, мы можем столкнуться в дальнейшем со школьной дезадаптацией.

Основная характеристика кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков. В этот период даже самый спокойный и послушный ребенок может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного.

Слайд 8. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

не выполняет просьбы, не слушается;

капризничает, упрямится;

выражает протест, недовольство;

паясничает и грубит;

не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;

пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;

осознанно поступает наперекор взрослым;

обесценивает то, что раньше казалось ему важным;

подвержен перепадам настроения.

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

Кризис не начинается ровно тогда, когда ребенку исполняется семь лет. Нельзя приписывать его начало и первому дню учебы в школе. На самом деле все гораздо сложнее.

Подготовка к школе начинается заранее, и уже к концу детского сада занятия становятся сложнее, а воспитатели – требовательнее. Ребенок ощущает изменения и нарастающее давление, поэтому первые психические предпосылки могут возникать в возрасте пяти-шести лет. Однако есть и другая категория деток, которые начинают осознавать тяжесть новой ноши уже после того, как начинается учеба в школе.

По мнению психологов, этот возрастной кризис длится около 6-9 месяцев. Но продолжительность переходного этапа во взрослении зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Каждый приходит к кризисному состоянию тогда, когда психика дает адекватный ответ на навалившиеся сложности. Симптомы формируются медленно, и справляется ребенок с новой ответственностью также постепенно.

Важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя. Кризисные проявления могут стать причиной школьной дезадаптации, а негативный опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает ребенка неуверенным и лишит друзей.

Слайд 9. Что нужно делать родителям, чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет:

разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;

критиковать не личность, а действия;

аргументировать отказы и замечания;

учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;

разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;

оговаривать прошедший день, интересоваться действиями педагога, сверстников/одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;

в школе составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;

поддерживать связь с педагогом, реагировать на любые сложности и проблемы в детском саду/школе.

Слайд 10. Не следует:

повышать голос;

наказывать физически;

сравнивать с другими;

критиковать в присутствии других;

относится к ребенку как к собственности;

критиковать действия педагога;

нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;

переживать из-за незначительных замечаний педагога или плохих отметок;

игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.

Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым обратитесь к психологу.

Слайд 11. Поступление в школу ребенок связывает для себя с удовлетворением определенных потребностей и желаний (полив)… Именно они и являются теми побудительными силами или мотивами, которые побуждают его идти в школу и формируют отношение к ней.

Слайд 12. Среди них психологи называют следующие основные мотивы: познавательный, социальный, позиционный, игровой, оценочный и внешний. Дети с разными мотивами поступления в школу весьма по-разному отвечают на одни и те же простые вопросы: «Ты хочешь пойти в школу? Почему?»

Упражнение «Определи мотив»

Послушайте варианты ответов и определите, какой мотив побуждает ребенка к поступлению в школу:

«Хочу в школу. Там весело, детей много, есть перерывы. На переменах я буду бегать, с друзьями играть, дурачиться». (игровой)

Скорее всего, для этого ребенка школа – словно новая интересная игра, где можно весело провести время.

«Да, хочу, потому что все дети должны учиться. Это очень важно и нужно». (социальный)

«Да, хочу, потому что хочу быть «как взрослый». (позиционный)

«Да, я хочу в школу, потому что там я буду получать хорошие оценки. Я люблю пятерки». (оценочный)

У этого ребенка развит оценочный мотив – сильное желание получать высокие отметки. Если при этом взрослые тоже придают слишком большое значение оценкам ребенка, в итоге у него может сформироваться так называемая «отметочная психология» – учение ради отметок, а не ради новых знаний и умений. Постоянная гонка за оценками делает ребенка тревожным. «А если я не справлюсь?», «А вдруг у меня не получится и мне поставят плохую оценку?» – вот о чем постоянно болит голова у такого ученика, независимо от его реальных школьных успехов. Но ребенок все-таки идет в школу не за оценками, а за знаниями. Это необходимо помнить и нам родителям, и самим детям.

«Потому что мне купят портфель, тетради. А в школе есть столы, доска, на переменах интересно». (внешний)

Здесь ребенка привлекают в первую очередь школьные «аксессуары», являющиеся для него неким символом взрослости.

«У меня там учится брат (сестра)». (внешний)

Самым привлекательным в школе для этого ребенка является внешняя позиция школьника, которую ему хочется поскорее занять.

Внешними такие мотивы называются, потому что они никак не связаны с содержанием обучения. Ребенка может привлекать в школе что угодно, кроме учебы и всего с ней связанного, или он может сам толком не осознавать, почему хочет идти в школу. В будущем, потеряв интерес к школьным атрибутам и познав все тяготы жизни школьника, он может потерять всякий интерес и к школе или выработать негативное отношение к ней, если не будут присутствовать другие мотивы учения (например, познавательные или социальные).

«Я хочу пойти в школу, потому что там интересные занятия, и я хочу научиться писать, читать, считать»; «Чтобы учиться. Самое интересное в школе – это читать. А уроки интереснее перемен» (познавательный мотив – желание узнать что-то новое, ранее неизвестное, чему-то научиться).

Как вы думаете, какой мотив говорит о сформированной внутренней позиции школьника?

Слайд 13. Говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к чему-то. В данном случае о побуждении к учебе. А это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое. Но поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания.

В каком случае это возможно? (Ответы родителей)

В том, когда ребенок понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять.

Учебная мотивация складывается у первоклассника… при наличии выраженной познавательной потребности… умении трудиться… и желании занять новую социальную позицию в обществе.

Слайд 14. Давайте вместе найдем способы формирования у ребенка мотивационной готовности к школе. (Ответы родителей)

Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках, устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться. Полезные занятия, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность и упорство: занятия в кружках и секциях.

Слайд 15. Состояние цветка зависит и от нашего к нему (ребенку) отношения (родительская установка).

Слайд 16. Родительская установка – это сложное взаимодействие и воздействие на жизнь ребенка советов, рекомендаций, жизненных принципов родителей. Все те предупреждения или положительные отзывы, которые ребенок слышит от взрослых в течение жизни, являются частью его жизненного сценария, все эти фразы делают из него победителя или неудачника.

Победитель – это человек, который может справиться с жизненными неурядицами и выдерживает все, что попадается ему на пути к цели. Неудачника же сломают первые серьезные испытания. Конечно, приятнее быть победителем, чем неудачником. Это зависит от самого ребенка: насколько он уверен в себе, сильная ли у него воля. Но в основе всех его действий будет родительская установка. Следите за своими установками в отношении ребенка, его обучения и возможностей.

Слайд 17. Анализ проблемных ситуаций

На слайдах написаны фразы, которые довольно часто используются взрослыми в общении с ребенком на пороге школы. Попробуйте предсказать как повлияют эти фразы на будущего первоклассника, какие чувства и переживания они могут вызвать у него.

Вот пойдешь в школу, там тебе ...

Слайд 18. Ты, наверное, будешь двоечником? (Могут вызвать чувство тревоги, неуверенности в своих силах, потерю желания идти в школу).

Слайд 19. Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником! (Родительские притязания основаны на не настоящих возможностях сына или дочери, а на абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, привести к потере уверенности в родительской любви, а значит, уверенности в себе).

Слайд 20. Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось! (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок, которые получает ребенок. Другими словами, «Только от тебя зависит, придется ли мне испытывать стыд или нет, ты несешь ответственность за мое внутреннее состояние и переживания». На ребенка взваливают бремя двойной нагрузки: «Учись хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой непосильный для ребенка психологический груз становится причиной невроза).

Слайд 21. Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно? (Не предъявляете ребенку невыполнимые требования, не толкайте его на путь явного обмана).

Слайд 22. Попробуй мне только сделать ошибку в тетради! (У ребенка, которому постоянно угрожают наказанием, могут возникнуть враждебные чувства к родителям, может развиться комплекс неполноценности пр.)

Итак, проанализировав ситуации общения, мы видим негативные последствия, которые могут возникнуть от необдуманных высказываний взрослых. Каждый ребенок нуждается в поддержке родных ему людей, тем более в таком ответственном событии. Не стесняйтесь рассказать детям о том, как вы волновались и переживали, когда были первоклассниками, какой была ваша первая учительница и т. д.

Слайд 23. Уважаемые родители! Помните! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Семья дает ребенку – то, что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь и единство с родными, теплоту любви.

Будьте внимательнее к своим детям, учитесь понимать их. Чтобы понять чувства ребенка, вам необходимо встать на его место.

Тренинговое задание «Ребенок»

Возьмите в руки вот этого маленького человечка. Его зовут Андрей. Он – первоклассник. Проживите с маленьким Андреем один день.

Утром мама подошла к Андрею и стала его будить. Ему так не хотелось вставать, еще две минуточки он хотел поваляться в кровати. Но мама стала кричать на ребенка за его непослушание. Андрею стало так грустно, что его не понимают...

– Оторвите кусочек от мальчика.

Но мальчик все же встал, умылся, надел новую рубашку и вышел к завтраку. Он подошел к папе, молча встал около него, ласково улыбнулся и покружился, чтобы папа оценил его новую рубашку. Но папа не заметил новой рубашки Андрея, закричав на него, что тот не садится завтракать. На душе у Андрея стало еще грустнее...

– Оторвите кусочек от мальчика.

Позавтракав, Андрей собрался и пошел в школу. По дороге в школу на него залаяла огромная собака. Она громко рычала, потом подбежала к мальчику и прыгнула на него, но не укусила, лишь испачкала новую рубашку. Радости это Андрею не прибавило...

– Оторвите кусочек от мальчика.

На крыльце школы Андрей встретил своего друга Руслана. Руслан шел очень бодрый и веселый и вместо приветствия он сильно пнул ранец Андрея, который тот нес в руке, потому что тяжелый портфель давил на хрупкие плечи мальчика. У ранца оторвалась ручка. Наш Андрей – мужчина, а мужчины не плачут. Он сдержал слезы и пошел на урок.

– Оторвите кусочек от мальчика.

А на уроке сегодня была самостоятельная работа. Андрей так переволновался из-за всего произошедшего с ним с самого утра, что не справился с заданиями. И не получил желанную звездочку. Здесь настроение мальчика совсем упало...

– Оторвите кусочек от мальчика.

Быстрыми шагами, в грязной рубашке, с ранцем без ручки шел Андрей домой, он спешил, так как знал, что родителей нет дома. Всю дорогу он думал о том, что ему будет вечером за грязную рубашку, порванный ранец и «неуд» по математике. А вдруг мама с папой не заметят?! Сердце ребенка билось с такой силой и болью, что готово было выпрыгнуть из груди. Вот знакомая улица, дом, подъезд, этаж, квартира... Дверь была открыта, Андрей страшно испугался – родители были дома. Он вошел, на пороге стояла мама...

Оторвите кусочек от мальчика. А теперь посмотрите, что осталось от этого ребенка только за один день. Кто виноват в этом? И родители, и друзья, и даже собака. А с чего начался день? Будьте внимательнее к своим детям, учитесь понимать их. Может лучше лишний раз не кричать, а просто тихо, ласково сказать, погладить и поцеловать. Это будет действеннее, чем окрики и наказание.

Проанализируйте, пожалуйста, какое у вас было состояние во время проведения этого упражнения. 

(«Помощник / свободный микрофон» по кругу).

Уважаемые родители! Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно ваше внимание, любовь, забота нужны ребенку больше всего.

Желаю вам добра, взаимопонимания и успехов!


Литература

Презентация к родительскому собранию "Ждет нас школа"PPTX / 7.19 Мб

Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студентов пед. вузов. – Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. – 3-е изд. – Москва: Академический проект, 2010.

Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – Москва, Владос, 2001.

Орлова О.В. Тренинг для родителей будущих первоклассников: «Скоро в школу!»URL: https://xn-- j1ahfl.xn--p1ai/library/trening_dlya_ roditelej_budushih_pervoklassnikov_104408.html





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.