Родительское собрание-практикум «Подросток и мир вредных привычек»
Родительское собрание-практикум «Подросток и мир вредных привычек»
Цели:
1. Пополнить знания родителей о привычках и признаках употребления подростками наркотических веществ.
2. Рассказать о наиболее эффективных способах предупреждения и преодоления вредных привычках.
Ход собрания.
Сегодня мы поговорим о привычках, подстерегающих подростка на его жизненном пути, как уберечь подростка от курения, алкоголя, наркотиков? Выросли наши дети, а вместе сними серьезными, становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Возможно, мы не сможем найти уникального решения, но попробуем разобраться.
Привычка – вторая натура. Каждый человек имеет, как полезные, так и вредные привычки. Привычка – это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желаний человека. Полезные привычки помогают человеку быть собранным, организованным, готовым преодолевать трудности. Сожалению возникают не только полезные, но и вредные. В основе привычки лежит механизм подкрепления. Если привычка получает неоднократное подкрепление, то она закрепляется и устранить ее будет трудно.
1. В мире сигарет.
Мы взрослые, в том числе и подростки, владеем информацией о вреде курения, курильщики чаще других страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком дыхательных путей и легких, но при этом все равно курят. В Европе и Америке количество курильщиков снижается, люди начали заботиться о своем здоровье, а в нашей стране курильщиков становится больше. Противостоять трудно, особенно подростку, если взрослые тянутся к сигарете в минуты стресса и утверждают, что помогает.
Я предлагаю обсудить ситуацию, найти выход из нее.
Две девочки нашего класса курили в туалете и были замечены. С родителями и девочками была проведена беседа. Как поступить родителям, их действия?
2. В мире алкоголя.
Не буду повторять истины о вреде алкоголя, они вам известны. Взрослым надо знать, что и как сказать подростку, чтобы в нем формировалась позиция отвержения сигарет, алкоголя, наркотиков. В повести Д.Лондона «Джон-Ячменное зерно» показано отрицательное отношение к алкоголизму, разрушителю человеческого счастья и всей личностной структуры. Приведу несколько примеров из этой книги.
В первый раз я напился, когда мне было пять лет. Отец пахал в поле. Меня послали отнести ему пиво. Почему это пиво считается такой драгоценностью? Сперва я лизнул пену. Где же этот дивный вкус? Я принялся лакать густую жидкость, ну и дрянь же! Все-таки я пил. Не может быть, чтобы взрослые ошибались.
Семь лет. Нас встретили радушно. Всех угостили красным вином. Хозяева предложили и мне выпить за компанию, но я отказался. Заметив, что сижу один, итальянец протянул мне через стол полстопки вина. Лицо его приняло суровое выражение, я испытал леденящий ужас. Вино было противнее пива, я глотнул, силясь удержать в себе этот яд. В глазах плыло, стало трудно дышать.
Мне еще не было шестнадцати, я сгорал от страсти к приключениям, моя голова была набита историями о пиратах, о разграбленных городах и стычках, а дрянь, которую я пил, еще пуще горячила мой мозг.
Так сначала было любопытство, а потом появилась потребность.
Как вы поступите, если ваш сын или дочь вернется домой в неурочный час в легком опьянении?
3. В мире наркотиков.
Очень не хочется говорить об этой проблеме, хочется отгородиться, думая. Что это никогда нас не коснется. Что есть благо? Знание. Что есть зло? Незнание. Чтобы противостоять злу, надо много о нем знать, надо быть сильнее его. Что мы должны знать о наркомании?
Наркоманией чаще страдают подростки, отличающиеся неустойчивой психикой. Много существует много причин, по которым подростки впервые пробуют наркотики, родители должны их знать, чтобы противостоять этому злу. Наркотики стали реальностью, их опасность в следующем:
1. Наркотик-это средство, которое постоянно увеличивает потребности его использования.
2. Привязанность к наркотику ведет к быстрой деградации личности подростка, который готов любыми методами добыть вещество, идет на совершение преступления, не останавливаясь ни перед чем.
3. Наркомания ведет к понижению работоспособности, движения делаются замедленными, внимание рассеянным, реакция на любой раздражитель становится неадекватной, подросток теряет ориентиры во внешнем мире, происходит деградация личности.
Выделяются следующие причины начала употребления наркотиков:
1. Бесплатное предложение попробовать наркотик.
2. Из любопытства.
3. Не осознание пагубности и вредности привычки.
4. Низкая самооценка подростка.
5.Стремление уйти от тоски и одиночества.
Родители должны помнить, что к наркомании может привести сложные взаимоотношения со старшими или отсутствие контроля со стороны родителей. Некоторые подростки стремятся проявить себя или выделиться в коллективе сверстников любой ценой из-за того, что привыкли к повышенному вниманию в семье. У них возникает потребность удивить, сделать то, чего не делали другие подростки. Нередко используется сила принуждения, особенно к слабовольным, либо к подросткам, лишенным внимания взрослых.
Объясните подростку почему, с какой целью предлагают бесплатно дорогое вещество, которое можно достать только за деньги. Пусть подросток удостоверится, употребляет ли сам предлагающий наркотические вещества или только угощает других? Если он сам не употребляет, то почему предлагает другим, если же сам их употребляет, то способен ли без них обходиться? Если утверждает, что способен, то как он это докажет?
Каждый год на подпольные рынки нашей страны поступают новейшие разновидности наркотиков. По данным социологических опросов 12% школьников в возрасте до 16 лет хотя бы один раз в жизни пробовали наркотики, 1% употребляют регулярно.
Родители должны знать признаки пристрастия к наркотикам:
1. Резкая смена друзей.
2. Резкое ухудшение поведения.
3. Случаи забывчивости, бессвязная речь.
4. Резкие перемены настроения.
5. Полная утрата прежних интересов.
6. Внезапное нарушение координации движения.
7. Расширенные зрачки, покраснение глаз, кашель, насморк.
Ребенка нужно любить и поддерживать, быть с ним рядом, жить его интересами, и быть готовыми прийти ему на помощь, если она потребуется.
Решение родительского собрания:
1. Проявлять терпение, внимание.
2. Тактичность и деликатность.
3. Использование слова, умение поставить себя на место подростка.
4. Гибкая система контроля.
5. Ознакомление подростка с научными фактами и сведениями о вреде наркотиков, курения, алкоголя.
Литература.
1.Калейдоскоп родительских собраний (Под ред. Н.А. Алексеевой.)
2.Родительские собрания (Под ред. Г.В. Цветковой.)
3.Из опыта работы с трудными подростками (Классный руководитель.1998 год В.В.Ким.)