Выступление «Роль уроков геометрии в развитии творческого мышления учащихся»
Пояснительная записка к презентации
Чтобы в процессе обучения больше влиять на продвижение учеников в развитии мышления, целесообразно вводить более трудные, по сравнению с обычными, вопросы и задания на всех этапах обучения: при введении нового материала, при закреплении и повторении. Важно учесть, что не всякое задание может служить развитию мышления. Многие задания, даже рассчитанные на самостоятельное выполнение, формируют лишь способность действовать по образцу, то есть формируют репродуктивный характер деятельности. Хоть репродуктивная деятельность является важным компонентом мышления, многие задачи не могут быть решены только на репродуктивном уровне, а требуют самостоятельного творческого мышления, формированию которого должны служить и соответствующие задания. Это должны быть задания, требующие от учащихся на каждом уроке хотя бы небольшого самостоятельного поиска, включающие элементы проблемности, пробуждающие мысль учащихся.
Не секрет, что решение задач по геометрии полностью зависит от грамотного и хорошо выполненного рисунка. Поэтому с первых же уроков геометрии необходимо приучать учащихся к аккуратному и правильному выполнению рисунка по условию задачи. На уроках геометрии можно предлагать учащимся геометрические диктанты со следующими заданиями:
Используя рисунок сделайте символическую запись.
Выполните рисунок по символической записи.
Выделить равные элементы фигуры карандашом одного цвета.
(слайд) (Презентация «Роль уроков геометрии в развитии творческого мышления»)
Затем, когда учащиеся освоили символические записи по рисунку, необходимо предлагать им выполнение практических работ. Причем здесь уже работы можно разделить по уровню сложности:
Выполнить рисунок по заданным элементам.
Выполнить рисунок, если один из элементов неизвестен.
Выполнить рисунок и сделать вывод.
(слайд, фото практич. работ).
И, наконец, самостоятельное выполнение творческих работ, которые условно можно разделить на группы: изготовление геометрических фигур, создание презентаций (в помощь учителю на уроке или исследовательские работы), подготовка докладов и выступление на конференции).
С целью более рациональной организации самостоятельной работы над заданиями, а также экономичного использования времени на уроке, можно свести все эти задания в серию рабочих тетрадей «Уроки творчества». В них необходимо представить свернутую информацию в виде картотеки творческих заданий, систематизированной по уровням сложности. Каждый уровень должен представлять собой своеобразную ступеньку продвижения ученика к овладению опытом творческой деятельности. При систематическом выполнении таких заданий на уроке учитель не только вовлекает учеников в процесс творчества, но и в процесс сотрудничества либо с одним учеником, либо с группой учащихся. Выполнение творческих заданий развивает зрительную память учащихся, позволяет обеспечить гибкий подход к индивидуальным особенностям учащихся со стороны учителя и высокую продуктивность творческой деятельности со стороны учащихся.