12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Цибульская Елена Васильевна1166
Учитель высшей категории. Стаж работы - 34 года.
Россия, Томская обл., Томск
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»
8

Выступление «Роль уроков геометрии в развитии творческого мышления учащихся»



Целью учебных заданий является их использование учителем для развития активного, самостоятельного, творческого мышления учащихся. Главным условием реализации этой цели в учебных заданиях выступает их направленность на то, чтобы учащиеся применяли полученные знания в новых, нестандартных условиях. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью учащихся как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения.

Чтобы в процессе обучения больше влиять на продвижение учеников в развитии мышления, целесообразно вводить более трудные, по сравнению с обычными, вопросы и задания на всех этапах обучения: при введении нового материала, при закреплении и повторении. Важно учесть, что не всякое задание может служить развитию мышления. Многие задания, даже рассчитанные на самостоятельное выполнение, формируют лишь способность действовать по образцу, то есть формируют репродуктивный характер деятельности. Хоть репродуктивная деятельность является важным компонентом мышления, многие задачи не могут быть решены только на репродуктивном уровне, а требуют самостоятельного творческого мышления, формированию которого должны служить и соответствующие задания. Это должны быть задания, требующие от учащихся на каждом уроке хотя бы небольшого самостоятельного поиска, включающие элементы проблемности, пробуждающие мысль учащихся.

Не секрет, что решение задач по геометрии полностью зависит от грамотного и хорошо выполненного рисунка. Поэтому с первых же уроков геометрии необходимо приучать учащихся к аккуратному и правильному выполнению рисунка по условию задачи. На уроках геометрии можно предлагать учащимся геометрические диктанты со следующими заданиями:

Используя рисунок сделайте символическую запись.

Выполните рисунок по символической записи.

Выделить равные элементы фигуры карандашом одного цвета.

(слайд)  (Презентация «Роль уроков геометрии в развитии творческого мышления»)

Затем, когда учащиеся освоили символические записи по рисунку, необходимо предлагать им выполнение практических работ. Причем здесь уже работы можно разделить по уровню сложности:

Выполнить рисунок по заданным элементам.

Выполнить рисунок, если один из элементов неизвестен.

Выполнить рисунок и сделать вывод.

(слайд, фото практич. работ).

И, наконец, самостоятельное выполнение творческих работ, которые условно можно разделить на группы: изготовление геометрических фигур, создание презентаций (в помощь учителю на уроке или исследовательские работы), подготовка докладов и выступление на конференции).

С целью более рациональной организации самостоятельной работы над заданиями, а также экономичного использования времени на уроке, можно свести все эти задания в серию рабочих тетрадей «Уроки творчества». В них необходимо представить свернутую информацию в виде картотеки творческих заданий, систематизированной по уровням сложности. Каждый уровень должен представлять собой своеобразную ступеньку продвижения ученика к овладению опытом творческой деятельности. При систематическом выполнении таких заданий на уроке учитель не только вовлекает учеников в процесс творчества, но и в процесс сотрудничества либо с одним учеником, либо с группой учащихся. Выполнение творческих заданий развивает зрительную память учащихся, позволяет обеспечить гибкий подход к индивидуальным особенностям учащихся со стороны учителя и высокую продуктивность творческой деятельности со стороны учащихся.

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.