Выступление «Роль школы в формировании психического здоровья учащихся»
Роль школы в формировании психического здоровья учащихся
Существенным звеном в охране здоровья подрастающего поколения представляется охрана психического здоровья детей и подростков. Поскольку психическое здоровье - это элемент здоровья в широком смысле этого слова, на него должно распространяться принятое в настоящее время понимание. Психическому здоровью можно дать 3 определения: во - первых - это отсутствие выраженных психических расстройств; во - вторых - определенный резерв сил человека, благодаря, которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах; в — третьих - состояния равновесия между человеком и окружающим миром, гармонии между ним и обществом.
Для учащихся, основной социальной функцией является выполнение всех требований школьной жизни, овладение знаниями и умениями, предусмотренными учебной программой, соблюдение норм поведения во взаимоотношениях с педагогами и сверстниками. Полное соответствие этим требованиям служит в значительной степени свидетельством психического здоровья. К критериям благоприятного состояния психики, то есть психического здоровья, относится так же положительное эмоциональное состояние. Эмоциональное состояние обычно именует настроением. В настоящее время термин «настроение» приобрел права гражданства ив научной медицине и трактуется как «преобладающее эмоциональное состояние», оказывающее влияние на психическую деятельность (результаты теста № 1).
К числу непосредственно связанных со школой ситуаций, предрасполагающих к возникновению у учащихся психических расстройств относятся следующие моменты: 1) неспособность справиться с учебной нагрузкой; 2) враждебное отношение педагога; 3) смена школьного коллектива; 4) непринятие детским коллективом. Эти моменты действительно служат главным источником нарушений психического здоровья школьников. Характер взаимоотношений учителя и ученика действительно имеет первостепенное значение в формировании психического состояния школьников.
Отсутствие уважения к учащимся со стороны педагога, унижение их достоинства очень болезненно воспринимаются школьниками, особенно старшеклассниками. Именно отсутствие уважения со стороны учителя чаще всего бывает причиной конфликтов между ним и учащимся (результаты теста №
2).
Унижающие достоинства ученика в форме (удаления из класса, грубые
отклики, оскорбительные замечания и др.) удары по самолюбию, нередко
встречаются в школах, создавая психотравмирующие ситуации.
В.А.Сухомлинский призывая, что «оклики, угроза, раздражительность»-нередкое явление в школах. Выдающийся педагог считал их проявлением несправедливости со стороны учителя. Но дело не только в этом? «Что значит учитель?» - спрашивая, В.А. Сухомлинский и отвечал - это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ним. Между тем не все учителя отвечают этому непременному качеству, важнейшему критерию их профессиональной пригодности. В результате - поведение некоторых из них
создает психотравмирующие ситуации, неблагоприятно сказывающие на психическом здоровье детей.
Для таких ситуаций предложен специальный термин - дидаскалогения, то есть нервные расстройства, происходящие от учителя. Болгарский психиатр X. Христозов склонен именовать таких учителей «противоучителями» и перечисляет ряд их разновидностей. К ним относятся гневно- высокомерные, оскорбляющие учеников кличками («бездарь», «идиот», и др.); молчуны, у которых общение с учеником представляет не беседу, а ледяную усмешку; педанты, не терпящие возражений и требующие беспрекословного подчинения. В этом перечислении, может быть, несколько сгущены краски, но в какой - то степени такие явления, безусловно встречаются в школе и создают неблагоприятный психологический климат. Доктор педагогических наук И.А. Невский пишет «Крикливый и раздражительный, не желающий себя сдерживать учитель оказывает отрицательное влияние на психическое самочувствие и работоспособность детей, вызывает у них эмоционально - отрицательные переживая, состояние тревожного ожидания и неуверенности в себе, чувства страха и незащищенности. У такого учителя дети запуганы, подавлены, крикливы и грубы в отношениях друг с другом; они часто жалуются на плохое самочувствие и настроение. Еще хуже, если психотравмирующие ситуации, вызываемые неправильным поведением педагога, создаются избирательно, по отношению к отдельным ученикам, выливаются во враждебное отношение учителя к конкретным ученикам».
Негативное отношение к тому или иному ученику возникает у учителя вследствие разных причин. Чаще всего это неуспеваемость по данному предмету, иногда особенности поведения и характера, что свойственные подросткам (результаты теста №3).
Ученик чаще всего остро ощущает недоброжелательность педагога, и то провоцирует усугубление тех черт, которые подобное отношение вызвало: пренебрежением учебным предметом, дальнейшее снижение успеваемости, грубость в ответах. Это в свою очередь влечет усиление антипатии со стороны педагога, и таким образом возникает порочный круг, создающий невыносимую ситуацию, порождающую у младших школьников страх, у старших резкие реакции протеста, отказы от посещения школы, то есть многообразные проявления нервозов.
В противовес этому доброжелательность учителя вовремя сказанное слово одобрения и ободрения, справедливая - хотя и строгая - оценка успехов, уважительное отношение к ученикам любого возраста формируют то, что называется благоприятным психологическим климатом в классе, создает положительный эмоциональный фон, который, кстати, способствует лучшему усвоению знаний учащимися.
Большая ответственность за состояние психического здоровья школьников ложится на классного руководителя. Ведь школьникам присуще повышенное стремление к общению со сверстниками, они, как правило, активно тянутся друг к другу. Наиболее свойственная им сфера общения - это класс. И именно здесь наиболее полно реализуется система личных взаимоотношений и определяется место каждого в ней (результаты теста № 4, 5).
Воспитание есть искусство, благодаря которому развиваются все природные способности. Важнейшей предпосылкой воспитания является вера воспитанника (ученика) в своего старшего наставника (классного руководителя). Следует понимать, что классный руководитель не должность, а профессия, и очень сложная. Через его деятельность формируются «зона доверия» между детьми и взрослыми, путь к их взаимопониманию.
На прошлой неделе была проведена анкета «Классный руководитель глазами учеников» среди 8-11 классов. В анкетировании приняло участие _126_учеников. Ответы на некоторые вопросы были даны в словесной форме. Если же суммировать данные ответы, которые в совокупности сводятся к общему вопросу (твое отношение к классному руководителю), то можно сделать следующие выводы:
Во - первых - нет ни одного классного руководителя, который бы пользовался абсолютным признанием каждого ученика класса, что в полнее объяснимо и закономерно.
Во - вторых - большинство учащихся умеют не только иметь, но и выразить чувство благодарности, признательности и уважения к классному руководителю, некоторые считают своего классного руководителя настоящим другом.
В — третьих — дети видят наши недостатки и умеют тактично назвать их: прислушивалась к мнению других; была веселой и счастливой; улыбалась по чаще; чтобы всегда была доброй и красивой; была терпеливой; полностью изменилась, сменила прическу, не кричала во время уроков (результаты теста № 6, 7, 8, 9).
Наконец, если свети все ответы к трем простым параметрам отношения наших учеников к своим классным руководителям: положительное, равнодушное, отрицательное, то в целом (результаты теста № 10)
В связи с наблюдающим повсеместно ростом распространенности нервно - психических заболеваний, в том числе и среди детей, их психическое здоровье привлекает внимание медицинской общественности и ВОЗ. Комитет экспертов ВОЗ подчеркнул при этом, что в детстве проблемы психического здоровья имеют более приятную связь с окружающей средой, чем в другие периоды жизни человека. В свете этого становится очевидной роль, которую в формировании психического здоровья детей играет школа, занимающая такое большое место в их существовании.
Научно - технический прогресс и связанные с ним изменены в содержании школьного обучения предъявляют очень высокие требования к нервной системе детского организма, находящегося в процессе роста и развития, и это доставляет особенно бережно относиться к охране психического здоровья учащихся.
Сводная таблица результатов анкетирования «Классный руководитель глазами учеников».
№ |
8кл |
9кл |
10 кл |
Пкл |
|
1. |
С каким настроением ты идешь в школу? |
||||
а) с радостью |
26% |
50% |
34% |
42% |
|
б) с привычным равнодушием |
50% |
38% |
58% |
51% |
|
в) с предчувствием неприятностей |
6% |
6% |
6% |
8% |
|
г) скорее бы все это кончилось ' |
17% |
6% |
13% |
25% |
|
2. |
Бывают ли у тебя в школе неприятности? |
||||
а) часто |
5% |
8% |
15% |
11% |
|
б) редко |
90% |
88% |
65% |
77% |
|
в) никогда |
5% |
4% |
20% |
20% |
|
нет ответа |
8% |
||||
3. |
Если бывают неприятности, то от кого они исходят? |
||||
а) от учителей - предметников |
59% |
34% |
28% |
60% |
|
б) от классного руководителя |
16% |
5% |
14% |
11% |
|
в) от учеников вашего или другого класса |
45% |
61% |
38% |
25% |
|
нет ответа |
- |
- |
20% |
4% |
|
4. |
Ты считаешь, что твой класс |
||||
а) сплочен и дружен |
10% |
34% |
20% |
27% |
|
б) разбит на группы |
72% |
54% |
62% |
71% |
|
в) каждый живет сам по себе |
22% |
4% |
3% |
2% |
|
нет ответа |
- |
8% |
15% |
- |
|
5. |
Повезло ли тебе, что ты в этом классе? |
||||
а) да |
32% |
61% |
48% |
60% |
|
б) нет |
10% |
4% |
3% |
8% |
|
в) не знаю |
58% |
35% |
44% |
32% |
|
нет ответа |
- |
- |
5% |
- |
|
6. |
Бывают ли конфликты с классным руководителем? |
||||
а) часто |
13% |
- |
13% |
10% |
|
б)редко |
47% |
39% |
10% |
3% |
|
в) никогда |
13% |
61% |
44% |
54% |
|
нет ответа |
- |
- |
33% |
- |
|
7. |
Какую роль исполняет твой классный руководитель в классе? |
||||
а) контроль за успеваемостью и дисциплиной |
66% |
80% |
55% |
62% |
|
б) вторая мама |
16% |
34% |
20% |
20% |
|
в) организатор досуга |
8% |
38% |
17% |
5% |
|
г) помощник в трудных обстоятельствах |
10% |
38% |
37% |
10% |
|
д) старший товарищ |
2% |
- |
13% |
8% |
|
е) другое |
10% |
- |
6% |
17% |
|
8. |
Что присуще классному руководителю по отношению к тебе? |
||||
а) хвалить |
19% |
19% |
17% |
14% |
|
б) подбадривать |
47% |
61% |
31% |
4% |
|
в) делать замечания |
30% |
30% |
44% |
40% |
|
г) ругать |
5% |
8% |
17% |
14% |
|
д) жаловаться родителям |
10% |
19% |
- |
25% |
|
е) быть вечно недовольным |
2% |
4% |
10% |
17% |
|
ж) другое |
10% |
4% |
24% |
8% |
|
9. |
Тебе хотелось бы перенять от классного руководителя |
||||
а) великодушный характер |
13% |
19% |
10% |
5% |
|
б) манера поведения |
10% |
19% |
3% |
10% |
|
в) умение всегда хорошо выглядеть |
13% |
4% |
3% |
2% |
|
г) разносторонние знания |
25% |
34% |
41% |
45% |
|
д) другое |
5% |
4% |
3% |
10% |
|
е) ничего |
36% |
23% |
34% |
42% |
|
10. |
Отношение класса к классному руководителю. |
||||
а) положительное |
42% |
65% |
58% |
70% |
|
б) равнодушное |
36% |
23% |
31% |
25% |
|
в) отрицательное |
20% |
8% |
- |
5% |
|
нет ответа |
2% |
4% |
11% |
- |