12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Дорджиева Кермен Степановна4447 https://vk.com/club14048033 Россия, Калмыкия респ., Элиста Материал размещён в группе «Сообщество педагогов - психологов ДОУ и школ» |
Выступление «Роль школы в формировании психического здоровья учащихся»
Роль школы в формировании психического здоровья учащихся
Существенным звеном в охране здоровья подрастающего поколения представляется охрана психического здоровья детей и подростков. Поскольку психическое здоровье - это элемент здоровья в широком смысле этого слова, на него должно распространяться принятое в настоящее время понимание. Психическому здоровью можно дать 3 определения: во - первых - это отсутствие выраженных психических расстройств; во - вторых - определенный резерв сил человека, благодаря, которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах; в — третьих - состояния равновесия между человеком и окружающим миром, гармонии между ним и обществом.
Для учащихся, основной социальной функцией является выполнение всех требований школьной жизни, овладение знаниями и умениями, предусмотренными учебной программой, соблюдение норм поведения во взаимоотношениях с педагогами и сверстниками. Полное соответствие этим требованиям служит в значительной степени свидетельством психического здоровья. К критериям благоприятного состояния психики, то есть психического здоровья, относится так же положительное эмоциональное состояние. Эмоциональное состояние обычно именует настроением. В настоящее время термин «настроение» приобрел права гражданства ив научной медицине и трактуется как «преобладающее эмоциональное состояние», оказывающее влияние на психическую деятельность (результаты теста № 1).
К числу непосредственно связанных со школой ситуаций, предрасполагающих к возникновению у учащихся психических расстройств относятся следующие моменты: 1) неспособность справиться с учебной нагрузкой; 2) враждебное отношение педагога; 3) смена школьного коллектива; 4) непринятие детским коллективом. Эти моменты действительно служат главным источником нарушений психического здоровья школьников. Характер взаимоотношений учителя и ученика действительно имеет первостепенное значение в формировании психического состояния школьников.
Отсутствие уважения к учащимся со стороны педагога, унижение их достоинства очень болезненно воспринимаются школьниками, особенно старшеклассниками. Именно отсутствие уважения со стороны учителя чаще всего бывает причиной конфликтов между ним и учащимся (результаты теста №
2).
Унижающие достоинства ученика в форме (удаления из класса, грубые
отклики, оскорбительные замечания и др.) удары по самолюбию, нередко
встречаются в школах, создавая психотравмирующие ситуации.
В.А.Сухомлинский призывая, что «оклики, угроза, раздражительность»-нередкое явление в школах. Выдающийся педагог считал их проявлением несправедливости со стороны учителя. Но дело не только в этом? «Что значит учитель?» - спрашивая, В.А. Сухомлинский и отвечал - это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ним. Между тем не все учителя отвечают этому непременному качеству, важнейшему критерию их профессиональной пригодности. В результате - поведение некоторых из них
создает психотравмирующие ситуации, неблагоприятно сказывающие на психическом здоровье детей.
Для таких ситуаций предложен специальный термин - дидаскалогения, то есть нервные расстройства, происходящие от учителя. Болгарский психиатр X. Христозов склонен именовать таких учителей «противоучителями» и перечисляет ряд их разновидностей. К ним относятся гневно- высокомерные, оскорбляющие учеников кличками («бездарь», «идиот», и др.); молчуны, у которых общение с учеником представляет не беседу, а ледяную усмешку; педанты, не терпящие возражений и требующие беспрекословного подчинения. В этом перечислении, может быть, несколько сгущены краски, но в какой - то степени такие явления, безусловно встречаются в школе и создают неблагоприятный психологический климат. Доктор педагогических наук И.А. Невский пишет «Крикливый и раздражительный, не желающий себя сдерживать учитель оказывает отрицательное влияние на психическое самочувствие и работоспособность детей, вызывает у них эмоционально - отрицательные переживая, состояние тревожного ожидания и неуверенности в себе, чувства страха и незащищенности. У такого учителя дети запуганы, подавлены, крикливы и грубы в отношениях друг с другом; они часто жалуются на плохое самочувствие и настроение. Еще хуже, если психотравмирующие ситуации, вызываемые неправильным поведением педагога, создаются избирательно, по отношению к отдельным ученикам, выливаются во враждебное отношение учителя к конкретным ученикам».
Негативное отношение к тому или иному ученику возникает у учителя вследствие разных причин. Чаще всего это неуспеваемость по данному предмету, иногда особенности поведения и характера, что свойственные подросткам (результаты теста №3).
Ученик чаще всего остро ощущает недоброжелательность педагога, и то провоцирует усугубление тех черт, которые подобное отношение вызвало: пренебрежением учебным предметом, дальнейшее снижение успеваемости, грубость в ответах. Это в свою очередь влечет усиление антипатии со стороны педагога, и таким образом возникает порочный круг, создающий невыносимую ситуацию, порождающую у младших школьников страх, у старших резкие реакции протеста, отказы от посещения школы, то есть многообразные проявления нервозов.
В противовес этому доброжелательность учителя вовремя сказанное слово одобрения и ободрения, справедливая - хотя и строгая - оценка успехов, уважительное отношение к ученикам любого возраста формируют то, что называется благоприятным психологическим климатом в классе, создает положительный эмоциональный фон, который, кстати, способствует лучшему усвоению знаний учащимися.
Большая ответственность за состояние психического здоровья школьников ложится на классного руководителя. Ведь школьникам присуще повышенное стремление к общению со сверстниками, они, как правило, активно тянутся друг к другу. Наиболее свойственная им сфера общения - это класс. И именно здесь наиболее полно реализуется система личных взаимоотношений и определяется место каждого в ней (результаты теста № 4, 5).
Воспитание есть искусство, благодаря которому развиваются все природные способности. Важнейшей предпосылкой воспитания является вера воспитанника (ученика) в своего старшего наставника (классного руководителя). Следует понимать, что классный руководитель не должность, а профессия, и очень сложная. Через его деятельность формируются «зона доверия» между детьми и взрослыми, путь к их взаимопониманию.
На прошлой неделе была проведена анкета «Классный руководитель глазами учеников» среди 8-11 классов. В анкетировании приняло участие _126_учеников. Ответы на некоторые вопросы были даны в словесной форме. Если же суммировать данные ответы, которые в совокупности сводятся к общему вопросу (твое отношение к классному руководителю), то можно сделать следующие выводы:
Во - первых - нет ни одного классного руководителя, который бы пользовался абсолютным признанием каждого ученика класса, что в полнее объяснимо и закономерно.
Во - вторых - большинство учащихся умеют не только иметь, но и выразить чувство благодарности, признательности и уважения к классному руководителю, некоторые считают своего классного руководителя настоящим другом.
В — третьих — дети видят наши недостатки и умеют тактично назвать их: прислушивалась к мнению других; была веселой и счастливой; улыбалась по чаще; чтобы всегда была доброй и красивой; была терпеливой; полностью изменилась, сменила прическу, не кричала во время уроков (результаты теста № 6, 7, 8, 9).
Наконец, если свети все ответы к трем простым параметрам отношения наших учеников к своим классным руководителям: положительное, равнодушное, отрицательное, то в целом (результаты теста № 10)
В связи с наблюдающим повсеместно ростом распространенности нервно - психических заболеваний, в том числе и среди детей, их психическое здоровье привлекает внимание медицинской общественности и ВОЗ. Комитет экспертов ВОЗ подчеркнул при этом, что в детстве проблемы психического здоровья имеют более приятную связь с окружающей средой, чем в другие периоды жизни человека. В свете этого становится очевидной роль, которую в формировании психического здоровья детей играет школа, занимающая такое большое место в их существовании.
Научно - технический прогресс и связанные с ним изменены в содержании школьного обучения предъявляют очень высокие требования к нервной системе детского организма, находящегося в процессе роста и развития, и это доставляет особенно бережно относиться к охране психического здоровья учащихся.
Сводная таблица результатов анкетирования «Классный руководитель глазами учеников».
№ | 8кл | 9кл | 10 кл | Пкл | |
1. | С каким настроением ты идешь в школу? | ||||
а) с радостью | 26% | 50% | 34% | 42% | |
б) с привычным равнодушием | 50% | 38% | 58% | 51% | |
в) с предчувствием неприятностей | 6% | 6% | 6% | 8% | |
г) скорее бы все это кончилось ' | 17% | 6% | 13% | 25% | |
2. | Бывают ли у тебя в школе неприятности? | ||||
а) часто | 5% | 8% | 15% | 11% | |
б) редко | 90% | 88% | 65% | 77% | |
в) никогда | 5% | 4% | 20% | 20% | |
нет ответа | 8% | ||||
3. | Если бывают неприятности, то от кого они исходят? | ||||
а) от учителей - предметников | 59% | 34% | 28% | 60% | |
б) от классного руководителя | 16% | 5% | 14% | 11% | |
в) от учеников вашего или другого класса | 45% | 61% | 38% | 25% | |
нет ответа | - | - | 20% | 4% | |
4. | Ты считаешь, что твой класс | ||||
а) сплочен и дружен | 10% | 34% | 20% | 27% | |
б) разбит на группы | 72% | 54% | 62% | 71% | |
в) каждый живет сам по себе | 22% | 4% | 3% | 2% | |
нет ответа | - | 8% | 15% | - | |
5. | Повезло ли тебе, что ты в этом классе? | ||||
а) да | 32% | 61% | 48% | 60% | |
б) нет | 10% | 4% | 3% | 8% | |
в) не знаю | 58% | 35% | 44% | 32% | |
нет ответа | - | - | 5% | - | |
6. | Бывают ли конфликты с классным руководителем? | ||||
а) часто | 13% | - | 13% | 10% | |
б)редко | 47% | 39% | 10% | 3% | |
в) никогда | 13% | 61% | 44% | 54% | |
нет ответа | - | - | 33% | - | |
7. | Какую роль исполняет твой классный руководитель в классе? | ||||
а) контроль за успеваемостью и дисциплиной | 66% | 80% | 55% | 62% | |
б) вторая мама | 16% | 34% | 20% | 20% | |
в) организатор досуга | 8% | 38% | 17% | 5% | |
г) помощник в трудных обстоятельствах | 10% | 38% | 37% | 10% | |
д) старший товарищ | 2% | - | 13% | 8% | |
е) другое | 10% | - | 6% | 17% | |
8. | Что присуще классному руководителю по отношению к тебе? | ||||
а) хвалить | 19% | 19% | 17% | 14% | |
б) подбадривать | 47% | 61% | 31% | 4% | |
в) делать замечания | 30% | 30% | 44% | 40% | |
г) ругать | 5% | 8% | 17% | 14% | |
д) жаловаться родителям | 10% | 19% | - | 25% | |
е) быть вечно недовольным | 2% | 4% | 10% | 17% | |
ж) другое | 10% | 4% | 24% | 8% | |
9. | Тебе хотелось бы перенять от классного руководителя | ||||
а) великодушный характер | 13% | 19% | 10% | 5% | |
б) манера поведения | 10% | 19% | 3% | 10% | |
в) умение всегда хорошо выглядеть | 13% | 4% | 3% | 2% | |
г) разносторонние знания | 25% | 34% | 41% | 45% | |
д) другое | 5% | 4% | 3% | 10% | |
е) ничего | 36% | 23% | 34% | 42% | |
10. | Отношение класса к классному руководителю. | ||||
а) положительное | 42% | 65% | 58% | 70% | |
б) равнодушное | 36% | 23% | 31% | 25% | |
в) отрицательное | 20% | 8% | - | 5% | |
нет ответа | 2% | 4% | 11% | - |