Роль букв Е, Ё, Ю, Я (Урок русского языка в 5 классе)

3
0
Материал опубликован 18 October 2020 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область

Петрова Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы

Конспект урока по теме «Роль букв Е, Ё, Ю, Я». 5 класс.




Цель: создание комфортных условий для деятельности учащихся;

формирование понятия о двойной роли букв е, ё, ю, я

Задачи:

Обучающие:

 - учить формулировать тему и определять цели урока;

- определять роль букв е, ё, ю. я;

- учить называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я;

Развивающие:

 - развивать речь учащихся;

- развивать умение создавать связный текст;

- обогащать словарный запас учащихся

Воспитывающие:

 - воспитывать любовь к родному языку;

- формировать умение работать в паре.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.


Ход урока

I. Организационный момент. Подготовка учащихся к работе на уроке.


II. Актуализация знаний.

1.Распределите слова по виду орфограммы, вставьте пропущенные буквы.(2 ученика у доски).

К..р..ндаш, бр…ш…ра, разв…вается (флаг), п..рад, изд…лека, уд…вительный, ст..ловая, с..пог.

Учащиеся определяют, что представлены орфограммы на правописание безударных гласных, проверяемых ударением и не проверяемых ударением.

I группа: карандаш, брошюра, парад, сапог – непроверяемые гласные.

II группа: развивается (развитие), издалека (даль), удивительный (диво), столовая (стол)

2.Проверка выполнения задания у доски. Оценивание.


III. Формулировка темы и постановка целей урока.

1.Фронтальный опрос

- Назовите основные группы звуков. (Гласные звуки и согласные звуки)

- Приведите пример гласных звуков. Гласных звуков 6. ([a], [o], [у], [ы], [и], [э]).

- Сколько букв, обозначающих гласные звуки? (10 букв).

- Перечислите их (А, О, У, Ы, И, Э, Е, Ё, Ю, Я).

- Как образовались буквы Е, Ё, Ю, Я? (Учащиеся говорят, что эти буквы обозначают два звука)

2.Формулирование темы.

На доске записано предложение Ели растут в лесу.

-Какая буква повторяется в предложении дважды?

-Одинаково ли она произносится?

-С какой проблемой мы столкнулись?

-Давайте вместе произнесем слова Ели, лес.

-Какие звуки мы слышим?

-Почему одна и та же буква в разных словах произносится по-разному?

-Какой вывод мы можем сделать?

- А есть еще подобные буквы в русском языке?

-О каких буквах пойдет сегодня речь?

- В чем особенность этих букв? (Это особые буквы, их особенность в том, что в разных позициях они могут обозначать 1 или 2 звука, т.е. выполнять двойную роль.

-Как можно сформулировать тему урока? (Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я)

Запись темы урока.

Целеполагание. Давайте определим цели урока. Что мы должны сегодня узнать? (буквы е, ё, ю, я могут обозначать 1 или 2 звука) Чему мы должны научиться? (определять роль букв е, ё, ю, я; называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я). Запишите цели.


IV. Изучение новой темы. Работа в группах.

- Всегда ли буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука? Выясним роль букв. Выполнив следующее упражнение, мы определим, в какой позиции будет два звука, а в какой – 1. Определите место расположения букв Е, Ё, Ю, Я.

Ряд, лед, ключ, снег

Яма, ёж, юла, енот.

Вьюга, семья, съёжился, съезд

Моё, заюшка, самая, поезд.

В ходе выполнения задания учащиеся делают вывод, что буквы Е,Ё,Ю,Я могут обозначать как один звук, так и два.

- Где стоят буквы е, ё, ю, я в первой группе слов?

- Какие звуки они обозначают?

- Сколько звуков они обозначают?

- Какую роль выполняют? (смягчают согласный)

- Какой вывод мы можем сделать? (буквы е, ё, ю, я после согласных обозначают 1 звук и указывают на мягкость предыдущего согласного)

- Это их первая роль.

Работа с учебником. Из упражнения 52 (стр 101) выпишите слова словами, где буквы е, ё, ю, я выполняют эту роль- смягчают согласный. (Смеётя, редкий, полёт, тяжкий)

- Вторая роль букв е, ё, ю, я – умение обозначать 2 звука в определенных позициях.

- Где стоят буквы е, ё, ю, я во второй группе слов?

- Какие звуки они обозначают?

- Сколько звуков они обозначают?

- Какую роль выполняют?

- Какой вывод мы можем сделать? (буквы е, ё, ю, я в начале слова обозначают 2 звука)

- Из упражнения 52 (стр 101) выпишите слова словами, где буквы е, ё, ю, я выполняют эту роль. (яхта)

Работа с 3-м и 4-м столбиками проводится аналогично. Делаем вывод (буквы е, ё, ю, я после гласной, после разделительных ъ и ь обозначают 2 звука)

Из упражнения 52 (стр 101) выпишите слова, где буквы Е, Ё, Ю, Я выполняют эту роль. (Смеётся, вьюга, съел, объект).

- Прочитайте учебную статью страница 100.

- Что нового вы узнали из учебника о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я?

- Ответьте на вопросы:

1. В какой позиции буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?

2. Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук?

Физкультминутка.


V. Закрепление изученного. Работа в парах.

На партах карточки с заданием.

а) распределите слова на 2 группы в зависимости от роли букв Е, Ё, Ю, Я

Хлеб, юнга, барьер, люстра, пень, ружьё, баян, свёкла, маятник, озеро, память, вьюга, лень, листья, село, поезд, юг, серый, люди, объём.

б) определите количество букв и звуков в словах письмо, ясный, семья. Докажите.

Проверка выполнения. Оценивание работы


VI. Итог урока (рефлексия). Возвращение к началу урока, к теме и целям урока.

Какие цели мы ставили?

Как вы считаете, достигли мы поставленных целей?

Что было для вас самым трудным?

Где можно применить новые знания?


VII. Домашнее задание:  стр 101 упр 53



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.