Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область
Петрова Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы
Конспект урока по теме «Роль букв Е, Ё, Ю, Я». 5 класс.
Цель: создание комфортных условий для деятельности учащихся;
формирование понятия о двойной роли букв е, ё, ю, я
Задачи:
Обучающие:
- учить формулировать тему и определять цели урока;
- определять роль букв е, ё, ю. я;
- учить называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я;
Развивающие:
- развивать речь учащихся;
- развивать умение создавать связный текст;
- обогащать словарный запас учащихся
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к родному языку;
- формировать умение работать в паре.
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент. Подготовка учащихся к работе на уроке.
II. Актуализация знаний.
1.Распределите слова по виду орфограммы, вставьте пропущенные буквы.(2 ученика у доски).
К..р..ндаш, бр…ш…ра, разв…вается (флаг), п..рад, изд…лека, уд…вительный, ст..ловая, с..пог.
Учащиеся определяют, что представлены орфограммы на правописание безударных гласных, проверяемых ударением и не проверяемых ударением.
I группа: карандаш, брошюра, парад, сапог – непроверяемые гласные.
II группа: развивается (развитие), издалека (даль), удивительный (диво), столовая (стол)
2.Проверка выполнения задания у доски. Оценивание.
III. Формулировка темы и постановка целей урока.
1.Фронтальный опрос
- Назовите основные группы звуков. (Гласные звуки и согласные звуки)
- Приведите пример гласных звуков. Гласных звуков 6. ([a], [o], [у], [ы], [и], [э]).
- Сколько букв, обозначающих гласные звуки? (10 букв).
- Перечислите их (А, О, У, Ы, И, Э, Е, Ё, Ю, Я).
- Как образовались буквы Е, Ё, Ю, Я? (Учащиеся говорят, что эти буквы обозначают два звука)
2.Формулирование темы.
На доске записано предложение Ели растут в лесу.
-Какая буква повторяется в предложении дважды?
-Одинаково ли она произносится?
-С какой проблемой мы столкнулись?
-Давайте вместе произнесем слова Ели, лес.
-Какие звуки мы слышим?
-Почему одна и та же буква в разных словах произносится по-разному?
-Какой вывод мы можем сделать?
- А есть еще подобные буквы в русском языке?
-О каких буквах пойдет сегодня речь?
- В чем особенность этих букв? (Это особые буквы, их особенность в том, что в разных позициях они могут обозначать 1 или 2 звука, т.е. выполнять двойную роль.
-Как можно сформулировать тему урока? (Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я)
Запись темы урока.
Целеполагание. Давайте определим цели урока. Что мы должны сегодня узнать? (буквы е, ё, ю, я могут обозначать 1 или 2 звука) Чему мы должны научиться? (определять роль букв е, ё, ю, я; называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я). Запишите цели.
IV. Изучение новой темы. Работа в группах.
- Всегда ли буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука? Выясним роль букв. Выполнив следующее упражнение, мы определим, в какой позиции будет два звука, а в какой – 1. Определите место расположения букв Е, Ё, Ю, Я.
Ряд, лед, ключ, снег
Яма, ёж, юла, енот.
Вьюга, семья, съёжился, съезд
Моё, заюшка, самая, поезд.
В ходе выполнения задания учащиеся делают вывод, что буквы Е,Ё,Ю,Я могут обозначать как один звук, так и два.
- Где стоят буквы е, ё, ю, я в первой группе слов?
- Какие звуки они обозначают?
- Сколько звуков они обозначают?
- Какую роль выполняют? (смягчают согласный)
- Какой вывод мы можем сделать? (буквы е, ё, ю, я после согласных обозначают 1 звук и указывают на мягкость предыдущего согласного)
- Это их первая роль.
Работа с учебником. Из упражнения 52 (стр 101) выпишите слова словами, где буквы е, ё, ю, я выполняют эту роль- смягчают согласный. (Смеётя, редкий, полёт, тяжкий)
- Вторая роль букв е, ё, ю, я – умение обозначать 2 звука в определенных позициях.
- Где стоят буквы е, ё, ю, я во второй группе слов?
- Какие звуки они обозначают?
- Сколько звуков они обозначают?
- Какую роль выполняют?
- Какой вывод мы можем сделать? (буквы е, ё, ю, я в начале слова обозначают 2 звука)
- Из упражнения 52 (стр 101) выпишите слова словами, где буквы е, ё, ю, я выполняют эту роль. (яхта)
Работа с 3-м и 4-м столбиками проводится аналогично. Делаем вывод (буквы е, ё, ю, я после гласной, после разделительных ъ и ь обозначают 2 звука)
Из упражнения 52 (стр 101) выпишите слова, где буквы Е, Ё, Ю, Я выполняют эту роль. (Смеётся, вьюга, съел, объект).
- Прочитайте учебную статью страница 100.
- Что нового вы узнали из учебника о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я?
- Ответьте на вопросы:
1. В какой позиции буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?
2. Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук?
Физкультминутка.
V. Закрепление изученного. Работа в парах.
На партах карточки с заданием.
а) распределите слова на 2 группы в зависимости от роли букв Е, Ё, Ю, Я
Хлеб, юнга, барьер, люстра, пень, ружьё, баян, свёкла, маятник, озеро, память, вьюга, лень, листья, село, поезд, юг, серый, люди, объём.
б) определите количество букв и звуков в словах письмо, ясный, семья. Докажите.
Проверка выполнения. Оценивание работы
VI. Итог урока (рефлексия). Возвращение к началу урока, к теме и целям урока.
Какие цели мы ставили?
Как вы считаете, достигли мы поставленных целей?
Что было для вас самым трудным?
Где можно применить новые знания?
VII. Домашнее задание: стр 101 упр 53