Статья «Роль интеллектуальных игр в формировании познавательных потребностей у старшеклассников»
СТАТЬЯ - РАССУЖДЕНИЕ
Роль интеллектуальных игр
в формировании познавательных потребностей у старшеклассников
Данные игры – не просто развлекательная организация досуга учащихся, а способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом. Она предшествует научному предвидению, формирует социальную компетентность в освоении знаний, потребность в обучении в течение всей жизни.
Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности.
Поиск новых форм и приемов обучения в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. Обучение должно быть направлено на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.
Это можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.
Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры - все большая связь ее с обучением. Задача педагога – поддержать это стремление ребенка к самостоятельному стремлению учиться и помочь ему в этом.
Особое значение имеет командная игра. В нёй развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы интересам коллектива. Использование интеллектуальных игр способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников.
Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.
Интеллектуальные игры имеют особое значение для учащихся старшего школьного возраста в формировании широких познавательных мотивов – интереса к добыванию знаний.
Познавательные мотивы:
- Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).
- В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.
- Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).
- Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры создает комфортное состояние на занятии и усиливает желание изучать науки.
- В игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает не поиск ответа.
- В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решения познавательных задач.
Интеллектуальные игры являются в нашей стране одним из любимейших форм организации досуга в нашей стране. Международные и региональные фестивали интеллектуальных игр, проводимые под эгидой Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?» неизменно собирают значительное число заинтересованных участников и зрителей.
Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать.
«Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности - они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.)».[32]
Простейшей интеллектуальной игрой являются тестовые игры, которые представляют собой набор утверждений и заданного количества вариантов ответов к ним – от 2 (это игра называется «Веришь – не веришь») до 5 («Эрудит-лото). Этот тип игр применяется обычно в качестве разминки, для игр с залом или в перерывах между «основными» интеллектуальными играми. Их достоинство – высокая роль везения, что позволяет добиваться успеха даже не слишком подготовленным участникам, а так же возможность варьировать сложность заданий.
Наиболее сложной из этих игр являются так называемые «странные обстоятельства», когда об искомом объекте сообщаются последовательно все более конкретные сведения. Чем раньше человек (команда) разгадает зашифрованное понятие, тем больше очков он получает.
Стандартный объем этих игр – 15 вопросов «Веришь – не веришь» или 8-10 вопросов «Эрудит-лото». Этот вид игр является серьезным средством развития, когда в них содержится неявный, но четкий алгоритм поиска правильного решения, задание представляет из себя парадокс, и/или требует принятия парадоксального решения.
Вторую группу (относительно малораспространенную) составляют игры, которые условно можно назвать «заполнением пропусков» (во фразе пропускается или заменяется ключевое слово, которое необходимо восстановить или вспомнить), «восстановлением списков» («Угадай мелодию», «В начале было»).
Следующую группу представляют интеллектуальные игры, в которых участникам предлагается за определенное время ответить на тот или иной вопрос. Индивидуальную форму представляет «Своя игра» (в ней обычно участвуют по три участника в каждом туре).
Однако основными играми этого типа, несомненно, являются «Брейн-ринг» и «Что? Где? Когда?». Первая представляет очное состязание команд, а вторая – турнир, в котором задача команды состоит в том, чтобы набрать максимальное количество очков.
«Брейн-ринг». Правила игры:
1. В каждом матче чаще всего участвуют две команды, хотя в принципе, количество участников ограничено только возможностями аппаратуры (в частности, очень интересно проходят бои с участием четырех команд).
2. Основной принцип игры: побеждает та команда, которая большее число раз раньше других правильно ответит на заданный вопрос. Сигналом о готовности команды ответить служит звуковой или световой сигнал, которым управляет капитан или специально определенный им человек. Максимальный лимит времени составляет 1 минуту. Обычно существует запрет отвечать до определенного момента. Если команда нарушает этот запрет, ее ответ на засчитывается и она лишается права отвечать на этот вопрос.
3. Обычно отвечающего назначает капитан, однако в последних «Брейн-рингах» введено правило, согласно которому это делает ведущий игры. Это сделано для того, чтобы повысить значение именно командной игры и повысить роль игроков «второго плана», чтобы они отныне не могли отсидеться за спинами лидеров. Такое решение еще более увеличивает роль ведущего соревнования.
4. В случае, если первая команда отвечает на вопрос неправильно, оставшимся командам может даваться на ответ 10, 20 секунд, или время, оставшееся от минуты на момент ответа первой команды. (Чем больше команд играют одновременно, тем меньшим должен быть лимит времени, остающийся каждой последующей команде. С другой стороны, чем моложе играющие команды, тем этот лимит должен быть больше).
5.Если ни одна из команд не дала правильного ответа на вопрос, или было просрочено время, то очко считается не разыгранным. Если в турнире участвует большое количество команд (а лимит времени и вопросов, естественно, ограничен), то вводится правило «накопления очков», то есть не разыгранные очки переходят на следующий вопрос, цена которого, соответственно, возрастает.
6.Если все играющие команды, не отвечают на 3 вопроса подряд, то они дисквалифицируются и им всем засчитывается поражение.
Турниры по Брейн-рингу проводятся либо в групповой форме, когда все команды по жребию или по рейтингу делятся на группы по 3-4 команды и каждая играет с каждой или по «олимпийской системе» (игра на «вылет»). В первом случае обычно разыгрывается определенное количество вопросов (например, 5 или 7) и может быть зафиксирована «ничья», при олимпийской системе игра ведется до победы – кто быстрее наберет определенное количество очков (обычно в отборочных турнирах играют до 3 очков, в финале – до 5 или 6).
«Что? Где? Когда?» Несомненно, что именно эта игра, являющаяся в то же время, наиболее сложной и интересной из всех игр превратила в отечественной практике интеллектуальные игры в самостоятельный вид творческой деятельности и направление в воспитании и развитии школьников и молодежи.
В традиционном телевизионном варианте игры единственная команда соревнуется с командой телезрителей и/или ведущим. В практике клубов интеллектуальных игр «ЧГК» проводится, обычно, в тех случаях, когда соревнуются большое количество команд (более 10). Они отвечают на вопросы письменно.
Основные правила игры:
1. В игре принимают участие команды (традиционное количество участников – шесть).
2. Для ответа на вопрос команде (командам) предоставляется ограниченное количество времени (от 30 с до 1 минуты). В случае, если на вопрос отвечает несколько команд, им дается равное время.
3. Команды могут отвечать письменно или устно. В случае устного ответа его правильность оценивает ведущий. Письменные ответы оценивает компетентное жюри, сравнивая варианты команд, с ответами автора вопроса.
4. Обычно правильным ответом считается тот, в котором содержится «ключевое» слово.
5. В случае, если в ответе команды содержатся более, чем одна версия – он не засчитывается.
6. Все команды отвечают на заранее оговоренное количество вопросов (в одном туре целесообразно использовать от 12 до 18 вопросов, количество туров зависит от количества и возраста команд, а так же от уровня подготовки команд).
7. Победителем считается команда, ответившая на большее количество вопросов. В случае равного количества правильных ответов обычно применяется рейтинг (показатель сложности вопросов, определяемый как разность между общим количеством команд и количеством команд, правильно ответивших на вопросы) или сумма мест, полученных командой в отдельных турах. (Чем меньше сумма мест, тем выше итоговое место). Возможно применение и других способов определения победителей, но нужно помнить о том, что чем проще правила, тем меньше конфликтов.
Основные правила составления вопросов для «Брейн-ринга» и «Что? Где? Когда?» Дискуссии о том, «что такое хороший вопрос», очевидно, будут происходить в рядах членов движения интеллектуальных игр столько времени, сколько будет существовать это движение. Необходимо так же отметить, что и в литературе по педагогической психологии проблема постановки учебно-развивающих вопросов остается практически неразработанной. Поэтому указанные ниже правила составления вопросов (многие из которых основаны на известных общедидактических принципах), естественно, являются примерными:
1. Сложность вопроса должна находиться на пределе возможностей участников игры. (Известный принцип развивающего обучения). В своей работе со школьниками, мы ориентируемся, прежде всего, на объем знаний получаемых в рамках школьной программы. 2. Поскольку среди участников игры могут обязательно есть люди с разными ведущими видами мышления, восприятия и памяти, пакет вопросов должен быть составлен с учетом этого факта (то есть наряду с вопросами на эрудицию должны быть вопросы на ассоциативное мышление, требующие осуществления практических действий, вопросы с использованием наглядности и т.п.).
3. В отличие от других видов игр, «Брейн-ринг» и «Что? Где? Когда?» развивают в основном понятийное мышление. Фактически, ответ на вопрос, есть восстановление понятия по его признакам. Соответственно, сам вопрос должен, с одной стороны, содержать значимые принципы понятия, а с другой – должен быть составлен таким образом, чтобы исключить попадание под эти признаки любого другого понятия. Иными словами, информации, содержащейся в вопросе должен отвечать только один ответ. «Дуаль» является основанием для снятия вопроса.
4. В хорошо составленном вопросе правильный ответ должен быть сформулирован как можно короче, и не требовать сложных фонетических конструкций. Особенно это важно, когда команды отвечают письменно.
5. Хороший вопрос обычно предполагает объединение в себе знаний из разных научных и практических областей знания или, как минимум, из разных разделов программы.
6. В тексте вопроса должны присутствовать как «подсказки», упрощающие поиск искомого ответа, так и «лишняя» информация, которая затрудняет или «затемняет» правильный ответ.
7. Хороший вопрос должен опираться на чувство юмора.
Игра для ребёнка – огромный мир, причём, мир собственноличный, суверенный, где ребёнок может делать всё, что захочет, всё, что ему запрещается взрослыми.
Видимо это и есть путь развития интеллекта детей, а именно этому способствует использование интеллектуальных игр в учебном процессе.
Библиография:
1. Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении / М.Ю. Бабанский - М., Педагогика, 1989.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / Беспалько В.П. – М., 1989.
3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии
ребенка / Выготский Л.С. // Вопросы психологии. - 1966. - № 6.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Выготский Л. С. - М. 1991.
5. Горький А.М. Полн. собр. соч. В 25 т. / Горький А.М. - М., 1953. Т. 23.
6. Груздев П.Н. и др. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения / Груздев П.Н. и др. - М., 1949.
7. Жарков Г. В. Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр / Жарков Г. В. – Владимир. 2000.
8. Зубков Т. И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов / Зубков Т. И. – Екатеринбург, 1993.
9. Красновский Э.А. Активизация учебного познания / Красновский Э.А. // Советская педагогика. – 1989. - №5.
10. Крупская Н.К. Пед. Соч. / Крупская Н.К. - М., 1959.
11. Ламберг Р.Г. О самостоятельной работе учащихся / Ламберг Р.Г. //Советская педагогика. – 1962.- №2.
12. Леонтьев А.М. Педагогическое общение / Леонтьев А.М.– М., 1979.
13. Локк Д. Мысли о воспитании. / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М., 1989.
14. Макаренко А.С. Игра. Соч. / Макаренко А.С. - М., 1957.
15. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения / Маркова А.К. и др. - М., 1990.
16. Маркс К., Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Т.20 / Маркс К., Энгельс Ф. – М.,1989.
17. Плеханов Г.В.. Письма без адреса / Плеханов Г.В. - Л.,1967.
18. Сухомлинский В. А. 100 советов учителю / Сухомлинский В.А. – Киев. 1984.
19. Оконь В.А. Введение в общую дидактику / Оконь В.А. – М.,1990.
20. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Шамова Т.И. - М., Педагогика, 1983.
21. Шиллер Ф. Собрание соч.Т. 6 / Шиллер Ф. - М., 1957.
22. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Щукина Г.И. - М., 1979.
23. Эльконин Д. Б. Психология игры / Эльконин Д. Б. – М., 1999.
24. Эльконин Д. Б. Символика и ее функции в игре детей / Эльконин Д. Б. // Дошкольное воспитание. - 1966. - №3.
25. Эльконин Д. Б. Изб. пед. труды. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М., 1989.
26. Рожнов В. Е. Игровая терапия / Рожнов В.Е. - Ташкент. 1979.
27. Шмалов С. А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А.Шмалов. - М.,1994.
28. Пидкасистый П.И. и др. Технология игры в обучении и развитии / Пидкасистый П.И. и др. - М., 1989.
29. Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов / Каплунович И.Я. - М. – М., 1988.
30. Назаренкова Г.Н. Коллективное игровое творчество как фактор нравственного воспитания учащихся / Назаренкова Г.Н. - Чебоксары, 1993.
31. Назаренкова Г.Н. Воспитательное взаимодействие в структуре игровой деятельности / Назаренкова Г.Н. – Чебоксары, 1992.
32. Вербицкий А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. – Новосибирск, 1987.
33. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / Кларин М.В. - М.,1994.
Резник Е.А., руководитель клуба интеллектуальных игр