12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Сердюкова Людмила Юрьевна151
Заслуженный учитель РФ, победитель конкурса ПНПО "Лучшие учителя", 2007 год. Педагогический стаж 35 лет.
Россия, Ульяновская обл., Димитровград

Роль этимологического анализа слова в процессе обучения орфографии на уроках русского языка.

На уроках русского языка учащиеся часто встречаются со словами, написание которых нельзя объяснить, оперируя фактами только современного языка. Написание таких слов в учебных пособиях чаще всего предлагается запомнить. Однако история происхождения слова в некоторых случаях помогает легко объяснить его правописание.

Профессор Лев Владимирович Щерба утверждал: «Привычка вдумываться в язык и в его выразительные средства абсолютно необходима, чтобы научиться писать грамотно. Наша орфография, будучи почти последовательно этимологической, дает этому богатейшую пищу. Она заставляет разлагать слова на составные части, подыскивать им родственные формы». И чем раньше наши ученики начнут вникать в этимологию различных слов, тем прочнее у них закрепится «привычка вдумываться в язык». 
Цель этимологического анализа - установить первоначальную форму слова и его первичное, исходное значение. Для этого необходимо сравнение слов родственных языков, имеющих фонетическое и грамматическое сходство и сходство в значении. Сравнение дает также возможность восстановить связи между названием и называемым, т.е. узнать причину наименования предмета таким словом, и определить происхождение слова. Преимущество такого анализа состоит в том, что он на помощь памяти приводит могучие силы сознательной интеллектуальной деятельности ученика.

Науку о происхождении слов называют этимологией. Это один из древнейших и интереснейших отделов языкознания. Основателями его были древнегреческие философы, в трудах которых появился и сам термин этимология, составленный из двух греческих слов: etymon, (истина), и logos (учение). То есть сначала этимологией называли учение об истине, об истинном значении слова.

Применение этимологического анализа и его элементов позволяет развить языковое чутье, расширить словарный запас, а самое главное, помогает запомнить целый ряд слов с непроверяемыми написаниями. 

В научном обосновании нуждается, например, правило о правописании гласных, не проверяемых ударением.

Большую пользу приносит сопоставление написания слов, являющихся историческими родственниками, например: акварель – аквариум, балкон – балка, брошюра – брошь (брошка).

Другим приемом, который помогает осознать правописание трудного слова, является прием  сопоставления его непосредственно с той основой, с тем корнем, от которого оно образовано или к которому восходит. К этому приему можно прибегать в тех случаях, когда в современном русском языке отсутствует этимологический родственник. Примерами таких слов могут быть следующие: величина, витрина, ветеран, вермишель.

Слово величина восходит к древнерусскому вель, вельми - «большой», слово витрина создано на основе латинского vitro - стекло (родственным является витраж). Слово ветеран образовано от латинского «ветус» - старый, а слово вермишель - от итальянского vermicello – «червячок».

Во многих случаях помогает сопоставление трудных в орфографическом отношении слов с однокоренными словами других языков. Например, аромат – арома (болгарское – запах), оранжевый - английское и французское оранж – апельсин (отсюда и оранжерея).

Из древнерусского языка пришли слова багровый, наслаждение, очарование, стремление. Установив первоначальное значение корня в этих словах, проще освоить их написание. Так, значение родственных слов с корнем «багр»: багровый, багряный, багрец, багрянец – восходит к древнерусскому слову «багръ» - красный. Слово наслаждение связано исторически со словом сладость, очарование – со словом чары, стремление – со словом стремя.

Правописание слов долина и одолеть помогут объяснить их этимологические «родственники» – слова дол, то есть низ, и подол – нижний край платья. Долина — это низина между горами. Мы говорим: горы и долы. Одолеть врага или всадника первоначально означало сразить его, повергнуть в дол, то есть вниз. Поэтому мы пишем слова долина и одолеть с буквой О в корне, проверяя их словом дол.

Несомненна польза применения этимологического анализа и при изучении непроизносимых согласных в словах. Легко проверить непроизносимые согласные в таких словах, как вестникчестностьтростник, местныйсолнцегигантский и т.д. Но из этой группы выделяются слова, написание которых следует запомнить:  наперсник, ровесник, сверстникяства, окрестность.

С помощью исторического комментария данных слов можно легко определить их написание.

Слово наперсник t1575992057aa.gifобразовано от древнерусского слова перси – груди, т. е. буквально – «вскормленный грудью одной и той же женщины». В современном языке означает «друг», «товарищ», «доверенное лицо».

Этимология слов ровесник и сверстник также помогает их правильному написанию. Ровесник  это тот, кто прожил одинаковое с тобой количество вёсен; твой одногодка. Слово сверстник – одинаковый с тобой по возрасту человек – восходит к общеславянскому корню верста в значении возраст, а позже мера длины.

Яства – заимствовано из старославянского языка, где образовано с помощью суффикса -тва- от глагола ясти – принимать пищу, кушать. В современном языке родственным слову ясти является есть.

Слово окрестность можно проверить вышедшим из языка словом окрест – вокруг. По происхождению связано со старославянским словом крест.

Следовательно, вдумываясь в состав слова и правильно подбирая проверочные слова, можно преодолеть орфографические трудности, связанные с сочетанием согласных в слове.

Полезно обратиться к этимологическому анализу и при изучении темы, связанной с правописанием приставок. В процессе опрощения изменяется состав слова: приставки становятся частью корня, но правила написания «бывших приставок» сохраняется, например: исчезнутьпрекрасный.

Этимологический анализ на уроке русского языка может быть применен в процессе урока по мере необходимости, связанной с объяснением написания слова, поэтому учителю важно помнить исторические толкования часто употребляемых при изучении той или иной темы слов, так как порой приходится к экскурсам в историю слова прибегать спонтанно.

Вопросам этимологии можно и нужно уделять внимание и на отдельных уроках при изучении таких тем, как «Словообразование», «Морфемика», «Лескика», а также при подготовке учащихся к олимпиадам по русскому языку.

Большой интерес у учеников вызывают исследовательские задания, связанные с изучением этимологии слова.

Так, например, можно предложить ответить на вопросы, почему имена существительные «сословие», «благословение», «слово» являются этимологическими родственниками, влияет ли установление родственных связей между этими словами на усвоение их правописания. Выполнение задания предполагает использование этимологических и толковых словарей. Велика польза заданий, предполагающих поиск слов, связанных своим происхождением: так, родственными древнерусскому слову «велий» (большой) оказываются великий, величие, увеличить, велика, вельможа и другие, а древнерусское слово «стремя» (крутой, обрывистый) связано с такими современными словами, как стремление, устремиться, стремительный и т. д.

Как правило, интерес вызывает исследование пары слов: перед учащимися ставится задача установить, являются ли они этимологическими родственниками; прокомментировать орфограммы:

Благовоние, об..няние.

Благоденствие, д..нщик.

Длинный, подл..нник.

Целостный, поц..луй.

Мех, м..шок.

Власть, область.

Можно предложить и такое задание: распределите на группы слова, включающие два типа иноязычных элементов - ман - (греч. манус - рука); - мон – (греч. моно - один):       

манера, монархия, маникюр, манжета, монограмма, манускрипт, монолог, манипуляция, манифест, монолит.

Этимологический анализ слова может стать основой различных дидактических игр, которые можно применять как на уроках, так и на факультативных занятиях.

Игра «Верю - не верю» нацеливает учащихся на поиск смысловых соответствий между словами. Предлагается ответить на вопрос: верите ли вы, что являются этимологическими родственниками слова:

«галактика» и «галантерея»

«дотошный» и «точка»

корабль, корыто, корица и короб

медведь, невежда, невежливый

капитан и капуста


Игра «Третий лишний» - предлагается установить родство двух слов и выбрать лишнее. Например: доля, долина, одолеть; укротить, кроткий, сократить (жирным шрифтом выделены «лишние» слова)

Игра «Кто больше?» - необходимо подобрать как можно больше слов, родственных древнерусским словам «вель» (большой), «вага» (вес), «дол» (низина). Примерные ответы: великий, величие, великан, вельможа, увеличить и т.д.; уважение, уважать, важный, важничать и т.д.; долина, одолеть, преодолеть, преодоление и т.д.

Установить, верно ли выполнены задания, помогает работа с этимологическим словарем. (Словарные статьи можно заранее включить в презентацию к уроку).


Несомненную пользу в овладении грамотностью может оказать ведение этимологического словарика, в котором будут постепенно накапливаться слова, вызывающие интерес с точки зрения происхождения, написания и значения.

Этимологический анализ позволяет добиться сознательного усвоения орфографических норм. Обращение к истории слова, выяснение его первоначального значения часто помогает по-иному понять его современное значение, учит вдумываться в его глубинный первоначальный смысл. Использование этимологического анализа на уроках русского языка при работе со словами с непроверяемыми написаниями ставит обучение орфографии на научную основу. Знакомство школьников с этимологией вызывает интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями разных видов, развивает логическое мышление.

Список литературы

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1978

Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии. – М., 2001

Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М.: Дрофа, 2002

Шанский Н.М., Боборова Т.А Снова в мире слова. Пособие для учителя – словесника.- М., 2001

Школьный словарь иностранных слов / В.В. Одинцов и др. – М., 1994

























Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Ахметшина Наталья Юрьевна, 10.12.19 в 19:01 0 Ответить Пожаловаться
Интересный материал, Людмила Юрьевна!
Сердюкова Людмила Юрьевна, 11.12.19 в 18:41 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Юрьевна! Буду рада, если кому-то пригодится.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.