Статья «Роль физической культуры в профилактике негативных проявлений у детей школьного возраста»
Авторы: учитель начальных классов Е. В. Пряникова, Республика Хакасия, МБОУ «СОШ №1» г. Абакан
учитель физической культуры В. А. Журавлев, Республика Хакасия, МБОУ «СОШ №1» г. Абакан
курсант ВСИ МВД РФ, Р. А. Пряников, г. Иркутск
Тема: «Роль физической культуры в профилактике негативных
проявлений у детей школьного возраста»
Тезисы к публикации: ввиду значительного повышения информационной доступности, а также повышению деструктивного влияния массовой культуры, вопросы профилактики негативных проявлений в среде детей встают особенно остро. Дети очень восприимчивы к деструктивному влиянию, поэтому защита физического и ментального здоровья детей становится стратегической задачей.
В настоящее время физическая культура и спорт является одним из наиболее значимых факторов сохранения и укрепления здоровья, а также гармоничного развития общества в целом. Кроме того, пласт спортивной культуры, начиная с 2000-х гг. все более стремительно распространяется на все сферы общественной жизни, как в позитивном, так и в негативном ключе. С каждым годом количество спортивных клубов в России увеличивается в разы, и это число продолжает расти в геометрической прогрессии.
В условиях резкого снижения двигательной активности современное общество, несомненно, ставит перед собой задачи по сохранению и улучшению физического и психического здоровья человека, а также повышению его интеллектуального потенциала.1
Снижение двигательной активности напрямую связано с постоянным технологическим прогрессом, основной тенденцией которого, в настоящее время, является разработка массово доступных технологий, призванных значительно облегчить жизнь своих пользователей.
Так, большое распространение получают такие технологические новинки, как роботы-пылесосы, роботизированные мойщики окон, внедряются и распространяются технологии автопилотов в автомобилях.
Эта тенденция уже на сегодняшний день создает весьма негативный эффект. Например, в США, где показатели ожирения населения стабильно занимали лидирующие позиции ввиду массового распространения технологий, позволяющих снизить двигательную активность, привели к рекордному росту таких показателей.
Вместе с этим, здоровье населения, наряду с образованием, является ключевым стратегическим ресурсом, определяющим векторы развития того или иного государства, его политическое и экономическое благополучие, и будущее страны в целом и во всех аспектах.
В этой связи остро встает необходимость формирования в сознании населения положительного отношения к физической активности, ее поощрение, а также развитие физкультурно-спортивных отраслей на муниципальном, государственном и международном уровнях.
Понимание того, что будущее любой страны определяется здоровьем членов общества, уже привело к усилению роли физической культуры и спорта в деятельности по укреплению государства и общества и активному использованию физической культуры и спорта в поддержании и укреплении здоровья населения.2
Это привело к тому, что за последние годы место спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло. Увеличилось количество массовых спортивных соревнований для детей не только в регионах, но и на федеральном уровне. Создаются благоприятные условия для оздоровления людей в различных сферах их жизни: в образовательных учреждениях, в трудовых коллективах. Обустраиваются спортивными сооружениями дворы и микрорайоны, парки, места отдыха. Существенный прогресс произошел в развитии физкультурно-спортивной работы среди людей с ограниченными способностями.
Однако, на сегодняшний день культ здоровья и здорового образа жизни является важным делом лишь для ограниченного количества людей, в основном энтузиастов. Чаще всего, это связано с недостаточностью массово-культурной составляющей физической культуры и спорта.
В современном понимании спорт принято делить на две основные группы - спорт высших достижений и массовый спорт, то есть иными словами «спорт для всех».
Уровень спортивных достижений общества зависит от развития массового спорта и физической подготовленности детей и подростков, поскольку это развитие определяет потенциал состава занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, возможность поиска талантливой в спортивном отношении молодежи, ее способность переносить современные физические и психические нагрузки.
Основным методом вовлечения детей в физическую культуру и спорт является пропаганда здорового образа жизни. В современном спорте высших достижений выделяют любительский и профессиональный спорт. Развитие и трансформация спорта на протяжении человеческой истории может много рассказать, как о социальных изменениях в обществе вообще, так и о сущности спорта в частности.
Однако, существующие приемы и способы популяризации здорового образа жизни в детской среде еще недостаточно оптимизированы и практически эффективны. Для повышения результативности такого воздействия на общество, нужно, прежде всего внедрять приемы влияния на массовое социально-культурное пространство посредством использования популярных интернет-площадок.3
Массовый спорт - является не только основой спорта высших достижений, но и условием физического совершенствования подрастающих поколений. Спорт высших достижений позволяет на основе выявления индивидуальных возможностей и способностей человека добиваться максимальных, рекордных спортивных результатов, моделировать для них эталонные ориентиры, вооружать массовую практику наиболее эффективными средствами и методами спортивного совершенствования. Рекорды в спорте высших достижений, победы в официальных международных, национальных и других спортивных соревнованиях создают моральный стимул развития массового спорта.
Следует понимать, что в медиа пространстве сейчас существует внушительный административный и культурный ресурс, и все больше государственных программ по популяризации физкультуры и здорового образа жизни прибегают к их использованию.
Таким образом, мировой и отечественный опыт показывает, что средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения, воспитания и образования детей и молодежи, а также формировать здоровый морально-психологический климат в обществе.
В одном из своих выступлений президент В.В. Путин сказал: "Россия вступает в новый век, и здоровье нации становится абсолютным приоритетом государственной политики". За последние годы мы почувствовали на себе повышенное внимание руководства страны к проблемам, имеющимся в области физической культуры и спорта.
Физическая культура была и остается жизненно важным элементом функционирования любого общества. Без развития этой сферы неизбежно наступает регресс общества, проявляющийся в виде развития вредных привычек, асоциальных явлений и прочих проявлений негативной социальной динамики.4
С такой ситуацией Россия столкнулась в 1990-е годы, когда произошло катастрофическое ухудшение таких качественных характеристик народонаселения, как низкая рождаемость, высокая смертность, снижение общего уровня духовности и нравственности, устойчивая динамика ухудшения показателей физического развития, физической и интеллектуальной работоспособности. Все это привело к тяжелому кризису качества жизнедеятельности огромной массы населения страны, как одного из важных факторов риска для национальной безопасности и надежности условий интеллектуального, нравственного, духовного развития населения, а также экономического прогресса, политической стабильности и роста международного авторитета Российской Федерации. 5
В связи с этим, популяризация здорового образа жизни как одно из направлений государственной политики в информационной сфере должна стать первостепенной задачей, от решения которой во многом зависит достижение поставленных стратегических целей. В первую очередь, популяризация должна происходить в моложеной среде, как в рамках наиболее уязвимой и подверженной массово-культурному влиянию категории населения.
По заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100%, то состояние здоровья лишь на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20%- от наследственных факторов, на 20%- от состояния окружающей среды. А вторая половина зависит от самого человека, именно от того образа жизни, который он сам для себя выбрал.
Под образом жизни понимается тот тип жизнедеятельности человека, который обусловлен особенностями общественно - экономической формации. К основным параметрам образа жизни относятся труд либо учеба, если человек достиг этого возраста, быт, общественно - политическая и культурная деятельность человека, а также его различные поведенческие привычки и проявления. Таким образом, если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой.6
Так, в современном мире физическая культура и спорт, как и любая физическая активность, является важнейшей частью жизни всего населения. В целях обеспечения гармоничного и здорового развития себя и своей семьи, каждый человек должен заботиться не только о совершенствовании своего тела, но и о развитии, становлении физически и морально здоровой личности.7
Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область, находящая отражение во всех сферах общественной жизни. Более того, в ряде аспектов, она является их фундаментальной составляющей. Из этого следует, что степень развития физической культуры во многом определяет основные векторы и направления развития различных элементов жизни общества.
Дети, как наиболее уязвимая и ведомая категория лиц, в первую очередь нуждается в правильно влиянии со стороны общества и государства, способного в полной мере обеспечить ее всестороннее и гармоничное развитие.8
Однако, в настоящее время имеется негативная тенденция к распространению именно негативного влияния массовой культуры на детскую среду, которое, прежде всего выражается в таких аспектах, как распространение пагубных привычек и антисоциального поведения.
Проблема употребления наркотиков, психотропных препаратов, алкоголя, табачных изделий, курительных смесей в современном мире является сегодня как никогда актуальной. Более того, количество детей, имеющих зависимости и вредные привычки стабильно увеличивается с каждым годом.9
Как показывает практика, большая часть детей приобретает зависимости и вредные привычки по следующим причинам:
Любопытство, которое часто связано с наличием зависимых людей в окружении подростка,10
Необходимость получить физическую и эмоциональную разгрузку;
Неумение и нежелание продуктивно использовать свободное время;
Желание казаться взрослым и самостоятельным;
Деструктивное влияние массовой культуры.
Зачастую формирование зависимостей от психотропных и сильнодействующих веществ подростки приобретают, однажды попробовав то или иное вещество из банального любопытства. Более того, часто любопытство подростка дополнительно катализируется красочным описанием эффектов от употребления со стороны сверстников.11
Так, подросток, желающий испытать эйфорию, а также наладить отношения с той или иной социальной группой, не осознавая последствий, втягивается в употребление вредных веществ, формируя пагубные привычки и в значительной степени ухудшая свое здоровье в долгосрочной перспективе.
Помимо прочего, подростки, ввиду особенностей пубертатного периода, постоянно испытывают тяжелый эмоциональный и физический стресс, связанный с повышенной эмоциональностью при отсутствии навыков саморегуляции. Зачастую, не имея иной возможности получить эмоциональную и физическую разгрузку, подростки, опять же, находясь под деструктивным культурным и социальным влиянием, развивают в себе вредные привычки, которые, помимо того, что не приносят желаемого результата, также оказывают пагубное влияние и становятся еще одним катализатором развития стресса.
Желание казаться взрослым и самостоятельным также приводит к развитию вредных привычек. В подростковой среде мировосприятие весьма категорично, и показателем зрелости представляется получение доступа к заблокированным, для несовершеннолетних, аспектам, таким как употребление алкоголя, табака, легких и тяжелых наркотиков12
Однако, из изложенного выше, следует, что основной причиной развития негативных проявлений в детской среде является деструктивное влияние массовой культуры.
На сегодняшний день, подавляющее большинство музыкальных исполнителей, медийных персон, интернет - блогеров в той или иной степени пропагандируют и представляют употребление алкоголя, наркотиков, асоциальное поведение и экстремизм как показатель индивидуальности и успеха.
Помимо прямой пропаганды негативных проявлений, зачастую на детей оказывается латентное влияние, которое выражается в использовании в культуре определенных образов, имитирующих наркотическое и алкогольное опьянение, романтизируя такой образ жизни. Нередко, лирический герой тех или иных произведений является человеком с низкой степенью социальной ответственности, чей успех представляется следствием обладания героем таких качеств.13
Все это в совокупности создают в сознании детей образ успешного и развитого человека в виде агрессивного и невоспитанного алкоголика и наркомана. Подростки, по сути, не имея внятной культурной альтернативы, а также ввиду агрессивного насаждения авторами контента деструктивных ценностей, слепо следуют насаждаемым идеалам, что приводит к возникновению вредных привычек и иных асоциальных проявлений.
Вредные привычки: курение табака, употребление алкогольных напитков, наркотиков, психотропных и токсических веществ - оказывают пагубное влияние на организм, при этом не только значительно снижают умственную и физическую работоспособность, но и сокращают продолжительность жизни.
Так, например, под влиянием курения ухудшаются функциональные возможности дыхательной системы. Жизненная емкость легких курильщика за год снижается в среднем на 7,5 мл на 1м2 поверхности тела. Происходит снижение вентиляционной функции легких - уменьшение максимальной вентиляции легких. Изменяются и обменные процессы: уменьшается толерантность к глюкозе, повышается содержание общего холестерина, ЛИП и триглицеридов в крови, что характерно при таком заболевании как атеросклероз.
На сегодняшний день употребление вредных веществ в обществе зашкаливает. И в первую очередь от этого страдает подрастающее поколение, то есть будущее нашей страны.
Научно доказано, что последствия от вредных привычек оказывают пагубное влияние на здоровье, вплоть до полного разрушения организма. В ходе употребления табака, наркотиков и алкоголя происходят глубокие изменения личности, всех ее основных параметров и составляющих, нарушаются важные биологические процессы в организме, возникают различного рода заболевания.
Помимо развития вредных привычек, в последнее время, как отмечалось, в детской среде существует негативная тенденция к формированию негативных явлений поведенческого характера. Упомянутое влияние массовой культуры, в первую очередь, затрагивает поведенческие характеристики детей.
Помимо асоциального поведения, связанного с употреблением вредных веществ, значительно учащаются случаи радикализации и аморализации детей.
Показатели зарегистрированных преступлений экстремистской направленности растут, в среднем, на 30% в год.
Количественный рост различных форм девиантности наблюдается во всех слоях общества, и особенно наибольшие масштабы приобретает среди молодого населения.14
Вопрос девиантного поведения детей является сегодня не только актуальным, но и социально - значимым. Так как вследствие отклонений от норм поведения происходит разрушение мирного, привычного уклада жизни. Человек всегда был неотделим от социальных отношений, от социальных ролей, но как субъект этих отношений он возвышается над ними как личность, автономен по отношению к ним.
Дети являются основным социально активным психологическим субъектом, и поэтому от нее зависит, в какой степени происходит или проявляется социально неприемлемое поведение. В этом возрасте, когда не сформировано стойкое мировоззрение, личность особо поддается внешнему влиянию, с легкостью воспринимаются интересы и взгляды окружающих, происходит изменение в мотивационной сфере.
В результате развития девиантного поведения у молодых людей притупляются положительные чувства. Дети становятся потенциалом для будущей преступности. Такое поведение наносит реальный ущерб не только самой личности, а также окружающим людям. Так, например, вызывает отрицательное отношение к учебе, падает уровень интеллекта, появляется агрессия, нетерпимость.
Такая тенденция, также, указывает на отсутствие культурной составляющей в обществе, повышение которой возможно посредством использования средств физической культуры, как фундаментальной составляющей общественной жизни.
Как отмечалось выше, физическая культура и спорт, на сегодняшний день располагают внушительным потенциалом и широким административным и социально-культурным ресурсом.
Помимо проведения спортивных турниров и развития спортивных клубов в городах и регионах России, имеет смысл продвигать спортивную культуры в массы посредством кино, музыки и социальных сетей.
Следует отметить, что такая работа уже проводится как государственными и муниципальными властями, так и энтузиастами, однако, исходя из практических и статистических данных, такое влияние пока что недостаточно для формирования позитивной тенденции и, хотя бы, частичного искоренения деструктивного влияния массовой культуры.
Перед обществом, стоит стратегическая цель - сформировать и распространить общественную тенденцию на развитие физической культуры и спорта.
Эту цель возможно достичь не только расширением физкультурно-оздоровительной отрасли, но и ее идеологической составляющей.
В первую очередь, посредством формирования гражданского правосознания у граждан, как ключевого элемента здорового социального функционирования.
Решение этих задач возможно через расширение патриотического воспитания в образовательных учреждениях, более избирательная кадровая политика в педагогическом составе с целью недопущения аморальных лиц к преподаванию, а также формирование массовой спортивной культуры во всех ее сферах.
Занятие физической культурой и спортом укрепляют организм человека. Ведь с глубокой древности известно, что физические упражнения оздоровительно влияют на организм человека.
Физические упражнения влекут за собой изменения физического, психического и умственного состояния человека.15 Правильно организованные занятия не только укрепляют здоровье, но и улучшают физическое развитие личности, повышают работоспособность, совершенствуют функциональные системы организма человека.
Для борьбы с вредными привычками необходимо более широко применять профилактику здорового образа жизни, занятий спортом и физической культурой. Следует развивать так же систему пропаганды физической культуры через средства массовой информации: телевидение, интернет.
Абсолютно каждый человек имеет огромные возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.16
В процессе физического образования осуществляется воздействие не только на двигательные способности человека, но и на его чувства и сознание, психику и интеллект, что обеспечивает формирование социально-психологических проявлений.
Активная физическая деятельность является одним из обязательных условий гармоничного развития человека. Всем известно, что регулярные упражнения удлиняют мышцы, масса мускулатуры увеличивается, мышцы становятся более сильными и выносливыми. Хорошая двигательная активность - это необходимое условие нормального роста и развития организма.
Таким образом, можно сделать вывод, что регулярные физические упражнения, посильный труд, активные игры развивают не только работоспособность, но и выносливость, силу, ловкость и скорость. Под воздействием физических упражнений нормализуется состояние основных нервных процессов. Физкультура и спорт активно способствуют ведению здорового образа жизни и препятствуют возникновению пагубных привычек, которые вредят человеческому организму. Дыхательная система, как и все другие системы организма, так же положительно реагируют на физическую активность.
Регулярная и адекватная физическая нагрузка, а также занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить, а иногда даже задержать развитие инволюционных изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений различных органов и систем. Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм человека.
Физическая культура выступает как одно из важных средств решения наиболее общих задач человечества - сохранение себя, как природы, сбережение и поддержание жизни людей. Общество не располагает другими адекватными средствами для профилактики вредных привычек, физической подготовки людей к труду и жизни в целом.
К воспитательным возможностям спортом можно добавить формирование у детей психологических черт личности, таких как: уверенность в собственных силах, психологическая устойчивость к стрессовым ситуациям, твердость характера, умение проявлять хладнокровие, выдержанность, уважение к партнеру, помимо этого происходит воспитание гражданско-патриотической, активной жизненной позиции, духовной нравственности, чувства долга и ответственности. Все эти качества положительно влияют и на усвоение учебных программ.
При этом есть один немаловажный момент. Любой вид спорта должен быть общедоступным и включать в себя: студенческий спорт, профессионально-прикладной спорт, физкультурно-кондиционный спорт, оздоровительно-рекреативный спорт. Во многих странах мира эти разновидности включены в движение «Спорт для всех», охватывающее миллионы занимающихся.
В зависимости от направленности занятий в общедоступном спорте в процессе систематических занятий решается целый ряд задач: образовательные, воспитательные, оздоровительные, профессионально-прикладные, рекреативные, улучшения своего физического состояния.
Основу общедоступного спорта составляет студенческий спорт, ориентированный на достижение базовой физической подготовленности и оптимизацию обшей физической дееспособности в системе образования и воспитания.
Массовый, в частности, студенческий спорт является мощным фактором сплочения, физического и духовного оздоровления нации, сохранения ее в адекватном социальном тонусе, становится модным и престижным, быть не только богатым и успешным, но и физически развитым, адекватным, порядочным и предсказуемым человеком.
Главной целью привлечения молодого поколения к участию в спортивной деятельности, должно быть - воспитание достойной смены, которая сможет не только изучить и сохранить лучшие традиции и достижения в области физической культуры и спорта человечества, но и внесет новое, современное, соответствующее требованиям времени направление в повседневную жизнь молодого поколения.
Таким образом, работа по пропаганде здорового образа жизни является не только задачей государства, но и самого общества, поскольку именно оно является основным катализатором формирования социальных тенденций.
Совместная работа гражданского общества и государственных органов способна в полной мере обеспечить безопасность и здоровье населения в стратегической перспективе.
Абдрахманов Р.Р. Анализ подходов к профилактике злоупотребления психоактивными веществами детьми из группы риска. // Социальная профилактика и здоровье. - 2004. - №1. – С.8.
Авраменко В.А., Урок физической культуры и формирование здорового образа жизни школьников // Физическая культура и здоровый образ жизни. – Севастополь. 1990, - С. 43.
Агеевец В.У., Михневич Ю.М. Методологические проблемы теории управления системой физической культуры и спорта / Проблемы истории и организации физической культуры на современном этапе. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1988. - 103 с.
Акопов А. Ю. Безумие здоровых в больном обществе / Невский врачебный вестник. - 2000. - № 5 – С.21
Андреева Г. М. Социальная психология:. - М.: Аспект-Пресс, 1999. - 375 с.
Бабаян Э. А., Гонопольский М. Х. Наркология. - М.: Медицина, 1990. – 276 с.
Балыхин Г. Молодежь - стратегический ресурс государства / Экономика России: ХХI век. - № 21. - 2006. [Электронный ресурс]. – URL : http://www.ruseconomy.ru/ ( дата обращения 17.06.2022).
Бауэр В.Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 1. - С. 50-56.
Белинская Е.П. Личность и новая информационная среда // Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. - М.: Аспект-Пресс, 2001. – С. 34.
Беляева Н.А. Роль мотивации на занятиях физической культуры // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - СПб., 2000. - С.17-18.
Березовский А.Э. Некоторые социально-психологические особенности аддиктивного поведения. – URL: http://.psycheya.ru/ (дата обращения 17.06.2022).
Вавилов Ю.Н., Вавилов К.Ю. Научно-практические предпосылки спортивно-оздоровительной программы для детей и молодежи //Теория и практика физической культуры. - 1995. - №4. - с. 54.
Васин В.А. Международные спортивные организации и спортивная политика на новом этапе // Теория и практика физической культуры. – 1999. - № 10. - С. 28-30.
Вересаева О. «Психология и интернет на пороге ХХI века». // Психологическая газета. - 1996. №12. – С.4-6.
Виноградов П.А., Паршикова Н.В., Моченов В.П. Об эффективном использовании потенциала физической культуры и спорта в профилактике наркомании // Материалы Всероссийской конференции «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью». - М., 2003. – С. 34.
Владимиров Б.С. Клинико-динамическое исследование раннего алкоголизма у подростков женского пола. – Томск, 1993. – 24 с.
Войнов, В. Б. Разработка психологических и нейрофизиологических показателей предрасположенности учащихся и студентов к вредным привычкам, методы профилактики // Валеология.- 2003 .N 4 .— С. 27-30 .
Войскунский А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета // Психологический журнал. - 2004 .Т. 25. - N 1. — С. 90-100 .
Воль А., Пуделькевич Е. Теоретические и методологические предложения исследования процессов вовлечения в спорт и спортивной социализации.- М.,1971, С. 78 – 86.
Вучева В.В. Физическая культура личности студента // Актуальные проблемы физической культуры. Материалы региональной научно-практической конференции. - РГЭА. - Ростов-н-Д. - 1995.-С80-83.
Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М.; Воронеж : Московский психолого-социальный ин-т; Изд-во НПО "МОДЭК", 2003.— 240с.
Гузиков Б.М., Вдовиченко А.А., Иванов Н.Я. Выявление контингента подростков с риском злоупотребления наркотическими и другими токсическими веществами // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1993. №2 – С. 73-75.
Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. – М.: Медицина, 1980. – 272 с.
Джолдыгулов Г.А., Гусманов Р.М., Шевченко Ю.С. К вопросу о механизмах формирования чрезмерной увлеченности компьютерными играми// Дискуссионные вопросы наркологии: профилактика, лечение и реабилитация: Мат-лы Российской научно-практической конференции/ Под общ. ред. проф. А.В. Худякова. – Иваново, 2005. – С. 111-112.
Егоров А.Ю. Алкоголизация и алкоголизм в молодёжной среде: проблемы и перспективы// Вопросы наркологии. 2002. – С. 50-54.
Егоров А.Ю. К вопросу о новых теоретических аспектах аддиктологии // Наркология и аддиктология. Сб. науч. тр./ Под. ред. проф. В.Д. Менделевича. - Казань: Школа, - 2004. - С. 80-88.
Ежов И. В., Туревский И. М., Малыгин В. Л. Диагностика и коррекция факторов риска аддиктивного поведения (новые перспективы физической культуры) // Вестник спортивной науки. – 2003. – С. 44 – 51
Зарецкий В. Пароль: "Первокурсник". О работе Центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи // Нарконет. – 2008 .N 2 .— С. 16- 22.
1Агеевец В.У., Михневич Ю.М. Методологические проблемы теории управления системой физической культуры и спорта / Проблемы истории и организации физической культуры на современном этапе. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта – С. 103.
2 Балыхин Г. Молодежь - стратегический ресурс государства / Экономика России: ХХI век. – 2006. – С. 14.
3Жичкина А. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста. [Электронный ресурс]. – URL: http://flogiston.ru/, (дата обращения 17.06.2022).
4Белинская Е.П. Личность и новая информационная среда // Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. - М.: Аспект-Пресс, 2001. – С. 34.
5 Абдрахманов Р.Р. Анализ подходов к профилактике злоупотребления психоактивными веществами детьми из группы риска. // Социальная профилактика и здоровье. - 2004. - №1. – С.8.
6Вучева В.В. Физическая культура личности студента // Актуальные проблемы физической культуры. Материалы региональной научно-практической конференции. - РГЭА. - Ростов-н-Д. - 1995.- С. 80.
7 Воль А., Пуделькевич Е. Теоретические и методологические предложения исследования процессов вовлечения в спорт и спортивной социализации.- М.,1971, - С. 78.
8 Вересаева О. «Психология и интернет на пороге ХХI века». // Психологическая газета. - 1996. – С. 6.
9Егоров А.Ю. Алкоголизация и алкоголизм в молодёжной среде: проблемы и перспективы// Вопросы наркологии. 2002. – С. 50
10 Войнов, В. Б. Разработка психологических и нейрофизиологических показателей предрасположенности учащихся и студентов к вредным привычкам, методы профилактики // Валеология.- 2003.— С. 27
11 Зарецкий В. Пароль: "Первокурсник". О работе Центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи // Нарконет. – 2008 — С. 16
12 Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М.; Воронеж : Московский психолого-социальный ин-т; Изд-во НПО "МОДЭК".— С. 240
13 Вересаева О. «Психология и интернет на пороге ХХI века». // Психологическая газета. - 1996. №12. – С. 4
14 Гузиков Б.М., Вдовиченко А.А., Иванов Н.Я. Выявление контингента подростков с риском злоупотребления наркотическими и другими токсическими веществами // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1993. №2 – С. 73.
15 Авраменко В.А., Урок физической культуры и формирование здорового образа жизни школьников // Физическая культура и здоровый образ жизни. – Севастополь. 1990, - C. 86.
16 Акопов А. Ю. Безумие здоровых в больном обществе / Невский врачебный вестник. - 2000. – С. 21