Статья «Роль художественно-педагогических технологий в современном образовательном пространстве»
Инновационные технологии в преподавании предметов художественно-эстетического цикла
Романова Людмила Владимировна,
Учитель технологии, высшей категории,
МОУ СШ№135 г. Донецка
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Аннотация. В статье рассматривается использование новых инновационных педагогических технологий при обучении учащихся на уроках технологии, что максимально способствует активизации учебной-познавательной деятельности и творческому развитию учащихся на уроках технологии.
Ключевые слова: художественно-педагогические технологии, творческие способности, развитие личности.
Актуальность художественно-педагогических технологий для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности.
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
Из достаточно обширного количества новых педагогических технологий, разработанных, апробированных и систематизированных корифеями отечественной и зарубежной педагогики для меня наиболее приемлемыми стали следующие технологии:
1.Технологии, основанные на гуманизации и сотрудничества учебного процесса (Ш.А. Амонашвили), личностно-ориентированное развивающее (И.С.Якиманская).
2. Технологии, на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, а именно, игровые технологии, метод проектного обучения (В.Ф.Шаталова).
3. Технологии, на основе эффективности организации и управления процессом обучения, технологии дифференцированного обучения, информационные технологии.
Цель статьи – познакомить с результатами использования новых инновационных педагогических технологий при обучении учащихся на уроках технологии.
Сущность деятельности каждого учителя заключается в том, чтобы найти, открыть в каждом ребёнке ту золотую жилку, то «живинку», расцвет которой принесет ему радость творчества. От того, насколько удачно и верно встанет каждый ученик на свое место в коллективе, будет выполнять свой долг перед обществом, зависит моральная и интеллектуальная полнота его жизни.
Для повышения активизации учебной-познавательной деятельности учащихся на уроках технологии и качества образования обучающихся на уроке необходимо:
1. Использовать современные педагогические технологии:
Проектную и исследовательскую деятельность. Эта деятельность открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объемно, с позиции разных дисциплин.
Компьютерные технологии, которые представляют новые возможности для творческого развития детей, а особенно в проектной деятельности, позволяет учитывать интересы и направленность учащихся, способствует развитию креативности, возможности раскрытия и реализации своей фантазии с помощью компьютерных технологий.
Индивидуальные образовательные технологии; ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный. Необходимо постоянно развивать творческие способности каждого учащегося, стремясь максимально использовать индивидуальный опыт ребёнка, помочь понять себя, самоопределиться и самореализоваться.
Нестандартные и интегрированные уроки для повышения творческо-поисковой активности учащихся.
Работу с одаренными детьми. Работа с одарёнными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья. Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у учащихся происходит: улучшение памяти, внимания, мышления; повышение способности к произвольному контролю; улучшение общего эмоционального состояния; повышается работоспособность, уверенность в себе;
2. Использовать межпредметные связи, повышающие уровень познания.
Межпредметные связи оказывают непосредственное влияние на формирование мировоззрения учащихся, способствуя осознанию ими материального единства мира, взаимных связей и взаимной обусловленности явлений на развитие познавательной учащихся. Позволяют заинтересовать учащихся с разноуровневыми знаниями, умениями и навыками.
3. Учитывать индивидуальные особенности учащихся.
Сущность принципа индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей. Необходимо организовать учебную работу так, чтобы она активизировала каждого отдельного учащегося. Решение этого вопроса и является одной из основных задач индивидуализации учебной работы. Индивидуальный подход в учебном процессе означает внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно- урочной системы обучения, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого учащегося. Только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого школьника создает условия для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.
Способы активизации познавательной деятельности учащихся:
Применение нетрадиционных форм урока:
Уроки-«погружения»; театрализованные уроки; уроки - деловые игры; уроки - пресс-конференции; уроки-соревнования; уроки типа КВН; уроки-консультации; компьютерные уроки; уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащихся; уроки творчества; уроки-аукционы; уроки, которые ведут учащиеся; уроки-зачеты; уроки-сомнения; уроки - творческие отчеты; уроки-формулы; уроки-конкурсы; бинарные уроки; уроки- обобщения; уроки-фантазии; уроки-игры; уроки-«суды»; уроки поиска истины; уроки-концерты; уроки-диалоги; уроки «Следствие ведут знатоки»; уроки - ролевые игры; уроки-конференции; уроки-семинары; уроки-игры «Поле чудес»; уроки-экскурсии.
2. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект - субъектному).
Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога.
3.Использование игровых форм, методов и приёмов обучения
Ролевые, дидактические, организационно-деятельные, имитационные.
Игра - одно из древнейших средств воспитания и обучения детей.
Игры в сочетании с другими методическими приемами и формами обучения повышают эффективность преподавания.
4. Широкое применение проблемно - задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).
Это самый главный и универсальный метод в интерактивном обучении.
Перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса.
5. Использование на уроке разнообразных форм учебной работы учащихся.
Формы учебной работы учащихся:
коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные, парные.
Организация групповой формы общения предусматривает два варианта:
а). общеклассная (учитель → учащиеся класса),
б). бригадная (учитель → группа учащихся).
Поощряется взаимовыручка, взаимоконтроль, взаимопомощь.
6. Применение новых информационных технологий
Мультимедиа-уроки положительно влияют на познавательную активность учеников, увлекает учащихся, повышает мотивацию к изучению предмета.
Мультимедийное оборудование позволяет демонстрировать на уроках:
тематические презентации,
теоретический материал в доступной, яркой, наглядной форме,
видеофрагменты и видеосюжеты,
карты, картосхемы,
таблицы и многое другое.
7. Систематическое использование различных средств контроля.
Одно из интересных форм организации коллективной, познавательной деятельности учащихся - общественный смотр знаний, который является зачетом для учащихся. Он развивает активное сотрудничество школьников в их главном труде - учении, способствует созданию в детском коллективе атмосферы доброжелательности, воспитанию взаимопомощи, формированию ответственного отношения не только к своей учебе, но и к успехам своих одноклассников.
8. Вовлечение учащихся в создание творческих работ
Сам замысел творческой работы, и процесс её выполнения, и её результат - всё требует от личности максимального приложения сил. Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще. Из творческих заданий учащиеся выполняют такие, как сообщения и доклады учащихся, составление кроссвордов, викторин, которые иллюстрируются презентациями. Учащиеся, самостоятельно создавая презентации, осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль.
9. Разработка и внедрение авторских развивающих дидактических приёмов.
«Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ и сообщает о мере соей удовлетворённости полученным ответом).
«Для меня сегодняшний урок ...» (ожидание от изучения темы, установка на объект изучения, пожелания в адрес организуемых занятий).
«Экспертная комиссия» (группа учащихся-помощников преподавателя, которые выражают мнение о ходе занятия, либо выступают экспертами в случае спорных моментов).
10. Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся
Эмоциональные: поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные: учёт познавательных интересов, опора на жизненный опыт, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий.
Волевые: информирование об обязательных результатах, выявление познавательных затруднений, формирование ответственного отношения, самооценка и коррекция своей деятельности, будущей деятельности.
Социальные: развитие желания быть полезным, заинтересованность результатами коллективной работы, создание ситуаций взаимопомощи, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, организация само- и взаимопроверки. Таким образом, мотивации является основным условием интерактивного обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации личностно - ориентированного развивающего подхода.
Вывод
С использованием художественно-педагогических технологий в современном образовательном пространстве повышается интерес у ребят к предмету, учащиеся становятся активным субъектом образовательного процесса, а отношения с педагогом-субъективными. Происходит развитие личности, саморазвитие, самореализация, самоопределение учащихся. Это развивает творческую самостоятельность, что так необходимо на уроках технологии. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания. Именно такие знания расширяют представления о жизни, быте, позволяют применить их в современной жизнедеятельности, дизайне, моделировании и конструировании, способствуют применению полученных знаний в практической деятельности для преобразования и усовершенствования известного. Творческая личность двигает прогрессом, изобретая всё новые и новые технологии. А значит, есть возможность создавать новую технику, материалы, технические и биологические системы.
Список литературы:
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. – М., 1984. – Т. 4: Детская психология. – 432 с.