Роль игры в формировании универсальных учебных действий младших школьников

4
0
Материал опубликован 12 September 2021

Роль игры в формировании универсальных

учебных действий младших школьников.


«Хорошая игра похожа

на хорошую работу»

А. С. Макаренко

А чтобы эта работа стала интересной и посильной для детей важно начинать урок с игры, используя красочный наглядный материал. Игра – универсальный вид деятельности, который является эффективным средством для формирования личности, воспитания нравственных качеств, развития творческих задатков.

Цель игры – пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению, а также способствовать формированию УУД.

Классификация педагогических игр.

По области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические.

По характеру педагогического процесса:

Обучающее, тренинговые, контролирующее, обобщающее;

Познавательные, воспитательные, развивающее;

Репродуктивные, продуктивные, творческие;

Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизация.

По предметной области:

Математические, химические, биологические, физические, экологические;

Музыкальные, театральные, литературные;

Трудовые, технические, производственные;

Спортивные, военно – прикладные, туристические, народные

Обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие

По игровой среде:

Без предметов, с предметами;

Настольные, комнатные, уличные, на местности;

Компьютерные, телевизионные, ТСО;

Технические со средствами передвижения.

Виды УУД

Личностные:

Самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка);

Смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»;

Морально – этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)

Познавательные:

Работа с информацией;

Работа с учебными моделями;

Использование знако-символических средств, общих схем решения;

Выполнения логических операций (сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогии, подведения под понятие).

Регулятивные:

Управление своей деятельностью;

Контроль и коррекция;

Инициативность и самостоятельность.

Коммуникативные:

Речевая деятельность;

Навыки сотрудничества

СРО Занкова. 1 класс. Тема: «Число и цифра 6. Число и цифра 9.» Игра «Собери пазлы»

Вид игры по игровой методике – предметная, по предметной области – математическая.

Цель игры: закрепление образа цифры, закрепление навыка счета.

Формируемые УУД.

Познавательные: работа с учебными моделями; выполнение логических операций сравнения, анализа. Регулятивные: управление своей деятельностью. Личностные: границы собственного знания – незнания. Коммуникативные: речевая деятельность.

t1631452036aa.jpg

УМК «Школа России». 3 класс. Тема:

«Доли (половина, треть, десятая)». Игра

«Пирог»

Вид игры по игровой методике: ролевая, по предметной области: математическая.

Цель игры: формировать умение решать задачи на нахождение доли числа и целого по доле.

Формируемые УУД.

Познавательные: работа с учебными

моделями; выполнение логических операций сравнения, анализа; подведение под понятие.

Регулятивные: управление своей деятельностью.

Личностные: границы собственного знания – незнания.

Коммуникативные: речевая деятельность;

навыки сотрудничества.

t1631452036ab.jpg

t1631452036ac.gif


УМК «Школа России». СРО Занкова. 1 класс Тема: «Зкуко – буквенный анализ слов, работа с моделями слов».

Игры: «Буквенный абак», «Выдели первый звук в слове и соотнеси с буквой»

Вид игры по характеру педагогического процесса: обучающие / тренинговые,

по игровой среде: предметные / настольные.

Цель игры: определить место буквы/звука в слове; составить слово, дать характеристику звукам.

Формируемые УУД.

Познавательные: работа с учебными

моделями; выполнение логических операций, анализа, классификации; подведение под понятие.

Регулятивные: управление своей деятельностью, самостоятельность.

Личностные: границы собственного знания – незнания.

Коммуникативные: речевая деятельность.

t1631452036ad.jpg

t1631452036ae.jpg


УМК «Школа России», СРО Занкова

1 класс. Тема: «Разнообразие растений и животных. Мой город».

Игры: «Играем в сыщиков»,

«Профессии».

Вид игр по характеру педагогического процесса: обучающие / тренинговые, если предполагается работа в группах, то коммуникативная.

По игровой среде: предметные / настольные.

Цель игр: учить по характерным признакам определять животное или растение; знакомство с профессиями жителей города.

Формируемые УУД.

Познавательные: работа с учебными

моделями; выполнение логических операций, анализа, классификации; подведение под понятие.

Регулятивные: управление своей деятельностью, самостоятельность.

Личностные: границы собственного знания – незнания.

Коммуникативные: речевая деятельность.

t1631452036af.jpg

t1631452036ag.jpg

Роль игры одинаково велика в формировании универсальных учебных действий, а также в развитии всех сторон человеческой личности – умственной, физической, нравственной, эстетической.

По сравнению с другими формами обучения и воспитания преимущество игры заключается в том, что она достигает своих целей незаметно для воспитуемого, то есть не требует никаких способов насилия над личностью ребенка.

Источники информации:

Макаренко А. С. о воспитании: Золотой фонд педагогики/ cост. Д. И. Латышина. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 173 с.

Сайт amelika.ru

Федеральные государственные образовательные стандарты на официальном сайте Министерства образования и науки РФ.

​​​​​​​ t1631452036ah.jpg

t1631452036ai.jpg

t1631452036aj.jpg


Статью подготовили

Учителя начальных классов

МОУ СОШ № 37

г. Комсомольска-на-Амуре

Н. А. Бусел, А. П. Паршакова.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации