Роль игры в формировании универсальных учебных действий младших школьников
Роль игры в формировании универсальных
учебных действий младших школьников.
| «Хорошая игра похожа на хорошую работу» А. С. Макаренко |
А чтобы эта работа стала интересной и посильной для детей важно начинать урок с игры, используя красочный наглядный материал. Игра – универсальный вид деятельности, который является эффективным средством для формирования личности, воспитания нравственных качеств, развития творческих задатков.
Цель игры – пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению, а также способствовать формированию УУД.
Классификация педагогических игр.
По области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические.
По характеру педагогического процесса:
Обучающее, тренинговые, контролирующее, обобщающее;
Познавательные, воспитательные, развивающее;
Репродуктивные, продуктивные, творческие;
Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.
По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизация.
По предметной области:
Математические, химические, биологические, физические, экологические;
Музыкальные, театральные, литературные;
Трудовые, технические, производственные;
Спортивные, военно – прикладные, туристические, народные
Обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие
По игровой среде:
Без предметов, с предметами;
Настольные, комнатные, уличные, на местности;
Компьютерные, телевизионные, ТСО;
Технические со средствами передвижения.
Виды УУД
Личностные:
Самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка);
Смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»;
Морально – этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)
Познавательные:
Работа с информацией;
Работа с учебными моделями;
Использование знако-символических средств, общих схем решения;
Выполнения логических операций (сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогии, подведения под понятие).
Регулятивные:
Управление своей деятельностью;
Контроль и коррекция;
Инициативность и самостоятельность.
Коммуникативные:
Речевая деятельность;
Навыки сотрудничества
СРО Занкова. 1 класс. Тема: «Число и цифра 6. Число и цифра 9.» Игра «Собери пазлы» Вид игры по игровой методике – предметная, по предметной области – математическая. Цель игры: закрепление образа цифры, закрепление навыка счета. Формируемые УУД. Познавательные: работа с учебными моделями; выполнение логических операций сравнения, анализа. Регулятивные: управление своей деятельностью. Личностные: границы собственного знания – незнания. Коммуникативные: речевая деятельность. |
|
УМК «Школа России». 3 класс. Тема: «Доли (половина, треть, десятая)». Игра «Пирог» Вид игры по игровой методике: ролевая, по предметной области: математическая. Цель игры: формировать умение решать задачи на нахождение доли числа и целого по доле. Формируемые УУД. Познавательные: работа с учебными моделями; выполнение логических операций сравнения, анализа; подведение под понятие. Регулятивные: управление своей деятельностью. Личностные: границы собственного знания – незнания. Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества. |
|
|
УМК «Школа России». СРО Занкова. 1 класс Тема: «Зкуко – буквенный анализ слов, работа с моделями слов». Игры: «Буквенный абак», «Выдели первый звук в слове и соотнеси с буквой» Вид игры по характеру педагогического процесса: обучающие / тренинговые, по игровой среде: предметные / настольные. Цель игры: определить место буквы/звука в слове; составить слово, дать характеристику звукам. Формируемые УУД. Познавательные: работа с учебными моделями; выполнение логических операций, анализа, классификации; подведение под понятие. Регулятивные: управление своей деятельностью, самостоятельность. Личностные: границы собственного знания – незнания. Коммуникативные: речевая деятельность. |
|
| |
УМК «Школа России», СРО Занкова 1 класс. Тема: «Разнообразие растений и животных. Мой город». Игры: «Играем в сыщиков», «Профессии». Вид игр по характеру педагогического процесса: обучающие / тренинговые, если предполагается работа в группах, то коммуникативная. По игровой среде: предметные / настольные. Цель игр: учить по характерным признакам определять животное или растение; знакомство с профессиями жителей города. Формируемые УУД. Познавательные: работа с учебными моделями; выполнение логических операций, анализа, классификации; подведение под понятие. Регулятивные: управление своей деятельностью, самостоятельность. Личностные: границы собственного знания – незнания. Коммуникативные: речевая деятельность. |
|
|
Роль игры одинаково велика в формировании универсальных учебных действий, а также в развитии всех сторон человеческой личности – умственной, физической, нравственной, эстетической.
По сравнению с другими формами обучения и воспитания преимущество игры заключается в том, что она достигает своих целей незаметно для воспитуемого, то есть не требует никаких способов насилия над личностью ребенка.
Источники информации:
Макаренко А. С. о воспитании: Золотой фонд педагогики/ cост. Д. И. Латышина. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 173 с.
Сайт amelika.ru
Федеральные государственные образовательные стандарты на официальном сайте Министерства образования и науки РФ.
Статью подготовили
Учителя начальных классов
МОУ СОШ № 37
г. Комсомольска-на-Амуре
Н. А. Бусел, А. П. Паршакова.