Статья «Роль изобразительной деятельности в развитии и личности ребёнка»

3
0
Материал опубликован 5 May 2022

Роль изобразительной деятельности в развитии и воспитании личности ребенка.


Абрамова Т.В.,

педагог дополнительного образования.


Аннотация.

Автор затрагивает вопрос важности изобразительного творчества в образовании и воспитании детей, а также указывает на проблему свободного выбора творческого урока как дополнительного занятия в современной школе. Автор делает вывод, что предмет «Изобразительное искусство» должен вести специалист, и творческие уроки нельзя убирать из программы обучения и воспитания детей.


Ключевые слова: развитие, воспитание, творчество.


The role of art activity in the development

and upbringing of a child’s personality.


Abramova T.V.,

teacher of additional education


Annotation

The author touches upon the importance of art creativity in education and upbringing of children and discloses the problem of free choice of creative lessons as additional activity in modern school. The author also concludes that the subject of “fine art” should be taught by a specialist, and creative lessons should not be excluded from programme of children’s education.


Keywords: development, education, creativity.


«Ум ребенкана кончиках пальцев ».В.А Сухомлинский.


Ребенок лепит, рисует потому, что он не может этого не делать. Это очень ценная особенность детского творчества - в этом дети совершенно равны с великими художниками.

В современных школах и дошкольных учреждениях изобразительную деятельность ведут в основном не специалисты.Изобразительная деятельность часто попадает в перечень дополнительных учебных предметов, а порой и заменяется «удобным» или другим «нужным» предметом в ущерб интересам ребёнка. На мой взгляд, это происходит и в ущерб интеллектуальному развитию ребёнка, выявлению и воспитанию будущих гениев в науке, возможно, и выдающихся конструкторов. Недаром французский философ-просветитель XVIII века Дени Дидро утверждал: «Если какая-нибудь страна научит своих граждан рисовать так же, как она учит их писать и читать, эта страна займет первое место в мире в развитии техники, науки и искусстве».

Чем полезна изобразительная деятельность?

Она является приятным и интересным делом. Ученые доказали, что нервные окончания пальцев соединяются с определенными участками головного мозга. Благодаря творчеству у детей развивается способность воспринимать вещи во всей яркости и полноте. Благодаря способам мышления и возможностям мозга, становятся доступными творческие решения вопроса дома, в школе, на работе.

Как сказал немецкий художник Альбрехт Дюрер: «…тайное сокровище, скрытое в вашем сердце, через ваше творчество становится явным». У тех, кто рисовал, лепил, клеил, вырезал, украшал и мастерил, жизнь становится более содержательной, видят они больше, дальше и шире.

Изобразительная деятельность способствует развитию важнейших психологических функций – зрения, двигательной координации, речью, связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить огромный поток информации, формирует и фиксирует представление о мире. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, индивидуальный стиль и вкус.

О том, что изобразительная деятельность важна для развития личности, писали многие психологи, педагоги и мыслители во все времена: Ф. Фребель, Л.С.Выготский, С.Т. Шацкий и другие.

Искусство – это первая письменность, первый язык. Творчество ребенка отражает то, как сознание постигает – «ощупывает» мир. Сначала возникает некое рассудочное представление о мире, а потом эти интеллектуальные построения облекаются в словесные формы. Мир осязается, пробуется на вкус, обозревается. Линии, цвет, рельеф поверхности – все это обнаруживается и становится открытием, выбираются графические символы, мазки, объемные формы для представления своих мыслей.

Изобразительная деятельность помогает развиваться:

Творчески. Дети могут реализовать собственные идеи, использовать свои способности, инициируя изменения материалов, приемов, их сочетания.

Физически. Занятия искусством тренирует и совершенствует умение управлять большими и малыми мышцами и перестраивать согласованность глаза и рук.

Социально. Творчество развивает социальные компетенции, дети учатся сотрудничеству.

Эмоционально. Дети обретают большую уверенность в себе, учатся выражать свои чувства и мысли. Уход в творчество помогает справляться со стрессами.

Важное значение изобразительной деятельности заключается также и в том, что она является средством воспитания детей. Регулярные творческие занятия воспитывают: усидчивость, внимательность, аккуратность, трудолюбие, терпение, умение планировать процесс работы, стремление доводить начатое дело до конца, добиваться лучшего результата. Ручная умелость позволяет чувствовать себя более самостоятельным. На занятиях ИЗОу детей формируются навыки коллективной работы. Общение, обмен опытом, взаимопомощь, уважение и интерес к работе сверстников, а также совместная работа детей в подготовке выставочных работ, коллективных работ, посвященных: 9 мая, 23 февраля, Святой Пасхи воспитывает у детей не только коммуникативные, организаторские качества, но и патриотические чувства.

Уникальная система образования в дополнительных учреждениях состоит в том, что оно мобильно, многообразно, личностно ориентировано.

Вовлечение детей в систему дополнительного образования меняет уклад их жизни, отношение к себе… Дети «раскрываются». Это делает дополнительное образование самостоятельной образовательной сферой, ценной и значимой для формирования личности ребёнка и общества.

На основе девятилетнего опыта работы в учреждениях дополнительного образования с детьми дошкольного и младшего школьного возраста мною была разработана авторская программа «Волшебная графика и пластилиновая академия». Главными принципами построения программы стали идеи и разработки Т.С. Комаровой. Она - создатель целостной системы художественно-эстетического воспитания дошкольников, доктор педагогических наук, Т.С. Комарова настаивала на том, что развитие мелкой моторики рук посредством занятий изобразительным творчеством необходимо именно с раннего дошкольного возраста. Ее огромной заслугой является разработка чёткой структуры и тематического плана занятий с детьми разного возраста.

Программа «Волшебная графика и пластилиновая академия»рассчитана на три года обучения. Она позволяет познакомить с различными видами и жанрами, закрепить и расширить знания, умения и навыков в области графического и скульптурного искусства.

Программа предполагает:

- проводить поэтапную работу обучения;

-совместную работу педагога и ученика.

Программа допускает:

- творческий эксперимент.

Особенности программы:

- поэтапная, совместная творческая работа педагога и детей и объяснением, показом, индивидуальной помощью;

- не дублирует работу образовательной и художественной школ;

- расширяет обучение рисования и скульптурной работы разными материалами и оборудованием;

- учитывать интересы и возможности детей в выборе темы работы;

- собирать темы в блоки;

- позволяет выбирать детям варианты изображения самостоятельно;

- знакомить детей с творческими профессиями и их особенностями;

- успешность детского творчества.

Об эффективности реализации программы свидетельствуют следующие факторы:

- активное посещение занятий ИЗО детьми;

- сохранность контингента;

- положительная оценка родителей;

- положительная характеристика детей учителями школы;

- поступление выпускников в средние и высшие художественные заведения без диплома художественной школы;

- консультации и практическая помощь учителям начальных классов и рисования в образовательных учреждениях;

- успешное участие детей в выставках разного уровня.

Опыт реализации программы «Волшебная графика и пластилиновая академия» в общеобразовательных школах заставляет сделать следующие выводы:

творческие уроки нельзя убирать из программы обучения и воспитания детей;

предмет «Изобразительное искусство» должен вести специалист;

при отсутствии компетентного педагога в образовательные учреждения необходимо приглашать педагогов ДО.

«Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда».Эти слова принадлежат исследовательницеизобразительного творчества ребёнка Н.П. Сакулиной.

Безусловно, что огромная роль в успехе творческого развития личности ребёнка принадлежит педагогу, современной школе и современной системе дополнительного образования.

Литература:

А. Семенов - Энциклопедия афоризмов и мыслей великих людей.

сост. А. Семенов. М.: АСТ. Донецк: Стакер, 2008 г.

Т.С. Комарова - Детское художественное творчество – Т.С. Комарова.

М. Мозаика.- Синтез, 2008.

3. Дж. Б. Костер - Растим художников: преподавание искусства детям/

Джоан Буза Костер. М: АСТ: Астр ель. 2006 г.

Н. П. Костерин - Учебное пособие. Москва. Просвещение. 1986 г.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.