Роль музыкально-ритмической деятельности в эстетическом развитии личности

0
0
Материал опубликован 6 April 2020

Гришина И.В



Роль музыкально-ритмической деятельности в эстетическом развитии личности.


Давно признано, что точные науки — математика, физика, биология, астрономия и другие — формируют познавательные способности и развивают мышление школьника, а искусство, и в первую очередь музыка, формирует чувства и нравственные качества будущего гражданина.

Мир музыки — эмоциональная сфера психики человека. Сила ее в непосредственном пробуждении таких чувств, которые составляют субъективную и интимную сторону личности и ее переживаний. Самые гуманные чувства — сочувствие в горе, переживание печали, торжества победы, светлой радости — музыка вызывает легко и непосредственно своим звучанием и тем самым эмоционально воспитывает человека, подготавливая его к реальным переживаниям. «Страдание, понимаемое в человеческом смысле, — писал К. Маркс, — есть один из способов, каким человек воспринимает свое «я»».

Точные науки и искусство, физика и музыка не противоположны, а дополняют друг друга в системе воспитания целостной личности, так как выражают необходимые и взаимосвязанные стороны рационального и эмоционального в человеке и в любой его деятельности.

Чтобы понять роль музыки в эстетическом воспитании нужно разъяснить некоторые понятия, такие как «музыкальное воспитание» и «эстетическое воспитание».

Развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного, развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное - это и есть эстетическое воспитание. «Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в более узком смысле. В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.

В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека».

Как уже было отмечено, искусство всегда оперирует художественными образами. Специфическими особенностями музыкального искусства является то, что оно отражает жизненные явления в музыкальных образах.

«Музыкальный образ произведения – это комплекс выразительных средств, воздействующих на слушателя своим конкретным звучанием». Особо важную роль играют мелодия, она наиболее ярко передает основную мысль, чувства. Образ обогащается и другими элементами музыкальной речи – ладогармоническим складом произведения, его темповыми и динамическим нюансами приемами изложения музыкальной мысли, структурой самого произведения.

Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал – в этом особенность и ее содержания, особенности ее воздействия на человека. Музыка – это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности.

Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет художественная деятельность, необходимая не только профессионалам, но и всем людям без исключения, ибо она помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду, к жизни вообще.

Выдающимся государственным деятелем А.В. Луначарским были намечены основные пути осуществления воспитания:

развитие способности воспринимать музыку (слушание);

развитие необходимых для воспроизведения музыкальных произведений способностей и умений (пение, игра на инструментах);

усвоение нужных знаний (грамотность).

Решительный акцент делается на эмоциональное, творческое восприятие музыки, на обогащение музыкального слуха и музыкального опыта детей. Проблема живой, непосредственной реакции на музыку выдвигается как первоочередная задача воспитания.

Особое значение имеет музыка в детском и юношеском возрасте, когда формируется личность. Если в общей педагогике отчетливо разграничиваются обучение и воспитание, то в эстетической и художественной области такое разделение немыслимо, эстетическое воспитание и художественное обучение слиты, их разделение уничтожает смысл эстетического, обедняет личность и снижает эффект обучения. Занятия музыкой и рисованием, интерес к поэзии и театру необходимы для эмоционального и нравственного воспитания, без которого школьное образование к воспитание будет односторонним и неполноценным, что может отрицательно сказаться в последующей жизни человека.

Согласно записям из дневника можно сделать выводы о том, что у школьников возникает интерес к посещению концертов, оперных, балетных и драматических спектаклей, потребность знакомства с сокровищами музеев.

Особое место в эстетическом воспитании детей занимают встречи в клубе юных музыкантов, где в занимательной форме они узнают о музыкальной жизни страны, знакомятся с музыкантами-исполнителями, композиторами, где сами принимают участие в играх, конкурсах, соревнованиях. Все это благотворно отражается на повышении интереса к музыке, пробуждении инициативы и проявлении разносторонних способностей.

Очень важна в психологическом и профессиональном отношении игра по слуху. Она свидетельствует о возникновении потребности в самостоятельном музицировании, о развитии музыкально-слуховых представлений — важнейшего компонента музыкальных способностей.

Значительный интерес представляет влияние внешкольных мероприятий на развитие эстетического вкуса, способности дать оценку увиденному и услышанному.

Важно отметить, что полученные знания и впечатления обогащают школьников, способствуют повышению их общественной активности. В проявлении активности детей можно различить многообразные положительно сплетающиеся влияния: разносторонние впечатления расширяют кругозор, а занятия в музыкальной школе придают интересам ребенка эстетическую направленность. Это, в свою очередь, обогащает личность, стимулирует потребность к получению новых впечатлений, знаний, которые развивают художественный вкус и предоставляют возможность проявить себя среди сверстников, завоевать их симпатию.

Формирование музыкальных способностей, которое осуществляется в детских музыкальных школах, на практике подтверждает возможность всестороннего развития личности. К этому нужно добавить, что искусство способствует повышению восприимчивой и, развитию различных способностей, овладению разнообразными видами деятельности. Биографии выдающихся музыкантов — Ф. И. Шаляпина, Дж. Энеску, С. В. Рахманинова и многих других — показывают, что художественная одаренность сама по себе многогранна.

Искусство объединяет художественно-эмоциональные и познавательно-интеллектуальные компоненты одаренности и тем самым расширяет возможность формирования специальных способностей.

Музыка по своей природе социальна, коммуникативна. Она предназначена для общения, раскрывая мысли, чувства, переживания композитора и исполнителя, она ищет сочувствия вовне, сила ее воздействия на слушателей заключается в том, что она выражает свойственные и им самим чувства. Композитор и исполнитель, воплощая в музыке радость и горе, хорошее настроение и печаль, делятся сокровенными переживаниями со слушателями, но достигают понимания только тогда, когда вызывают сопереживание. По сути, музыкальное искусство, в эстетическом понимании, это всегда коллективное сотворчество.

Музыкально-ритмическая деятельность танцора – яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний.

Музыкальное воспитание в работе с танцора уже давно выделилось в самостоятельный предмет. Это воспитание культурных или хотя бы музыкально грамотных слушателей, из числа которых попутно можно отобрать наиболее одаренных для профессионализации.

При такой установке содержанием работы является приобретение навыков и знаний, которые понадобятся спортсмена-танцора в дальнейшем при слушании музыки, музицировании. Проведение такой работы требует, конечно, на первых порах всевозможных приемов, способных заинтересовать детей, приобщить их к музыке. Одновременно преподается хоровое пение, бережно развивается слух, даются сведения о музыке, композиторах, исполнителях.

Музыкальное воспитание – это процесс развития музыкальности не только как способности понять, но и глубоко пережить, почувствовать музыку, как если бы она была создана самим слушающим. Только тогда музыка надолго останется в эмоциональной памяти ребенка, сказываясь на его мироощущении и поведении.

Только устремленность к такому развитию музыкальности позволяет нам смотреть на музыкальное воспитание как на процесс глубоко важный и нужный для наших спортсмена-танцора. В этом процессе надо не только дать им полезные музыкальные навыки и знания; прежде всего, необходимо развить как раз все то, что не поддается включению в программу и экзаменационные требования, а развивается медленно и с трудом.

При такой целевой установке движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности – методом, основанным на естественной двигательной реакции на музыку, свойственной любому танцору.

Метод этот имеет трудности, связанные с тем, что музыкальные руководители обычно связаны с различными системами движения: танца бытового, народного, балетного; ритмической, пластической, художественной гимнастики разных видов.

Танец и музыка – родственные искусства, между ними существует глубокая взаимосвязь. Эти два искусства близки нашим детям и молодежи, они призваны помогать личности расти и развиваться.

Музыка является душой танца. Она создает то творческое настроение, ту эмоциональную атмосферу, которые необходимы для создания образа в танце. Только при органической взаимосвязи музыки и движений танец приобретает осмысленность и выразительность.

Весь процесс хореографической работы способствует физическому развитию спортсменов-танцоров, развитию их танцевальных способностей, помогает эстетическому воспитанию. Нужно стремиться к тому, чтобы учащиеся в процессе занятий не только приобретали знания по танцу, но и получали музыкально-хореографическое воспитание. В процесс создания танца входит и прослушивание музыки для намеченной постановки.

Задача музыкального движения – воспитывать у спортсменов-танцоров умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивать у них любовь к музыке и потребность в ней, готовить из них чутких слушателей и любителей музыки, черпающих в ней вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них художников.

Занятия музыкальными движениями должны развивать музыкальность спортсменов-танцоров.

Музыкальность характеризуется способностью переживать содержание музыкального процесса в его целостности – чувствовать музыкальный образ.

Способность создавать музыкально-двигательный образ развивается путем соответствующей целенаправленной организации, как восприятия музыки, так и самих движений детей. Музыка вызывает у любого человека моторную реакцию. Нередко эта реакция остается скрытой, выражаясь лишь в изменениях мышечного тонуса. Надо создавать необходимые условия для естественного выявления этих моторных реакций в движениях всего тела. Все это воспитывает у детей творческую активность и воображение.

На занятиях музыкальным движением образное содержание и характер упражнений всецело вытекает из содержания и формы музыки. У спортсменов-танцоров развивается «умение слушать музыку, как логичное и последовательное действие». В специальных упражнениях, играх, танцах они сами включаются в действие и целостно воспринимают эмоциональное содержание музыки.

Творческая активность проявляется по-разному: и тогда, когда танцоры ,слушая музыку, самостоятельно выражают свое эмоциональное восприятие движениями, которых требует музыка; и в тех случаях, когда танцоры исполняют упражнения с заданными движениями, но придают им выразительность, отвечающую собственному восприятию музыки.

В процессе этой работы танцоров надо знакомить с музыкой, содержащей разнохарактерные образы – от веселых, беззаботных, лиричных, нежных и до энергичных, волевых. Сопоставление конкретных музыкальных образов (энергичных, активных, волевых и спокойных, лиричных, созерцательных) помогает спортсменам-танцорам сильнее и глубже переживать и четче выражать их, обогащает и организует эмоциональный мир детей.

Успех работы решается не количеством пройденных упражнений, игр, танцев, а умением детей переживать их содержание. Следует всегда обращать внимание на выражение лиц движущихся танцоров, так как на них яснее всего видно, что дают детям музыка и движение.

Музыка и движение помогают воспитывать музыкальное восприятие танцоров, совершенствовать их движения и развивать их способность творчески воплощать музыкально-двигательный образ. Кроме того, каждое из них имеет свою специальную задачу (одно помогает в усвоении определенного двигательного навыка; другое направляет внимание детей на отражение той или иной особенности музыки и т.п.)

Главная задача музыкально - ритмической деятельности – развивать и углублять творческие способности танцоров , уметь создавать музыкально-двигательные образы самостоятельно, используя при этом навыки, полученные на музыкально-двигательных занятиях ранее.

С самого начала работы танцоров должны приобрести первые необходимые музыкально двигательные навыки: они привыкают внимательно слушать музыку во время движения – начинать или оканчивать движение, сменять одно движение другим.

Все эти «команды» дает музыка; без внимания к ней музыкальное движение невозможно и неинтересно.

Внимание к музыке еще более обостряется тем, что предварительного прослушивания и обсуждения музыки нового танца не проводится.

С первых дней занятий у танцоров должны активизироваться связь между музыкой и движением. Необходимо возбудить у ребят желание двигаться, когда звучит музыка, сделать для них связь музыки с движением привычной, естественной. Танцоры должны получать радость от движений и музыки; движения усиливают их эмоциональный отклик на музыку

Эти первые музыкально-двигательные впечатления и навыки танцоров служат залогом успеха всей дальнейшей работы.

Основной задачей курса танца является приобщение танцоров к танцевальному искусству, воспитание у них способности к более глубокому восприятию музыки, развитие музыкальных способностей, формирование художественного вкуса и интересов.

Танцоры должны сразу почувствовать, что движения и музыка органически связаны. Для этого восприятие музыки и двигательная реакция на нее должны протекать одновременно. Только при этом условии возникает целостный музыкально-двигательный образ.

Выражение музыки через действие усиливает эмоционально-моторную реакцию танцоров, придает ей конкретно-образный смысл.

Мелодия – основа музыкально-двигательного образа. Танцоры учатся вслушиваться в мелодию, запоминать ее, двигаясь, напевать ее про себя. В танцах музыка помогает следовать за развивающимся содержанием, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли.

Танец имеет большое воспитательное значение и оказывает положительное влияние на эстетическое развитие танцоров , на рост их общей культуры.

Цель хореографических занятий – научить танцоров красиво и правильно двигаться. Необходимо расширять горизонты музыкального развития наших учащихся, воспитывать их вкус на музыке мелодичной, понятной, богатой мыслями и чувствами. Танец должен явиться средством, способствующим закреплению музыкальных впечатлений.

Несмотря на многовековое прошлое, искусство танца не потеряло своей актуальности и в наше время. Создано множество методик преподавания в различных областях хореографии, основанных на опыте прошлого, но адаптированных к настоящему.

В процессе постановочной работы, репетиций танцоров приучаются к сотворчеству, у них развиваются художественное воображение, ассоциативная память, творческая инициатива, воображение, умение передать музыку и содержание образа движением.

Список использованных источников


Авдеев В.М. Темп, динамика, штрихи как неспецифически – музыкальные выразительные средства и их роль в музыкальном восприятии.// В помощь военному дирижёру. – М., 1981, вып.1.

Ананьев Б.П. Задачи психологии искусства. //Художественное творчество. – Л., 1982.

Беляева К.Ю. – Экземплярская С.Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке. // Проблемы музыкального мышления. – М., 1974.

Бочкарев Л.Л. Психологические механизмы музыкального переживания. Докт.дисс. в 2т. – КГУ, К., 1990.

Изард К.Э. Психология эмоций./ Перев. С англ. –СПб.: Питер, 1999.

Кечхуашвили Г.Н. К проблеме психологии восприятия музыки. //Вопросы музыкознания, т.3.

Костюк А.Г. Культура музыкального восприятия.//Художественное восприятие. –Л., 1971.

Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. –М.,1972.

Орлов Г.А. Психологические механизмы музыкального восприятия. // Вопросы теории и эстетики музыки, вып.2.

Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия.// Проблемы музыкального мышления. – М., 1974.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.// Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.Беликова, А.Н. Бальные танцы / А.Н. Беликова. – М., 1976. – 231 с.

Шанкина, С.В. Управление эмоциями у исполнителей спортивных танцев / С.В. Шанкина // Спортивные танцы. – М.: РГАФК, 1999. – № 4 (6).


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации