12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анастасия23

Набокова Анастасия Юрьевна,

учитель начальных классов

Мельцаев Дмитрий Михайлович

Доцент кафедры начального образования

Роль малых жанров фольклора в приобщении ребёнка к национальной культуре и духовным ценностям народов России

Аннотация. В статье акцентируется внимание на вопросах изучения на уроках литературного чтения в начальной школе малых жанров фольклора. Авторы отводят им одну из главных ролей в формировании национальной идентичности и нравственности школьников.

Ключевые слова: национальная идентичность, фольклор, малые жанры устного народного творчества, литературное чтение, младшие школьники.


Актуальность темы связана с изучением роли фольклора в приобщении ребёнка к национальной культуре и духовным ценностям народов России. Одна из наиболее важных задач, стоящая перед образованием, – это формирование позитивной национальной идентичности у подрастающего поколения. Сформированная посредством устного народного творчества позитивная национальная идентичность способствует развитию и воспитанию нравственности и патриотизма, уважения к традициям и нормам многонационального народа, любви к родной стране, ощущения себя представителем полиэтнического государства.

Одним из основополагающих факторов, способствующих формированию национального самосознания, является народный фольклор как хранилище опыта и культуры поколений, общечеловеческих ценностей. Фольклор знакомит обучающихся с такими качествами как: доброта, честность, смелость, порядочность и трудолюбие. Устное народное творчество становится интериоризированной частью личности и может рассматриваться в числе других духовно-нравственных регуляторов социального поведения.

Отметим, что в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Отсюда возникает вопрос: как сформировать нравственные, гражданские, национальные ценности обучающегося начальной школы посредством народной культуры?

Формирование национальной идентичности в наше время нельзя рассматривать без связи с народной педагогикой. Приоритетным в работе учителя начальных классов является введение ученика в мир народной культуры, гармонизация личности через воспитание духовности и развитие творческих способностей. Именно для этого вводятся элементы народной культуры нашего многонационального государства, а именно: песни, сказки, мифы, легенды многих народов России [4], а также малые фольклорные жанры. Все они передают основные общечеловеческие ценности: взаимопомощь, трудолюбие, патриотизм, мужество, верность, доброту, а также несут в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине. Все эти ценности на протяжении многих веков неизменны. Их использование на уроках литературного чтения способствует формированию мировоззрения, развивает память ребенка, его образное мышление и обогащает словарный запас.

Анализ современных программ по литературному чтению показал, что большое внимание уделяется вопросам приобщения ребёнка к национальной культуре и духовным ценностям народов России (татары, мордва, дагестанцы, ингуши, калмыки, якуты, башкиры, ненцы и другие).

К примеру, ознакомимся с программой, разработанной для образовательной системы «Перспектива». Формирование представлений о многонациональной культуре России в 1-м классе начинается с раздела «Радуга-дуга», который содержит в себе две темы: «Песенки разных народов» и «Пословицы и поговорки разных народов» [1]. Они знакомят младших школьников с удмуртской, чувашкой, мордовской народными песнями, а также с татарской, чечено-ингушской, мордовской, калмыцкой пословицами и поговорками. Еще один раздел «Здравствуй, сказка!» предлагает детям вместе с родителями прочитать две татарские народные сказки «Три дочери», «Два лентяя» и ингушскую народную сказку «Заяц и черепаха».

В 3 и 4 классе идёт формирование первоначальных представлений о нравственных понятиях: «поступок», «честность», «верность слову». С этой целью учитель разбирает вместе с обучающимися пословицы разных народов о человеке и его делах, изучаемые в разделе «Жизнь дана на добрые дела». Дети знакомятся с башкирской пословицей: «Не суди по силе рук, а суди по силе сердца» и уйгурской пословицей: «Человек, который много говорит, мало делает». Также в данной программе предусмотрен раздел «Великие русские писатели», в котором рассказывается о собирателях фольклора В.И. Дале и А.И. Афанасьеве, а также о А.Н. Толстом и М.И. Булатове, которые занимались обработкой народных сказок [1].

Перейдём к анализу программы, разработанной О.В. Кубасовой для обучения по образовательной системе «Гармония». Знакомство с фольклором народов многонациональной России начинается с первого класса. В разделе «Там чудеса» младшие школьники открывают для себя новую сказку ингушского народа «Заяц и черепаха», знакомятся с малыми жанрами фольклора: загадками и считалками [7]. Во 2-м классе в разделе «Учимся читать: Читая – думаем», дети изучают дагестанскую народную сказку «Храбрый мальчик» [7]. Данное произведение воспитывает такие нравственные качества как: доброта, смелость, любовь к Родине. В 3-м классе в разделе «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» учитель знакомит детей с адыгейской народной сказкой «Девочка- птичка» [7].

Итак, для изучения фольклора народов России в учебниках начальной школы по литературному чтению представлено большое количество народных сказок, песен, пословиц, поговорок, скороговорок и загадок, направленных на развитие представлений о национальном характере, сходстве и различии традиций, быта и нравственных ценностей разных народов. В ранг значимых качеств личности возведены: честность, доброта, смелость и трудолюбие. Как интегративное качество личности рассматривается любовь к родному краю.

Поговорим более подробно о малых жанрах устного народного творчества и рассмотрим методы изучения фольклора народов России на уроках литературного чтения в начальной школе.

Работая с малыми фольклорными жанрами, надо учесть, что содержание таких произведений детям знакомо еще с дошкольного возраста, поэтому они могут прочитать их самостоятельно.

Ставя задачу приблизить ребенка «живому источнику народного языка», К.Д. Ушинский придавал большое педагогическое значение малым фольклорным жанрам, особенно пословицам и с точки зрения формы (отмечая их поэтичность, образность, специфику грамматического строения), и с точки зрения учебной работы над их смыслом, представляющей для ребенка «маленькую умственную задачу» [6].

К фольклору следует относиться как к учебнику жизни, благодаря которому в детях следует воспитывать такие качества как: смелость, доброта, честность, любовь к Родине. Одна сказанная вовремя пословица может ярко и метко осадить непоседу, пожурить лентяя, а песенка - потешка развеять грусть, помирить поссорившихся.

Также с помощью малого фольклора можно решить практически все задачи методики развития речи наряду с основными методами и приемами речевого развития младших школьников.

Значимость фольклора очень велика и в адаптационный период. Например, правильно подобранная, с выразительностью рассказанная потешка помогает установить контакт, вызвать положительные эмоции. Заклички приглашают детей поиграть в игры, а использование колыбельных песен способствует крепкому сну детей.

В процессе воспитания национальной идентичности поговорки и пословицы, в частности, формируют:

нравственные качества: «Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный», «Герой умирает раз, трус тысячу раз», «Лень мужа не кормит, только портит».

любовь к родной природе; любовь к родному краю: «Любовь к Родине сильнее смерти», «Человек без Родины, что соловей без песни».

уважение к людям и добрососедство: «Завидовать - уважения не видывать» (узбекская пословица) или «Умный уважает всех, глупый - только себя» (грузинская пословица).

Конкретность, образность, ритмичность и краткость пословиц способствуют быстрому запоминанию их младшими школьниками и хранению в памяти народа. Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, к языку, развивает память.

Считалка - вид детского творчества. Небольшой стихотворный текст с рифма-ритмической структурой. Предназначен для одного из участников.

На переменах и после уроков учитель может разучить с ребятами башкирскую народную игру «Липкие пеньки», якутскую игру «Вестовые» или марийскую народную игру «Колышки». А тут уже просто невозможно обойтись без считалки.

Об использовании игрового метода обучения в первом классе также пишет О.В. Макарова [2]. Ее статья посвящена формированию любви к малой родине с помощью близких возрасту понятий – семья, дом, улица. Для развития навыка выделять главное учитель ставит цель: «обучение умению описывать предметы окружающего мира, опираясь на образец. Все описываемые объекты (в том числе дом), дают возможность представить образы малой родины, связанные с близкими первоклассникам объектами. В ходе игры выявляются авторские средства выразительности для описания объектов» [2, с. 86]. Поскольку в современном классе многонациональный состав, то образ дома у всех получится разным. Поэтому педагогом использован прием иллюстрирования. Опираясь на собственный опыт наблюдения, школьники нарисовали избы, юрты, чумы, многоэтажные дома. В этом творчестве прослеживается связь с образом малой родины.

Потешка – небольшое стихотворение из двух – четырёх, редко восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребёнка: всё то, что окружает его в доме, во дворе, на улице и в школе.

На уроках литературного чтения потешки можно использовать как физкультминутки. К примеру, мордовская потешка «Мишки пляшут», которая хорошо подойдёт для обучающихся 1 класса:

Погляди на горку–

Мишки пляшут польку,

Пляшут, пляшут да подпрыгивают,

Пляшут, лапками подрыгивают.

В лапке– беленький платок,

Прохудился лапоток.

Все годы обучения в начальной школе дети ведут «Творческую тетрадь», в которую записывают понравившиеся пословицы, поговорки, загадки. Неудивительно, что больше всего в ней именно потешек.

Загадка - образное описание какого-либо предмета или явления, по которому надо понять о каком предмете или явлении говорится. Она используется как дополнительный дидактический материал и строится на сравнении или метафоре. К примеру, ненецкая народная загадка: «Лежит у порога меховое кольцо, чужого в чум не пустит» - собака.

Загадка дает ребенку представление об образности родного языка и знакомит с иносказательными оборотами речи.

Приёмы работы с загадкой:

Составить текст с отгадкой;

Соотнести метафорический образ с реальным;

Сочинить собственную загадку.

На уроке нужно использовать не только русские народных загадки, но и знакомить детей с загадками других народов России. К примеру: «Без нужды плачут, без радости хохочут» (мордовская народная загадка) или «Сильнее медведя, слабее самого себя» (мансийская народная загадка).

Ставя задачу приблизить ребенка «живому источнику народного языка», К.Д. Ушинский придавал большое педагогическое значение пословицам. Он отмечал их поэтичность, образность, специфику грамматического строения.

Пословица - сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом. Имеет ритмически организованную форму. Пословица учит народной мудрости, образности.

Основная работа с пословицами – это раскрытие их смысла, прямого и переносного. К примеру, мы разбираем с детьми смысл татарской народной пословицы «Алмаз остается алмазом, даже если бросить его в грязь». Ребята говорят: «Человек останется человеком, в какой бы трудной ситуации он не оказался».

К.Д. Ушинский предлагал следующую поэтапную работу с пословицей:

- Уяснить прямой смысл пословицы (Ненецкая народная пословица «Единство братьев крепче каменного утёса», дети объясняют так: единство делает нас сильнее, вместе можно справиться с любой бедой);

- Уяснить переносное значение;

- Соотнести пословицу с жизненными обстоятельствами из собственного опыта (или с худ. произведениями).

Такой порядок работы над пословицей обосновывает методическую рекомендацию –привлекать пословицы только на завершающие этапы урока (обобщение, перечитывание текста) и не использовать их при подготовке к восприятию произведения.

Поговорка - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни.

Учителю обязательно нужно объяснить младшим школьникам отличия пословицы от поговорки:

- Поговорка лишена обобщающе поучительного смысла;

- Поговорка не является законченным предложением.

А также их сходства:

- Меткое изречение;

- Возникли в народе;

- Устойчивы.

Младшие школьники на уроках литературного чтения знакомятся, как и с русскими народными поговорками, так и с поговорками других народов России. Яркими примерами могут послужить удмуртская народная поговорка «алой розой жить», мордовская поговорка «пересев хуже недосева», удмуртская поговорка «язык без узды», ненецкая поговорка «в детстве за кочи раскачивают». Изучая произведения устного народного творчества на уроках литературного чтения, дети параллельно могут отыскивать, собирать загадки, пословицы, поговорки, которые слышали, путешествуя по России на каникулах со своими близкими.

В закличках люди обращались к природе с призывами, просьбами и надеждами. Разговоры эти были ласковыми и приветливыми. К примеру, татарская народная песня-закличка:

Дождик-дождик, лей, лей,

Тёплых капель не жалей!

Будет травушка густа

И коровушка сыта,

А парного молока

Будет целая река!

При изучении этого жанра учителю стоит дать задание ученикам, чтобы они подумали, перед каким важным событием в жизни человека могли исполняться песни-заклички, когда они могли возникнуть и как назывались. Многие песни, можно использовать на фольклорных праздниках.

В конце изучения раздела «Устное народное творчество» можно провести обобщающие уроки, уроки-праздники, чтобы дети лучше запомнили, представили себе обряды, обычаи, верования народов России.

Чистоговорка - малый жанр фольклора, народнопоэтическая шутка, которая заключается в умышленном подборе слов трудных для правильной артикуляции. К примеру, русская чистоговорка: «От топота копыт пыль по полю летит».

Скороговорка - короткая фраза, искусственно осложнённая артикуляцией. Часто содержит аллитерацию и рифмы (жутко жуку жить на суку).

На уроках литературного чтения учитель может использовать исключительно русские чистоговорки и скороговорки, так как для изучения чистоговорок и скороговорок других народов России необходимо знание языка. Но если в классе есть ребёнок, к примеру, из Башкирии, то почему бы не предложить его познакомить одноклассников с малыми жанрами фольклора его народа.

Помимо общенациональных воспитательных начал важно формировать у обучающихся чувство привязанности к малой родине. Е.Н. Мартынова отметила, что в начальной школе уроки должны иметь краеведческую направленность. «Урокам данного типа придает подробное знакомство с биографией писателей-земляков и писателей, чья жизнь была связана с краем, с местностью, где родился или работал писатель. Полезны и задания исследовательского характера, предполагающие обращение учащихся к местным периодическим и справочным изданиям» [3].

Подводя итоги, сделаем вывод о том, что через устное народное творчество нашего многонационального государства ребёнок осваивает красоту, величие России, приобщается к её культуре, получает первые представления о ней. Именно на уроках изучения фольклора народов России дети начинают осознавать себя частью великого народа нашей державы.


Литература:

Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение, 2014. — 96 с.

Макарова О.В. Формирование образа дома у младших школьников //Начальная школа плюс до и после. – 2011. № 8. – С. 85-86.

Мартынова Е.Н. Литературное краеведение в начальной школе //Методическая вариативность как условие преемственности в обеспечении образовательных результатов по дисциплинам гуманитарного цикла (детский сад - школа - колледж - вуз): матер. междунар. науч.-практ. конф. – Ярославль, 2018. – С. 217-229.

Мельцаев Д.М. Проблемы литературоведения и фольклористики в научном наследии А.И. Маскаева: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Саранск, 2005. – 180 с.

Митина Г.В. Решение задачи гражданского воспитания младших школьников на уроках литературного чтения // Психология, педагогика, образование: актуальные и приоритетные направления исследований: сб. ст. международ. науч.-практ. конф. – Уфа, 2017. – С. 137-140.

Ушинский К. Д. Родное слово. Книга для детей и родителей / К. Д. Ушинский. – Новосибирск: Дет. лит., 1994. – 424 с.

Программы общеобразовательных учреждений. Литературное чтение Поурочно-тематическое планирование. 1– 4 классы / О.В. Кубасова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. – 416 с.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.