Материалы для уроков русского языка в 7 классе «Употребление наречий в речи»
Употребление наречий в речи
PPTX / 684.67 Кб
/data/files/f1637510438.pptx (Употребление наречий в речи)
Данетка
DOCX / 14.51 Кб
/data/files/r1637510460.docx (Данетка)
ЭТАЛОН
DOCX / 14.42 Кб
/data/files/t1637510479.docx (ЭТАЛОН)
дидакт. материал
DOCX / 11.97 Кб
/data/files/u1637510501.docx (дидакт. материал)
рабочий лист
DOCX / 11.43 Кб
/data/files/d1637510517.docx (рабочий лист)
текст
DOCX / 14.01 Кб
/data/files/m1637510534.docx (текст)Урок в русского языка 7 классе
ТЕМА: «УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРЕЧИЙ В РЕЧИ»
Цель урока: закрепить и систематизировать знания о наречии.
Предметные задачи:
создать условия для развития у учащихся умения:
- систематизировать знания о наречии;
- отличать наречия от других частей речи;
- правильно определять группы наречий;
- анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.
- осуществлять самоконтроль при списывании текстов посредством орфографического чтения.
Метапредметные задачи:
создать условия для развития у учащихся:
- интереса к учебному материалу;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- определять общую цель и пути её достижения;
- умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать;
- коммуникативных навыков (вести диалог с одноклассниками и учителем, стремление к координации различных позиций сотрудничества при работе в группах).
Формируемые УУД:
Личностные УУД:
формировать интерес к изучаемому материалу; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей.
Регулятивные УУД:
действовать в учебном сотрудничестве; контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом.
Познавательные УУД:
находить в содружестве с одноклассниками способы решения задачи; проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным критериям; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения.
Коммуникативные УУД:
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе; учитывать другое мнение.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для работы, рабочие листы.
УМК: Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. - Русский язык, 7 класс, 2019.
Ход урока
СЛАЙД Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. Н.В. Гоголь
Работа с эпиграфом
-Каким вы представляете себе человека, сказавшего так о русском слове? (Чуткий, внимательный к слову, искренне любящий русский язык, а значит, и свой народ.)
СЛАЙД
- Какое оно, русское слово?
(Замашисто, бойко, метко сказанное.)
-Определите, к какой части речи относятся эти слова. Докажите правильность ваших суждений.
(Первые два – краткие прилагательные, метко – наречие.)
-Какой может быть тема нашего урока?
СЛАЙД
МЕТКО – наречие, СКАЗАННОЕ – речь: УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРЕЧИЯ В РЕЧИ
Определение целей и задач урока
СЛАЙД
-На какие вопрос мы с вами сегодня будем искать ответы?
(Какова функция наречия в предложении? В текстах каких стилей используются наречия? Как изменяют наречия речь?)
СЛАЙД
Практическая групповая работа
-Я предлагаю вам провести небольшое исследование. Работать будем по рядам. Задание одно и то же для всех, но тексты будут разные. Ваша задача: прочитать текст, определить стиль речи, найти наречия, определить слова, к которым они относятся, определить разряд по значению.
Еще одна пара – индивидуальное задание (Роль наречия как средства связи) ПРИЛОЖЕНИЕ
СЛАЙД ПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ
Критерий оценивания:
найдено 6 наречий, верно указан их разряд по значению – 3 балла,
найдено 5 наречия, верно указан их разряд по значению – 2 балла,
найдено 4 наречия, верно указан их разряд по значению – 1 балл,
верно определены стиль и тип речи – еще 1 балл.
СЛАЙД Работа с лингвистическим текстом
-Что нового узнали из текста?
СЛАЙД Составление кластера-схемы
-Роль наречий: уточняют, конкретизируют, характеризуют действие – ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ, указывают на место, причину, время – ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННАЯ.
-Сделайте вывод – какую роль – ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННУЮ ИЛИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНУЮ – играют наречия в проанализированных текстах.
СЛАЙД
Индивидуальное задание
Наречие может выступать в роли средства связи предложений и частей текста.
СЛАЙД Дополнение кластера-схемы
Роль наречия: СРЕДСТВО СВЯЗИ предложений в тексте
Давайте проверим, как мы поняли этот материал.
СЛАЙД Самостоятельная работа
Определите, какую функцию выполняют наречия в следующих мимни-текстах.
1. Темное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный томительный и свежий запах – запах русской летней ночи. Не слышалось почти никакого шума. Одни огоньки тихонько потрескивали. (И.С.Тургенев)
2. Еще в младших классах наша команда облюбовала Долину для своих детских игр. Теперь, когда мы выросли и уже заканчивали школу, мы по привычке приходили сюда, если надо было о чем-то поговорить.
Да и вообще, это было наше место. Здесь всегда было прохладно и тихо. (Эмили Родда)
3. Рябина тоже весной цветет, но какие у нее цветы? Никто их не замечает. Зато осенью за каждым забором – рябиновые гроздья. Кисти сирени и рябины никогда не встречаются. Кто думает весною о рябине? Кто вспоминает осенью сирень? (Ю.Коваль)
СЛАЙД ПРОВЕРКА
1 – определительная,
2 – средство связи,
3 – обстоятельственная
Критерий оценивания:
Без ошибок – 2 балла.
Физкультминутка
Из-за парт все встали дружно – косточки размять вам нужно.
Руки к солнцу потянули, опустили и встряхнули. (2 раза)
Энергично повертелись… Круг рисуем головой….
А теперь за парты сели продолжаем наш урок.
Творческое списывание.
-Перед вами текст, в котором отсутствуют наречия.
Списать текст Б.Полевого, вставляя пропущенные наречия, графически объяснить постановку знаков препинания,
СЛАЙД Звезды св_ркали но небо на восток_ стало св_тлеть. Деревья выступали из тьмы и по в_ршинам их прош_лся такой сильный и свежий ветер что лес ожил зашумел.
СЛАЙД Звезды св_ркали но небо на восток_ стало св_тлеть. Деревья выступали из тьмы и по в_ршинам их прош_лся такой сильный и свежий ветер что лес ожил зашумел.
СЛАЙД Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало уже светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы, и по вершинам их вдруг прошелся такой сильный и свежий ветер, что лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно.
ПРОВЕРКА
-Какие наречия употребили вы? Сравните с авторским текстом.
-Что изменилось?
(настроение)
-За счет чего?
(наречия)
-Какую функцию выполняют наречия?
(определительную)
Критерий оценивания:
Знаки расставлены
Без ошибок – 3 балла
1 ошибка – 2 балла,
2 ошибки – 1 балл.
- Записать предложение, объяснить постановку знаков препинания, написание наречия.
Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной. (М.Горький)
Согласны ли вы с высказыванием М.Горького, почему? О какой роли наречий мы с вами сегодня еще узнали?
Наш урок подходит к концу. И для того, чтобы проверить, чему мы научились, я предлагаю вам тест «ДАНЕТКИ».
СЛАЙД
Тест «ДАНЕТКИ».
№ п/п | Вопросы | ДА | НЕТ |
1 | Наречия делают нашу речь выразительнее? | + | |
2 | Наречия могут относиться только к глаголу? | | + |
3 | Наречия не употребляются в текстах научного стиля? | | + |
4 | Наречия могут выступать в роли эпитета? | + | |
5 | Наречия могут иметь омонимичные слова? | + | |
6 | Наречия места, времени, причины, цели являются определительными? | | + |
7 | Наречия употребляются только в текстах художественного стиля? | | + |
8 | Наречия в предложении всегда является обстоятельством? | | + |
9 | Наречия образа действия, меры и степени – это обстоятельственные наречия? | | + |
10 | Наречия служат для связи предложений в тексте? | + | |
САМОПРОВЕРКА
СЛАЙД
Сложите ЦИФРЫ, обозначающие номера вопросов, на которые вы дали утвердительные ответы 1+4+5+10=20.
Разделите это число на количество утвердительных ответов (1+4+5+10):4=5
Какая оценка получилась у вас? Прибавьте ее к своим баллам.
Максимальное количество баллов – 14. Кто набрал столько баллов? У кого 13. Молодцы. Поставьте себе «5». набравшие 11 – 12баллов получают «4».
СЛАЙД
Домашнее задание – разного уровня сложности:
На «3» - упр. 258 (выписать в два столбика определительные и обстоятельственные наречия)
На «4» - упр. 259 (списать текст, вставляя подходящие по смыслу наречия)
На «5» - упр. 261 – (описать картину, используя наречия)
Рефлексия
-Оцените свою работу на уроке, используя наречия.
-А по моему мнению, вы работали ЗАМЕЧАТЕЛЬНО, а именно: ТВОРЧЕСКИ, ДРУЖНО, УВЛЕЧЕННО, ВЕСЕЛО, СПОКОЙНО, НАСТОЙЧИВО, УПОРНО…