Урок ИЗО в 5 классе: Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Фольклор в жизни

4
0
Материал опубликован 14 June 2022

Интегрированный урок ИЗО и музыки (5 класс)

Тема: Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Фольклор в жизни.

Тип урока: урок-обобщение знаний.

Форма урока: игра (посиделки)

Цель: обобщить знания учащихся о художественных промыслах (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Каргапольская игрушка), показать интонационное своеобразие русского фольклора, образцы песенной народной музыки 

Задачи:

Образовательные:

·  создать условия для обобщения знаний детей о художественных промыслах (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Каргапольская игрушка);

·  способствовать развитию и совершенствованию УУД росписи: Дымковской, Филимоновской, Каргапольской игрушки;

·  закрепить знание народного фольклора( песен, частушек, поговорок,) умение применять их в быту.

 Развивающие:  

·  способствовать развитию  интереса  к  декоративно – прикладному искусству, устному народному творчеству, развитию вокально-хоровых навыков, артистизма, эстетического вкуса, навыков коммуникативного общения и публичного выступления, творческой фантазии, укреплению  межпредметных связей (изобразительное искусство, музыка, литература)

Воспитательные:

·  способствовать воспитанию интереса к учебной деятельности,  интереса  и любви  к народному искусству; чувства гордости за русское наследие, любви к народным традициям;

·  воспитывать у детей дружеские взаимоотношенияколлективизм;

Педагогические технологии: игровая технология, групповая технология, информационно-коммуникативная, здоровье – сберегающие технологии.  

 Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический), метод обобщающих уроков.  

   Методические приемы: рассказ, беседа, дидактические игры, музыкальные игры.                                          

Оборудование:

Для учителя : музыкальное сопровождение, доска, выставочный стенд, интерактив, русские народные вышивки

Для учащихся: шаблоны игрушек народных промыслов, кисть, баночка, гуашь, карточки-подсказки.

Ход урока:

Оргмомент

Учитель ИЗО - Здравствуйте, дети, сегодня у нас необычный урок. У нас – посиделки. В старину в каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Собирались, чтобы себя показать и других посмотреть, переброситься шуткой, частушкой, посоперничать в потехах, забавах. На посиделки приходили как девушки, так и парни после трудового дня. Посиделки были праздником для крестьянских девушек и парней. Но не всегда родители отпускали. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. Да и отпустят, обязательно дадут работу: напрясть пряжи и связать кружево, вышить полотенца и пр. Юноши тоже не сидели без работы: плели лапти, вырезали и расписывали деревянную посуду, прялки, готовили упряжь для лошадей и многое другое. Вот и на наших посиделках мы сегодня будем и отдыхать, и работать, и петь.

Учитель музыки - Песни и обряды сопровождали русского человека всю жизнь - с рождения до смерти. Многие русские композиторы знали народные обряды, традиции и часто в своем творчестве обращались к русскому фольклору.

- Давайте вспомним, что такое фольклор? (ответы детей: песни, загадки, пословицы, поговорки, легенды, сказки)

- Какие известные вам композиторы писали музыку в народном стиле? ( ответы детей: И «Камаринская», «Русская песня», «Мужик играет на гармонике», С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами», «Вечер» и другие, « Кикимора»)


II.Постановка художественной задачи

Учитель ИЗО – А на посиделках у нас будут артели, где будут работать мастера по изготовлению одного из видов народных промыслов. Покажем наше мастерство нашим гостям и в конце урока лучшие товары подготовим к ярмарке. А каким видом промысла мы будем сегодня заниматься, вы определились сами.

- В начале нашего урока, давайте вспомним, с чем мы знакомились в этой четверти? Ответы детей: (ДПИ))

- А как вы понимаете «Декоративно-прикладное искусство?» Ответы детей: Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro - украшаю) —декоративное искусство, создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение (практическое значение)

Правильно, декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явление культуры. Понятие это очень широкое и глубокое. Широкое потому, что охватывает многие виды народного промысла - зодчество, музыку, танцы, фольклор, бытовое искусство. Глубокое потому, что живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни. Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Рождённое в среде земледельцев, скотоводов, охотников народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой законами обновления, проявлением её жизненных сил. Охватить всё необъятное море народного искусства в рамках урока невозможно, и поэтому мы остановились лишь на некоторых его видах, которое хорошо знакомо из наших уроков.

III. Актуализация знаний

Учитель ИЗО - А сейчас ребята посмотрите, что лежит у вас на столах. Ответы детей (шаблоны игрушек). А к какому виду относятся эти игрушки? Ответы детей (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Каргапольская игрушка). Правильно.

- А что вы знаете об этих игрушках? Ответы детей (каждый стол рассказывает о своей игрушке: дети рассказывают о промысле по цепочке).

- Молодцы, ребята, я вижу вы готовы выполнить каждый свою игрушку. Работу выполняем гуашью, соблюдаем технику безопасности. На столах у вас лежат маленькие подсказки (схемы росписи игрушек). Приступаем к работе.

IV. Практическая работа . Учащиеся выполняют практическую работу по мотивам народных промыслов Дымковской, Филимоновской, Каргапольской игрушки;


Учитель музыки – Да, не бывает скуки, коли заняты руки. Всякое уменье трудом дается.

А вы знаете пословицы и поговорки о труде? Давайте поиграем. Я называю начало пословицы, а вы продолжаете (ответы детей)

Пословицы о труде

Без дела жить – только небо коптить.

Берись за то, к чему ты годен.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Всякому молодцу работа к лицу.

Глаза страшатся, а руки делают.

Что можешь сделать сегодня – не откладывай на завтра.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.


Учитель музыки - Но недаром говорится: где труд, там и песня . Запевают мальчики, припев подхватывают девочки:


Во ку, во кузнице,
Во ку, во кузнице,
Во кузнице молодые кузнецы,
Во кузнице молодые кузнецы.

Они, они куют,
Они, они куют,
Они куют, приговаривают,
Молотками приколачивают.

Пойдём, пойдём, Дуня,
Пойдём, пойдём, Дуня,
Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок,
Сорвём, Дуня, лопушок, лопушок.

Сошьём, сошьём Дуне,
Сошьём, сошьём Дуне,
Сошьём Дуне сарафан, сарафан,
Сошьём Дуне сарафан, сарафан.

Носи, носи, Дуня,
Носи, носи, Дуня,
Носи, Дуня, не марай, не марай,
По праздничкам надевай, надевай.

V. Выставка творческих работ.

Учитель ИЗО –(Работы крепятся на доску, в приготовленные короба для ярмарки).  Итак ваша работа уже готова, и я приглашаю всех посмотреть на результаты нашего труда. Я думаю, каждый мастер может похвалить свою работу.

Учитель: Приглашаются мастера первой артели: Дымковской игрушки (Ребята выходят по артелям к доске и расхваливают свои работы)

Вот индюк нарядный

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока,

Всех нарядом удивил,

Крылья пышно распустил.

Посмотрите пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная – индюк.

За студёную водицей

Водоноска – молодица,

Как лебёдушка плывёт.

Вёдра красные несёт.

Учитель: Приглашаются мастера следующей артели: Филимоновской игрушки.


Ой, свистулечка какая:

Чтоб немного потрудиться  

И работой насладиться,

Выходила молодица

С коромыслом за водицей.

Пусть немного молодится

Белолица молодица,

Но нельзя не надивиться

На такую на девицу.

В Филимонове девицу

С соблюдением традиций

Создавала мастерица,

Будем ею мы гордится!

Утка полосатая!

Необычная, смешная

И чуть-чуть пузатая!

- Подожди минуточку!

Ты откуда, уточка?

Уточка свистит моя:

- Филимоновская я!


Учитель: Приглашаются мастера следующей артели: Каргапольской игрушки.


Ах, игрушки Каргополья,        

Как люблю смотреть на вас!

Развесёлое раздолье,

Ярких красок перепляс!

Вы как будто не из глины,

А из сказки созданы,

Из далёких лет былинных

Нам для радости даны.

Бережёт нас Берегиня,

Охраняет Конь-Полкан –

Самый сильный и поныне

Справедливый великан,

Ну, а если надо очень

Чтобы в жизни повезло –

Конь двуглавый днём и ночью

Различит добро и зло.

Дорогие тарарушки,

Вы несёте мир и свет!

Каргопольские игрушки,

Лучше вас на свете нет!


Учитель музыки - Эй, девчонки – хохотушки, затевайте–ка частушки! Запевайте поскорей, Чтоб порадовать гостей. (Дети поют частушки)


Я куплю себе свистульку

Буду трели выводить

Мастеров из славной “Дымки”

Никогда нам не забыть.

  В Твери делают игрушки

Сколько радости для глаз

Подрастают мастерицы

Может быть и среди нас.

.Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.


Каргопольская игрушка

Ей не налюбуешься

И в Париже и в Нью-Йорке

Наш Полкан красуется

Ты играй, моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай

Мастеров Руси великой

во весь голос прославляй.

Учитель музыки - Вот и подошли к концу наши посиделки…

Учитель ИЗО - Много прекрасных традиций было на Руси. Не забывайте их! Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое. Желаю вам быть, как наши предки, гостеприимными, хлебосольными! Пусть ваш дом будет радостным и уютным, и на сердце у каждого, вошедшего в него, будет тепло от этого.

Учитель ИЗО - 

Рефлексия Выразить своё настроение, используя карточки с изображением смайликов.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.