12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фролова Марина Геннадьевна1817
Россия, Самарская обл., село Ташелка
Материал размещён в группе «Дошкольники»
11

«Роль полифункциональности материалов развивающей предметно-пространственной среды в развитие детей с нарушение речи в группах комбинированной направленности»

«Роль полифункциональности материалов развивающей предметно-пространственной среды в развитие детей с нарушение речи в группах комбинированной направленности»

Фролова Марина Геннадьевна

Старший воспитатель

СПДС «Колосок» ГБОУ СОШ с. Ташелка

В соответствии с ФГОС ДО, педагогический коллектив нашего детского сада разработал основную образовательную программу ДОО, создал свою модель воспитательно - образовательного процесса, технологии, формы, методы работы с детьми, в том числе с ОВЗ. Безусловно, в этих условиях возрастает не только значение планирующей функции, обеспечивающей социально – коммуникативное, познавательное, художественно – эстетическое, физическое и речевое развитие детей с ОВЗ, но возрастают и требования к развивающей предметно – пространственной среде.

Учитывая, что развивающая предметно-пространственная среда – это система материальных объектов и средств деятельности ребёнка, функционально – моделирующая содержание развития его духовного и физического облика, она должна обеспечить реализацию различных образовательных программ, в том числе и в случае организации инклюзивного образования. В СПДС «Колосок» функцианируют две группы комбинированной направленности, это группа средне – старшего возраста (смешанная) и подготовительная к школе группа для детей с общим недоразвитием речи. Для современной логопедии проблема преодоления общего недоразвития речи третьего уровня у старших дошкольников относится к числу наиболее актуальных. У детей с общим недоразвитием речи третьего уровня отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур, нарушения общей, мелкой, артикуляционной моторики, просодических компонентов. В этих случаях коррекция речевого дефекта возможна и максимально эффективна лишь при использовании многоаспектного, комплексного подхода к его преодолению, и, конечно, при грамотном подходе организации развивающей предметно-пространственной среды, где дети самостоятельно, по своей инициативе, на фоне положительных эмоций закрепляют полученные речевые навыки и используют их в свободной речи.

В условиях введения ФГОС дошкольного образования педагогический коллектив нашей дошкольной организации в первую очередь поставил задачу: повысить уровень своей компетентности в разработке развивающей предметно-пространственной среды.

Помня о том, что развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и детского сада в целом, мы провели проблемно–ориентированный анализ предметно-пространственной среды нашей дошкольной образовательной организации и групп комбинированной направленности. Следует отметить, что дети с ОВЗ, посещающие группу комбинированной направленности, чувствуют себя в детском коллективе равными, так как есть возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, обеспечена двигательная активность, а также созданы условия для уединения (это специально оборудованные «уголки уединения», легкие, но достаточно прочные и устойчивые переносные ширмы и т.д.).

При разработке улучшения развивающей предметно-пространственной среды, мы постарались учесть все необходимые требования при её организации.

Это: а) насыщенность развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с возможностями детей и содержанием основной Образовательной программы и коррекционно -логопедической (необходимый инвентарь, игры, пособия, оборудование и т.д.); б) трансформируемость пространства (дети с большим увлечением и достаточно быстро меняют пространственную среду: «кораблик» ловко перемещается в нужное им место и отправляется в дальнее плавание, ширма закрывает «остров» от пиратов, а красивые кубики передвигаются в удобное для ребят место и строится именно там крепость);

в) вариативность пространства, которой соответствуют наши группы, то есть у ребёнка есть возможность использовать то пространство, которое ему на данный момент необходимо: есть место для игры, есть уголок за ширмой с занавеской и окном, есть «мастерская художника», уголок «речевичок» или книжный уголок «речевинка», студия «грамотеев» и т.п. Мы постоянно меняем игровой материал, выставляем новый, что стимулирует активность детей как познавательно-исследовательскую, так и игровую и двигательную, а это активирует и речевую деятельность. Безусловно, радует, что речевая активность детей с ОНР даёт хорошую динамику в развитии и закреплении необходимого речевого материала и повышает его качество (учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель и другие специалисты умело меняют материал так, чтобы ребёнок исподволь выбрал его по своей инициативе);

г) полифункциональность материалов развивающей предметно-пространственной среды и об этом хочется сказать немного подробнее Удивительно, насколько детям нравится использовать один и тот же предмет в разных игровых ситуациях: то он превращается в автомобиль, то становится троном, то используется в сюжетно-ролевой игре как кресло.

У нас в группе достаточно предметов полифункционального характера (кубики, лодочки, кушетки и т.п.), а так же предметов из природных материалов, например: пенёк или брёвнышко, чем дети с радостью пользуются.

Мы убеждены, что вопрос инновационного подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды, даёт хорошие результаты в организации интеграции образовательных областей, как социально-коммуникативного развития, познавательного развития, художественно-эстетического развития, области физического развития, так и речевого развития. Поэтому мы стараемся внести в предметно-пространственную среду что-то новое. Многие дидактические пособия в группах воспитатели делают сами, своими руками из подручного материала, дети так же принимают участие в изготовлении атрибутов. И особенно важно, если этот предмет, атрибут изготовили вместе с родителями воспитанников. Совсем недавно мы изготовили необычный « развивающий пуфик» - кубик на колёсах, совместно с родителями средне- старшей группы комбинированной направленности и до прихода детей поставили его в группу. Дети сразу заметили и оценили необычный предмет- «пуфик» и очень быстро его полюбили. Этот чудо – кубик многофункционален, он обладает прекрасными свойствами, которые так импонируют нашим детям: он легко перемещается с места на место, эстетично оформлен, есть крышка как у сундучка, ( значит можно что-то положить внутрь, перевезти), а ещё на него можно надеть чехол, да не простой, а «умный» (на чехле есть прозрачные кармашки, в которые дети на свой выбор могут вставлять различные картинки и буквы, которые находят там, где расположены уголки, такие как «речевичок», «почитай –ка» и др.) Этот кубик можно расположить в «Центре речевого развития», где размещается различный речевой материал и обновляется педагогом в зависимости от лексической темы.

В итоге, получаем удивительно стойкий результат в речевом развитии детей с ОВЗ: ребята самостоятельно закрепляют необходимый речевой материал, используют приобретённый речевой опыт в свободном общении.

Следует отметить, что важную роль играет доступность предметов, материала, игр, пособий и обеспечивает все основные виды детской активности, что немаловажно для детей с ОВЗ. Наш «пуфик», один из самых интересующих детей предметов в группе, но также как и другие предметы, игры, пособия соответствует требованию безопасности в обращении.

Таким образом, правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда даёт неоспоримые результаты в развитии и образовании всех детей, как с нормальным речевым развитием, так и детей с тяжёлой речевой патологией.


Литература


1. Приказ Минобразования Росси от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

2.Нищева Н.И. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда. М.,2014 г.

3. Гомзяк О.С. Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников. М., изд. «Гном и Д», 2010г.

4.Петровский В.А., Кларина Л.М. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении.//М.,2001г.

5. Пашкевич Т.Д., Петрусевич В.В. Профессиональная компетентность педагогов ДОУ.// М., №3, 2010, №3


Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (2)

Анисимова Лариса Ивановна, 13.04.20 в 09:09 2Ответить Пожаловаться
Хороший полезный материа.
Кияйкина Наталья Федоровна, 13.04.20 в 10:54 2Ответить Пожаловаться
Нужная информация! Благодарю, Марина Геннадьевна за подготовленный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.