12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Брагина Ольга Вячеславовна126
Педагог-психолог высшей квалификационной категории. Педагогический стаж 17 лет, в должности педагог-психолог 11 лет. Работаю в БОУ ВО "Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по слуху"
Россия, Вологодская обл., Грязовец
Материал размещён в группе «Педагоги-психологи»
2

Проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях. Анализ готовности воспитанников.

Брагина О.В.

Выступление на общешкольном родительском собрании

Проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях. Анализ готовности воспитанников.

Вопрос правильного выбора профессии имеет огромное значение для человека на его жизненном пути. Практика показывает, что каждый человек по-разному осуществляет трудовую деятельность; его профессиональная дееспособность зависит как от психических и физических возможностей организма, качеств личности, так и от обучения, воспитания, выбранной профессии и конкретных условий труда.

Профессиональное самоопределение детей с ограниченными возможностями здоровья становится проблемой не только для них самих, но и для их родных и близких, педагогов, особенно родителей, что порой значительно усложняет ситуацию.

Для того чтобы выпускник профессионального учебного заведения, имеющий ограничения здоровья, был успешен в жизни и конкурентоспособен, необходимо уже в раннем возрасте формировать профессиональную мотивацию.

Эффективность профориентации, зависит от правильной работы специалистов, в ходе которой учитывается не только нозология, но и возраст ребенка с ограниченными возможностями и формы взаимодействия с родителями, профессиональные предпочтения которых в отношении к ребенку не всегда сходятся с интересами самого ребенка.

Специалисты сходятся в том, что профориентационная подготовка является одним из важнейших средств интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Это сложная, многогранная работа. Ее следует начинать как можно раньше, как только положение человека позволяет думать о выборе профессии. Задача профориентации – установить наиболее подходящие для лиц с ограниченными возможностями здоровья виды работы и позволить им выполнять работу в соответствии с их знаниями и умениями.

В ходе профориентационной работы необходимо учитывать личные желания каждого человека и основываться на наиболее тщательной оценке профессиональных склонностей и, конечно же, медицинском диагнозе субъекта профессионального выбора. Особую актуальность имеют проблемы профессиональной ориентации подростков, имеющих ограниченные возможности здоровья, поскольку профессиональные намерения у значительной части школьников не соответствуют их способностям и возможностям.

Какие же проблемы в профессиональном самоопределения для наших детей существуют на сегодняшний день:

- узость выбора профессий из-за ограниченных возможностей.

Например, отметим, что существуют некоторые профессии, противопоказанные людям с нарушениями речи, обусловленные нарушением слуха:

1. Профессиональные связаны, в первую очередь, с недостаточно развитой функцией коммуникации, что не позволяет выстраивать развернутые монологи и диалоги.

Им противопоказаны все виды преподавательской деятельности;

профессии, требующие многочисленных и разнообразных социальных контактов;

профессии, предъявляющие повышенные требования к грамотной письменной речи (корректор, нотариус, социальный работник, секретарь, секретарь-референт, коммерческий агент, страховой агент, агент по продаже недвижимости и т.п.).

2. В связи с нарушениями пространственной ориентации лицам с тяжелыми нарушениями речи, особенно отягощенными нарушениями слухового восприятия, не рекомендуется ряд профессий, требующих сложной ориентировки и быстрого реагирования в пространстве (водительские профессии, регулировщик, диспетчер железнодорожных путей и авиалиний и т.п.).

3. При выраженных нарушениях речи также не рекомендованы профессии, связанные с необходимостью производить точные математические расчеты

- Немаловажной проблемой является и ограниченность профессиональных учебных заведений в области для нашей категории детей. Хотя некоторые колледжи и техникумы сейчас открывают двери для наших обучающихся. Поэтому не надо боятся, а надо пробовать поступать, учиться, социализироваться.

- Ну и самое главное, ради чего мы здесь работаем – трудоустройство выпускников. Это на сегодняшний день, я считаю, самая главная проблема!

В период школьного обучения для детей профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность, но и привносит элементы спокойствия в отношении школьника к своему будущему.

(Об этом более подробно расскажут следующие выступающие).

Без вас, родителей наша работа не будет столь эффективной. Чем же вы можете помочь своим детям? - Собственным примером показывать необходимость труда в жизни человека. Детям не нужны слова, детям нужно действие. Чаще привлекайте своих детей к разнообразному труду: по дому, на даче, у бабушки в деревне и т.п. Посещайте разнообразные мастер-классы, выезжайте на экскурсии, не ограждайте их от попыток что-то приготовить для вас на кухне или построить забор на даче и т.д.

Для обеспечения независимой и продуктивной жизни в социуме человека необходимо включить в целенаправленный процесс социализации, одним из важнейших институтов которого является система профессионального образования и профессиональной адаптации. Профессиональная ориентация детей решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу ее профессионального самоопределения. Правильное профессиональное определение человека имеет огромное значение как для него самого, так и для общества в целом.

Профессиональное самоопределение – это динамический процесс развития ценностей, способностей, интересов школьников на протяжении всего обучения в общеобразовательной школе. Оно является главным в старшем школьном возрасте, это процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности: кем стать, к какой социальной группе принадлежать и с кем работать.

​​​​​​​ Выбор профессии – важный этап в жизни каждого человека. Ведь не даром говорится: «Выбирая профессию, выбираешь судьбу». Поэтому выбор профессии весьма не простой процесс.

Опубликовано в группе «Педагоги-психологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.