Учебно-исследовательская деятельность «Развитие исторической личности в процессе социализации»

1
0
Материал опубликован 21 January 2022 в группе

Учебно-исследовательская деятельность

«Развитие исторической личности

в процессе социализации»


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА


Название проекта: «Развитие исторической личности в процессе социализации».

Цель – создание комплексной картины развития исторической личности.

Задачи проекта:

Выделение стадий формирования личности в процессе социализации;

Влияние агентов социализации на стадиях формирования (выделение доминантной адресной группы)

Формулирование итогового статусно-ролевого набора

Выявление ресоциализационных влияний

Составление вывода о соответствии имевшегося статуса исторической личности.

Тип проекта: учебный, межпредметный (история, обществознание), может быть как групповой, так и персональный.

Этапы разработки учебного проекта:

Подготовительный. В ходе данного этапа происходит погружение в тему, сбор материала о конкретной исторической личности, формируется представление о проектной схеме выполнения работы;

Конструкторский. Происходит организация деятельности – определяются роли участников проекта (сбор информации, обработка информации, создание портфолио проекта, вырабатывается совместный план действий).

Технологический. Выполняется исследование. Происходит оформление проекта.

В рамках урока предъявляется презентация проекта, происходит его защита.

Самоанализ и рефлексия.

Действия преподавателя и обучающихся в рамках проекта

Действия преподавателя

Действия обучающегося (ихся)

Первый этап:

предлагает историческую личность для анализа, объясняет смысл цели проекта, объясняет с какими понятиями необходимо работать.

Соглашаются с предложенной личностью или выбирают свою, собирают информацию по данной личности, размещают информацию по периодам жизни.

Второй этап:

в ходе реализации проекта координирует действия групп или отдельного обучающегося.

Вырабатывают групповые роли (кто, чем должен заниматься), распределяют информацию по определенной схеме (как предложенной, так возможно и собственной)

Третий этап:

координирует деятельность, в случаи необходимости разъясняет определенные сложности, возникающие при реализации проекта. Если работа осуществляется несколькими группами, создает условия для оценки проекта другой группы.

Работают с историческим материалом, создают схему (таблицу), показывающую, каким образом, происходила социализация исторической личности. Оформляют проект. В случаи рецензирования проекта другой группы вырабатывают критерии оценки.

Четвертый этап:

предоставляет время для показа презентации и защиты проекта.

Презентуют проект. Отвечают на вопросы группы-рецензента.

Пятый этап:

предоставляет время создателям проекта для составления короткого самоанализа.

Анализирует реализацию цели и задач своего проекта.


Терминологическо-понятийный словарь проекта:

Личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Социализация – процесс становления (формирования) личности.

Агенты социализации – общественные институты, оказывающие влияния на становление личности.

Статусно-ролевой набор личности – позиции индивида в социальной системе и возникающие в связи с этим ожидания определенного поведения.

Ресоциализация – развитие личностных качеств в процессе новых жизненных обстоятельств или восстановление определенных утерянных личностных ориентиров.

Исторические термины, которые будут применяться в исследовании (термины зависят от эпохи и конкретной личности).

Рекомендации к проекту:

Создать поэтапный план развития личности

Определиться с влиянием тех или иных агентов социализации

При исторической оценке поступков и действий, соотносить их с требованиями эпохи (в разные исторические эпохи оценки поступков могут различаться)

При определении соответствия личности занимаемому статусу учитывать историческую конъюнктуру и оценки, существующие в литературе.

Пример реализации проекта –

«Михаил Романов – становление и развитие личности»

Первый этап – детство от рождения до воцарения на престол

Годы

Основные исторические события

Агенты социализации

Формирующиеся качества

Статусно-ролевой набор

1596-1600

Отец Михаила Федор пострижен в монахи Борисом Годуновым

Отец- Федор (Филарет) Романов, мать – Ксения Романова

Отмечают – спокойствие, чинность, желание больше слушать, чем делать, покорность.

Боярский сын, соответствует предписанному статусу

1600 - 1605

Отец стал Ростовским митрополитом

Тетка Марфа Черкасская

Боялся перечить, так как родители в опале – покорность. Попал под лошадь из-за этого хромота – определенный комплекс неполноценности.

Сын ссыльного боярина – судьба неопределенна

1605-1612

Польский плен, Филарет в плену, Михаил тоже

Мать теперь инокиня Марфа

Боязливость, стремление уйти от реальности, учился плохо, малограмотен.

По-прежнему боярский сын с неопределенным будущим

1612-1613

Москва освобождена от поляков, поездка в Ипатьевский монастырь, воцарение на престол

Мать инокиня Марфа, послы Земского собора (бояре Салтыковы и казаки)

Личностные качества практически не развиваются, пугает возможность делать выбор, несамостоятельность.

Сын патриарха (должен показывать образец благочиния), молодой царь (явное несоответствие поставленным задачам).


Второй этап – молодость от воцарения на престол

до свадьбы с Евдокией Стрешневой

Годы

Основные исторические события

Агенты социализации

Формирующиеся и ресоциализированные качества

Статусно-ролевой набор

1613-1619

Заключен мир со Швецией, с Речью Посполитой, отбито нападение поляков на Москву

Мать, члены семьи Салтыковых

Вырабатывает способность принимать решения, по-прежнему несамостоятелен, строптивость при выборе невесты, не одобряет выбор матери. Послушность воле родственников (вокруг Салтыковы).

Царь – не соответствует в полной мере. Новая роль –жених, конфликт с матерью.

1619-1626

Возвращение из плена Филарета. Свадьба сначала с Марией Долгорукой, после её смерти с Евдокией Стрешневой

Отец – патриарх Филарет

По-прежнему не может быть самостоятелен. Теперь все решения принимает отец. Прогрессирует болезнь ног, иногда носят на руках.

Теперь муж и отец (выжило 4 детей из 10). Отмечают бережное отношение к семье. Главному статусу – царскому соответствует только внешне и то, пока не болеет.

1626-1633

Смоленская война. Смерть патриарха Филарета.

Отец – патриарх Филарет

Личностные качества практически неизменны. Отмечают сильную меланхолию, вызванную видимо потерей близких людей: отца и матери (умерла в 1631 г.).

Статусно-ролевой набор неизменен.


​​​​​​​ Третий этап зрелость с 1633 по 1645 года.

Годы

Основные исторические события

Агенты социализации

Формирующиеся и ресоциализированные качества

Статусно-ролевой набор

1633-1644

Взятие Азова казаками, сватовство датского принца Вольдемара к дочери царя

Боярская дума и ближние бояре, особенно Морозов

Проявляет самостоятельность в принятии решений, настоял на переходе Вольдемара в православие (тот не согласился).

Неизменен, но необходимость принимать решения без совета родных.

1644-1645

Болезнь царя

Неизменны

-

-


В заключении, вот что говорит автор Псковского сказания: “Был царь молод, но был добр, тих, кроток, смирен и благоуветлив, всех любил, всех миловал и щедрил, во: всем был подобен прежнему благоверному царю и дяде своему Федору Ивановичу”.

К этому можно добавить и мнение С. М. Соловьева: “Наконец, должно заметить, что личность царя Михаила как нельзя более способствовала укреплению его власти: мягкость, доброта и чистота этого государя производила на народ самое выгодное для верховной власти впечатление”.

В процессе рефлексии и анализа проекта необходимо ответить на следующие вопросы:

Насколько выполнена цель проекта

Насколько реализованы задачи проекта

С какими трудностями пришлось столкнуться при реализации проекта

Как данный проект может помочь при изучении истории и обществознания.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации