Педагогический совет «Социализация обучающихся. Роль школы на каждом этапе становления личности ребёнка»
Педагогический совет
«Социализация обучающихся.
Роль школы на каждом этапе становления личности ребёнка»
Сидоркина Ирина Владимировна – заместитель директора по УВР
ГБОУ Республики Марий Эл «Русскошойская школа-интернат»
Цель: Способствование формированию теоретических представлений педагогов о возможностях и условиях использования системного подхода в социализации обучающихся;
Задачи:
Обсуждение актуальных школьных проблем социальной адаптации школьников, обмен мнениями;
Вовлечение участников педсовета в активную продуктивную деятельность, сотрудничество.
Участники: администрация, педагоги школы-интерната.
Форма проведения: «Мозговой штурм», работа в группах.
Ход проведения педсовета
Притча «Прораб»
«Жил-был прораб. Всю жизнь он строил дома, но стал стар и решил уйти на пенсию.
- Я увольняюсь, – сказал он работодателю. – Ухожу на пенсию. Буду со старухой внуков нянчить.
Хозяину было жалко расставаться с этим человеком, и он попросил его:
- Слушай, а давай так – построй последний дом, и проводим тебя на пенсию с хорошей премией.
Прораб согласился. Согласно новому проекту ему надо было построить дом для маленькой семьи, и началось: согласования, поиски материалов, проверки...
Прораб торопился, потому что уже видел себя на пенсии. Чего-то не доделывал, что-то упрощал, покупал дешевые материалы, так как их можно было быстрее доставить... Он чувствовал, что делает не лучшую свою работу, но оправдывал себя тем, что это конец его карьеры. По завершении стройки, он вызвал хозяина.
Тот осмотрел дом и сказал:
– Знаешь, а ведь это твой дом! Вот возьми ключи и вселяйся. Все документы уже оформлены. Это тебе подарок от фирмы за долголетнюю работу.
Что испытал прораб, было известно только ему одному! Он стоял красный от стыда, а все вокруг хлопали в ладоши, поздравляли его с новосельем и думали, что он краснеет от застенчивости, а он краснел от стыда за собственную небрежность. Он осознавал, что все ошибки и недочёты стали теперь его проблемами, а все вокруг думали, что он смущен дорогим подарком. И теперь он должен был жить в том единственном доме, который построил плохо...
Вывод: так в чем же мораль? Действительно, мы все – прорабы. Мы строим наши жизни. Уже сегодня мы строим дом, в который вселимся завтра.
Сегодня мы проводим педсовет по теме: «Социализация обучающихся. Роль школы на каждом этапе становления личности ребёнка».
Добрая школа – это хорошо,
умная школа – это великолепно,
но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни.
Д. Дьюи
Проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является одной из важнейших для любого общества. Концепция модернизации российского образования определяет одной из приоритетных задач школы – обеспечение успешной социализации ребенка.
Сегодня выпускник должен быть социально защищенным, нравственно стойким, социально закаленным, против всякого рода соблазна, имеющего знания на уровне современной науки и техники, физически и психически здоров, а главное, иметь социальный опыт самостоятельного принятия решений, выбора поведения, профессии, партнеров, ценностей и т.д.
В настоящее время положение детей и подростков тревожно: самоустранение родителей от воспитания, сиротство, бродяжничество, проблема трудоустройства, распространение детского алкоголизма, наркомании, преступности…
Стало очевидным, что решить возникшую проблему мы можем только в объединении усилий семьи, школы и общественных организаций. И главным социальным институтом для ребенка в этом трио является школа: школьные традиции, нетрадиционные формы проведения уроков, классные и общешкольные мероприятия, коллективная творческая деятельность различных школьных и классных объединений, кружков и секций, общественная жизнь школы и ее сотрудничество с различными районными объединениями и организациями. Это дает возможность каждому ребенку, подростку проявить себя в полной мере, самоопределиться в выборе жизненной траектории, самоутвердиться.
Основная часть. Форма работы групповая.
Социальная адаптация – процесс активного приспособления к условиям социальной среды путем усвоения ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы.
Для повышения качества социальной адаптации детей с у/о необходимо создание в школе-интернате адаптивной среды – это проектируемая и создаваемая субъектами образования (педагогами, обучающимися, их родителями и т.д.) область их совместной деятельности, где между ними и образовательными системами начинают выстраиваться определенные связи и отношения, обеспечивающие реализацию личных и социальных целей образования и развитие коммуникативных навыков.
Таким образом, социальная адаптация у/о обучающихся в нашей школе-интернате заключается в формировании готовности к самостоятельной жизни и деятельности, которая в свою очередь состоит из:
- социальной готовности
- трудовой готовности
- морально-волевой готовности
- физической готовности
«Устами младенца» (раскрытие понятия «Социализация»)
Это такое очень важное человеческое приспособление, для того, чтобы жить в мире с другими людьми.
Это начинается в человеке с рождения и заканчивается тогда, когда мы становимся взрослыми, ну… лет так в 18-19.
В процессе этого мы становимся личностью и приобретаем знания, умения и навыки, необходимые для жизни в обществе.
Действительно, социализация протекает на протяжении всей жизни человека, но более интенсивно в детстве и юности. И школа - главное место, где формируются жизненные (т. е. социальные) компетенции ребенка.
Главная цель педагогического коллектива и каждого педагога - вывести ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать инструментарием саморазвития.
Педагог как садовник. Он не в силах изменить породу дерева, но он может и должен улучшать плоды своего сада.
Основной целью специального образования школы 8 вида является подготовка обучающихся к самостоятельной жизни в обществе. Достижение этой цели обеспечивается всей системой коррекционной учебно-воспитательной работы в школе, направленной на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности умственно отсталых детей, формирование и восстановление социального статуса путем реабилитационных мер.
Всему, чему обычный ребенок учится в семье, ученика нашей школы приходится долго и упорно обучать. Такие дети нуждаются в особом подходе и особой организации обучения и воспитания.
Социализация – важнейшая и первостепенная задача такого обучения. Л.С.Выготский говорил о том, что социальное воспитание у/о ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания.
Современная педагогика под социализацией личности понимает процесс взаимодействия человека и общества, развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающей усвоение социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.
Этот процесс происходит как в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, так и в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит.
Социализация происходит в микросоциуме (семья) и в макросоциуме (общество). Педагоги, работающие с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, сталкиваются с целым рядом трудностей. Ребенку с интеллектуальными нарушениями очень трудно усвоить именно социальный и культурный опыт, выработанный обществом. Главную задачу педагога-дефектолога Л.С.Выготский видел в том, чтобы «вправить» ребенка в окружающую среду, то есть помочь включиться в жизнь общества, занять в нем свое место.
Одним из важнейших средств, способствующих социальной адаптации детей, является процесс формирования целой совокупности принципов, убеждений, взглядов, определяющих отношение личности к действительности. Учитывая особенности интеллектуального развития воспитанников, следует отметить, что именно формирование сознания у/о ребенка наиболее затруднено и наименее поддается коррекции. Ребенку трудно освоить сложный окружающий мир во всей его полноте, многообразии и сложности отношений в мире природы и человеческом обществе. Осложняется процесс социализации детей с интеллектуальными нарушениями и трудностями в обществе. у/о ребенок. Вступая в различные социальные контакты, чаще всего терпит неудачу. Слабо формируется умение пользоваться средствами речевого этикета, принятого в обществе.
Как показал анализ научно-методической литературы (М.Л.Баранова. А.А.Дмитриев и др.), одним из эффективных подходов к социальному воспитанию обучающихся является создание в образовательном учреждении условий и средств, позволяющих обеспечивать их успешную социализацию и интеграцию в общество.
Основными мотивами деятельности подростка является желание занять свое место в мире взрослых, утвердиться в коллективе сверстников, быть уверенным в своей компании и т.д. как свидетельствует опыт, большое значение для этого возраста приобретает молодежная культура, под которой подразумевается «торопливое подражание подростка взрослому». Они мгновенно реагируют на все новое, но стремятся создать свое социальное пространство, в котором он будет самим собой. Пространство это очень разнообразно, так как сами подростки тоже очень отличаются между собой. Объединяет их лишь одно – ярко выраженное стремление к самостоятельности.
Социализация и интеграция детей с ОВЗ, представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики. Значимость проблемы обусловлена тем, что выпускники специальных (коррекционных) школ испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе. Длительное проживание в интернате обучающихся с ОВЗ затрудняет формирование у них необходимых для эффективного функционирования в социуме навыков. Также причины затруднений социализации выпускников специальных школ-интернатов связаны с тем, что их познавательные возможности в сравнении с нормально развивающимися сверстниками не создают прочной основы для усвоения необходимого спектра социальных, общественных и других форм жизни. Играет роль и относительно меньшие возможности общения с окружающим миром данной категории.
Перечисленные проблемы у/о ребенка, препятствующие успешной социализации, очевидны, но работу в этом направлении необходимо продолжать, изыскивая по выражению Л.С.Выготского «обходные пути», чтобы помочь ребенку с проблемами в интеллектуальном развитии приспособиться к окружающему миру.
Учитывая вышеперечисленные проблемы, резонно предположить, что правильно организованная учебно-воспитательная работа будет способствовать максимально возможной социальной адаптации ребенка.
«Главный принцип в работе с такими детьми – это воспитывающий характер обучения. В ходе учебного процесса детей приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, воспитать хорошие привычки. Культурное поведение.
Работа по социализации обучающихся не ограничивается рамками уроков, а продолжается на классных часах, воспитательных занятиях.
Что ожидают от процесса социализации учащиеся, родители и педагоги.
В каждой группе продолжите выражения:
Мы, как родители (2-3 классы)- …..
Мы, как педагоги (6-8 классы)- …..
Я, как ученик (9 класс) - ……
(Представители групп зачитывают высказывания)
- Начнем с родителей, ведь именно с семьи начинается воспитание личности.
- Важный фактор в социализации личности школьника играет учитель.
- А теперь ученик?
Вывод: Мы сейчас увидели наш достижимый идеал. Все мы хотим видеть ученика знающего, умеющего, т.е. социально зрелого. А как же реально сегодня обстоит дело с формированием социальной зрелости у ребят нашей школы-интерната, можно увидеть на следующей диаграмме.
Данная диаграмма свидетельствует о хорошей степени социализированности обучающихся.
Подводя итог нашего педсовета можно сделать следующие выводы:
Работа по социальной адаптации и социализации школьников предстоит немалая, и мы, осуществляя постоянное воспитывающее воздействие на наших подопечных, должны не просто соблюдать принцип «Не навреди!», но и ставить перед собой вопрос «Какой продукт я получу в результате?»
В работу с классными коллективами, необходимо активно внедрять новые формы и методы работы с детьми и подростками в соответствии с возрастными особенностями и их темпераментом, что будет способствовать социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.
Направления социализации в нашей школе
Формы внеурочной работы
Культура здорового образа жизни
Занятия в спортивных секциях, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах организация и проведение физкультурных минуток на уроках, занятиях, спортивные соревнования.
Культура здорового образа жизни человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде. Система учебно-воспитательной работы направлена на создание культуры ЗОЖ, которая в результате целенаправленной работы должна перейти во внутреннюю культуру обучающихся. Обучающиеся должны не только узнать и научиться правилам здорового образа жизни, но и захотеть быть здоровым. Кроме того, у обучающихся должна быть сформирована целая система понятий, взглядов, убеждений и умений, из которых будут складываться привычки и его ежедневное поведение.
Необходимо отметить, что данное направление пересекается с задачами коррекционной педагогики – социализация и адаптация выпускников интернатных учреждений. В процессе реализации данного направления, происходит развитие умения взаимодействовать с окружающими людьми, формирование позиции гражданина, а также вовлечение в деятельность позитивной направленности. Все это впоследствии поможет обучающимся в будущем найти свое место во взрослой жизни.
Культура учебной и трудовой деятельности
Викторины, познавательные игры, беседы, детские исследовательские проекты, интеллектуальные марафоны.
Культура поведения (Семья. Толерантность.)
Участие в общешкольных мероприятиях, чтение и обсуждение книг, демонстрация фильмов с последующим обсуждением, встречи с интересными людьми, представителями иных культур, посещение музеев, театров, выставок, беседы, классные часы, различные акции, родительские собрания.
Само название этого направления заключает в себе его направленность – социально-бытовую ориентировку обучающихся, практическую подготовку их к самостоятельной жизни. Это предполагает формирование у обучающихся необходимых для этого знаний и умений.
Доказано, что успех социализации и интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности выпускника, от способности самостоятельно организовать свой быт.
Культура экологическая
Трудовые десанты, субботники, экскурсии, тематические беседы, экологические акции, проекты.
Социализация и адаптация обучающихся с ОВЗ невозможна без трудовой подготовки. В школе-интернате сложилась определенная система трудового воспитания, которая включает трудовое обучение. общественно-полезный труд.
Формирование мотивов трудовой деятельности – важнейшая функция школы-интерната. Основной мотив труда, который формируют педагоги образовательного учреждения – осознание обучающимися необходимости трудиться. Проводят разъяснительную работу, что каждый человек должен работать ради жизненных благ, которые можно получить трудясь.
Как показала практика, трудовая подготовка в специальных (коррекционных) школах – содержит в себе существенные коррекционные возможности. Установлено, что труд является эффективным средством коррекции психики.
Культура эстетическая (Красота)
Выставки детских поделок, творческие конкурсы и фестивали, спектакли, экскурсии, посещение музеев, театров, выставочных залов, создание творческих проектов, занятия в кружках.
Культура гражданская
Экскурсии в музей, встречи с ветеранами, тематические праздники, концерты, помощь в благоустройстве школьной территории.
Культура духовно-нравственная и эстетическая
Акции помощи (людям, памятникам природы), подготовка театральных постановок, праздников для определённой аудитории: младшие школьники, ветераны, люди с ограниченными возможностями и т.п.
Древнегреческая мудрость гласит: «Учитель не для школы, а для жизни».
Что означает «учить для жизни»? Думается, что это учить получать наслаждение, духовное удовлетворение от того, что узнал и хочешь знать. Это чувство глубокого духовного удовлетворения от занятия любым трудом, наукой, чтением. Если мы научим детей понимать это, то они почувствуют гордость за себя, за свою культуру, за свой народ, будет социально значимыми для своего общества.
Решение педсовета:
Признать работу школы-интерната по социальной адаптации и социализации школьников удовлетворительной.
Классным руководителям, воспитателям продолжить работу по введению в планы воспитательной работы с классом мероприятия, направленные на социализацию учащихся.
Продолжить работу по изучению уровня социализированности школьников.
В 2019-2020 учебном году изучить опыт педагогов по использованию наиболее эффективных приёмов и методов, способствующих социализации школьников.