Статья «Роль регистрации авторства в педагогической деятельности в рамках личного опыта парикмахерской сферы»
РОЛЬ РЕГИСТРАЦИИ АВТОРСТВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ЛИЧНОГО ОПЫТА ПАРИКМАХЕРСКОЙ СФЕРЫ
Хрущёва И.Ф.,
Стерякова О.Г.
педагог дополнительного образования
г. Новокузнецк
Задумывались ли вы о том, что весь наработанный педагогический материал является лично вашим и только вы имеете авторское право, чтобы его применить, переделать, отдать на пользование другим и тд. Если говорить обо мне, то я не задумывалась об этом. На момент, когда была создана достаточно крупная эмпирическая работа, требующая её описания и структурирования, вот в этот самый момент мне подсказал грамотный человек, что нужно заботиться о сохранности своего материала. Ведь материал – как ребёнок, за которым нужно ухаживать, охранять, развивать. Нужно ли сохранять своё имя за собой, чтобы не растерять материал, который является авторским. Если посторонние люди поймут, что вы не заботитесь о своём «ребёнке», у вас просто помаленьку растащат в разные стороны ваши долголетние интеллектуальные труды и идеи. И будет большой наивностью полагать, что кто-то замолвит о вас слово, что автор это именно вы. Поэтому начинайте охранять ваш труд самостоятельно.
На мой взгляд, понятия «авторство» и «авторское право» имеют существенные отличия и сходства. Под термином «авторство» в педагогической деятельности мною подразумевается личные педагогические наработки: методические разработки, конспект-планы, дидактический наглядный материал - каталоги с причёсками, тематические статьи, сборники в формате журнала с рубриками, учебное пособие, дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, биография мастера-педагога. Это тот труд, который вычленен из повседневной педагогической деятельности и профессионального труда, как квалифицированного специалиста. Такой восьмилетний труд был наработан мною к 2017 году. Материал был сырой и бесформенный. Бóльшая часть материала ещё находилась в голове, и не была перенесён из головы на бумагу. Так начался путь формирования рукописей.
После появления первых трёх журналов по парикмахерской деятельности и методических набросок по обучению, нами было решено обратиться к патентоведу за консультацией о сохранении имени за собственным материалом. С данным специалистом удовлетворить нашу заявку не удалось. Началась самостоятельная охрана интеллектуального труда. Таким образом, передо мной открылись двери в новый мир юриспруденции, где впервые зазвучал термин «интеллектуальная собственность».
На протяжении трёх лет с 2017-2020гг весь труд был переработан для придания ему соответствующей формы. Нами разграничились данные форматы (книга, журнал, статья, каталог, программа) и информация распределилась по ним равномерно пересекаясь, но не повторяясь дословно. Все форматы интеллектуального труда были объединены тематикой о парикмахерском искусстве. Целью распределения материала было заключить его в отдельные блоки. Каждый блок соответствовал своей предназначенной аудитории. Первая аудитория – клиенты по парикмахерскому искусству. Вторая аудитория – ученики по парикмахерскому искусству. Поэтому нераспределённый материал мастера-педагога, во-первых, был бы не актуален и не интересен людям из несоответствующих аудиторий, а во-вторых, такой материал не структурирован, не имеет содержания, лаконичных законченных идей и выводов. Он не готов к прочтению и усвоению читателем. Чтобы рукописи превратить в оформленные произведения, нами были применены стандарты оформления по методическим руководствам.
Приведём несколько примеров отличий одного формата от другого. Книга с биографическим написанием имеет отличие от других форматов тем, что содержит оглавление, главы содержат подглавы, аудитория читателей составляет людей, интересующихся самим автором как личностью и его трудовыми способностями. Журнал имеет в структуре рубрики развлекательного характера и статьями с личным опытом достижения результата, интервью с клиентами и красивые фотографии с их различных поездок. Методическая разработка мастер-класса – это локальный документ педагога. В неё собран материал для передачи знаний ученику. Это совокупность материала- опора для проведения занятий. Учебное пособие имеет особое отличие, в нём по мимо логично изложенного материала для обучения, присутствуют контрольные вопросы для самопроверки. Каталог – подборка лучших фотографий с причёсками, сгруппированными по тематике в дизайнерском оформлении.
Мастер-педагог, имеющий большой профессиональный стаж, грамотно оформивший свой интеллектуальный и эмпирический труд, может считать в совокупности всё имеющееся авторством. Отсюда вытекают новые понятия, такие как авторская статья, авторский каталог, авторский журнал, авторская обучающая программа и тд. Опытные педагоги создают уникальный педагогический материал, который можно зарегистрировать, с целью сохранить своё имя за собственными наработками. Роль регистрации авторства на материал мастера-педагога заключается в том, что вы показываете заботу о своём интеллектуальном труде. Вы показываете публично, что то, что принадлежит вам, вы это просто так не отдадите. И если кто-то попытается без вашего разрешения и ведома позаимствовать ваш материал в своих интересах для решения личных целей, то он столкнётся с нарушением закона, а точнее с нарушением ваших авторских прав.
ЛИТЕРАТУРА:
1) А.А. Потапова Право интеллектуальной собственности самое важное Изд-во «РГ-Пресс» 129110, г. Москва.
2) Федеральное государственное унитарное предприятие «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)» филиал «Российская книжная палата» Международный стандартный книжный номер (ISBN) пособие для издателей г. Москва 2019г.
3)Интернет-ресурс https://legal-support.ru/services/spory/avtorskoe-pravo/