Статья на тему «Конфликты в педагогической деятельности»
Б. А. Холмуминова утверждает, что «ни один педагогический коллектив, ни одна школа, ни один педагог не может с полной уверенностью утверждать, что кто-либо, или сам процесс защищён от конфликтов на почве столкновения образовательных интересов сторон». Данные слова подчёркивают актуальность изучения и поисков урегулирования и разрешения конфликтов в педагогическом процессе, поскольку они являются причиной разрушения оптимальных отношений между участниками образовательного процесса. Общеизвестным фактом является неизбежность возникновения разного рода противоречий, поэтому истинный педагог должен обладать умениями конструктивного разрешения противоречий во избежание конфликта. В том случае, если конфликт неизбежен, необходимо подобрать верный способ для его устранения. [1]
Одной из разновидностей конфликта является педагогический конфликт, в котором участвуют субъекты педагогического процесса. С. В. Баныкина считает, что, педагогический конфликт – это «возникающая в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников образовательного процесса форма проявления обострившихся субъект-субъектных противоречий, создающих отрицательный эмоциональный фон общения, предполагающая перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин». Данный вид конфликтов протекает в сфере образования. Всесторонним изучением педагогических конфликтов занимается особая отрасль конфликтологии, именуемая педагогической конфликтологией. Она выявляет закономерности появления, развития и завершения педагогических конфликтов, разработкой и применением эффективных способов их разрешения. [2]
Педагогические конфликты выполняют конструктивные и деструктивные функции. Конструктивные функции конфликта заключается в том, что происходит развитие личности, её совершенствование, формирование умения приспосабливаться к изменяющимся условиям, выявление мнения и убеждений каждого из оппонентов. Деструктивное воздействие проявляется в создании напряжённого климата, в снижении результативности деятельности, в возникновении стрессовых ситуаций. В некоторых случаях такого рода конфликты приводят к плачевным последствиям. [3]
Их классифицируют по разнообразным критериям. По типу воздействия выделяют две группы: конструктивные и деструктивные. Педагогические, как и другие конфликты, по временным параметрам подразделяются на кратковременные, быстротечные и длительные. По направленности можно выделить вертикальные и горизонтальные. Горизонтальные возникают между представителями, имеющими одинаковый статус в обществе, например, конфликт между учениками. Вертикальные, наоборот, наблюдаются среди индивидов, социальные положения которых отличаются, например, конфликт между учеником и учителем. [4]
Конфликты между учениками начальной школы происходят довольно часто. Они выступают в качестве способа социализации, проявления индивидуальности. Предпосылками конфликтных ситуаций в большинстве случаев выступают такие личностные качества, как озлобленность, жестокость, отсутствие терпения, поскольку дети в таком возрасте не осознают собственные поступки. Конфликты между учеником и учителем – это конфликты между индивидами, имеющими различия в социальных статусах. В. И. Журавлёв выделил со стороны учителя причины, провоцирующие конфликты: дидактические, связанные с приёмами восстановления дисциплины в классе; этические, характеризующиеся проявлением грубости учителя в случае отсутствия результатов образовательного процесса; запредельно-этические (рукоприкладство, словесное оскорбление). Разногласия в моделях воспитания и обучения младших школьников становятся причинами конфликтов между учителями и родителями. [5]
Эффективное управление педагогическими конфликтами представляет собой целенаправленное воздействие на процесс столкновения противоположных интересов, обеспечивающее решение общественно важных задач. Процесс педагогического управления конфликтами включает в себя прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение конфликтов. Каждый из оппонентов может выбрать подходящий стиль поведения: конкуренции, компромисса, уклонения, сотрудничества Результативным и часто используемым способом разрешения конфликтов является компромисс. И. А. Ершова и М. В. Клименских подтверждают, что «позитивно заряженной и педагогически подкрепленной стратегией разрешения конфликта является компромисс». В настоящее время широко используется служба медиация. [6]
Список используемой литературы
1. Клименских М. В. Педагогические конфликты в школе / И. А. Ершова – Екатеринбург: Урал, 2015. — 76 с.
2. Курочкина И. А. Педагогическая конфликтология: Учебное пособие / О. Н. Шахматова – Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. – 229 с.
3. Филатова В. С. Проблема педагогических конфликтов, возникающих между учителем и родителями учеников / А. С. Камынина, Е. И. Пикалова // Сборник статей Международной научно - практической конференции «Научные механизмы решения проблем инновационного развития» (Уфа, 1 апреля, 2017 г.) / Уфа: «Аэтерна», 2017. – 221 с.
4. Холмуминова Б. А. Причины и некоторые особенности педагогических конфликтов / Б. А. Холмуминова // Молодой учёный. — 2016. — №10. — 1312-1314 с.
[1] Холмуминова Б. А. Причины и некоторые особенности педагогических конфликтов / Б. А. Холмуминова // Молодой ученый. — 2016. — №10. — 1312-1314 с.
[2] Курочкина И. А. Педагогическая конфликтология: Учебное пособие / О. Н. Шахматова – Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. – 229 с.
[3] Клименских М. В. Педагогические конфликты в школе / И. А. Ершова – Екатеринбург: Урал, 2015. — 76 с.
[4] Курочкина И. А. Педагогическая конфликтология: Учебное пособие / О. Н. Шахматова – Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. – 229 с.
[5] Филатова В. С. Проблема педагогических конфликтов, возникающих между учителем и родителями учеников / А. С. Камынина, Е. И. Пикалова // Сборник статей Международной научно - практической конференции «Научные механизмы решения проблем инновационного развития» (Уфа, 1 апреля, 2017 г.) / Уфа: «Аэтерна», 2017. – 221 с.
[6] Клименских М. В. Педагогические конфликты в школе / И. А. Ершова – Екатеринбург: Урал, 2015. — 76 с.