Роль семейного чтения в успешном обучении младших школьников.
Гилязиева Люция Рафаиловна,
Замалетдинова Гузель Акрамовна,
учителя начальной школы
МБОУ «Лицей № 1 ЗМР РТ»
Роль семейного чтения в успешном обучении
младших школьников.
Когда вы читали книги вместе с семьёй в последний раз? Некоторые скажут, что читают детям сказку ежедневно на ночь. Но большинство ответит, что нет времени. Время, проведенное за книгой вместе с родителями, влияет на детей. Семейное чтение помогает установить тесную эмоциональную связь между ребенком и родителями на всю жизнь, способствует развитию мозга и формирует благоприятную атмосферу в семье.
Читать вместе с ребенком можно и днем, и вечером, и даже не обязательно делать это дома — все зависит от времени работы и возможностей родителей.
Но, как правило, самое подходящее время для чтения с ребенком — вечер. К этому моменту даже самые непоседливые дети уже не так активны, поэтому легче всего настроить ребенка на чтение книги перед сном.
Если это занятие превратится в семейный ритуал, то ребенок уже сам будет с нетерпением ждать того часа, когда сможет окунуться в мир сказок, стихов, историй и приключений с мамой или папой. И расстроится, если по какой-либо причине семейное чтение сорвется. К тому же вечером даже самым занятым родителям проще выделить время, чтобы провести его вместе с малышом.
Довольно часто родители прекращают читать вместе, как только ребенок научится читать сам. Они считают, что выполнили свою задачу, и после того, как ребёнок пошёл в школу, видят свою роль лишь в том, чтобы покупать интересные книги и следить, чтобы ребенок их читал.
Родители учащихся начальной школы часто совершают большую и грустную ошибку: начинают заставлять ребенка читать. И тогда семейное чтение довольно быстро сменяется уроками чтения. Однако одно дело — вырабатывать вместе с ребенком навык соединения слогов в слова, а предложений — в тексты. И совсем другое — совместное чтение. Это разные задачи. Когда же родители начинают смешивать эти две функции, то могут вызвать у ребенка отторжение к книгам. Тем более, что обучение чтению всем дается по-разному, и довольно часто этот процесс сопряжен со сложностями.
В течение дня ребенок получает много информации из самых разных источников. Однако именно в процессе вечернего семейного чтения он целенаправленно слушает, вникает в то, что ему читают. У него возникают вопросы, рождаются сомнения, он начинает размышлять и выдвигать собственные идеи. Когда с ним обсуждают прочитанное, он учится выстраивать диалог и рассматривать разные точки зрения.
Продолжением работы с прочитанными произведениями в кругу семьи мы предлагаем вести читательский дневник с 1 класса, который является итогом недельного чтения. Список литературы обсуждается на первом родительском собрании.
Цель ведения читательского дневника:
Вызвать интерес ребёнка к художественной литературе, как источнику знаний.
Задачи:
1. Полюбить книгу.
2. Воспитывать желание и привычку читать книги.
3. Повысить технику чтения.
Далее знакомим с оформлением читательского дневника.
дата | автор | название произведения | главные герои |
| | | |
Правила ведения дневника
1. Записывайте информацию о книге сразу после чтения (пока с помощью родителей, а потом стараться самим).
2. Если рассказ объёмный и на его чтение ушло несколько дней, то в графе «дата» указывайте, когда вы приступили и закончили читать произведение.
3. Дневник должен быть оформлен красивым почерком, без помарок и ошибок.
4. Если произведение понравилось, и хочется порекомендовать его друзьям, то нужно указать почему.
5. Кто любит рисовать, можно делать иллюстрации к произведениям. Картинки помогут быстрее запомнить содержание, улучшат внешний вид дневника. Лучше рисовать иллюстрации самостоятельно. Тогда будет задействована и зрительная память. Не нужно переписывать сокращённое содержание книг.
На внеклассном чтении мы спрашиваем каждого ребенка о прочитанном произведении, учим рассказывать кратно и самое главное, заинтересовав одноклассников и отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Во втором – третьем классе мы углубляем содержание читательского дневника.
Цель: научить делать выводы прочитанного и развивать читательскую культуру.
Задачи:
1. Формировать умение анализировать прочитанные произведения;
2. Учить выбирать нужную книгу в библиотеке, ориентироваться в книге и среди книг;
3. Воспитывать желание читать книги, задумываясь и размышляя над прочитанным.
дата | автор | название произведения | главные герои | содержание |
| | | | |
В пятой графе мы учим ребёнка записывать 2 – 3 предложения: выделять главную мысль прочитанного, чему научило это произведение.
Учитель помогает подкорректировать направление чтения, предлагает ребенку книги другого жанра.
На внеклассных занятиях каждый ребёнок делится своими впечатлениями о прочитанной книге, тем самым заинтересовывает своих одноклассников. Если в первом классе чтение прочитанных произведений и записи в читательских дневниках контролируют родители, то во втором и третьем классах – командиры групп.
В четвёртом классе ведение читательского дневника дополняется тем, что после каждого прочитанного произведения пишется аннотация и вывод.
Цель: осмысленно анализировать произведения и делать выводы прочитанного.
Задачи:
1. Закреплять умение анализировать прочитанные произведения;
2. Расширять литературное предпочтение при выборе книг;
3. Использовать литературу в воспитательных целях.
Вот уже на протяжении многих лет работы мы используем работу над читательскими дневниками на уроках литературного чтения. Наши ученики рекламируют своим одноклассникам прочитанную книгу и многие заинтересовавшись, идут в библиотеку и читают эти произведения.
На наш взгляд, у ребят повысился интерес к чтению, они стали систематически выполнять задания данные учителем, больше уделять времени на чтение книг, у них улучшилась успеваемость. Так же на практике удалось понять для себя, насколько важно правильно вести работу над формированием читательской самостоятельности в начальной школе. Здесь большую роль играет ведение «Дневника читателя» и разнообразная богатая внеклассная работа по чтению.
Понимание важности формирования грамотного читателя создает условия для продуктивной работы по возрождению семейного чтения и, как следствие, воспитание читателя, желающего взять в руки книгу, умеющего грамотно читать, знающего и применяющего разные виды чтения и работы с информацией, способного использовать полученную информацию в нестандартной обстановке, то есть формированию универсальных учебных действий.
Таким образом, мы объединяем усилия школы и семьи в формировании у ребёнка потребности в чтении, способствуем возрождению традиций семейного чтения, бережного отношения к семье, книге, слову.
Используемая литература
https://xn--80aidamjr3akke.xn--p1ai/articles/sovmestnoe-chtenie-kak-semeynaya-tradiciya
Кияйкина Наталья Федоровна