Статья «Современные методы обучения чтению младших школьников»
«Современные методы обучения чтению младших школьников»
Вопрос о методах обучения имеет принципиальное значение в теории обучения и практике работы школы. Исследование данной проблемы представлено в трудах Г. М. Дульнеева, Ю. К. Бабанского, И. Я. Лернера, И.Г. Еременко, В. Г. Петровой, В. В. Воронковой, Б. К. Пупоногова, Б.Л.Пузанова и др. В педагогической науке идет постоянный поиск эффективных приемов и методов обучения, приведения их в определенную систему. Среди наиболее значимых работ, посвященных изучению современных педагогических методов и технологий, следует отметить монографию Л. А. Бесовой, коллективные труды под руководством В. В. Кочкуровой, И. П. Слепцовой, статьи Г. М. Битно, Н. Ермиловой, С. В. Ефремова, Н. Н. Хоменко.
Следует отметить, что, несмотря на пристальное внимание дидактов к изучению методов обучения, ряд аспектов данной проблемы остается недостаточно изученным. Так, например, если методы обучения в средней школе достаточно полно и глубоко освещены на страницах специальной литературы, то этого нельзя сказать о методах обучения в начальной школе. Между тем, для успешного обучения учителю необходимо хорошо владеть методами и приемами обучения, эффективно использовать имеющиеся средства, модифицировать и качественно улучшать их, а также стремиться осуществлять поиск и разработку новых специальных методов обучения, давая им глубокое методическое обоснование.
Весь ход обучения школьника во многом зависит от успешного овладения чтением. В настоящее время используются разнообразные методы и технологии обучения чтению детей младшего школьного возраста.
Обучение чтению младших школьников по методике Н. М. Бетеньковой проводится в быстром темпе и очень увлекательно, что оказывает положительное влияние на развитие мыслительной деятельности первоклассников. Буквы изучаются блоками: гласные, сонорные, согласные, парные согласные, шипящие и знаки ъ и ь. Младшие школьники не только учатся писать данные буквы, но и анализируют звуки, сравнивают их между собой, выясняют, что между ними общего и чем они отличаются. Изучение алфавита заканчивается намного раньше, чем по традиционной системе. Резерв времени, который неизбежно образуется при обучении, является необходимым и вполне достаточным для отработки прочности знаний учащихся в чтении и письме, для развития их интереса к дальнейшему изучению родного языка.
Обучение строится на высоком уровне трудности. Уроки чтения содержат большой объем текстового материала, отличающийся и по содержанию. Работа проводится в диапазоне всех букв алфавита с использованием текстов малых жанров: загадок, пословиц, скороговорок, чистоговорок. Уже с 1 класса вводятся и теоретические знания, которые значительно повышают прочность практических умений и навыков детей, способствуют развитию интереса к предмету. Легко идет освоение знаний по фонетике, грамматике, орфографии, а введение терминологии (вводились термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», «местоимение», «корень» и т.д.) служит средством для более глубокого осмысления языковых явлений, с которыми дети неизбежно сталкиваются уже в процессе освоения грамоты.
Следует отметить, что такая постановка обучения неизбежно выводит учащихся на сознательное обучение, на укрепление веры в собственные силы.
Одной из перспективных технологий является методика Н.А.Зайцева, позволяющая детям на фоне оптимального интереса к обучению и сохранению здоровья быстро продвигаться в освоении чтения.
Система обучения чтению разрабатывалась автором в течение тридцати лет творческого поиска на основе научного анализа учебного процесса, продуктов и результатов педагогической деятельности, в соответствии с ведущими идеями науки о человеке (исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, А.А. Ухтомского).
Технология Н. А. Зайцева ставит в центр всей системы обучения ребёнка как субъекта деятельности и общения, который в пространстве неспециализированной, сенсорно обогащенной предметной среды, в свободных условиях обучения (моторно-активационная свобода, режим динамических поз), при гибкости и вариативности способов предъявления учебной информации, посредством поисковой деятельности вместе со взрослым постигает знания, способы деятельности и незаметно переходит к самостоятельности. Оригинальные методы обучения активизируют детей, возбуждают у них познавательный интерес, связывают условия учебной среды с внутренними факторами развития личности, давая возможность ребёнку действовать в «зоне ближайшего развития» (Л. С. Выготский), повышают в целом эффективность процесса овладения чтением.
По концепции усвоения социального опыта данная технология является ассоциативно-рефлекторной, согласно которой приобретение знаний и умений, развитие тех или иных свойств личности является относительно продолжительным процессом образования в сознании человека различных ассоциаций (связей), которые в ходе обучения изменяются и преобразуются. В младшем школьном возрасте в анализе поступающей информации наряду с зонами анализаторов, принимают участие ассоциативные участки коры головного мозга, значительно усиливается переработка и запечатлевание информации. Учитывая эти и другие особенности развития детей, физиологические механизмы обучения, Н. Зайцев построил учебный процесс на принципах природосообразного развития ребенка, воспринимающего окружающий мир через деятельность и отношение, посредством всех органов чувств.
Концептуальные положения системы Н.А. Зайцева отражают стержневые тенденции освоения детьми навыков чтения, овладения способами учебной деятельности. Перечислим основные из них: становление речи детей и обучение чтению должны идти параллельно, помогая друг другу; складовой принцип обучения чтению, отказ от фонемного принципа; соединение обучения с пением; путь к чтению лежит через письмо (от письма кубиками к чтению); использование всех видов памяти; восприятие всеми органами чувств, максимальная наглядность; не перегружать детей терминами в работе с буквами.
Процесс обучения чтению построен не на известном вербально-фонетическом, фонемно-элементном принципе, а на складовом принципе «звучащих кубиков». За основу взят склад, как осознаваемое мускульное усилие речевого аппарата. Детям не нужно сначала заучивать названия букв, алфавит, правила, термины («твёрдые», «мягкие», «гласные», «согласные» и т.д.), выкладывать схемы слов и повторять многократно, что звуки мы слышим, произносим, а буквы видим, пишем. В методике не используются привычные азбуки, в которых названия букв «привязаны» к определённым картинкам (А – аист, У – утка, Ш – шар и т.д.); короткие вербально-логические объяснения педагога применяются уместно, по ходу учебно-игровой ситуации. Обучение основано на новой стратегии – овладение чтением посредством письма, безусловно, письма не ручкой или карандашом, не в тетради (доске), а кубиками. Дети составляют из кубиков слова, затем пишут их указкой по таблице, наблюдают за педагогом, который пишет большими буквами на бумаге (доске), словом, происходит превращение знаков в звуки.
Кубики разные, различаются по весу, цвету, объёму, звучанию наполнителя, что в значительной мере способствует развитию аналитической деятельности ребёнка. Работа с кубиками и таблицами идет параллельно. Читая по таблице, на которой в определенном порядке систематизированы и размещены буквы и склады, дети проводят глазами по строчкам, ищут и пропевают склады (твёрдые, мягкие, затем – мягкие, твёрдые и т.д.) по вертикали и по горизонтали, что очень важно для тренировки артикуляции и запоминания букв и складов в форме легких складовых напевок:
Данный вид деятельности также развивает аналитико-синтетические способности младших школьников, т.к. происходит постоянное сравнение букв, складов, прослеживается их место в таблице. Так, ФА относится к определённому блоку и ряду таблицы, с характерными им свойствами и т.д. Сравниваются
Следует помнить, что всякая мысль связана с мускульным движением (на основе И.М.Сеченова). Работая с таблицами, ребёнок «водит» глазами, переводя их от одного слога к другому, передвигая от одной таблицы к другой. Информация идёт в мозг. Сначала ребёнок воспринимает импульсы, идущие от разных органов чувств: зрения, слуха, тактильности и др. Затем ребёнок сравнивает, сопоставляет, запоминает и так познаёт мир. Благодаря контакту с развивающей средой и собственным исследованиям, перерабатывая впечатления или их следы посредством сравнения и различения, дети непроизвольно формируют запас понятий, необходимый для плодотворного развития интеллекта, способности к абстрагированию (сенсорные операции лежат в основе общих умственных способностей и обеспечивают дифференцированное восприятие различных модальностей). Итак, начиная с упражнений в сенсомоторике, ребёнок движется к развитию интеллекта, подчиняясь определённой логике, которую задаёт педагог (на основе М.Монтессори).
В методике Н. Зайцева средства обучения полностью отличаются от традиционных букварей. Это набор «Кубиков Зайцева», содержащий 52 картинки для склеивания кубиков, 3 листа таблиц и методическое руководство для педагога, в котором описана система приёмов, требования, рекомендации и др. Из общего количества блоков (всех 40), которые необходимо узнать и запомнить, можно составить любое слово. Запас складов представлен на кубиках и настенных таблицах, каждому кубику соответствует столбик или строчка таблицы. Склады, расположенные на таблицах, сопоставляются и соотносятся по звонкости и глухости, твёрдости и мягкости и т.д. С первых занятий дети работают со всеми кубиками и таблицами (сразу вводятся все буквы). Сначала занимаются с кубиками, затем идут к таблицам и водят по ним указкой, отыскивая нужные сочетания букв, в процессе чего дети непроизвольно запоминают многие другие сочетания. Кубики, материалы таблиц устроены таким образом, что содержат прямую цель, работающую на актуальные возможности ребёнка, и косвенную цель, направленную на зону его ближайшего развития. Весь учебный материал систематизирован и расположен так, что позволяет ребёнку быстро улавливать принципы подобия и алгоритмы поиска.
Важным является то, что педагог не акцентирует внимание на том, что он учит, будет учить чему-то; дети сами учатся; наблюдают, слушают, действуют, сотрудничают друг с другом, а помощь получают в том случае, если что-то не понятно.
Быстрому запоминанию кубиков с изображенными на них складами, продвижению ребенка в обучении способствует еще то, что кубики дифференцированы по цвету (двенадцать цветовых признаков), сочетаниям цветов; объёму (четыре признака: большие и маленькие, большие двойные и маленькие двойные); звучанию наполнителя, раздающемуся при встряхивании кубика (пять признаков); вибрации наполнителя, воспринимаемой пальцами руки (четыре признака); весу (десять различий); сочетаниям признаков (двенадцать различий).
Н.А.Зайцев обращает внимание на то, что целесообразно собирать кубики вместе с детьми, тогда они сразу познакомятся с наполнителями, в последующем не станут их разбирать и смотреть содержимое, а кто-то из ребят в процессе собирания и склеивания уже научится читать.
Исследования показали, что методика Н.Зайцева хорошо развивает у ребенка субъектность, связанную с мотивационно-смысловой, ценностной сферой личности, субъектную активность как условие успешной деятельности и социальной адаптации. Перед детьми ставится цель (найти заданные слоги), которую они реализуют посредством самостоятельного поиска и свободного перемещения, соревнуясь друг с другом. При написании слов кубиками ребята также сами выбирают, какое слово написать. Так, у девочки есть кот, и она хочет написать слово «кот» («котик»), кто-то из мальчиков проявляет интерес к машинам и т.д. Попутно ведется работа над понятием "слово", чтобы дети хорошо осмысливали, правильно писали, т.к. некоторые принимают за слово и пишут слитно «красивый попугайчик», «дядя Саша», «вкусная конфета», «кот Барсик» и др. Ребенок постепенно учится относиться к себе как к субъекту собственной учебной деятельности, выполнение которой приобретает для него личностный смысл и вызывает интерес.
Безусловно, нельзя сказать, что традиционные методы обучения чтению совсем не развивают активность детей. Развивают, однако развитие идет в основном в одном направлении – приспособительном (дети выполняют команды педагога), а креативная активность ребенка востребуется слабо, он по-прежнему остается исполнителем, объектом манипулирования или натаскивания. Обучение чтению "по Зайцеву" осуществляется в раскрепощенной обстановке, интересной игровой ситуации, ритмической деятельности, сочетании проговаривания с пением складов. Дети сами выбирают и озвучивают кубики, ведут свое исследование, а не работают только по навязываемой педагогом программе; запоминают и загадывают сверстникам (родителям, знакомым) загадки, предлагают скороговорки, подсказывают или выбирают новые темы, игры. Каждый ребенок может истолковывать загадки, "заказывать" песенку, изобретать слова, чтобы прочитали другие, педагог.
Обучение младших школьников методом Н.Зайцева благоприятно сказывается на учебной деятельности слабых детей, с ведущей кинестетической системой восприятия, учащихся с астеническими состояниями, которые в школе уже с первого класса попадают в разряд неуспевающих. А между тем ребенку-кинестетику недостаточно только увидеть или услышать о чем-то, чтобы сформировалась дифференциация понятий, такому ученику нужно обследовать предметы, поманипулировать ими, использовать их в игровой или другой деятельности. «Кубики Зайцева» как ничто лучше дают широкие возможности детям.
Недисциплинированными, невнимательными нередко характеризуют педагоги детей астенического типа (с повышенной утомляемостью). Эти ребята не в состоянии долго высиживать за партой, проявляют беспокойство, выключаются из общего темпа работы, почти не реагируют на замечания учителей. Они впечатлительны и ранимы, переживают за свои неуспехи. В методическую систему Н.Зайцева такие ученики легко вписываются, так как здесь есть игра, алфавитные песенки, выразительное чтение и хоровое пение (с опорой на текст), нерегламентированное поведение ребенка, индивидуальная работа. Усталость не чувствуется, ребенок может свободно подвигаться, отдохнуть и вновь включиться в работу.
Автор методики считает, что выработка навыков чтения должна осуществляться только на основе хорошего текста, содержание которого заставляет ребенка переживать, восхищаться (востребуется правое полушарие). Попутная работа детей с таблицами, отыскивание слов, сопоставление услышанного и написанного развивает у них аналитические способности. Педагогу необходимо только организовать учебную деятельность таким образом, поставить ребенка в такую позицию, чтобы он хотел работать с произведением. А работать он будет тогда, когда задание интересует, захватывает, побуждает думать, отгадывать и т.д. Так, дети работают с интересом и охотно с пословицами, загадками, что не наблюдается в традиционном обучении, так как о них больше говорится, и самое большее – заучиваются наизусть. В методике Н.А.Зайцева – они в действии, осмыслении и непроизвольном заучивании. Загадок предлагается детям много, они думают, отгадывают и пишут. Сначала учатся писать отгадки в два кубика: тебе дано, а люди пользуются. Имя – "и", "мя"; затем – в три, четыре: за уши повесят, за язык подёргают – станет говорить. Колокол – "ко", "ло", "ко", "л"; дальше используются в диктантах.
Дети легко запоминают загадки, учатся отгадывать, так как эта работа периодически повторяется; каждый ребенок может загадать свою загадку, которую он прочитал или услышал дома. Важно то, что дети думают, соображают, переживают успехи, даже если кто-то не смог отгадать загадки, то можно написать кубиками отгадки, потом записать их на доске. Для закрепления навыков, совершенствования техники чтения необходимо в учебный процесс вносить что-то занимательное, меткое, юмористическое, особенно то, что способствует ускорению осознанного чтения. Важную роль в этом отношении играют скороговорки, которые улучшают речь детей, корректируют произношение, обогащают в целом лексический запас ребенка.
Таким образом, в настоящее время в начальной школе используются разнообразные методы и технологии обучения детей чтению. Положительно зарекомендовала себя методика обучения грамоте методом опережения, предложенная Н.М. Бетеньковой. Разработанные Н.М. Бетеньковой специальные рифмованные тексты-упражнения тренировочного характера и так называемые правила-"запоминалки" позволяют одновременно с отработкой навыка чтения начать с первоклассниками раннее изучение грамматики и орфографии. Такая постановка обучения неизбежно выводит учащихся на сознательное обучение, на укрепление веры в собственные силы.
Одной из перспективных технологий является методика Н.А.Зайцева, позволяющая детям на фоне оптимального интереса к обучению и сохранению здоровья быстро продвигаться в освоении чтения. Безусловно, методическая система Н.Зайцева не является универсальной. Но эффективность ее заключается в том, что она снимает сложившиеся годами стереотипные подходы к проведению урока, дает простор педагогическому творчеству и проявлению индивидуальности учителя. Перспективность ее доказана процессом и результатами деятельности многих дошкольных учреждений и начальных классов ряда зарубежных школ.
Список использованной литературы
Бесова, М. А. Педагогические технологии в начальной школе / М. А. Бесова, Т. А. Старовойтова. – Могилёв : МГУ им. А. А. Кулешова, 2003. – 180 с.
Бетенькова, Н. М. Обучение грамоте. Методические рекомендации по «Азбуке» Н.М.Бетеньковой, В.Г.Горецкого, Д.С.Фонина: Пособие для учителя / Н. М. Бетенькова, Н. С. Кузьменко Н.С. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010. – 375 с.
Битно Г. М. Кубики Зайцева / Г. М. Битно // Пачатковае навучанне. – 2005, № 5. – С. 30-31
Васильева, И. Н. Обучение младших школьников чтению по методике Н.А. Зайцева / И.Н. Васильева // Веснік адукацыі. – 2005. – № 11. – С. 26-29.
Загурская, Е. Л. Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками : методическое пособие / Е. Л. Загурская. - Мозырь : Белый ветер, 2006. – 56 с.
Обучаем чтению и математике по методике Н.А. Зайцева: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / составители: Е. С. Федотова, Г. М. Евдокимова, Т. В. Рыбакова. - Мозырь : Белый ветер, 2005. - 208 с.
Орлов, В.И. Система методов обучения / В. И. Орлов // Специалист. – 2002. – № 7. – С. 28-32.
Штабинская, С. Кубики Н.А. Зайцева / С. Штабинская // Пралеска. – 2005. – № 3. – С. 26-39.
Варенцова Вера Анатольевна