12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Сердюкова Людмила Юрьевна287 Заслуженный учитель РФ, победитель конкурса ПНПО "Лучшие учителя", 2007 год. Педагогический стаж 35 лет. Россия, Ульяновская обл., Димитровград Материал размещён в группе «Детское творчество» |
Роль школьной газеты в самоопределении подростков и развитии их творческих способностей
Роль школьной газеты в самоопределении подростков и развитии их творческих способностей
Выпуск школьной газеты – это давняя традиция нашей гимназии. В этом учебном году наше учебное заведение – МБОУ «Городская гимназия города Димитровграда» - отпраздновало свой 25-летний юбилей. К юбилею гимназии вышел очередной выпуск «Чёртовой дюжины». Несколько странное название газеты возникло в 1994 году, в тот год, кода открылась школа. Ей было присвоен номер № 13. Когда группа инициативных старшеклассников решила создать свою собственную газету, в которой можно будет писать обо всём, что интересует, название подсказано было именно номером школы. Через несколько лет общеобразовательное учреждение получило новый статус и новое название – гимназия, ребята, которые стояли у истоков газеты, окончили школу и уехали учиться в большие города, а название газеты сохранилось. Сохранилась и сама газета. На смену выпускниками приходили новые ребята, подхватывали это интересное дело и продолжали его.
Интересно, что все наши выпускники, которые в разные годы были редакторами этой газеты, стали журналистами. Первый редактор «Чёртовой дюжины» окончил факультет журналистики МГИМО, стал журналистом-международником. Не раз учителя и гимназисты смотрели его репортажи из горячих точек по первому каналу ТВ. После окончания гимназии ребята, поставив перед собой высокие цели, успешно добивались задуманного и поступали в МГУ, РГГУ, Казанский Федеральный университет, Санкт-Петербургский университет. Одна из наших выпускниц, окончив факультет журналистики МГУ, сейчас работает в первом университете страны преподавателем на кафедре журналистики, является руководителем «Медиацентра». Интересно, что все наши выпускники, ставшие журналистами, с радостью откликнулись на просьбу написать о себе, о своих школьных воспоминаниях для выпуска газеты «Чёртова дюжина», посвящённой 25-летию гимназии. С большим интересом с их публикациями знакомились нынешние гимназисты. Для них успех выпускников – вдохновляющий пример.
Гимназисты любят свою газету. Сдав первую сессию, приехали домой на каникулы наши первокурсники. Они учатся в разных вузах, осваивают разные специальности, но интересно, что один из главных вопросов, который они задали мне при встрече: «А «Чёртова дюжина» выходит?»
Приятно было вручить им номер нашего юбилейного выпуска: он вышел на восьми полосах и был напечатан, как обычно, в городской типографии. В этом выпуске рассказывалось и о них – наших выпускниках 2019 года: о высоких результатах ЕГЭ, об успешном поступлении в ведущие вузы страны, об их победах. Как приятно им было видеть свои фотографии в этом выпуске! Увидеть информацию о себе – это значит понять, гимназия помнит и любит их!
За долгие годы работы в гимназии я поняла, что газета нужна, поэтому необходимы занятия, которые помогут освоить азы журналистики. С этою целью была разработана программа внеурочной деятельности курса «Введение в журналистику».
Программа подготовки юных журналистов актуальна в современном мире. Это связано не только с тем, что профессия журналиста всегда остается востребованной, но и с интересом подростков ко всему новому, стремлением к самореализации как творческой личности, а также интересному, познавательному общению. Журналистика имеет настолько большое влияние на массы, что возможность взглянуть и изучить законы этого рода деятельности «изнутри», примерить на себя роль журналиста, вызывает у подростков неподдельный интерес.
Подростки, обучающиеся по данному курсу, участвуют в создании гимназической газеты «Чёртова дюжина», стремясь отражать наиболее важные события, аргументировано высказывать собственную точку зрения и формировать общественное мнение по ряду актуальных проблем в среде подростков и молодежи. Они изучают технологию и способы написания, обработки материалов. Учащиеся знакомятся с художественными, публицистическими, информационными жанрами, а также особенностями верстки и дизайна газеты. В процессе обучения подростки учатся концентрировать внимание читателя с помощью заголовков, иллюстрации, фотографий в газете. Одним из основных направлений данной программы является развитие подростка как личности, обладающей адекватной самооценкой, критическим мышлением, умеющей налаживать коммуникации и принимать решения.
Данная программа решает не только образовательные задачи, но и социальные: профориентационное самоопределение подростка, знакомство юного журналиста с этикетом и основными требованиями этой профессии, разностороннее развитие личности подростка, становление гражданской позиции и проявления социальной и творческой инициативы.
Посредством форм и методов педагогической технологии, в том числе инновационного характера, в условиях максимального психологического комфорта детям в доступной форме даются знания, умения и навыки. Теоретический блок тесно переплетается с практическим, что способствует лучшему освоению программы, а также приобретению и отработке практических навыков на основе полученных знаний. Активное усвоение содержания программы должно стимулировать творческую и социальную активность личности, развивать способность к саморазвитию и самообразованию. Формирование общей культуры ученика в рамках воспитательной деятельности идет целенаправленно, при этом в каждом выбранном направлении формулируются конкретные задачи, которые реализуются различными формами, в основе которых лежит системно-деятельностный подход.
Программа «Введение в журналистику» носит междисциплинарный характер и связана с такими дисциплинами, как русский язык, литература, информатика, статистика, логика, обществознание, социология, изобразительное искусство, мировая художественная культура, история.
Данная программа создает условия для самоопределения и самореализации подростков, стимулирует детей на активное самообразование, достижение поставленных целей.
Участие в создании конкретного продукта – газеты «Чёртова дюжина» - помогает подростку правильно распределять обязанности, вырабатывает ответственность, системность, учит планировать и работать по плану. Благодаря работе над выпуском подростки учатся высказывать свою точку зрения и принимать во внимание мнение окружающих, работать в коллективе, искать компромиссы. Каждый выпуск газеты готовит ответственный редактор – обучающийся, который берет на себя роль ответственного за выпуск. Благодаря этому, подростки чувствуют свою значимость и пробуют себя в роли руководителя.
У членов творческого объединения есть возможность публикаций и в городской газете «Димитровград-панорама», где регулярно выходит рубрика «Школьное окно».
Кроме того, ребята выпускают газеты и в своих классах – эти газеты размещаются на стендах в учебных кабинетах и распространяются в элетронной версии, для этого используется почта Сетевого города.
Каждый выпуск газеты – это отражение самостоятельного творчества обучающихся, их интересов, увлечений. В образовательном процессе в период работы над газетным материалом происходит корректировка его сообразно заявленным темам и планированию.
Работа над очередным номером газеты имеет большое обучающее значение: все теоретические знания закрепляются на практике.