Статья «Профессиональное самоопределение детей и подростков в условиях общего и дополнительного образования»
Материал подготовила: Давлетбаева Г.Б.
методист I кв. категории
МАУ ДО «Центр эстетического воспитания детей
«Детская картинная галерея» г. Магнитогорска
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Подготовка подростков к профессиональному самоопределению всегда была актуальной социально-психологической проблемой, от решения которой зависит качество будущих специалистов.
В современной трактовке «профессиональное самоопределение» характеризуется как «интегральное свойство личности, способствующее осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора и выражающееся в нравственной, психофизиологической и практической готовности к формированию и реализации профессионального намерения и стремления».
Исходя из этого определения, можно выделить следующие критерии и показатели готовности старших подростков к профессиональному самоопределению:
Нравственная готовность: трудолюбие, осознание цели своей жизни, понимание личностной значимости правильного выбора профессии, наличие профессионального идеала.
Психофизиологическая готовность: сформированность учебных и профессиональных интересов и склонностей, сформированность профессионально и социально значимых мотивов выбора профессии, сформированность профессионального самосознания, адекватная самооценка.
Практическая готовность: профессиографическая грамотность, значение основ правильного выбора профессии, наличие предварительного профнамерения, информированность о содержании и условиях труда по выбираемой профессии.
Профессиональное самоопределение подростков осуществляется в системе учебно-воспитательного процесса школы и учреждения дополнительного образования (УДО), охватывает учебно-воспитательную внеклассную и внешкольную работу.
Субъектами управления профессиональным самоопределением в школе и в УДО выступает весь педагогический коллектив: директор учреждения, социальный педагог, психолог, заместитель директора по учебной работе, организатор внеклассной и внешкольной работы, учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков, медицинский работник. Объектом управления являются подростки.
Следовательно, профессиональное самоопределение подростков в школе и УДО должно представлять собой систему, в которую входят следующие компоненты: профессиональное просвещение, развитие склонностей и способностей школьников, профессиональная консультация, профадаптация. По мере необходимости школа и УДО могут привлекать к работе родителей, представителей базового предприятия.
Для того чтобы руководство профессиональным самоопределением подростков было действенным и способствовало развитию способностей и склонностей учащихся, следует:
Администрации учреждений, в том, числе социальным педагогам и психологам разработать и внедрить в процесс обучения программу по профессиональному самоопределению подростков.
Соблюдать принцип индивидуального подхода к учащимся. Своевременно выявлять способности и создавать благоприятные условия для их развития.
Социальным педагогам и психологам необходимо владеть не только диагностическими методами, направленными на выявление интересов, склонностей, способностей учащихся, но также владеть информацией о личностных особенностях подростков, состоянии их здоровья, социально – экономического положения семьи.
Создавать материальную базу для качественного осуществления работы по профессиональному самоопределению подростков.
Работу по профессиональному самоопределению в школе и в УДО необходимо начинать еще в начальной школе, чтобы ребята к выпускным классам уже определились в выборе профессии, и с помощью УДО смогли попробовать себя в сфере, которую выбрали.
Особую актуальность она приобретает в контексте подготовки к профессиональному самоопределению подростков с отклоняющимся поведением, которое в психологии характеризуется как несоблюдение наиболее важных социальных норм, вызывающее социальную дезадаптацию личности.
По данным психологических исследований у старших подростков в настоящее время преобладают следующие виды антисоциального поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. Статистика свидетельствует: в России наблюдается рост подростковой преступности, укрепляются ее связи с организованной преступностью, что угрожает социальной безопасности населения. Значительная часть преступников совершает свое первое преступление именно в подростковом возрасте. За последние годы подростковая преступность увеличилась в 15 раз по сравнению с преступностью среди взрослых.
Поэтому возникает вопрос, как подготовить старших подростков с антисоциальным поведением к нормальной жизни, особенно к профессиональному самоопределению.
Как показывают проводимые исследования подростки с антисоциальным поведением, 2,5 раза больше отрицательно относятся к труду. 80% таких подростков указывают на корыстные мотивы труда получить деньги, получить высокую должность. Среди школьников в 3 раза больше тех, кто целью своей жизни считает получение хорошего образования и профессиональное развитие.
На вопрос «Хотели бы сделать карьеру в криминальной среде?» 21% подростков с антисоциальным поведением ответили – положительно. Также характерно для подростков интерес к естественнонаучным или общественно-гуманитарным предметам, в то же время 53% подростков с антисоциальным поведением в качестве любимого предмета выбирают физкультуру.
У подростков также не достаточно выражены профессиональные намерения. Однако подростки выбирают для себя профессии, требующие высшего и ли среднего специального образования, подростки с антисоциальным поведением в основном рабочие профессии: каменщика, газосварщика, водителя. Что также следует учитывать в дальнейшей работе по профессиональному самоопределению подростков.