12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирада Гридяева114
Образование: высшее профессиональное. Профессия:психолог, преподаватель психологии. Окончила заочное отделение кафедры клинической психологии МГОПУ имени М.А.Шолохова в 2006 году. Профессиональный стаж 14 лет.
Россия, Ярославская обл., Переславль-Залесский
Материал размещён в группе «Педагоги-психологи»

Роль сказки
в развитии

ребенка

t1611782150ac.gif

Уважаемые родители!

В современной жизни мы привыкли видеть сказку как явление чисто детское, а когда-то сказки рассказыва­лись не только детям, но и на юношеских посиделках, и взрослым. Сказители, знавшие сказки и умевшие их сказывать, пользовались особым уважением.

Сейчас нам кажется, что сказка - это развлечение и спо­соб занять ребенка. Те, кто задумываются поглубже, отмечают, что сказка помогает развивать внимание, воображение, усваивать нормы поведения, расширяет знания о мире. Это все так, но у сказки есть еще более глубокое значение. В сказке в символической форме рисуется жизненный путь человека, либо какая-то зна­чимая часть этого пути, к которой человеку надо быть готовым.

Какое же значение имеет чтение сказок?

image-20210128002208-1.jpeg

Если вы хотите, чтобы сказка принесла в развитие ребенка положительные изменения, предлагаем ва­шему вниманию узнать механизмы ее воздействия.

1. Всего пятнадцать минут чтения детям вслух - и ваш малыш станет послушней и смелее, будет более открыт и внимате­лен к миру. Совместное обсуждение историй и общение по поводу сказки стимулируют интерес ребенка к само­стоятельному чтению, развивают вооб­ражение и словарный запас.

2. Сказки - это универсальный детский язык. Следя за судьбами сказочных пер­сонажей, ребенок начинает разбираться в повседневных вещах. Именно через мир фантазии и образов ребенок учится анализировать и понимать реальность.

3. С одной стороны, мир в сказках прост:    существует отчетливая граница между     добром (работящая Золушка) и злом (жестокая мачеха), с другой - поднима­ет важные для детского мироздания проблемы (жадности и щедрости, добра и зла, одиночества и дружбы, эгоизма и сотрудничества).

4. Сказки воспитывают. В сказочных геро­ях дети видят себя, т.е. отождествляют себя с ними. Если хотите научить сына хорошим манерам, найдите сказку о ком -нибудь, похожем на него, например, о мальчике, которому столько же лет, который не любит чистить зубы, напри­мер, «Мойдодыр».  Если ребенок жадничает, почитайте ему «Сказка о рыбаке и рыбке», а если любит приврать, подойдет «Заяц-хвастун».

5. Сказки на ночь утешают и настраивают на нужный лад и обязательно должна заканчиваться хорошо. Это своеобразный инструмент позитивного внушения: мир порой несправедлив, в нем есть отчаяние, что –то может не получаться, но добро побеждает зло, упорство поможет справиться с любыми трудностями, есть друзья и т.д.

6. Сказка дает ребенку надежду, что если главный герой справился со своими сложностями, то и него обязательно получится. Потому, прочитанная ласковым маминым или папиным голосом знакомая история – это лучшее средство успокоиться. Вы можете сами придумать историю, которая может помочь перестать бояться зубного врача, разобраться в ссоре с другом, пережить тревогу перед обучением или походом в школу.

7. Сказки помогают понять себя. Вы замечали, что дети любят слушать одну и ту же сказку? Зачастую это сигнал, что их что-то беспокоит, интересует или радует. Если ваш ребенок требует, чтобы Вы все время читали ему «Гадкого утёнка», возможно, он чувствует себя одиноким и беспомощным в садике.

https://1.bp.blogspot.com/-ao-WZL_FErc/Xtk3xSNmxXI/AAAAAAAAVfA/-YiV55aXl2QNXnWEi1XtYGcI9LW4OxGvwCLcBGAsYHQ/s1600/imgs_touch.jpg

Если вы знаете, что у него проблемы (например, по­ссорился с другом), а сам он не хочет об этом гово­рить, не настаивайте, лучше выберите подходящую сказку', и вы наверняка подскажете ему, как все ис­править. Такая проблемно-ориентированная сказка позволяет ребенку сконцентрироваться на проблеме, порешать ее, дает ощущение, что он не один, что его чувства поняты. Очень вероятно, что ребенок откро­ется вам, расскажет то, о чем так непросто говорить напрямую.

Вот краткое описание проблем, на которые следует
обратить внимание ребенка в некоторых сказках.

Колобок - отделение от родителей, выход ребёнка в общество, взаимодействие с чужими; не всякого можно перехитрить.

Теремок - значение дружбы, вместе лучше, чем врозь. Не всякому человеку легко вписаться в общество и вой­ти в него силой, надо учиться договариваться. Если в жизни что - то разрушено, надо строить заново, лучше, чем было.
Репка
- в семье важно держаться всем вместе, только так можно выжить. Даже самый маленький член семьи важен и может оказать помощь в трудный момент. Если не получается делать самому, надо звать на помощь, всегда найдётся помощник.

Волк и семеро козлят, Маша и медведь - значимость родительских наказов. Запреты взрослых нужны, чтобы обеспечить безопасность ребёнка. Чужие могут быть враждебны и пойдут на хитрость, которую надо распо­знать. Если попал в беду, не сдавайся, ищи способ спа­стись, проявляй смекалку, ищи выход.

                                   t1611782150aa.gif   t1611782150ab.gif

 Пусть в вашей семье чтение сказок станет доброй семейной традицией!

t1611782150ad.gif


Опубликовано в группе «Педагоги-психологи»


Комментарии (3)

Шабанова Алёна, 28.01.21 в 09:38 1Ответить Пожаловаться
Спасибо. У нас в семье чтение-это традиция! Дети спать не будут, пока сказки не послушают. И когда только услышат, что я начинаю читать, то бегом на колени ко мне.... Вчера с удовольствием познакомились с Серой Шейкой! Вот у меня вопрос, младший сын при засыпании просит рассказывать ему репку или курочку рябу. Стоит ли или лучше знакомить с новыми?
Ирада Гридяева, 28.01.21 в 17:03 0Ответить Пожаловаться
Алёна, это очень правильно и хорошо, что для ваших детей сказки представляют интерес, как составная часть детства. И Вы, как мама лучше знаете, какую актуальную потребность детей удовлетворить, интуитивно) И что при чтении сказок важно передать не только содержание, но и придать эмоциональную окраску произведению. И ваши колени становятся для них самым удобным и безопасным местом, и польза от такого чтения ощутима для них. А поскольку дети предпочитают упорядоченность во всем, привычный ход дел, их последовательность, что для них является неотъемлимым атрибутом безопасности, потому и просят почитать Курочку Рябу или Репку. А ведь перед сном детям необходимо создавать благоприятные условия, поскольку это важный атрибут здоровья и эмоционального комфорта и стабильности. И здесь будет целесообразно выполнить просьбу детей, потому что Вы читаете прежде всего для них, а не для себя. А с новыми сказками знакомить можно в другое время, предварительно оповестив вашего младшенького, что сегодня с ним очень хочет познакомиться герой новой сказки и готов с он ним встретиться.

Отредактировано 28-01-2021 17:19

Шабанова Алёна, 28.01.21 в 17:21 0Ответить Пожаловаться
Спасибо. Точно, сегодня подведу к новой сказке с помощью героя
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.