Статья «Роль театральной педагогики в развитии творческого потенциала детей»

0
0
Материал опубликован 2 February

Роль театральной педагогики в развитии творческого потенциала детей

 

Сулёва Светлана Викторовна,

педагог дополнительного образования
МАОУ ДО Дворец творчества детей и молодёжи г.Томска,


 

Аннотация:

В статье представлен опыт работы руководителя детского объединения Литературно–художественный театр «Глагол» МАОУ ДО Дворец творчества детей и молодёжи г.Томска (инновационной площадки ФГБУК «ВЦХТ»). В публикации рассматриваются три формы работы, направленные на развитие творческих способностей, воображения, эмоционального интеллекта: театральные гостиные, импровизационные игры и постановки спектаклей.


 

Ключевые слова: воспитание, дополнительное образование, творческая активность, эмоциональный интеллект, импровизационные игры, театральная педагогика, театральные гостиные, спектакли

 

Пролог

В 2025 году Дворцу творчества детей и молодёжи города Томска исполнится 100 лет! Одно из приоритетных направлений работы Дворца – творческая деятельность детей. Среди ведущих творческих коллективов – Литературно–художественный театр «Глагол». Нашему театральному объединению 25 лет. За годы работы наш коллектив стал узнаваемым, имеет свой творческий почерк, стиль. Многие выпускники связали свой профессиональный путь с театральной деятельностью, творческими профессиями. Я – основатель и руководитель коллектива, Сулёва Светлана Викторовна, режиссёр по образованию.

Что привлекает детей в театральных студиях? Возможность творить, экспериментировать, воплощать свои задумки, быть частью увлекательной творческой истории. Мне важно, чтобы наши занятия были ценными для детей, раскрывали и развивали их творческие грани. Ведь именно творчество учит ребёнка главному – умению сопереживать, сочувствовать, сострадать, смотреть на мир глазами другого человека. Средствами театральной педагогики развиваю у детей творческие способности, навыки общения, эмоциональную выразительность, самостоятельность, воображение, инициативу [1]. В своей работе использую постановки, основанные на произведениях, которые затрагивают темы морали, человечности и любви к Родине.

Представлю вашему вниманию несколько форм работы по развитию творческой активности детей, их творческой самореализации.

Театральные гостиные

В традиции ЛХТ «Глагол» в течение учебного года проводить две театральные гостиные. Первая гостиная проходит в самом начале учебного года. Для меня эта гостиная очень важна, она играет роль входной диагностики – нужно понять каков творческий потенциал детей, которые пришли заниматься в объединение.

Условие такое – дети самостоятельно определяются с темой гостиной, без участия педагога готовят все номера. Номера могут быть любого жанра – отрывки из пьес, стихи, песни, танцевальные номера. Подготовка и проведение первой театральной гостиной даёт мне, как педагогу, рабочий материал на весь учебный год. В поле моего педагогического наблюдения входит:

как дети взаимодействуют друг с другом, кто идёт на контакт легко, кому нужна помощь, как работают в коллективе, кто больше индивидуалист, кто лидер, как ведут себя;

какие темы волнуют детей, о чём они хотят высказаться, какой литературный материал они выбирают для номеров, с чем уже знакомы;

в какой вид творческой деятельности включается ребёнок – читает прозу, стихи, поёт. Или берёт на себя роль режиссёра, постановщика, костюмера, бутафора, звукорежиссёра, осветителя, видеооператора.

Главное для меня в первые дни занятий дать новым участникам коллектива адаптироваться естественным путём, не зажимать их, раскрепостить, чтоб не испугались сцены и сразу окунулись в творческий процесс. Важная особенность: в театральных гостиных участвуют и вновь пришедшие ребята, и действующие участники, и даже выпускники. Такой подход позволяет мне увидеть потенциал каждого подростка, его ресурсные возможности и впоследствии более эффективно развивать их.

Зрителями первой гостиной становятся родители и друзья. Самые близкие люди, здесь мы впервые встречаемся, знакомимся. Именно эти люди становятся нашими постоянными и самыми отзывчивыми зрителями. После проведения гостиной наступает аналитический этап. Анализируем все вместе, у каждого есть возможность высказаться – что и как можно было бы улучшить. Ежегодно отмечаю для себя такую картину: отбор литературного материала, драматургия, смыслы оставляют желать лучшего. Первая гостиная больше похожа на концерт в летнем лагере. Тем не менее, стараюсь найти поощрение для каждого ребёнка по технологии «плюсинг»: «Сегодня у тебя хорошо получилось вот это! Добавь к этому ещё вот это и номер станет ещё лучше».

Вторая театральная гостиная проводится в апреле. Здесь дети уже применяют полученные за учебный год знания и навыки. Темами наших гостиных в разные годы были: «Любовь. Время. Актёры», «Цирк, цирк, цирк!», «Звук рождается в тишине», «Сергей Есенин», «Поэты ходят пятками по лезвию ножа…» (по творчеству В.С. Высоцкого), «Чувства добрые я лирой пробуждал» (по творчеству) А.С.Пушкина, «Я с каждой весной восклицаю!» (М.Цветаева), «Голоса улиц» (городской фольклор), «Прогулка по Серебряному веку….», «Дай мне просто с миром в мире быть» (поэты XXI века) и другие. При совместном анализе второй гостиной непременно отмечаю творческий рост каждого из участников.

Формат «Театральная гостиная» позволяет обучающимся быть творцами! Не играть роли, которые им определили взрослые педагоги, а проявить самостоятельность в творчестве, свою субъектную позицию [4]. И кто скажет, что это легко?!

Импровизационные игры на развитие воображения

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, развития художественного воображения – это путь через игру, фантазирование, сочинительство [2].

Импровизационные игры развивают воображение, способность быстро принимать решения и работать в команде [3]. Импровизация позволяет участникам проявлять свою индивидуальность, находить новые решения и строить непредсказуемые сценарии. Импровизационные игры формируют гибкость мышления, умение быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, осваивать новые роли. Согласитесь, эти навыки очень важны современному человеку.

В качестве примера приведу две игры.

«Сочиняем рассказ». Первый участник начинает рассказ и говорит первое предложение, второй – продолжает его мысль или кардинально меняет её, третий – подхватывает идею и добавляет новые краски и т.д. Появляются новые персонажи, происходят неожиданные ситуации. Никто не знает, чем начнётся этот рассказ, что в нём произойдёт и чем он закончится. Когда рассказ готов участники разыгрывают его на сцене.

«Племя». Случайным методом избирается Вождь племени. Вождь формулирует для участников шуточную нереальную ситуацию. Например: «Соплеменники, Великий Вождь извещает вас о надвигающейся угрозе – огненная стихия уничтожила все посевы и запасы Пиццы. Как жить дальше? Призываю вас совершить спасительный ритуал!» Участники группы, не договариваясь друг с другом, начинают незамедлительно осуществлять любые действия, которые подсказывает их фантазия. Трудно предугадать и описать эти действия, они непредсказуемы. Это бывают – напевы, возгласы, загадочные движения. По ходу этой импровизации участники вынуждены ориентироваться друг на друга, взаимодействовать и постепенно синхронизируются, превращая действо на сцене в более осмысленное.

Актуальность таких игр для подростков очевидна – развиваются навыки взаимодействия, дети учатся слышать и понимать других, выражать свои мысли и чувства в спонтанной форме. Участие в импровизационных играх требует от подростков умения быстро принимать решения. А ещё импровизация – это проявление свободы выбора и свободы действия, что формирует критическое мышление [3]. И даже преодоление страха и самоограничений, обретение уверенности в себе! Можно уверенно сказать, что импровизационные игры – это мощный инструмент развития эмоционального интеллекта подростка.

Постановки спектаклей

Центральное место среди форм работы занимают постановки спектаклей.

В репертуаре ЛХТ «Глагол» есть постановки:

на военную тему – спектакль «Была война» (стихи советских поэтов, письма, воспоминания дедушек и бабушек участников спектакля);

детская сказка «Бармалей» (по мотивам произведений К.Чуковского);

«Сказки дремучего леса», в основу которого легли русские народные сказки;

«Вольные псы» («До свидания, овраг» К.Сергиенко)

«Волшебный орех» (по мотивам сказки Э.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»)

и другие.

Большое значение уделяем местному краеведческому материалу, культурному наследию своего региона. Томский автор Александр Казанцев специально для Томского театра юного зрителя написал пьесу «Ванюша, Иван Петрович…», много лет она была «визитной карточкой» этого театра. А с 2012 года спектакль вошёл в репертуар ЛХТ «Глагол».

Юное поколение томичей почти не знакомо со сказочными героями сибирского эпоса – «Владыкой Кедром», «Лихоманкой болотной», «Владычицей Васюганских болот», которые учат органичному сосуществованию Природы и Человека, бережному отношению к родному краю. Лесные пожары – тема актуальнейшая для нашего края. В сказке главный герой Ванюша случайно «выпускает» огненного змея и в тайге начинается пожар, а потом сам и озадачивается тем, как справиться с этой бедой. Пройдя испытания, он твёрдо идёт к своей цели и становится Русским Богатырем – ответственным за все происходящее на родной земле.

Постановка нацелена на воспитание ценностного отношения к родному краю, стимулирует интерес к изучению исторического и культурного наследия. Региональная статистика говорит, что краеведческой направленностью охвачено значительно меньше детей, чем в других направленностях дополнительного образования. Обеспечить интерес молодежи к изучению наследия родного края возможно через театральные постановки.

Появлению постановок предшествует исследовательская работа юных актеров при кураторской поддержке краеведов, культурологов, литераторов, художников и т.д. Например, на основании одной из легенд из сборника «Томские сказания», собранном историком-краеведом Татауровым Николаем Витальевичем [5], мы подготовили сценарий и выпустили спектакль «Легенда о красавице Томе».

Актёры ЛХТ «Глагол» рассказывают и показывают Легенду о князе Тояне, его сестре красавице Томе, храбром лучнике Ушае, об эуштинцах, о трусливом и коварном князе Басандае, о грозном и беспощадном Тайше. О любви к своему краю, верности заветам предков, героизме и самопожертвовании.

Спектакль поставлен в двух частях. Первая – современная, мягко погружает зрителя в тему, постепенно развивая интерес к легенде. Вторая часть – историческая – захватывает острым необыкновенным сюжетом.

Спектакль «Легенда о красавице Томе» стал не просто творческим подарком томичам к 420-летию города, а настоящим погружением в сибирские сказания и легенды. Спектакль очень востребован и любим детьми и взрослыми в нашем городе.

Эпилог

Наблюдая за развитием детей, я отмечаю, как, работая на сцене, они учатся не только основам актерского искусства, они обретают уверенность в своих силах, умение разбираться в людях и жизненных ситуациях, держаться на публике, грамотно и уверенно говорить, думать и действовать в нестандартных ситуациях, демонстрируют самостоятельность мышления и стремление к созиданию. Эти качества необходимы ребенку и в повседневной жизни, и в любой сфере деятельности.


 

Литература:

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.)

Ахьямова И. А., Шаньгина Е.П. Педагогический потенциал сценической импровизации в работе с подростками в дополнительном художественном образовании // Педагогическое образование в России. 2022. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-potentsial-stsenicheskoy-improvizatsii-v-rabote-s-podrostkami-v-dopolnitelnom-hudozhestvennom-obrazovanii (дата обращения: 25.01.2025).

Комаров А.В. Возможности импровизационных игр в воспитании творчески активной личности подростка// Казанский педагогический журнал №2 2023 год, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-improvizatsionnyh-igr-v-vospitanii-tvorcheski-aktivnoy-lichnosti-podrostkov/viewer (дата обращения: 25.01.2025).

Воспитание как целевая функция дополнительного образования детей: методическое пособие. – М., Ярославль, «Канцлер», 2023. –134 с.

Татауров Н.В. Томские сказания [Текст] / Татауров Н.В. — Томск: Томский государственный университет, 1993 — 86 c.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

5

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.