Оригами как развитие индивидуальности и творческого потенциала детей

6
0
Материал опубликован 8 May 2020

  Заявка на публикацию статьи

1

Фамилия, Имя, Отчество автора (полностью)

Гурожапова Мэдэгма Петровна,

Фамилия, Имя, Отчество соавторов (если есть)


3

Название статьи и количество страниц

Оригами как развитие индивидуальности и творческого потенциала детей, 


4

Место работы (полное название учреждения, без сокращений), район, город/село

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №33»

5

Должность, ученая степень, звание

учитель начальной школы


6

e-mail (если есть соавторы, то электронные адреса каждого соавтора)

mgurozhapova@yandex.ru































Оригами как развитие индивидуальности и творческого потенциала детей

С самого раннего детства нужно приучать

детей ценить и понимать красоту, которую

можно усмотреть во всем - в окружающей

природе, в звуке, в цвете.

Е.И.Рерих. Письма (т.2, 1938)


В настоящее время вопросы развития способностей привлекают все больше внимания. Стало очевидным, что расширившееся поле знаний, умений и навыков, которыми владеют современные дети, при обучении в школе не приносят желаемых результатов. Следовательно, надо позаботиться об активности к познанию окружающего мира, к решению познавательных задач, подготовить к сознательному получению знаний.


Почему именно оригами? Целесообразностью введения в работу с детьми обосновывается теми обстоятельствами, как желание творить и получать быстрый результат; а также оригами обладает, безусловно, огромным развивающим эффектом. Оригами – это японское искусство складывания бумаги. Оно оказывает большое влияние на развитие творческого воображения и восприятия, воздействует на развитие внимания и формирования памяти.


Для начала ребенок сосредоточит всё своё внимание для прочтения схемы складывания фигуры, а это связано с различными операциями мышления, которое направлено на восприятие осмысленной визуализации. Затем включает тактильное восприятие, когда встречается с бумагой. Он чувствует пальчиками шероховатость, плотность, упругость бумаги, видит цвет, реакцию на сгиб. Запоминает. Далее ребенок хорошо понимает, что перед ним готовая фигурка, но она не точная копия животного, птицы, цветочка, бабочки… это образ. Дети придумывают разные истории, разговаривают со своей фигуркой, а значит, они учатся не только складывать, но и сочинять. Дети гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. А родители в свою очередь высказывают свои наблюдения. Увлекаясь оригами, дети стали более усидчивыми, аккуратными, показывают лучшее развитие глазомера, возрастают интеллектуальные способности, легче дается работа с планами, схемами на занятиях по конструированию и ориентированию в пространстве. Дети становятся более организованными, коммуникативными.

Оказывается, можно сотворить целый мир из обычного листа бумаги.

Такие занятия нужны для детей, оригами является и своеобразной психотерапией, арт-терапией, способной отвлечь от тревог: складывая фигурку, ребенок поневоле концентрирует свое внимание на процессе своей деятельности. Кроме того, оригами стимулирует как левое, так и правое полушарие головного мозга, поскольку сам ребенок одновременно контролирует движение обеих рук.


Таким образом, занятия оригами

- дисциплинируют;

- воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предмету и материалу (бумаге);

- способствуют формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;

- влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;

- позволяют детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные, творческие, оформительские, театральные способности.

Бумага – одно из величайших изобретений человечества. Оно доступно для всех. Поэтому идеей развития оригами позволило выпустить небольшую брошюру «Книжка-оригамишка». (Приложение 1)

Чтобы заниматься оригами, потребуется:

Схемы складывания изделий. Да, оригами четко складывается по схеме. Во второй половине XX века японский оригамист Акира Йошидзава изобрел условные знаки, их может «прочитать» без перевода человек любой национальности. В этом и заключается универсальность и простота символов.

Журналы, книги по оригами. Пользуясь книгами по оригами, мы знакомимся подробнее с Базовыми формами оригами. Можно использовать Интернет-ресурсы .

Конверты, коробочки для готовых работ. Для чего они нужны? Спрятать от пыли, воздействия солнечных лучей, любые механические повреждения. Если изделие сильно нравится, их желательно сфотографировать и сохранить.

Белая и цветная бумага. Бумага на самом деле бывает разной, поделки делают из : офисной, цветной бумаги для ручного труда, металлизированной, тонкой кальки, салфеток, писчей, газетной…и т.д..

Цветной картон. Он необходим для фона, для изготовления открыток.

Линейки.

Простой и цветные карандаши, блестящие ручки, фломастеры для прорисовки мордочек животных, контуров, отдельных мелких деталей (окон, дверей, прожилки листа…)

Ножницы. Они должны быть лёгкими, удобными для детской руки, концы лезвий закруглены.

Клеящий карандаш, клей ПВА, кисточки для клея.

и, что очень важно, - это рабочий стол и стул!

Знать общие правила безопасности

Занятие не требует больших материальных затрат, абсолютно безопасно даже для маленьких детей. Большое значение имеет привлечение к занятиям оригами семью ребёнка. Ведь семья – это тот мир, в котором формируется личность, её духовное богатство и ценности. Поэтому в 2014 году в социальной сети ВКонтакте мною была организована группа «Оригами в каждую семью». Цель группы - развитие популярности искусства оригами путём обучения детей технике оригами в учреждениях дополнительного образования, в системе школьного и дошкольного образования, а также при проведении творческих мастерских и мастер-классов в рамках массовых мероприятий различного уровня и тематики.
В группу могут вступить все желающие: педагоги для кого оригами и хобби, и профессия; педагоги, пока ещё только интересующиеся вопросами преподавания оригами; внимательные и заботливые родители, любители оригами и просто творческие люди.

Складывание из бумаги – это не просто забава: чтобы сложить фигурку, требуются определенные навыки работы с бумагой. При этом развивающий потенциал оригами настолько велик, что его трудно переоценить. А применение получившихся оригами может быть самым неожиданным и удивительным. Так давайте удивлять и радовать маленьких и любознательных, заряжаться положительными эмоциями, мотивироваться детей к достижению успеха, дарить без исключения друг другу творческую энергию.

Литература

100 игрушек из бумаги. – СПб.: Дельта; Криталл, 2000

Анохина Г.Н.Оригинальные поделки из бумаги своими руками – ростов н/Д.:Владис; М.: РИПОЛ классик, 2012

Афонькин С. Оригами в школе и дома.- СПб.: АКИМ, 1996

Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи.- М.: Айрес-пресс, 2003

Ресурсы Интернета

https://ihappymama.ru/origami-dlya-detej-12-prostyh-shem-origami-iz-bumagi-dlya-detej/

https://zen.yandex.ru/media/mirkrestikom/origami-iz-bumagi-dlia-nachinaiuscih-prostye-shemy-5ac4a14b7ddde812024841de

https://deti-online.com/podelki/origami-dlya-detey/

Приложение 1

Введение

Рука – это инструмент всех инструментов.

Аристотель

Искусство складывания из бумаги мы называем в переводе с японского «оригами» («ори» - «сложенный», «ками» - «бумага»). Это слово в нашей гимназии стало употребляться совсем недавно и многие ребята стали поклонниками оригами.

Для того, чтобы заниматься оригами, не нужны дорогостоящие материалы или инструменты, достаточно лишь нескольких листов бумаги. Ведь это искусство универсальное, им может овладеть каждый. Тот, кто умеет уже что-то складывать, может легко научить другого. Так искусство передаётся «из рук в руки».

Так что начинаем с самолетиков и корабликов, а кто это забыл, вам поможет вспомнить и научить чему-нибудь новому этот сборник. В сборник подобраны известные традиционные модели оригами, которые были созданы так давно, что имена авторов не дошли до наших времен.

Данные модели, объединенные в один сборник просты и доступны как для взрослых, так и для детей.

Для путешествия по «Загадочному миру оригами», не забудьте прихватить с собой листы бумаги. Формат сборника будет удобен для путешествия.

Мэдэгма Гурожапова

Начинаем путешествие…

t1588937443aa.jpg

t1588937443ab.jpg

Лети журавлик, лети …

t1588937443ac.png

На голубь мира погляди…

t1588937443ad.jpg

Фантазии подвластны бумажные листы, для дома и в подарок, и просто для игры.

t1588937443ae.gif



Тюльпаны у нас не растут, но их весною продают, а девочки из бумаги складывают…

t1588937443af.png

Мальчишки не сидят на месте, а складывают вместе…

Гоночная машинка

t1588937443ag.jpg






t1588937443ah.jpg









Ах, лето, лето !...

Солнышком согрета…

Ковбойская шляпка

t1588937443ai.jpg



По лесным лужайкам прискакал к нам

Зайка – милый «Знайка»

t1588937443aj.jpg



Не беда, если пить захочется

Ведь из крана льёт вода,

а стаканчик сложится…


t1588937443ak.jpg

t1588937443al.jpg









И лягушка - попрыгушкаt1588937443am.jpg



Вертушка ветродуйка

t1588937443an.jpg



От жары спасаемся дома с милым другом

Мяурлушка «Мяушка»

t1588937443ao.jpg

t1588937443ap.jpg



Что такое оригами?

Мы сейчас вам объясним:

Это значит, из бумаги

Делаем мы, что хотим!



Прямоугольники, квадраты

Мы сгибаем много раз.

Получаются игрушки

Для прогулок и проказ.


Это чудо – оригами!

Сможем чудо сделать сами!

Не волшебными словами,

А вот этими руками!

t1588937443aq.jpg





МАОУ «Гимназия №33» г. Улан-Удэ

М.П. Гурожапова



Книжка-оригамишка

Загадочный мир оригами

Выпуск первый

t1588937443ar.jpg

Улан-Удэ

2020

Гурожапова Мэдэгма Петровна, МАОУ «Гимназия №33» г.Улан-Удэ


Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей