Роль учителя- дефектолога в реализации СИПР для обучающихся с УО
Роль учителя-дефектолога в реализации СИПР для обучающихся с умственной отсталостью
Общие сведения | Обращая внимание на общие сведения об обучающемся с УО, учитель – дефектолог в рамках планирования коррекционно-развивающей работы рассматривает рекомендации протокола ЦПМПК, где отражены направления коррекции нарушений, а также требования к индивидуализации образовательного процесса, а также год обучения в образовательной организации. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеристика обучающегося | Учитель – дефектолог вместе с другими специалистами психолого-педагогического сопровождения образовательной организации составляет характеристику в начале учебного года, где отражает уровни развития высших психических функций, уровень развития навыков самообслуживания, общетрудовых навыков и т.д. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Индивидуальный учебный план | ИУП включает индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из общего учебного плана АООП, с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей и особенностей развития конкретного обучающегося с указанием объема учебной нагрузки. Учитель – дефектолог рассматривает данный учебный план, а именно количество часов на ведение коррекционно-развивающих занятий. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание образования | В содержании образования учитель – дефектолог отражает основные направления коррекционно-развивающей работы и в дальнейшем их реализует. Например, в учебной программе коррекционно-развивающего курса в разделе «Развитие слухового восприятия и слуховой памяти» есть тема: Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам. Значит, учитель – дефектолог отражает образовательную задачу: различает речевые и неречевые звуки, подражает речевым и неречевым звукам. Где, в дальнейшем, каждое полугодие отмечает уровень освоения данного навыка. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Условия реализации потребности в уходе | Условия реализации потребности в уходе за обучающимся с умственной отсталостью выполняет ассистент. Учитель – дефектолог может давать рекомендации, памятки ассистенту, либо другим членам образовательного процесса, выполняющего данную функцию. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Внеурочная деятельность | Внеурочная деятельность происходит преимущественно в групповой форме и призвана способствовать общему развитию и социальной интеграции обучающихся. Поэтому учитель-дефектолог может организовывать мероприятия, подвижные игры с целью коррекции и компенсации утраченных навыков обучающегося. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР | В списке специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР, обычно учитель класса и/или предмета, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др. Учитель – дефектолог – является ведущим специалистом составления СИПР. Он составляет характеристику на обучающегося с другими специалистами сопровождения, его занятия включены в ИУП, в СИПР отражено содержание коррекционно-развивающей программы развития и т.д. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося | Учитель-дефектолог -проводит консультации по всем вопросам оказания психолого-педагогической помощи ребенку; -согласует требования к ребенку и выбору единых подходов к его воспитанию и обучению в условиях образовательной организации и семьи; -помогает в создании для ребенка предметно-развивающей среды дома; -составляет задания для обучающегося для закрепления полученных знаний и навыков дома; -участвует в работе психолого-медико-педагогических консилиумов по актуальным вопросам помощи их ребенку; -регулярно контактирует с родителями и специалистами (телефон, интернет, дневник и др.) в течение всего учебного года и др. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Перечень необходимых технических средств | Учитель – дефектолог при составлении СИПР вносит в перечень необходимых технических средств список тех материалов, которые он использует в дальнейшем для реализации коррекционно-образовательного процесса. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Средства мониторинга и оценки динамики обучения | Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются учителем-дефектологом описательно в форме характеристики за учебный год. На основе характеристики по итогам года и внесенных в нее изменений, произошедших в летний период, составляется СИПР на следующий учебный период. Учитель – дефектолог оценивает результаты коррекционно-развиающей работы следующим способом и в дальнейшем вносим данные в раздел СИПР «Содержание образования», где на основании данных имеем подробную характеристику на обучающегося после проделанной работы:
|