12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Федюшина Ульяна Игоревна37
Россия, Липецкая обл., Елец

Роль учителя-дефектолога в реализации СИПР для обучающихся с умственной отсталостью

Общие сведения 


Обращая внимание на общие сведения об обучающемся с УО, учитель – дефектолог в рамках планирования коррекционно-развивающей работы рассматривает рекомендации протокола ЦПМПК, где отражены направления коррекции нарушений, а также требования к индивидуализации образовательного процесса, а также год обучения в образовательной организации. 

Характеристика обучающегося


Учитель – дефектолог вместе с другими специалистами психолого-педагогического сопровождения образовательной организации составляет характеристику в начале учебного года, где отражает уровни развития высших психических функций, уровень развития навыков самообслуживания, общетрудовых навыков и т.д.

Индивидуальный учебный план


ИУП включает индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из общего учебного плана АООП, с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей и особенностей развития конкретного обучающегося с указанием объема учебной нагрузки. Учитель – дефектолог рассматривает данный учебный план, а именно количество часов на ведение коррекционно-развивающих занятий.

Содержание образования


В содержании образования учитель – дефектолог отражает основные направления коррекционно-развивающей работы и в дальнейшем их реализует. Например, в учебной программе коррекционно-развивающего курса в разделе «Развитие слухового восприятия и слуховой памяти» есть тема: Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам. Значит, учитель – дефектолог отражает образовательную задачу: различает речевые и неречевые звуки, подражает речевым и неречевым звукам. Где, в дальнейшем, каждое полугодие отмечает уровень освоения данного навыка.

Условия реализации потребности в уходе


Условия реализации потребности в уходе за обучающимся с умственной отсталостью выполняет ассистент. Учитель – дефектолог может давать рекомендации, памятки ассистенту, либо другим членам образовательного процесса, выполняющего данную функцию.

Внеурочная деятельность


Внеурочная деятельность происходит преимущественно в групповой форме и призвана способствовать общему развитию и социальной интеграции обучающихся. Поэтому учитель-дефектолог может организовывать мероприятия, подвижные игры с целью коррекции и компенсации утраченных навыков обучающегося.


Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР


В списке специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР, обычно учитель класса и/или предмета, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др. Учитель – дефектолог – является ведущим специалистом составления СИПР. Он составляет характеристику на обучающегося с другими специалистами сопровождения, его занятия включены в ИУП, в СИПР отражено содержание коррекционно-развивающей программы развития и т.д.


Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося


Учитель-дефектолог

-проводит консультации по всем вопросам оказания психолого-педагогической помощи ребенку;

-согласует требования к ребенку и выбору единых подходов к его воспитанию и обучению в условиях образовательной организации и семьи;

-помогает в создании для ребенка предметно-развивающей среды дома;

-составляет задания для обучающегося для закрепления полученных знаний и навыков дома;

-участвует в работе психолого-медико-педагогических консилиумов по актуальным вопросам помощи их ребенку;

-регулярно контактирует с родителями и специалистами (телефон, интернет, дневник и др.) в течение всего учебного года и др.

Перечень необходимых технических средств 

Учитель – дефектолог при составлении СИПР вносит в перечень необходимых технических средств список тех материалов, которые он использует в дальнейшем для реализации коррекционно-образовательного процесса.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения


Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются учителем-дефектологом описательно в форме характеристики за учебный год. На основе характеристики по итогам года и внесенных в нее изменений, произошедших в летний период, составляется СИПР на следующий учебный период.
В конце первого полугодия по итогам мониторинга экспертной группой, в случае необходимости, могут быть внесены изменения в СИПР. В конце учебного года на основе анализа данных на каждого учащегося составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий учебный год.

Учитель – дефектолог оценивает результаты коррекционно-развиающей работы следующим способом и в дальнейшем вносим данные в раздел СИПР «Содержание образования», где  на основании данных имеем подробную характеристику на обучающегося после проделанной работы:

Уровни усвоения (выполнения ) действий / операций

1. Пассивное участие/соучастие

Действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что – либо сделать с ним)

-

2. Активное участие

действие выполняется ребёнком:


- со значительной помощью взрослого;

дд

- с частичной помощью взрослого;

д

- по последовательной инструкции (изображения или вербально);

ди

- по подражанию или по образцу;

до

- самостоятельно с ошибками;

сш

- самостоятельно

с


Сформированность  представлений


1. Представление отсутствует

0

2. Не выявить наличие представлений

?

3. Представление на уровне:


- использование по прямой подсказке;

1

- использование с косвенной подсказке;

2

- самостоятельное использование

3


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.