12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Морозова Татьяна9657
Работаю учителем надомного обучения с детками с тяжёлыми нарушениями. Трудно. Но любой успех значительнее вдвойне.
Россия, Костромская обл., Солигалич
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Солигаличская средняя общеобразовательная школа"

Солигаличского муниципального района Костромской области

«Рассмотрено»

на заседании районного методического объединения учителей, работающих с детьми с ОВЗ.

Протокол № 1 от « » сентября 2018 г

Руководитель МО ___________________

«Согласовано»

Заместитель директора по УМР

« » сентября 2018 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ «Солигаличская СОШ»

« » сентября 2018 г.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)

обучающегося с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями),

с тяжелыми и множественными нарушениями развития

(8 класс)

Д.

2018-2019 уч. Г.

Характеристика

Д. родился 19 июля 2004 года. Семья полная, социально-бытовые условия удовлетворительные. Воспитывается в семье бабушки и дедушки, с родителями общается, играет с младшими братом и сестрой. В семье ребёнка любят, заботятся.

 Обучается по индивидуальной программе на дому.

В контакт вступает с трудом, коммуникативные возможности на низком уровне. При общении с незнакомыми и малознакомыми людьми старается спрятаться, уйти, проявляет негативизм.

Критичность своих действий и поступков отсутствует. При замечаниях, исправлении ошибок раздражается, наблюдается неадекватность поведения. Проявляет агрессию и самоагрессию (бьёт себя кулаком по лбу, стукается головой о твёрдую поверхность, щипает и кусает себя).

Динамическая организация мелкой моторики пальцев рук нарушена, движения замедлены, манипуляция с предметами неловкая. Ведущая рука правая. Координация движения обеих рук не координирована. Простые физические упражнения выполняет с затруднениями: приседы, наклоны и т. д.

Двигательные функции артикуляционного аппарата, ограничены, язык малоподвижен, движения неточные. Нарушено звукопроизношение. Речь невнятная. В активной речи использует простую фразу. Плохо различает звуки, не может определить место звука в слове, звуки не дифференцирует. Речь понимает на бытовом уровне. Не соотносит произносимую фразу с выполняемым действием. Знает и называет всех членов семьи по именам. Знает своё имя и фамилию, может написать.

Особенности познавательной сферы: выделяет фигуры из фона, знает основные геометрические фигуры, основные цвета знает, путает названия «жёлтый-зелёный», нарушена целостность восприятия. Величина на уровне большой – маленький. Пространственная ориентировка нарушена. Внимание неустойчивое, ослабленное, нарушены концентрация, переключаемость, распределение. Работоспособность снижена, быстро утомляется. Преобладает кратковременная механическая память, объем запоминаемого материала небольшой. Мышление конкретное, аналогии не проводит, функции сравнения и обобщения не развиты, исключение понятий не проводит. Общая осведомленность низкая, на бытовом уровне.

Чтением не овладел, знает буквы, может прочитать слоги, но прочитать слово из двух слогов не может, «не слышит» произносимых слогов, пытается слово догадать по первому слогу. В обучении Д. используется методика «Глобального чтения». Хорошо запоминает графический образ слова, соотносит его с картинкой, печатает слова на компьютере или записывает в тетрадь (больше нравится печатать на компьютере). Легко запомнил слова-глаголы. Может записать предложения типа: «Д. прыгает», «Собака бежит», «Яблоко висит». Легче запоминает слова со сложной слоговой структурой.

По математике овладел счётом до 20. Знает прямой и обратный счёт, может найти «потерянное» число в числовом ряду, сравнивает с помощью полосок разной длины. При выполнении действий на сложение и вычитание пользуется числовым рядом, выполняет только с помощью учителя. Может считать на калькуляторе с помощью взрослого. При записи в тетради не соблюдает строку, с линейкой работает, но требуется контроль. Любит выполнять пальчиковую гимнастику. Нравится играть, но правила игр не понимает. Интерес к игре неустойчивый, быстро утомляется, требуется смена видов деятельности. Поведение неадекватное, импульсивное, отсутствует самоконтроль и произвольность в поведении, характерны вспышки агрессии и аутоагрессии.

Нуждается в постоянном контроле, уходе и присмотре со стороны взрослых.

Пояснительная записка.

Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант С), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении получает образование по варианту D адаптированной основной образовательной программы, на основе которой, разрабатывается специальная индивидуальная образовательная программа (СИОП), учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью. АООП ОО (вариант D) обучающихся с умственной отсталостью направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социокультурными ценностями, развитие необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Для данного учащегося, характерна умственная отсталость умеренной степени, которая сочетается с нарушениями эмоционально-волевой сферы и расстройствами аутистического спектра. У мальчика конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание речи. Языковые средства сформированы.

Внимание учащегося привлекается с трудом, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность увеличивается. Запас сведений и представлений об окружающем мире существенно сужен. Отмечается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе у учащегося могут сформироваться элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные упражнения, либо формирование заново. Обще-моторное развитие нарушено. Имеются существенные отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию некоторых прикладных физических действий. Различные нарушения влияют на развитие ребенка не каждое по отдельности, а в своей совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим ребенку требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает размеры поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении. Выявляется значительная неоднородность по количеству, характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии, специфики их сочетания. Уровень психофизического развития ребенка с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы, которое чаще всего является причиной сочетанных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения интеллекта, сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной мере препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка в семье и обществе сверстников. Характер развития такого ребенка зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи. В связи с выраженными нарушениями и искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов ребенок не способен произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающегося с умственной отсталостью и ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

Систематические занятия по предметам, чередующиеся работой и отдыхом, оказывают положительное влияние на психофизическое состояние организма, тем самым способствуют преодолению имеющихся нарушений.

Целью программы является овладение учащимися системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков по общеобразовательным и коррекционным курсам, необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.

В данной программе решаются следующие задачи: воспитательные, коррекционно-развивающие, образовательные, формирование социально-бытовых навыков.

Воспитательные задачи и формирование социально-бытовых навыков:

- решать вопросы социализации,

- повышать самостоятельность и автономию учащегося и его семьи,

-прививать нравственные ориентиры в деятельности и поведении учащегося,

-воспитывать положительные личностные качества, положительную мотивацию к обучению.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать компенсаторные механизмы становления психики и деятельности ребёнка,

- преодолевать и предупреждать у учащегося вторичные отклонения в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров.

Образовательные задачи:

- обучать счёту, письму и чтению в практической направленности,

- обучать ребёнка способам усвоения общественного опыта,

- развивать познавательную активность,

- формировать все виды деятельности (учебная, трудовая, игровая).

Сроки реализации программы: 1 год.

Учебный план ученика 8 класса надомного обучения на 2018-2019 уч.г.

Образовательная область

Кол-во часов в неделю

Всего часов

Математика

2

68

Письмо (графика) и развитие речи

2

68

Чтение (альтернативное) и развитие речи

2

68

Окружающий мир

1

34

Социально-бытовая ориентировка

1

34

ИЗО

1

34

Развитие психомоторики

2

68


 

Количество часов в неделю: 11

Количество часов в год: 374


 


 


 

Ожидаемые результаты:

- улучшение уровня познавательной активности ребенка;

- потребность в успешном преодолении имеющихся нарушений.

В разработке СИПР участвовали:

-… – учитель надомного обучения

- … – педагог - психолог

- … логопед

Образовательная область

ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ (АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ)

Пояснительная записка.

Ведущим принципом построения программы является практическая и коррекционная направленность обучения.

Цель: всесторонняя педагогическая поддержка ребенка с ограниченными возможностями здоровья, возможность предоставить в его распоряжение систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности общения и образования.

В рамках поставленной цели определены следующие задачи:

- формировать первичные ценностные представления учащегося о книгах и иллюстрациях, картинках и картинах;

- приобщать к словесному искусству в доступных для учащегося ситуациях;

- создавать условия для пробуждения речевой активности ребенка;

- знакомить с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;

- приобщать к словесному искусству в доступных для учащегося ситуациях;

- развивать коммуникативные функции учащегося, удовлетворяя его коммуникативную потребность.

Для ребенка с ТМНР недостаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал. Учащийся овладевает материалом на самом низком уровне. Поэтому в рамках реализации программы важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. Программа составлена с учётом уровня обученности ребенка, максимального развития познавательных интересов, индивидуального подхода. В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие технологии.

Процесс чтения – условное понятие по отношению к учащемуся с ТМНР, который на всём протяжении обучения зависим от педагога в выборе книг для чтения, способах, формах и степени выразительности и т. д. В силу значительных ограничений вербальной коммуникации учащийся с умеренной умственной отсталостью оказывается в большой зависимости от коммуникативных партнёров, поэтому так важно научить его альтернативным приёмам работы с различными видами доступной информации. При обучении «чтению» учащегося с ТМНР основной акцент делается на то, что важнейшей задачей обучения является не собственно ознакомление учащихся с художественной литературой, не занятия их литературным образованием, а ежедневное чтение им художественной литературы (потешек, стихотворений, сказок, коротких рассказов и т. п.) и формирование умений самостоятельно воспроизводить эти тексты, используя для этого невербальные средства коммуникации.

Содержание программы

В рамках предмета рассматриваются следующие варианты «чтения»: «чтение» телесных и мимических движений; «чтение» изображений на картинках и картинах; «аудиальное чтение» (слушание аудиокниг, литературных произведений, записанных на пластинки, аудиокассеты, CD-диски); «чтение» видеоизображений (на CD-дисках, видеофильмы — мультфильмы, документальные кадры о природе, животных, отрывки художественных фильмов); слушание чтения учителем произведений разных жанров и тематик; формирование умений самостоятельно воспроизводить эти тексты, используя невербальные средства коммуникации.

В процессе работы по предмету рекомендуется последовательное выполнение следующих упражнений:

практическая деятельность;

упражнения с картинками;

упражнения с символами;

упражнения по прослушанному тексту;

упражнения со словами и т. п.

Календарно-тематическое планирование

образовательной области

«Чтение и развитие речи (альтернативное чтение» (2 ч. в неделю; 68 ч.)

Тема занятия

Дата

1.

«Вежливые слова» «Ёжик нашёл словечко».

3.09.

2.

«Вежливые слова» «Ёж пошёл искать зайчишку».

6.09.

3.

«Вежливые слова» «Ёжик и мышка».

10.09.

4.

Глобальное чтение «Садовые цветы».

13.09.

5.

«Вежливые слова» «Ёжик и белочка».

17.09.

6.

«Вежливые слова» «Ёжик и медвежонок».

20.09.

7.

«Вежливые слова» «Ёжик и лисичка».

24.09.

8.

Глобальное чтение «Садовые цветы».

27.09.

9.

Чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой».

1.10.

10.

«Умный транспорт» « Экскаватор».

4.10.

11.

«Умный транспорт» «Бульдозер».

8.10.

12.

Глобальное чтение «Ягоды».

11.10.

13.

«Умный транспорт» «Моечная машина».

15.10.

14.

«Умный транспорт» «Каток».

18.10.

15.

«Умный транспорт» «Подъёмный кран».

22.10.

16.

Глобальное чтение «Ягоды».

25.10.

17.

Чтение русской народной сказки «Кот и лиса»».

8.11.

18.

«Учимся читать стихи» «Чистый и грязный»

12.11.

19.

«Учимся читать стихи» «С утра до вечера»

15.11.

20.

Глобальное чтение «Названия месяцев».

19.11.

21.

«Учимся читать стихи» «Мышки»

22.11.

22.

«Учимся читать стихи» «Щенок»

26.11.

23.

«Учимся читать стихи» «Зоопарк»

29.11.

24.

Глобальное чтение «Названия месяцев».

3.12.

25.

Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

6.12.

26.

«Учимся читать стихи» «Сюрприз»

10.12.

27.

«Учимся читать стихи» «Кошка»

13.12.

28.

Глобальное чтение «Пассажирский транспорт».

17.12.

29.

«Учимся читать стихи» «Дни недели»

20.12.

30.

«Учимся читать стихи» «Времена года»

24.12.

31.

«Учимся читать стихи» «Про щенка»

27.12.

32.

Глобальное чтение «Пассажирский транспорт».

 

33.

Чтение русской народной сказки «Три медведя».

 

34.

«Учимся читать сами» «Танцующий цветок»

 

35.

«Учимся читать сами» «Про слонёнка»

 

36.

Глобальное чтение «Глаголы».

 

37.

«Учимся читать сами» «Про Зайца и Снеговика»

 

38.

«Учимся читать сами» «Про Котика и Петуха»

 

39.

«Учимся читать сами» «Про снегирей»

 

40.

Глобальное чтение «Глаголы».

 

41.

Чтение русской народной сказки «Волк и коза».

 

42.

«Учимся читать сами» «Разноцветные льдинки»

 

43.

«Учимся читать сами» «Мышка и тыква»

 

44.

Глобальное чтение «Школьные принадлежности».

 

45.

«Учимся читать сами» «Котёнок»

 

46.

«Учимся читать сами» «Как медвежонок захотел белую шубку»

 

47.

«Учимся читать сами» «Как ёжик письма писал»

 

48.

Глобальное чтение «Школьные принадлежности».

 

49.

Чтение русской народной сказки «Лисичка сестричка и волк».

 

50.

«Учимся читать сами» «Про весну»

 

51.

«Учимся читать сами» «Кит и Кораблик»

 

52.

Глобальное чтение «Профессии».

 

53.

«Учимся читать сами» «Как Медвежонок чуть весну не проспал»

 

54.

«Читаем и пересказываем» «Цыплёнок»

 

55.

«Читаем и пересказываем» «Как заяц шубку менял»

 

56.

Глобальное чтение «Профессии».

 

57.

Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

 

58.

«Читаем и пересказываем» «Про муравья»

 

59.

«Читаем и пересказываем» «Сказка про вредную акулу»

 

60.

Глобальное чтение «Бытовые электроприборы».

 

61.

«Читаем и пересказываем» «Белочка и её друзья»

 

62.

«Читаем и пересказываем» «День рождения лошадки»

 

63.

«Читаем и пересказываем» «Лисёнок и снеговик»

 

64.

Глобальное чтение «Бытовые электроприборы».

 

65.

Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».

 

66.

Прослушивание русских народных сказок (аудио).

 

67.

Глобальное чтение «Бытовые электроприборы».

 

68.

Обобщающий урок «Глобальное чтение»

 

Образовательная область

ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ (ГРАФИКА)

Пояснительная записка.

Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Физическая недостаточность при ТМНР ограничивает у учащейся формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата. В связи с этим, обучение ребенка общению включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у него потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.

Цель программы – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Смыслом обучения является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерное, дозированное, заранее программируемое организованное включение в общение.

Задачи программы:

- учить учащегося писать самостоятельно слоги и небольшие слова;

- развивать зрительное восприятие и пространственную ориентировку;

- развивать и корректировать мелкую моторику рук;

- совершенствовать графические навыки;

-прививать навыки правильной посадки, правильного пользования карандашом, ручкой.

Материально-техническое оснащение учебного предмета включает: графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, символы), наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи; обучающие компьютерные программы; аудио и видеоматериалы.

Содержание программы:

Узнавание и различение букв. Написание буквы (по контуру, по точкам, по образцу) . Написание печатной и письменной буквы. Написание букв и слогов под диктовку. Изготовление букв из подручных материалов с подробной и пошаговой помощью учителя.

Составление и письмо слогов и небольших слов.

Освоение технических средств коммуникации в доступных пределах.

Календарно-тематическое планирование

образовательной области

«Письмо и развитие речи (графика)» (2 ч. в неделю; 68 ч.)

Тема занятия

Дата

1.

«Вежливые слова» «Ёжик нашёл словечко».

3.09.

2.

«Вежливые слова» «Ёж пошёл искать зайчишку».

6.09.

3.

«Вежливые слова» «Ёжик и мышка».

10.09.

4.

Глобальное чтение и письмо «Садовые цветы».

13.09.

5.

«Вежливые слова» «Ёжик и белочка».

17.09.

6.

«Вежливые слова» «Ёжик и медвежонок».

20.09.

7.

«Вежливые слова» «Ёжик и лисичка».

24.09.

8.

Глобальное чтение и письмо «Садовые цветы».

27.09.

9.

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».

1.10.

10.

«Умный транспорт» « Экскаватор».

4.10.

11.

«Умный транспорт» «Бульдозер».

8.10.

12.

Глобальное чтение и письмо «Ягоды».

11.10.

13.

«Умный транспорт» «Моечная машина».

15.10.

14.

«Умный транспорт» «Каток».

18.10.

15.

«Умный транспорт» «Подъёмный кран».

22.10.

16.

Глобальное чтение и письмо «Ягоды».

25.10.

17.

Русская народная сказка «Кот и лиса»».

8.11.

18.

«Учимся читать стихи» «Чистый и грязный»

12.11.

19.

«Учимся читать стихи» «С утра до вечера»

15.11.

20.

Глобальное чтение и письмо «Названия месяцев».

19.11.

21.

«Учимся читать стихи» «Мышки»

22.11.

22.

«Учимся читать стихи» «Щенок»

26.11.

23.

«Учимся читать стихи» «Зоопарк»

29.11.

24.

Глобальное чтение и письмо «Названия месяцев».

3.12.

25.

Русская народная сказка «Заюшкина избушка».

6.12.

26.

«Учимся читать стихи» «Сюрприз»

10.12.

27.

«Учимся читать стихи» «Кошка»

13.12.

28.

Глобальное чтение и письмо «Пассажирский транспорт».

17.12.

29.

«Учимся читать стихи» «Дни недели»

20.12.

30.

«Учимся читать стихи» «Времена года»

24.12.

31.

«Учимся читать стихи» «Про щенка»

27.12.

32.

Глобальное чтение и письмо «Пассажирский транспорт».

 

33.

Русская народная сказка «Три медведя».

 

34.

«Учимся читать сами» «Танцующий цветок»

 

35.

«Учимся читать сами» «Про слонёнка»

 

36.

Глобальное чтение и письмо «Глаголы».

 

37.

«Учимся читать сами» «Про Зайца и Снеговика»

 

38.

«Учимся читать сами» «Про Котика и Петуха»

 

39.

«Учимся читать сами» «Про снегирей»

 

40.

Глобальное чтение и письмо «Глаголы».

 

41.

Русская народная сказка «Волк и коза».

 

42.

«Учимся читать сами» «Разноцветные льдинки»

 

43.

«Учимся читать сами» «Мышка и тыква»

 

44.

Глобальное чтение и письмо «Школьные принадлежности».

 

45.

«Учимся читать сами» «Про котёнка»

 

46.

«Учимся читать сами» «Как медвежонок захотел белую шубку»

 

47.

«Учимся читать сами» «Как ёжик письма писал»

 

48.

Глобальное чтение и письмо «Школьные принадлежности».

 

49.

Русская народная сказка «Лисичка сестричка и волк».

 

50.

«Учимся читать сами» «Про весну»

 

51.

«Учимся читать сами» «Кит и Кораблик»

 

52.

Глобальное чтение и письмо «Профессии».

 

53.

«Учимся читать сами» «Как Медвежонок чуть весну не проспал»

 

54.

«Читаем и пересказываем» «Цыплёнок»

 

55.

«Читаем и пересказываем» «Как заяц шубку менял»

 

56.

Глобальное чтение и письмо «Профессии».

 

57.

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

 

58.

«Читаем и пересказываем» «Про муравья»

 

59.

«Читаем и пересказываем» «Сказка про вредную акулу»

 

60.

Глобальное чтение «Бытовые электроприборы».

 

61.

«Читаем и пересказываем» «Белочка и её друзья»

 

62.

«Читаем и пересказываем» «День рождения лошадки»

 

63.

«Читаем и пересказываем» «Лисёнок и снеговик»

 

64.

Глобальное чтение «Бытовые электроприборы».

 

65.

Русская народная сказка «Маша и медведь».

 

66.

Прослушивание русских народных сказок (аудио). Письмо под диктовку.

 

67.

Глобальное чтение «Бытовые электроприборы».

 

68.

Глобальное чтение «Обобщающий урок».

 

Образовательная область

МАТЕМАТИКА

Пояснительная записка.

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни.

Цель обучения – формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни. Программа предполагает работу по изучению чисел в пределах 50, узнавание и чтение в учебной и внеучебной деятельности, формированию навыка по определению времени с помощью часов с цифровым и электронным циферблатом, умения пользоваться калькулятором.

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач. Зная цифры, ребенок сможет сообщить дату рождения, домашний адрес, номер телефона, различить дни на календаре, сориентироваться в программе телевизионных передач и др. Представления об объемных геометрических телах и плоскостных геометрических фигурах, их свойствах пригодятся ребенку на занятиях по аппликации, лепке, рисованию, труду.

Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; плакаты с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.

Содержание программы

Временные представления. Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий.

Количественные представления. Нахождение одинаковых предметов. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета).

Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Счёт в пределах 50. Выполнение действий «сложение» и «вычитание» в пределах 50 с помощью калькулятора.

Представления о размере. Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте.

Представление о форме. Различение круглых и некруглых геометрических тел. Построение с помощью линейки геометрических фигур («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).

Пространственные представления. Пространственные представления (верх, низ, перед, зад). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперед», «назад»).

Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей.

Математические знания, необходимые для ориентировки в окружающей действительности: номер дома, дата рождения, дни календаря, номера телефонов спец. служб.

Календарно-тематическое планирование

образовательной области «Математика» (2 ч. в неделю; 68 ч.)

Тема занятия

Дата

1.

Прямой и обратный счёт до 20.

5.09.

2.

Сравнение чисел до 20.

7.09.

3.

Сложение чисел до 20.

12.09.

4.

Вычитание чисел до 20.

14.09.

5.

Решение практико-ориентированных задач.

19.09.

6.

Работа с калькулятором.

21.09.

7.

Работа с монетами.

26.09.

8.

Дидактическая игра «Магазин».

28.09.

9.

Знакомство с числами третьего десятка.

3.10.

10.

Прямой счёт от 20 до 30.

5.10.

11.

Прямой счёт от 1 до 30.

10.10.

12.

Обратный счёт от 30 до 20.

12.10.

13.

Обратный счёт от 30 до 1.

17.10.

14.

Сложение чисел. (примеры вида: 20 + 1; 20 + 2 и т. д.)

19.10.

15.

Сложение чисел. (прибавление 1).

24.10.

16.

Сложение чисел с переходом через разряд с помощью калькулятора.

26.10.

17.

Решение практико-ориентированных задач на сложение.

7.11.

18.

Работа с монетами.

9.11.

19.

Дидактическая игра «Магазин».

14.11.

20.

Вычитание чисел. (примеры вида: 21 -1; 22 – 2 и т. д.)

16.11.

21.

Вычитание чисел. ( вычитание 1).

21.11.

22.

Вычитание чисел с переходом через разряд с помощью калькулятора.

23.11.

23.

Решение практико-ориентированных задач на вычитание.

28.11.

24.

Работа с монетами.

30.11.

25.

Дидактическая игра «Магазин».

5

26.

Решение практико-ориентированных задач.

7

27.

Обобщающий урок по теме «Числа третьего десятка».

12

28.

Знакомство с числами четвёртого десятка.

14

29.

Прямой счёт от 30 до 40.

19

30.

Прямой счёт от 1 до 40.

21

31.

Обратный счёт от 40 до 30.

26

32.

Обратный счёт от 40 до 1.

28

33.

Сложение чисел. (примеры вида: 30 + 1; 30 + 2 и т. д.)

 

34.

Сложение чисел. (прибавление 1).

 

35.

Сложение чисел с переходом через разряд с помощью калькулятора.

 

36.

Решение практико-ориентированных задач на сложение.

 

37.

Работа с монетами.

 

38.

Дидактическая игра «Магазин».

 

39.

Вычитание чисел. (примеры вида: 31 -1; 32 – 2 и т. д.)

 

40.

Вычитание чисел. ( вычитание 1).

 

41.

Вычитание чисел с переходом через разряд с помощью калькулятора.

 

42.

Решение практико-ориентированных задач на вычитание.

 

43.

Работа с монетами.

 

44.

Дидактическая игра «Магазин».

 

45.

Решение практико-ориентированных задач.

 

46.

Работа с часами.

 

47.

Работа с календарём.

 

48.

Обобщающий урок по теме «Числа четвёртого десятка».

 

49.

Знакомство с числами пятого десятка.

 

50.

Прямой счёт от 40 до 50.

 

51.

Прямой счёт от 1 до 50.

 

52.

Обратный счёт от 50 до 40.

 

53.

Обратный счёт от 50 до 1.

 

54.

Сложение чисел. (примеры вида: 40 + 1; 40 + 2 и т. д.)

 

55.

Сложение чисел. (прибавление 1).

 

56.

Сложение чисел с переходом через разряд с помощью калькулятора.

 

57.

Решение практико-ориентированных задач на сложение.

 

58.

Работа с монетами.

 

59.

Дидактическая игра «Магазин».

 

60.

Вычитание чисел. (примеры вида: 41 -1; 42 – 2 и т. д.)

 

61.

Вычитание чисел. ( вычитание 1).

 

62.

Вычитание чисел с переходом через разряд с помощью калькулятора.

 

63.

Решение практико-ориентированных задач на вычитание.

 

64.

Работа с монетами.

 

65.

Дидактическая игра «Магазин».

 

66.

Решение практико-ориентированных задач.

 

67.

Работа с часами.

 

68.

Обобщающий урок по теме «Счёт до 50».

 


 

Образовательная область

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Пояснительная записка.

Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, ее многообразии, о взаимосвязи живой природы и человека.

Цель обучения – формирование представлений о живой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами программы являются:

- формирование представлений о животном мире. Ребенок знакомится с разнообразием животного мира, получает представления о среде обитания животных, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными, ребенок учится выполнять доступные действия: кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней. Формирование представлений у ребенка с ТМНР происходит по принципу «от частного к общему».

Материально-техническое обеспечение предмета включает: наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки); плакаты с изображениями действий, операций по уходу за животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными животными для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о животных; аудио- и видеоматериалы.

Содержание программы.

Представление о временах года, сезонных изменениях в природе. Сезонные занятия людей.

Представление о фруктах и овощах произрастающих в нашем районе, время уборки; лесных грибах и ягодах, их названия, внешний вид, время сбора.

Представление о цветущих растениях луга и сада. Первоцветы. Лекарственные травы.

Представление о животных, которых человек содержит дома: черепаха, хомяк, попугай.

Представление о птицах. Зимующие и перелётные.

Представление о рыбах. Морские рыбы и животные.

Представление о животных зоопарка.

Представление о насекомых.

Различия людей по полу, возрасту. Части тела человека

Календарно-тематическое планирование

образовательной области

«Окружающий мир» (1 ч. в неделю; 34 ч.)

Тема занятия

Дата

 

Сезонные изменения. Осень.

 

1.

Осень. Признаки осени.

4.09.

2.

Экскурсия «Листопад».

11.09.

3.

Сезонные изменения в жизни животных.

18.09.

4.

Занятия людей осенью.

25.09.

 

Мир растений.

 

5.

Уборка урожая. Овощи.

2.10.

6.

Уборка урожая. Фрукты.

9.10.

7.

Грибы.

16.10.

8.

Лесные ягоды.

23.10.

9.

Садовые ягоды.

6.11.

10.

Лекарственные травы.

13.11.

 

Сезонные изменения. Зима.

 

11.

Зима. Признаки зимы.

20.11.

12.

Экскурсия «Зима в городе».

27.11.

13.

Жизнь животных зимой.

4.12.

14.

Операция «Кормушка»

11.12.

 

Мир животных.

 

15.

Домашние животные: хомяк, черепаха, попугай.

18.12.

16.

Путешествие в зоопарк: слон, жираф, зебра, кенгуру.

25.12.

17.

Путешествие в зоопарк: белый медведь, морж, тюлень, песец.

 

18.

Нелетающие птицы: страус, пингвин, дрофа.

 

19.

Морские животные.

 

20.

Морские рыбы.

 

21.

Насекомые.

 
 

Сезонные изменения. Весна.

 

22.

Весна. Признаки весны.

.

23.

Экскурсия «Река весной».

 

24.

Занятия людей весной.

 

25.

Перелётные птицы.

 
 

Мир растений.

 

26.

Цветы луговые.

 

27.

Цветы садовые.

 

28.

Цветы комнатные.

 

29.

Экскурсия «Первые весенние цветы».

 
 

Человек.

 

30.

Части тела человека.

 

31.

Различение людей по полу.

 

32.

Различение людей по возрасту.

 
 

Сезонные изменения. Лето.

 

33.

Лето. Признаки лета.

 

34.

Экскурсия «Здравствуй лето».

 


 


 

Образовательная область

РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ

Пояснительная записка.

Целью обучения по данной образовательной области является:

- создание оптимальных условий познания ребёнком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Дать правильное, многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребёнка и более эффективной социализации его в обществе.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач:

- формировать на основе активизации всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

- коррегировать недостатки познавательной деятельности детей путём систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

- формировать пространственно-временные ориентировки;

- развивать слухо-голосовые координации;

- формировать способности эстетически воспринимать окружающий мир во всём многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

- обогащать словарный запас детей на основе использования соответствующей терминологии;

- коррегировать недостатки моторики, совершенствовать зрительно-двигательную координацию.

Сенсорное развитие. Направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития ребенка, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, который является результатом накопления возникающих ощущений. Дети с ТМНР наиболее чувствительными к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию. Целью обучения является обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы. Программно-методический материал включает 8 разделов: «Развитие мелкой моторики», «Восприятие цвета», «Восприятие формы», «Восприятие пространства», «Восприятие времени», «Восприятие целостного образа предметов», «Восприятие величины», «Конструирование». Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, понимание обращенной речи. Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры и т.д.

Предметно-практические действия. Вследствие органического поражения ЦНС процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой.

Содержание программы.

Развитие мелкой моторики: упражнения и игры по данному разделу направлены на развитие мелкой моторики мышц руки, взаимодействие рук между собой при выполнении специальных упражнений.

Восприятие цвета: называние, узнавание выбор среди других основных шести цветов и трёх-четырёх промежуточных, создание изображения заданного цвета, называние цветов в окружающей действительности.

Восприятие формы: основные геометрические фигуры, определение предметов заданной формы, форма предметов в окружающей действительности, классификация и объединение предметов заданной формы.

Восприятие пространства: расположение предметов: вверху, внизу, между, впереди, позади, близко, далеко, справа, слева. Ориентировка на листе бумаги в клеточку, на сюжетной карте.

Восприятие времени: времена года, времена суток, узнавание и называние на картинках, последовательность времён года и частей суток.

Восприятие целостного образа предметов: узнавание предметов по контура, предметы с недостающими деталями, зашумлённые картинки, пазлы.

Восприятие величины: большой – маленький, тонкий – толстый, высокий – низкий, длинный -короткий, узкий - широкий; расположение предметов по величине.

Конструирование: работа с мозаиками, конструкторами, конструирование из геометрических фигур по схеме, по образцу.

Календарно-тематическое планирование

образовательной области

«Развитие психомоторики» (2 ч. в неделю; 68 ч.)

Название темы

Содержание

Дата

1.

Развитие мелкой моторики (12 ч)

Пальчиковая гимнастика.

«Проведи пальчиком по контуру»

Шнуровка.

Мозаика.

Обведи трафарет.

Штриховка.

«Чудесный мешочек»

Раскрась по образцу.

Нанизывание бусинок на леску.

Разобрать мелкие игрушки.

Разобрать мелкие предметы: пуговицы, горох, крупу.

Собери цепочку (пластмассовые звенья).

Дорисуй половинку.

Обведи трафарет и раскрась рисунок.

Обведи свою руку.

Соедини предметы линией.

Обведи букву, раскрась (заштрихуй).

Нарисуй по точкам.

Продолжи заданный ряд.

Работа с различными застёжками. (пуговицы, молнии, крючки).

Обведение пальцем геометрических фигур.

Штриховка изображения различными способами.

Выкладывание изображения из счётных палочек на схеме; по образцу.

4.09.

7.09.

11.09.

14.09.

18.09.

21.09.

25.09.

28.09.

2.10.

5.10.

9.10.

12.10.

2.

Восприятие цвета (8 ч)

Назови цвет.

Выбери предметы такого же цвета.

Мозаика.

Составь узор из геометрических фигур заданного цвета.

Раскрась изображение заданным цветом, в заданной последовательности.

Разноцветные карандаши.

Продолжи цветовую цепочку.

Какого цвета?

Шнуровка разноцветных фигур.

Игра «Цвет».

Светофор.

Сосчитай количество фигур… цвета.

Разноцветные клубки.

Дорисуй узор.

Пирамидка.

Раскладывание полосок (кружков, треугольников, квадратов) по цвету.

Отгадай загадку, назови отгадку, найди цвет, упоминаемый в загадке.

Что лишнее?

Игра «Три карандаша».

«Помоги рыбкам» (группировка рыбок по цвету).

Принеси игрушку (по заданному цвету).

Игра «Цветик-семицветик».

«Подбери пару» (сравнение предметов по цвету).

«Собери цветочки» (сравнение предметов по цвету).

«Какого цвета не хватает».

16.10.

19.10.

23.10.

26.10.

6.11.

9.11.

13.11.

16.11.

3.

Восприятие формы (8 ч)

Назови фигуру.

Соедини точки, обведи по точкам. (геометрические фигуры).

«Оживи … (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник)».

«Волшебный мешочек».

Обведи шаблон нужной формы.

Продолжи ряд. ( с чередованием форм».

Игра «Кто быстрее найдёт предмет указанной формы».

Игра «Найди домик».

На какую геометрическую фигуру похож предмет.

Выбор фигур на ощупь, по зрительному образу.

Выкладывание изображений геометрических фигур из счётных палочек, проволоки, ниток.

Обведение геометрических фигур пальцем на бумаге, в воздухе.

Составь геометрическую фигуру.

Игра «Форма» (пазлы).

Разложи фигуры.

Собери хоровод друзей (хоровод из одинаковых геометрических фигур).

Сложи рисунки из фигур.

Сложи орнамент.

Из каких фигур нарисованы флажки.

Найди одинаковые домики.

Какие фигуры видишь на рисунке.

Найди похожие фигуры (одинаковые по форме, но разные по величине).

20.11.

23.11.

27.11.

30.11.

4

7

11

14

4.

Восприятие пространства.

( 6 ч).

Игра «Где что стоит?» (далеко-близко).

«Что ближе, а что дальше» (расположение геометрических фигур на листе).

Как расположены полоски (далеко – близко).

«Далеко – близко» (расположение предметов на сюжетной карте).

Дидактическая игра «Здесь или там?». (предметы здесь в комнате или там за окном).

Найди глубокий колодец (яму, какая рыба плавает глубже и т. д.).

Что вверху, что внизу?

Где предмет?

Где фигура? (взаиморасположение геометрических фигур). Вверху, внизу, между.

Что где? (расположение предметов вверху, внизу на сюжетных картинках).

«Впереди – позади».

«Вокруг домика» (впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, близко, далеко).

Узнай свою карточку.

Сравни колечки (в какую сторону разорвано колечко: вверх, вниз, вправо, влево).

«Найди и зачеркни». (сравнение фигур в двух рядах, похожее зачеркнуть).

«Сложи узор».

Угадай, что изменилось.

Ориентировка на листе бумаги.

18

21

25

28

5.

Восприятие времени (6 ч).

Когда это бывает? (что делаем утром, днём, вечером, ночью) по картинкам.

Что перепутал художник? (время суток, времена года).

Разложи по порядку (времена года).

Скажи наоборот.

Вчера сегодня, завтра.

Расположи последовательно дни недели.

В какое время года нужны эти предметы?

Разложи картинки в нужной последовательности.

Что сначала, что потом.

 

6.

Восприятие целостного образа предметов. (12 ч).

Узнай предмет (с недостающими деталями).

Сложи квадрат.

Разрезные картинки.

Игра «Забавные превращения».

Отгадай, что это (по ½ рисунка)

Какой предмет не дорисовал художник?

Геометрическое лото.

Что изменилось?

Собери коврик.

Расположи картинки по порядку.

«Волшебные картинки» (узнать изображение по контуру).

Зашумлённое изображение.

Расставь точки в квадратах.

Сложи орнамент.

Что общее?

Что лишнее?

Найди одинаковые предметы? (изображения)

Угадай по описанию.

Подбери пару.

Заплатки.

Соедини точки по порядку.

Узнай букву, цифру.

 

7.

Восприятие величины (8 ч).

Раскрась самый маленький. (большой, тонкий, толстый, высокий, низкий, длинный, короткий, узкий, широкий) предмет.

Разложи предметы по величине.

Домики для животных.

Три медведя.

Что лишнее? (предметы по величине).

Найди самый большой (маленький) предмет.

Построение лесенки из квадратов разной величины.

Пирамидка.

 

8.

Конструирование ( 8 ч).

Конструирование из счётных палочек ( по схеме, по образцу).

Конструирование из геометрических фигур.

Продолжи узор.

Сосчитай фигуры.

Работа с конструктором.

 

Образовательная область

СБО (социально-бытовая ориентировка)

Пояснительная записка.

Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «СБО» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

Цель обучения – формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде. Основными задачами программы являются:

- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),

- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалиста и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях. Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, плакаты с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д. Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных социальных представлений. Необходимым оборудованием для иллюстрации социальных явлений является компьютер.

Содержание программы.

Жилище. Квартира, дом, двор. Представление о помещениях квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон). Ориентация в помещениях своей квартиры. Представление об убранстве дома. Представление о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло). Виды мебели по назначению. Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни.

Одежда и обувь. (по сезону, по назначению). Уход за одеждой (утюжка, стирка).

Транспорт. Виды транспорта по назначению. Представление об общественном, пассажирском транспорте. Соблюдение правил пользования общественным транспортом. Правила дорожного движения для пешехода и для велосипедиста.

Бытовые и осветительные электроприборы. Бытовые электроприборы, названия и назначения. Правила техники безопасности при использовании электроприборов.

Магазины. Виды магазинов, основные продукты питания, цены на основные продукты.

Личная гигиена. Личные гигиенические средства, ежедневные гигиенические процедуры, уход за руками..

Связь. Домашний адрес, умения написать домашний адрес на конверте, виды почтовых отправлений, разговор по телефону, правила общения.

Профессии. Знакомство с основными профессиями, окружающими ребёнка: продавец, почтальон, врач, строитель, шофёр, повар.

ОБЖ. правила техники безопасности при купании, на солнце, в лесу, при общении с незнакомыми людьми.

Календарно-тематическое планирование

образовательной области

«Социально-бытовая ориентировка» (1 ч. в неделю; 34 ч.)

Тема занятия

Дата

Страна, в которой мы живём. (2 ч.)

1.

Наша Родина – Россия. Гимн, герб, флаг.

5.09.

2.

Малая Родина. Наш город.

12.09.

Транспорт. (4 ч.)

3.

Улица и её части: тротуар, проезжая часть, пешеходный переход. Правила перехода улицы. Светофор.

19.09.

4.

Быстрые машины.

26.09.

5.

Умные машины.

3.10.

6.

Пассажирский транспорт. Правила поведения.

10.10.

7.

Сюжетно-ролевая игра «Виды транспорта».

17.10.

8.

Правила дорожного движения для велосипедиста.

24.10.

Одежда и обувь. (4 ч.)

9.

Одежда по сезону.

7.11.

10.

Одежда по назначению.

14.11.

11.

Сюжетно-ролевая игра «Виды одежды»

21.11.

12.

Уход за одеждой.

28.11.

Жилище. (5 ч.)

13.

Виды мебели.

5.12.

14.

Мебель по назначению. Мебель для сна (повторение).

12.12.

15.

Мебель для отдыха.

19.12.

16.

Мебель для кухни.

26.12.

17.

Сюжетно-ролевая игра «Мебель в доме».

 

Электроприборы. (2 ч.)

18.

Домашние электроприборы. Техника безопасности.

 

19.

Кухонные электроприборы.

 

Магазины (5 ч.)

20.

Виды магазинов. Продовольственные.

 

21.

Основные продукты питания. Цены.

 

22.

Сюжетно-ролевая игра «Покупка».

 

23.

Магазин канцелярских товаров.

 

24.

Сюжетно-ролевая игра «Собери портфель».

 

Личная гигиена (2 ч.)

25.

Утренний туалет. Гигиенические средства.

 

26.

Практикум «Уход за руками».

 

Связь (2 ч.)

27.

Мой домашний адрес.

 

28.

Дорога до школы.

 

Профессии. (4 ч.)

29.

Профессии «Почтальон, продавец, врач». (повторение).

 

30.

Профессия «Строитель».

 

31.

Профессия «Повар».

 

32.

Профессия «Шофёр».

 

ОБЖ. (2 ч.)

33.

Правила безопасного поведения в лесу, при купании, на солнце.

 

34.

Общение с незнакомыми людьми.

 


 

Образовательная область

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТ (ЛЕПКА, РИСОВАНИЕ, АППЛИКАЦИЯ).

Пояснительная записка.

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком, имеющим ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию он может выразить себя как личность доступными для него способами, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включить в эти виды деятельности всех без исключения детей. Так, несмотря на то, что ребенок с ТМНР не может захватить кисть или карандаш, он может создать сюжетную картину, отпечатывая картинки штампами. Разнообразие используемых техник делает работы ребенка выразительнее, богаче по содержанию. Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами. Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей. Программа по изобразительной деятельности включает пять разделов: «Работа с пластилином», «Рисование», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с природным материалом», «Работа с нитками». Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать творческие проявления, развивать его самостоятельность. Ребенку важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка с ТМНР интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства.

Материально-техническое оснащение учебного предмета «Изобразительная деятельность» предусматривает: наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие различные кисти, ножницы, коврики, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки; натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; изделия из глины; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с содержанием учебной программы; рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования; видеофильмы, презентации, аудиозаписи; расходный материал для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин) и др.

Содержание программы

Работа с пластилином. Различение пластичных материалов и их свойств; различение инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами. Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала от целого куска. Размазывание материала: размазывание пластилина (по шаблону, внутри контура). Катание колбаски (на доске, в руках), катание шарика (на доске, в руках); расплющивание материала (на доске, между ладонями). Соединение деталей изделия разными способами (прижатием, примазыванием).

Работа с бумагой и картоном. Различение разных видов бумаги среди других материалов. Различение инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации. Сминание бумаги. Разрывание бумаги. Сгибание листа бумаги. Скручивание листа бумаги. Намазывание поверхности клеем (всей поверхности, части поверхности). Сборка изображения объекта из нескольких деталей.

Рисование. Различение материалов и инструментов, используемых для рисования. Оставление графического следа на бумаге. Рисование карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками (опустить кисть в баночку с водой, снять лишнюю воду с кисти, обмакнуть ворс кисти в краску, снять лишнюю краску о край баночки, рисование на листе бумаги, опустить кисть в воду и т.д.). Рисование кистью (прием касания, прием промакивания, прием наращивания массы). Выбор цвета для рисования. Рисование точек. Рисование линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные). Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание (внутри контура, заполнение всей поверхности внутри контура). Штриховка (слева направо, сверху вниз, по диагонали, двойная штриховка). Рисование контура предмета (по контурным линиям, по опорным точкам, по трафарету, по шаблону).

Работа с природным материалом. Сбор и различение природного материала: листья деревьев и кустарников, шишки, семечки, жёлуди, крупы. Сборка объекта из нескольких видов природного материала.

Работа с нитками. Различие нитей по толщине и фактуре, растригание нитей по заданной длине, наматывание нити в клубок, на шаблон, работа с иглой, вдевание нитки в иголку, завязывание узелка.

Календарно-тематическое планирование

образовательной области

«ИЗО» (1 ч. в неделю; 34 ч.)

 

Тема урока

Дата

Работа с природным материалом. (5 ч.)

1.

«Коллекция из листьев» (экскурсия в парк).

7.09.

2.

Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев.

14.09.

3.

Аппликация «Ежик» (работа с семечками подсолнуха).

21.09.

4.

Аппликация «Цветы» (работа с семечками тыквы).

28.09.

Работа с пластилином. (8 ч.)

5.

Аппликация «Осеннее дерево» (метод «крошки» из засушенных листьев).

5.10.

6.

Примазывание на картоне «Осеннее дерево».

12.10.

7.

Придавливание на картоне «Гусеница».

19.10.

8.

Аппликация «Тарелка» (примазывание).

26.10.

9.

Аппликация «Растение».

9.11.

10.

Лепка из отдельных частей «Барашек».

16.11.

11.

Лепка многодетальных фигур «Грузовик».

23.11.

12.

Лепка многодетальных фигур «Снеговик».

30.11.

13.

Лепка многодетальных фигур «Черепаха».

7.12.

Работа с бумагой и картоном. (11 ч.)

14.

Украшение на ёлку.

14.12.

15.

Новогодняя открытка.

21.12.

16.

Аппликация из геометрических фигур «Черепаха».

28.12.

17.

Аппликация из геометрических фигур «Бабочка».

 

18.

Объёмная аппликация «Воздушный шар».

 

19.

Объёмная аппликация «Кактус»

 

20.

Поздравительная открытка «23 февраля».

 

21.

Поздравительная открытка «Букет для мамы».

 

22.

Сюжетная аппликация «Грачи прилетели».

 

23.

Сюжетная аппликация «Первоцветы».

 

24.

Изготовление закладки.

 

Работа с нитками. (3 ч.)

25.

Изготовление стилизованных ягод.

 

26.

Шитьё по проколам «Овощи».

 

27.

Шитьё по проколам «Домик».

 

Рисование. (7 ч.)

28.

«Красивые листочки» (рисование способом техники печатания).

 

29.

«Дождик» (рисование прямых линий ватными палочками).

 

30.

«Овощи» (рисование овощей с помощью шаблона, акварель).

 

31.

«Компот из яблок» (приём трафаретной печати).

 

32.

«Вот ёжик – ни головы, ни ножек!» (линейное рисование пальчиками).

 

33.

«Цветные клубочки» (рисование клубочков, не отрывая карандаша от бумаги).

 

34.

«Бабочка» (приём рисования ладошкой).

 


 

Специальный учебный и дидактический материал,

отвечающий особым образовательным потребностям обучающегося.

Материально-техническое обеспечение образовательной области

«Письмо и развитие речи (графика)»

- графические средства для альтернативной коммуникации:

таблицы букв

карточки с изображением объектов, людей, действий (фотографии, символы)

наборы букв

коммуникативные таблицы и тетради для общения

сюжетные картинки различной тематики для развития речи

- обучающие компьютерные программы

- аудио и видеоматериалы.

Материально-техническое обеспечение образовательной области

«Чтение и развитие речи (альтернативное чтение)»

- специально подобранные предметы

- графические/ печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы)

- алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для глобального чтения)

- планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением.

Материально-техническое обеспечение образовательной области

«Математика»

-различные по форме, величине, цвету наборы материалов

- наборы предметов для занятий из двух, трёх, четырёх частей (до десяти)

- мозаики

- плакаты с изображением занятий режимных моментов и других событий

- карточки с изображением цифр

- рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания

- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.

Материально-техническое обеспечение образовательной области

«Окружающий мир»

- наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки)

- плакаты с изображениями действий, операций по уходу за животными

- различные календари

- изображение сезонных изменений в природе

- рабочие тетради с различными животными для раскрашивания, вырезания, наклеивания и др.

- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений об окружающем мире

- аудио и видеоматериалы.

Материально-техническое обеспечение образовательной области

«СБО»

- натуральные объекты, муляжи, макеты, предметно-сюжетны картинки, плакаты с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т. д.

- аудио, видео материалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т. д.

- рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и др.

- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных социальных представлений.

Материально-техническое обеспечение образовательной области

«ИЗО»

- альбомы с демонстрационным материалом

- бумага (цветная, папиросная), бумага для рисования

- мелки, краски

- пластичные материалы (пластилин)

- индивидуальная доска, пластиковая подложка.

Материально-техническое обеспечение образовательной области

«Развитие психомоторики»

- игрушки и предметы со цветовыми, звуковыми эффектами

- образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности

- сенсорные панели,

- наборы аромобаночек

- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины)

- звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра).

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 11.01.19 в 09:25 1Ответить Пожаловаться
Замечательный материал для коррекционной помощи проблемным детям! Спасибо!
Дементьева Ирина Михайловна, 15.01.19 в 20:51 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.