Романова В.В., Сластина А.С., Романова А.Н., МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ПОДБОРКА ЧИСТОГОВОРОК И СТИХОТВОРЕНИЙ «ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО».

0
0
Материал опубликован 13 January

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

г. ИРКУТСК

АДМИНИСТРАЦИЯ

КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

(ДО КСПК)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад № 145

(МБДОУ города Иркутска детский сад № 145)

664002, город Иркутск, улица Мира, дом 64, тел: 32-82-95, факс (3952)32-82-93

E-mail:mdou145irk@yandex.ru; ИНН 3810034910 ОГРН 1043801428296







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПОДБОРКА ЧИСТОГОВОРОК И СТИХОТВОРЕНИЙ

«ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО»



















Разработана педагогами

МБДОУ города Иркутск детского сада №145

Романова В.В., воспитатель;

Романова А.Н., учитель – дефектолог;

Сластина А.С., воспитатель.

t1736740081aa.gif

Иркутск, 2023 год

Аннотация

Вниманию воспитателей, учителей - логопедов детских дошкольных образовательных учреждений, родителей и законных представителей предлагается методическая разработка, которая не только поможет в работе по преодолению трудностей речевого развития, но и поднимет настроение и поможет ребенку проявить свои творческие способности.

В веселой игровой форме ребенок получает возможность упражняться в чистоте проговаривания звука в речи, избегая негативных эмоций и усталости.

Методическая разработка сочетает полезное с приятным и окажет продуктивную помощь и родителям, так как задания достаточно просты и максимально приближены к реальным ситуациям по содержанию.

Само использование авторских стихотворных чистоговорок может варьироваться и переходить в задания творческого характера с инсценированием сюжетных фрагментов.



Введение

В настоящее время проблема речевых нарушений у детей, нарушения звукопроизношения стоит очень остро. Количество детей с речевыми проблемами не снижается, а неуклонно растет. И начинать работу над решением этой проблемы необходимо как можно раньше. Речь - это не просто средство общения, это многогранный инструмент, который открывает мир, учит ребенка взаимодействию с окружающим миром и способствует его саморазвитию.

Чистоговорки и стихотворения проговариваются сначала медленно, постепенно убыстряя темп речи. Текст легко запоминается, а сопровождение движениями повышает эффективность речевого развития.

Осуществляя работу по звукопроизношению, обязательно следует правильно и четко артикулировать звуки и их сочетания, обращая внимание на силу голоса, высоту тона, тембр и темп речи. Также рекомендуем обращать внимание на дыхание при произношении стихотворений и чистоговорок в стихотворной форме, так как это влияет на плавность речи. Обращаем внимание на то, что применение чистоговорок, скороговорок, стихотворений развивает речевое дыхание.

Предлагаемые материалы соответствуют требованиям Федерального Государственного Образовательного стандарта, выполнены с учетом ФОП.

В методологическую основу данного материала были приняты культурно-историческая теория Л.С. Выготского. а также теория деятельностного подхода А.Н. Леонтьева.

В основу предлагаемого комплекса заложены авторские тексты и наработки из опыта педагогов детского сада № 145 МБДОУ г. Иркутска Романовой Виктории Валерьевны, Романовой Анны Николаевны, Сластиной Анны Сергеевны.

В данной методической разработке представлена подборка веселых стихотворений - чистоговорок собственного сочинения для автоматизации и дифференциации звуков, а так же на этом материале подготовлен комплекс упражнений, направленный на развитие общей моторики и развитие мелкой моторики. В результате применения данного комплекса активизируется память, внимание, речь ребенка. Эксклюзивность данной подборки и является отличительной чертой от других чистоговорок.

Данный материал обладает практической значимостью, так как может применяться не только учителями-логопедами, но и воспитателями, вожатыми, а также и родителями воспитанников, включая бабушек и дедушек. Содержание текста по своему семантическому значению понятно и доступно детям, шуточный подтекст поднимает настроение и интерес.

Было бы желание, а применить данный материал очень просто, как для индивидуальной работы, так и для групповых занятий, позволяя развивать слуховое восприятие, расширяя словарный запас детей.

Рекомендуем также использовать его в часы семейного досуга, в этом случае позитивный настрой увеличит положительный эффект от деятельности по формированию звуковой культуры речи и активизации словаря, а, подключив творческое воображение, можно и организовать мини-инсценировки.

Задачи приоритетной образовательной области «Речевое развитие»

Согласно требованиям ФГОС содержание такой образовательной области, как Речевое развитие, ориентируется на овладение речью, как средством общения, активизацию словаря, развитие связной диалогической и монологической речи.

Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что при завершении дошкольного образования, ребенок может свободно формулировать свои высказывания, владеет речью, выделяет звуки в словах, уже сформированы предпосылки к грамотности.

Основной принцип задач: взаимосвязь задач речевого развития, которые относятся к разным направлениям развития речи.

Образовательные задачи:

Учить правильно произносить звуки, учить их дифференцировать, выделять заданный звук в слове, фразовой речи, тексте. Знакомить с различными вариантами словоизменения и словообразования.

Развивающие задачи:

Развивать умение слышать в рифмовке выделяемый звук, упражнять в произнесении слов с различной громкостью и темпом.

Совершенствовать слуховое восприятие и различение звуков, интонационную выразительность.

Продолжать совершенствовать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику.

Воспитательные задачи:

Продолжать воспитывать культуру общения, доброжелательное отношение друг другу, соблюдать нравственные нормы и взаимоотношений.

Задачи образовательных областей в интеграции:

Физическое развитие:

Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений.

Познавательное развитие:

Мотивировать детей на расширение знаний о природе звука, предметном и природном окружении, причинно-следственных отношений. Развивать навыки анализа и взаимозависимости при сравнении объектов.

Художественно-эстетическое развитие:

Развивать творческие способности, желание самовыразиться.




Основная часть

Говорим правильно

Проговаривание чистоговорок, направленных на развитие речевого дыхания и звуковой культуры речи осуществляется следующим образом:

Педагог знакомит с текстом, поясняет значение, обсуждают вместе с детьми смысловую линию текста, повторяют с частичным запоминанием, потом полностью.

Если текст знаком, тогда взрослый напоминает текст, затем дети несколько раз проговаривают слова хором в разном темпе. Дальше осуществляется переход к индивидуальным упражнениям, и проговаривать текст в быстром темпе.

Используя текст, воспитатель может предложить ребенку обыграть или инсценировать его содержание. Для обыгрывания можно взять игрушки, либо карточки, обыграть на пару с педагогом, или со сверстником.

Если рассматривается вариант инсценировки, можно привлечь и зрителей.

Также можно предложить родителям и детям на общем мастер-классе выступить в роли артистов и продемонстрировать навык работы с текстом и исполнительские навыки.

Пальчиковые игры исполняются с выполнением движений, соответствующих тексту. Придумать эти движения можно вместе с детьми.

Подборка чистоговорок

ПОГОВОРИЛИ

Галя галке говорила,

Чтобы галка не гулила:

-Хоть на голубя похожа,

ты не голубь, галка, все же!


СЕСТРЕНКИ

Аленка, Аленка,

зачем взяла пеленки?

Ты же не мала, Аленка!

-Я не мала, мала сестренка!


ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ

Шел однажды мальчик Гриша.

Гриша слышит шорох мыши…

-Мышка, мышка, каши хочешь?

Съешь смешинку, похохочешь!


ПОВАРИХА

Рис и редьку я смешала,

Куклу Раю угощала.

Рая редьку есть не стала,

Рису тоже «Фи» сказала…


В САДУ

-Я люблю тебя, малинка!

Пела ягодам Иринка.

-Ты, малинка, не робей,

В кружку полезай скорей!


ВСТРЕЧА

Шел щенок по кличке Бим.

А на встречу - мышка Тим.

Испугался Тим до дрожи!

Бим и кот соседский схожи:

Хвостик есть лапы тоже!


СУДЬБА

Сохнет сушка просто так,

Сушке не везет никак.

Сушку нашу потеряли,

И не съели сушку с чаем.


ДВЕ ПЕВИЦЫ

-Ля-ля-ля - пропела мама,

-Ля-ля-ля – сказала я.

-Лялечка моя родная!

Мама обняла меня!


НЕУДАЧНОЕ ЧАЕПИТИЕ

Четыре чайки пили чай,

И облились, невзначай!

Нам не жалко чашек с чаем,

Жалко очень мокрых чаек!


ПРО ЛЮБОВЬ

Очень я люблю конфеты,

Я делюсь с подругой Светой.

Очень чудные конфеты,

Мы чумазые при этом.

Скажешь, грязь? Нет, шоколад!

Шоколаду каждый рад!


ПРИЧИНА

Гром гремел,

Он очень злился,

Кофе утренний пролился!

Гром покрикивал слегка

На себя и облака!

Чтоб не злится невзначай,

Гром теперь пьет только чай!


ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ

Мы вчера конфеты ели,

Наши зубы не болели.

Зубам нужна забота, ласка,

И еще зубная паста!


ПРО МОДУ

Наши зебры очень броски,

Носят классные полоски.

Зебры по утрам зудели:

-Мы не зебры, мы - модели!


ВИЗИТ

Гусь с гусыней, пять гусят,

Поутру гуськом спешат.

А куда спешат все гуси?

В гости к нашей бабе Дусе!


ПРО НАС И ПРО ПОГОДУ

Мы живем в краю прекрасном,

А Сибирь бывает разной,

Ночью холод, а днем зной,

Климат вот у нас такой!


ПУТЕШЕСТВЕННИКИ

Побывали на Ольхоне,

Тренировали наши ноги.

Три часа мы там бродили,

прямо по воде ходили!


КАКАЯ ВОДА

Ангара река большая,

А холодная какая!

Летом просто обжигает,

но зимой не замерзает!


ПООБЩАЛИСЬ

Оса пчелке угрожала:

-У меня большое жало!

Пчелка только прожужжала:

- На мое взгляни сначала!


ТРЕВОГА

Воробей чирикал громко:

-Караул, крадут морковку!

Берегись, лесной народ,

Это личный огород!


ПРО КРАСОТУ

Наши зубки милые,

Белые, красивые!

Они зря не кусаются,

Кушать собираются!


ПРО ДОЖДИК

Дождик громко шел по крыше,

А потом все тише, тише…

Дождик, дождик, ты что, спишь?

Отчего такая тишь?


Я УЖЕ РЫЧАТЬ УМЕЮ

Мы пришли сегодня в лес,

-Ты чего на елку влез?

-Хоть ни разу я не трус,

Просто волка я боюсь!

Я намекнул всем тонко,

Что напугаю волка.

От гордости я млею.

Ведь я рычать умею!


ПРО КОШКУ

На полу лежала ложка,

Ложку увидала кошка.

Ложка кошку облизнула

И тихонько улизнула.


ДОГОВОР

Драчуны и забияки

Дня не могут жить без драки.

Драться - это плохо, братцы!

Нет, не будем мы ругаться!


ЗАВТРАК В ДЕТСКОМ САДУ

Дан солдатам был приказ:

Съесть всю кашу - это раз!

Выпить чаю литра два,

Все это успеть с утра!




Заключение

Эти веселые стихотворения очень нравятся детям и родителям. Они не просто решают образовательные задачи речевого развития, они доставляют радость и удовольствие, могут применяться и во время семейного отдыха и развлечений.

В итоге, методическая разработка "Подборка чистоговорок и стихотворений 'Говорим правильно'" представляет собой комплексный и эффективный подход к развитию речевых навыков у детей. Она не только обеспечивает понимание и запоминание текста, но также стимулирует координацию, звуковую культуру, и творческое мышление.

Через последовательное внедрение этапов – от знакомства с текстом до индивидуальных и коллективных форм работы, включая обыгрывание и инсценировку, методика создает благоприятное окружение для развития речевого дыхания и артикуляции. Участие родителей в мастер-классе дополняет процесс, создавая плодотворное взаимодействие между детьми и их близкими.

Подчеркивается также важность пальчиковых игр, которые, основываясь на движениях, придуманных самими детьми во время произношения текста, способствуют не только развитию речевых навыков, моторики, но и анализу текста и развитию творческих способностей самих детей.

Таким образом, методическая разработка представляет собой не только учебный инструмент, но и занимательный и творческий процесс, способствующий всестороннему развитию ребенка.



Список рекомендуемой литературы

Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практическое пособие- 2-е изд.-М.: Айрис-пресс, 2016.-144 с.

М. Г., Данилова Е. Ю.,Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов с родителями. /М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. –М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

Акименко В.М., исправление звукопроизношения у детей: учебно-методическое пособие/ В.М. Акименко.- Ростов н/Д.: Феникс, 2008.-110с.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-112С.

Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Для работы с детьми 2-7 лет.- М.6 МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.- 120с.

Калиниченко А.В.,Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой активности дошкольников: Методическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2004.-112с.

Коноваленко В.В. Автоматизация свистящих звуков у детей. Дидактический материал для логопедов. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2016.- 80 с.: ил.

Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019.-56 с.

Управителева, Л.В.Обучение грамоте в детском саду./ Л.В. Управителева.- Ярославль: Академия развития, 2008.- 96 с.: ил.-( Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).

Ушакова О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для докольников: Кн. для воспитателей детского сада и родителей/ Под ред. О.С. Ушаковой. ; -е изд., испр.- М.: ТЦ Сфера, 2019.- 208 с.

Чернякова В.Н. Игровые технологии формирования зукопроизношения у детей 4-7 лет. - М.:Сфера. 2018.- 64 с. (Библиотека Логопеда)





Приложение

Наглядный материал к чистоговоркам

t1736740081ab.gifПоговорили




Ссылка для скачивания картинки:

https://kpravda.ru/wp-content/uploads/2019/08/I3vlvNezGOg-800x533.jpg

t1736740081ac.gifСестренки




Ссылка для скачивания картинки:

https://papik.pro/uploads/posts/2021-12/1640340248_43-papik-pro-p-malenkii-brat-risunok-53.png

t1736740081ad.gifХорошее настроение



t1736740081ae.gif


Ссылка для скачивания картинки:

http://мишуткина-школа.рф/80/myshka1.jpg

Повариха


Ссылка для скачивания картинки:

https://i.pinimg.com/originals/d3/08/fe/d308feebf7456d0896afab1df306bfe2.png

t1736740081af.gifВ саду





Ссылка для скачивания картинки:

https://papik.pro/uploads/posts/2023-03/1678478984_papik-pro-p-milie-risunki-malina-35.jpg

t1736740081ag.gifВстреча




Ссылка для скачивания картинки:

http://cf3.ppt-online.org/files3/slide/e/eqTnrFV8QD7a9RkJ1i4ywX6xIWzhNjMOZPtuoE/slide-4.jpg

t1736740081ah.gifСудьба




Ссылка для скачивания картинки:

https://healthy-kids.ru/wp-content/uploads/2016/11/1200x790_ZD_News_17-11_02.jpg


t1736740081ai.gifДве певицы



Ссылка для скачивания картинки:

https://img.freepik.com/premium-vector/mother-daughter-hugging_439515-134.jpg?w=2000

t1736740081aj.gifНеудачное чаепитие



Ссылка для скачивания картинки:

https://www.nastol.com.ua/download.php?img=202006/1280x800/nastol.com.ua-404258.jpg

t1736740081ak.gifПро любовь




Ссылка для скачивания картинки:

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8-%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%82%D0%B0-76078694.jpg

t1736740081al.gif

Причина




Ссылка для скачивания картинки:

https://proprikol.ru/wp-content/uploads/2019/12/kartinki-pro-molniyu-i-grozu-12.jpg

t1736740081am.gif

Предусмотрительность




Ссылка для скачивания картинки:

t1736740081an.gifhttps://img.freepik.com/premium-vector/daily-dental-hygiene-boy-and-girl-brushing-teeth_88465-1458.jpg?size=626&ext=jpg

Про моду




Ссылка для скачивания картинки:

https://media.baamboozle.com/uploads/images/25009/1635221623_138578.jpeg

t1736740081ao.gifВизит



Ссылка для скачивания картинки:

https://sun9-36.userapi.com/impg/q_tHGaSwkJi7-VVBmd52XE26ZmzC-jzdaYNMSA/3rr_mVGqSk0.jpg?size=800x537&quality=95&sign=5eb6944098158369a7544bb9d75a32e8&c_uniq_tag=G1Xs4rtNxeY8cC4U-WpyO-H7Ni3CXNHXik27CJmoswY&type=album

t1736740081ap.gifПро нас и про погоду


Ссылка для скачивания картинки:

https://stihi.ru/pics/2010/03/21/2666.jpg

t1736740081aq.gif

Путешественники




Ссылка для скачивания картинки:

https://glagol38.ru/public/images/upload/image4945528498.jpg

t1736740081ar.gifКакая вода




Ссылка для скачивания картинки:

t1736740081as.gifhttp://vsegda-pomnim.com/uploads/posts/2022-03/1648672374_3-vsegda-pomnim-com-p-reka-angara-irkutsk-foto-4.jpg

Пообщались



Ссылка для скачивания картинки:

https://i.ytimg.com/vi/KPRtyXZ34tA/maxresdefault.jpg

t1736740081at.gifТревога






Ссылка для скачивания картинки:

https://i1.wp.com/webdelmaestro.com/wp-content/uploads/2020/03/Pajarillos.jpg

t1736740081au.gifПро красоту





Ссылка для скачивания картинки:

https://cdn.ananasposter.ru/image/cache/catalog/poster/drugoe/83/10203-1000x830.jpg

t1736740081av.gifПро дождик




Ссылка для скачивания картинки:

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3986059/pub_60a7ee8ef264e45e6cfbf82e_60ac111ae0a62f356ee60092/scale_1200



t1736740081aw.gifЯ уже рычать умею




Ссылка для скачивания картинки:

https://sun9-12.userapi.com/8-2dVQYt5N8VIQH-iDjonRDvV-oc1_-BY64U7Q/Yrs9B54-EEE.jpg

t1736740081ax.gifПро кошку




Ссылка для скачивания картинки:

https://w.forfun.com/fetch/2e/2e5cf6e8d9a58f768231c499287796f3.jpeg

t1736740081ay.gift1736740081az.gifДоговор





Ссылка для скачивания картинки:

https://img.freepik.com/premium-vector/cute-little-kid-boy-do-hand-shake-with-his-friend-illustration_97632-3892.jpg?size=626&ext=jpg

https://static.vecteezy.com/system/resources/previews/000/367/981/original/two-young-boys-fighting-vector.jpg

t1736740081ba.gifЗавтрак в детском саду





Ссылка для скачивания картинки:

https://ufads52.edu-rb.ru/docs/195a3d1901.jpg


















18


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.