Романова В.В., Сластина А.С., Романова А.Н., МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ПОДБОРКА ЧИСТОГОВОРОК И СТИХОТВОРЕНИЙ «ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО».
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
г. ИРКУТСК
АДМИНИСТРАЦИЯ
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
(ДО КСПК)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад № 145
(МБДОУ города Иркутска детский сад № 145)
664002, город Иркутск, улица Мира, дом 64, тел: 32-82-95, факс (3952)32-82-93
E-mail:mdou145irk@yandex.ru; ИНН 3810034910 ОГРН 1043801428296
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПОДБОРКА ЧИСТОГОВОРОК И СТИХОТВОРЕНИЙ
«ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО»
Разработана педагогами
МБДОУ города Иркутск детского сада №145
Романова В.В., воспитатель;
Романова А.Н., учитель – дефектолог;
Сластина А.С., воспитатель.
Иркутск, 2023 год
Содержание
Вниманию воспитателей, учителей - логопедов детских дошкольных образовательных учреждений, родителей и законных представителей предлагается методическая разработка, которая не только поможет в работе по преодолению трудностей речевого развития, но и поднимет настроение и поможет ребенку проявить свои творческие способности.
В веселой игровой форме ребенок получает возможность упражняться в чистоте проговаривания звука в речи, избегая негативных эмоций и усталости.
Методическая разработка сочетает полезное с приятным и окажет продуктивную помощь и родителям, так как задания достаточно просты и максимально приближены к реальным ситуациям по содержанию.
Само использование авторских стихотворных чистоговорок может варьироваться и переходить в задания творческого характера с инсценированием сюжетных фрагментов.
В настоящее время проблема речевых нарушений у детей, нарушения звукопроизношения стоит очень остро. Количество детей с речевыми проблемами не снижается, а неуклонно растет. И начинать работу над решением этой проблемы необходимо как можно раньше. Речь - это не просто средство общения, это многогранный инструмент, который открывает мир, учит ребенка взаимодействию с окружающим миром и способствует его саморазвитию.
Чистоговорки и стихотворения проговариваются сначала медленно, постепенно убыстряя темп речи. Текст легко запоминается, а сопровождение движениями повышает эффективность речевого развития.
Осуществляя работу по звукопроизношению, обязательно следует правильно и четко артикулировать звуки и их сочетания, обращая внимание на силу голоса, высоту тона, тембр и темп речи. Также рекомендуем обращать внимание на дыхание при произношении стихотворений и чистоговорок в стихотворной форме, так как это влияет на плавность речи. Обращаем внимание на то, что применение чистоговорок, скороговорок, стихотворений развивает речевое дыхание.
Предлагаемые материалы соответствуют требованиям Федерального Государственного Образовательного стандарта, выполнены с учетом ФОП.
В методологическую основу данного материала были приняты культурно-историческая теория Л.С. Выготского. а также теория деятельностного подхода А.Н. Леонтьева.
В основу предлагаемого комплекса заложены авторские тексты и наработки из опыта педагогов детского сада № 145 МБДОУ г. Иркутска Романовой Виктории Валерьевны, Романовой Анны Николаевны, Сластиной Анны Сергеевны.
В данной методической разработке представлена подборка веселых стихотворений - чистоговорок собственного сочинения для автоматизации и дифференциации звуков, а так же на этом материале подготовлен комплекс упражнений, направленный на развитие общей моторики и развитие мелкой моторики. В результате применения данного комплекса активизируется память, внимание, речь ребенка. Эксклюзивность данной подборки и является отличительной чертой от других чистоговорок.
Данный материал обладает практической значимостью, так как может применяться не только учителями-логопедами, но и воспитателями, вожатыми, а также и родителями воспитанников, включая бабушек и дедушек. Содержание текста по своему семантическому значению понятно и доступно детям, шуточный подтекст поднимает настроение и интерес.
Было бы желание, а применить данный материал очень просто, как для индивидуальной работы, так и для групповых занятий, позволяя развивать слуховое восприятие, расширяя словарный запас детей.
Рекомендуем также использовать его в часы семейного досуга, в этом случае позитивный настрой увеличит положительный эффект от деятельности по формированию звуковой культуры речи и активизации словаря, а, подключив творческое воображение, можно и организовать мини-инсценировки.
Задачи приоритетной образовательной области «Речевое развитие»
Согласно требованиям ФГОС содержание такой образовательной области, как Речевое развитие, ориентируется на овладение речью, как средством общения, активизацию словаря, развитие связной диалогической и монологической речи.
Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что при завершении дошкольного образования, ребенок может свободно формулировать свои высказывания, владеет речью, выделяет звуки в словах, уже сформированы предпосылки к грамотности.
Основной принцип задач: взаимосвязь задач речевого развития, которые относятся к разным направлениям развития речи.
Образовательные задачи:
Учить правильно произносить звуки, учить их дифференцировать, выделять заданный звук в слове, фразовой речи, тексте. Знакомить с различными вариантами словоизменения и словообразования.
Развивающие задачи:
Развивать умение слышать в рифмовке выделяемый звук, упражнять в произнесении слов с различной громкостью и темпом.
Совершенствовать слуховое восприятие и различение звуков, интонационную выразительность.
Продолжать совершенствовать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
Продолжать воспитывать культуру общения, доброжелательное отношение друг другу, соблюдать нравственные нормы и взаимоотношений.
Задачи образовательных областей в интеграции:
Физическое развитие:
Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений.
Познавательное развитие:
Мотивировать детей на расширение знаний о природе звука, предметном и природном окружении, причинно-следственных отношений. Развивать навыки анализа и взаимозависимости при сравнении объектов.
Художественно-эстетическое развитие:
Развивать творческие способности, желание самовыразиться.
Говорим правильно
Проговаривание чистоговорок, направленных на развитие речевого дыхания и звуковой культуры речи осуществляется следующим образом:
Педагог знакомит с текстом, поясняет значение, обсуждают вместе с детьми смысловую линию текста, повторяют с частичным запоминанием, потом полностью.
Если текст знаком, тогда взрослый напоминает текст, затем дети несколько раз проговаривают слова хором в разном темпе. Дальше осуществляется переход к индивидуальным упражнениям, и проговаривать текст в быстром темпе.
Используя текст, воспитатель может предложить ребенку обыграть или инсценировать его содержание. Для обыгрывания можно взять игрушки, либо карточки, обыграть на пару с педагогом, или со сверстником.
Если рассматривается вариант инсценировки, можно привлечь и зрителей.
Также можно предложить родителям и детям на общем мастер-классе выступить в роли артистов и продемонстрировать навык работы с текстом и исполнительские навыки.
Пальчиковые игры исполняются с выполнением движений, соответствующих тексту. Придумать эти движения можно вместе с детьми.
Подборка чистоговорок
ПОГОВОРИЛИ
Галя галке говорила,
Чтобы галка не гулила:
-Хоть на голубя похожа,
ты не голубь, галка, все же!
СЕСТРЕНКИ
Аленка, Аленка,
зачем взяла пеленки?
Ты же не мала, Аленка!
-Я не мала, мала сестренка!
ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ
Шел однажды мальчик Гриша.
Гриша слышит шорох мыши…
-Мышка, мышка, каши хочешь?
Съешь смешинку, похохочешь!
ПОВАРИХА
Рис и редьку я смешала,
Куклу Раю угощала.
Рая редьку есть не стала,
Рису тоже «Фи» сказала…
В САДУ
-Я люблю тебя, малинка!
Пела ягодам Иринка.
-Ты, малинка, не робей,
В кружку полезай скорей!
ВСТРЕЧА
Шел щенок по кличке Бим.
А на встречу - мышка Тим.
Испугался Тим до дрожи!
Бим и кот соседский схожи:
Хвостик есть лапы тоже!
СУДЬБА
Сохнет сушка просто так,
Сушке не везет никак.
Сушку нашу потеряли,
И не съели сушку с чаем.
ДВЕ ПЕВИЦЫ
-Ля-ля-ля - пропела мама,
-Ля-ля-ля – сказала я.
-Лялечка моя родная!
Мама обняла меня!
НЕУДАЧНОЕ ЧАЕПИТИЕ
Четыре чайки пили чай,
И облились, невзначай!
Нам не жалко чашек с чаем,
Жалко очень мокрых чаек!
ПРО ЛЮБОВЬ
Очень я люблю конфеты,
Я делюсь с подругой Светой.
Очень чудные конфеты,
Мы чумазые при этом.
Скажешь, грязь? Нет, шоколад!
Шоколаду каждый рад!
ПРИЧИНА
Гром гремел,
Он очень злился,
Кофе утренний пролился!
Гром покрикивал слегка
На себя и облака!
Чтоб не злится невзначай,
Гром теперь пьет только чай!
ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ
Мы вчера конфеты ели,
Наши зубы не болели.
Зубам нужна забота, ласка,
И еще зубная паста!
ПРО МОДУ
Наши зебры очень броски,
Носят классные полоски.
Зебры по утрам зудели:
-Мы не зебры, мы - модели!
ВИЗИТ
Гусь с гусыней, пять гусят,
Поутру гуськом спешат.
А куда спешат все гуси?
В гости к нашей бабе Дусе!
ПРО НАС И ПРО ПОГОДУ
Мы живем в краю прекрасном,
А Сибирь бывает разной,
Ночью холод, а днем зной,
Климат вот у нас такой!
ПУТЕШЕСТВЕННИКИ
Побывали на Ольхоне,
Тренировали наши ноги.
Три часа мы там бродили,
прямо по воде ходили!
КАКАЯ ВОДА
Ангара река большая,
А холодная какая!
Летом просто обжигает,
но зимой не замерзает!
ПООБЩАЛИСЬ
Оса пчелке угрожала:
-У меня большое жало!
Пчелка только прожужжала:
- На мое взгляни сначала!
ТРЕВОГА
Воробей чирикал громко:
-Караул, крадут морковку!
Берегись, лесной народ,
Это личный огород!
ПРО КРАСОТУ
Наши зубки милые,
Белые, красивые!
Они зря не кусаются,
Кушать собираются!
ПРО ДОЖДИК
Дождик громко шел по крыше,
А потом все тише, тише…
Дождик, дождик, ты что, спишь?
Отчего такая тишь?
Я УЖЕ РЫЧАТЬ УМЕЮ
Мы пришли сегодня в лес,
-Ты чего на елку влез?
-Хоть ни разу я не трус,
Просто волка я боюсь!
Я намекнул всем тонко,
Что напугаю волка.
От гордости я млею.
Ведь я рычать умею!
ПРО КОШКУ
На полу лежала ложка,
Ложку увидала кошка.
Ложка кошку облизнула
И тихонько улизнула.
ДОГОВОР
Драчуны и забияки
Дня не могут жить без драки.
Драться - это плохо, братцы!
Нет, не будем мы ругаться!
ЗАВТРАК В ДЕТСКОМ САДУ
Дан солдатам был приказ:
Съесть всю кашу - это раз!
Выпить чаю литра два,
Все это успеть с утра!
Эти веселые стихотворения очень нравятся детям и родителям. Они не просто решают образовательные задачи речевого развития, они доставляют радость и удовольствие, могут применяться и во время семейного отдыха и развлечений.
В итоге, методическая разработка "Подборка чистоговорок и стихотворений 'Говорим правильно'" представляет собой комплексный и эффективный подход к развитию речевых навыков у детей. Она не только обеспечивает понимание и запоминание текста, но также стимулирует координацию, звуковую культуру, и творческое мышление.
Через последовательное внедрение этапов – от знакомства с текстом до индивидуальных и коллективных форм работы, включая обыгрывание и инсценировку, методика создает благоприятное окружение для развития речевого дыхания и артикуляции. Участие родителей в мастер-классе дополняет процесс, создавая плодотворное взаимодействие между детьми и их близкими.
Подчеркивается также важность пальчиковых игр, которые, основываясь на движениях, придуманных самими детьми во время произношения текста, способствуют не только развитию речевых навыков, моторики, но и анализу текста и развитию творческих способностей самих детей.
Таким образом, методическая разработка представляет собой не только учебный инструмент, но и занимательный и творческий процесс, способствующий всестороннему развитию ребенка.
Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практическое пособие- 2-е изд.-М.: Айрис-пресс, 2016.-144 с.
М. Г., Данилова Е. Ю.,Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов с родителями. /М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. –М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
Акименко В.М., исправление звукопроизношения у детей: учебно-методическое пособие/ В.М. Акименко.- Ростов н/Д.: Феникс, 2008.-110с.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-112С.
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Для работы с детьми 2-7 лет.- М.6 МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.- 120с.
Калиниченко А.В.,Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой активности дошкольников: Методическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2004.-112с.
Коноваленко В.В. Автоматизация свистящих звуков у детей. Дидактический материал для логопедов. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2016.- 80 с.: ил.
Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019.-56 с.
Управителева, Л.В.Обучение грамоте в детском саду./ Л.В. Управителева.- Ярославль: Академия развития, 2008.- 96 с.: ил.-( Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
Ушакова О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для докольников: Кн. для воспитателей детского сада и родителей/ Под ред. О.С. Ушаковой. ; -е изд., испр.- М.: ТЦ Сфера, 2019.- 208 с.
Чернякова В.Н. Игровые технологии формирования зукопроизношения у детей 4-7 лет. - М.:Сфера. 2018.- 64 с. (Библиотека Логопеда)
Наглядный материал к чистоговоркам
Поговорили
Ссылка для скачивания картинки:
https://kpravda.ru/wp-content/uploads/2019/08/I3vlvNezGOg-800x533.jpg
Сестренки
Ссылка для скачивания картинки:
https://papik.pro/uploads/posts/2021-12/1640340248_43-papik-pro-p-malenkii-brat-risunok-53.png
Хорошее настроение
Ссылка для скачивания картинки:
http://мишуткина-школа.рф/80/myshka1.jpg
Повариха
Ссылка для скачивания картинки:
https://i.pinimg.com/originals/d3/08/fe/d308feebf7456d0896afab1df306bfe2.png
В саду
Ссылка для скачивания картинки:
https://papik.pro/uploads/posts/2023-03/1678478984_papik-pro-p-milie-risunki-malina-35.jpg
Встреча
Ссылка для скачивания картинки:
http://cf3.ppt-online.org/files3/slide/e/eqTnrFV8QD7a9RkJ1i4ywX6xIWzhNjMOZPtuoE/slide-4.jpg
Судьба
Ссылка для скачивания картинки:
https://healthy-kids.ru/wp-content/uploads/2016/11/1200x790_ZD_News_17-11_02.jpg
Две певицы
Ссылка для скачивания картинки:
https://img.freepik.com/premium-vector/mother-daughter-hugging_439515-134.jpg?w=2000
Неудачное чаепитие
Ссылка для скачивания картинки:
https://www.nastol.com.ua/download.php?img=202006/1280x800/nastol.com.ua-404258.jpg
Про любовь
Ссылка для скачивания картинки:
Причина
Ссылка для скачивания картинки:
https://proprikol.ru/wp-content/uploads/2019/12/kartinki-pro-molniyu-i-grozu-12.jpg
Предусмотрительность
Ссылка для скачивания картинки:
Про моду
Ссылка для скачивания картинки:
https://media.baamboozle.com/uploads/images/25009/1635221623_138578.jpeg
Визит
Ссылка для скачивания картинки:
Про нас и про погоду
Ссылка для скачивания картинки:
https://stihi.ru/pics/2010/03/21/2666.jpg
Путешественники
Ссылка для скачивания картинки:
https://glagol38.ru/public/images/upload/image4945528498.jpg
Какая вода
Ссылка для скачивания картинки:
Пообщались
Ссылка для скачивания картинки:
https://i.ytimg.com/vi/KPRtyXZ34tA/maxresdefault.jpg
Тревога
Ссылка для скачивания картинки:
https://i1.wp.com/webdelmaestro.com/wp-content/uploads/2020/03/Pajarillos.jpg
Про красоту
Ссылка для скачивания картинки:
https://cdn.ananasposter.ru/image/cache/catalog/poster/drugoe/83/10203-1000x830.jpg
Про дождик
Ссылка для скачивания картинки:
Я уже рычать умею
Ссылка для скачивания картинки:
https://sun9-12.userapi.com/8-2dVQYt5N8VIQH-iDjonRDvV-oc1_-BY64U7Q/Yrs9B54-EEE.jpg
Про кошку
Ссылка для скачивания картинки:
https://w.forfun.com/fetch/2e/2e5cf6e8d9a58f768231c499287796f3.jpeg
Договор
Ссылка для скачивания картинки:
Завтрак в детском саду
Ссылка для скачивания картинки:
https://ufads52.edu-rb.ru/docs/195a3d1901.jpg
18