12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Галина51

Конспект урока

Предмет: окружающий мир.

Класс: 2 "Б"

Программа: УМК "Школа России"

Тема урока: "Россия на карте".

Тип урока: открытие новых знаний

Учитель: Соколова Галина Николаевна

Техническое оснащение урока:

Компьютер, проекционный экран.

Физическая карта России

Учебно-методическое обеспечение: учебник « Окружающий мир» 2кл. 2 часть, рабочая тетрадь 2 часть

(А. А. Плешаков.)

Методы, применяемые на уроке:

Словесные (рассказ, беседа, объяснение)

Наглядный (презентация учителя, наблюдения обучающихся)

Практическая работа

Формы организации работы на уроке:

Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Цели урока:

Познакомиться с физической картой России; научиться находить на ней определённые объекты;

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

проявлять патриотизм к Родине - России, любовь к своей местности, своему региону, своей стране.


Регулятивные УУД:

определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные УУД:

использовать различные способы обработки, анализа и представления информации

строить монологическую речь в устной форме

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других

совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

Предметные:

Знать:

что такое картк;


Уметь:

определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя

с помощью условных обозначений, находить на физической карте равнины, горы, моря

правильно показывать на карте географические объекты




Ход урока

Этапы урока


Организационный.





1.1 Психологический настрой



Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.

Полюбуйтесь-ка на нас.

Вот какой хороший класс!

Приготовились учиться,

Ни минутки не лениться,

Не болтать, не отвлекаться,

А стараться и стараться.


Актуализация опорных знаний и способов действий.














-А теперь ответьте на вопрос.

В какой стране мы живем?

(В России или Российской Федерации)


- Над Россией Солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны ее родней! (О. Высотская) (Слайд 1)


- О чем говорится в этом стихотворении?

(О Родине, о России))


- Как вы думаете, почему автор так считает?

(Для каждого человека его Родина – самая лучшая. Россия – самая лучшая страна, потому что это – наша Родина).


- Верно. А что вы, ребята, знаете о нашей Родине, о России?

(Ответы детей)


2.2 Определение темы урока. Постановка целей урока

- Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

(О России)

Сегодня мы будем путешествовать по России, не выходя из класса! А с помощью чего мы совершим это путешествие, Вы узнаете, отгадав загадку:


Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть - ехать нельзя,
Земля есть - пахать нельзя.
(Слайд 2)

(Карта)

- Правильно. Посмотрите, а что у нас на доске?

(Карта России)

- Так какая тема нашего урока?

(Карта России)

- Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке?

(Научиться работать с картой. Научиться читать карту)

- Проверьте свои предположения.

- Прочитайте тему урока на с. 90 учебника.

Прочитайте, что об этом говорит Муравьишка.

(Узнаем, что такое карта, как выглядит на карте наша страна. Будем учиться читать карту. Научимся правильно показывать объекты на настенной карте)



IV. «Открытие» нового знания


Давайте подумаем, что же такое карта?

(Ответы детей)

- Давайте сравним ваши ответы с определением в учебнике на с. 91 (Слайд 4)

(Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков)

История возникновения карты: (слайды 5-8)

Первые карты появились еще в глубокой древности. Тогда люди не знали письменности. Они делали рисунки на камнях, бересте, дереве, шёлке, костяных пластинках. Возраст первых найденных карт – 10 – 15 тысячелетий.

В России первая карта появилась в 16 веке. Царь Иван Грозный велел «землю измерить, и чертёж государства сделать». Первая карта в России называлась «Большой чертёж». 


- Ну что же, начнем наше путешествие. Свои успехи и достижения вы будете заносить в Дневник путешественника. (См. Приложение) (По мере выполнения каждого задания, после проверки, ученики выполняют самооценку в Дневнике путешественника)


Практическая работа с картой.

Игра «Путешествие по родной стране» (работа в парах)

- А теперь давайте поработаем в парах. Откройте учебники на стр 90-91. Что мы здесь видим?

(Карту России)

- А на стр 92-93 фотографии разнфх уголков нашей страны, которые вы должны обозначить на карте фишками. Один ученик открывает карту, другой фотографии и начинаем работать.

(слайд 9)

- Проверим правильность выполнения работы (слайд 10)

Выполнение практической работы в рабочих тетрадях по заданиям учебника (работа в парах)



- Ребята, для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать. Как вы думаете, что значит читать карту? (Слайд 11)

(Ответы детей)

- Читать карту – это не только читать названия объектов. Надо понимать и особенный язык карты – условные знаки. К ним относятся разные цвета и другие обозначения (слайд 12)

_ Чтобы научиться читать карту мы выполним практическую работу в рабочей тетради на стр. 59.

А поможет нам в этом учебник (стр. 94). Работаем в парах.












3. Практическая работа с настенной картой – показ объектов по правилам (памятка в учебнике)

- 1. Научимся определять стороны горизонта.

(Дети работают в парах: читают информацию в учебнике и выполняют задание в тетради. Учитель контролирует выполнение задания, помогает слабым ученикам, по мере выполнения самопроверка по эталону)

Проверка (слайд 13)

Разберемся, что обозначают на карте разные цвета.

Проверка – слайд 15

Выясним, что обозначают на карте другие условные обозначения.

Проверка – слайд 16.

- Карту нужно не только уметь читать, но и правильно показывать на ней разные объекты.

- Давайте покажем границу нашей страны на карте. Но прежде прочитаем в учебнике, как правильно показывать объекты на настенной карте (стр 95)

1.Стой у карты справа. Не закрывай собой то, что показываешь на карте.

2.Показывай только указкой

3. Показывай не надпись, а сам объект

4. Показывай аккуратно и точно, названия произноси чётко.

(Учитель демонстрирует, затем 2 ученика показывают, используя правила, границу нашей страны).


- Итак, мы с вами узнали, что такое карта, как ее читать и что необходимо для этого знать, и даже потренировались показывать объекты на карте, строго соблюдая правила. Пора и отдохнуть.

v.Физминутка.

Если ты собрался в путь,

Карту взять не позабудь.

Север, юг, восток и запад

Как же трудно здесь найти!

Надо знать, куда идти.

Как же нам найти дорогу?

Мы шагаем дружно в ногу.

Раз и два, раз и два,

На привал уже пора.

Мы немного отдохнем

И опять вперед пойдем

VI. Первичное закрепление знаний. Групповая работа.

- Откройте рабочие тетради на стр 61. Делимся на 4 группы и выполняем задания по вариантам.

1 группа – 1 вариант (Допиши название)

2 группа – 2 вариант (Определи и напиши, что здесь перечислено)

3 группа – 3 вариант (Приведи примеры)

4 группа – 4 вариант (Найди на карте реку Волгу. Выпиши названия городов, которые стоят на Волге)

(Дети выполняют задания по группам. После выполнения 1 представитель от группы представляет результат работы)


VII. Самостоятельная работа со взаимопроверкой (индивидуальный тест)


- А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Выберите один из вариантов ответа – да или нет

1. Карта –это уменьшенное изображение земной поверхности с помощью условных знаков.

2. Объекты на карте показывают только пальцем.

3. Голубым цветом на карте обозначена вода.

4. Север на карте внизу.

5. Коричневым цветом на карте обозначены горы.

_ а теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте свои ответы. (Взаимопроверка со слайла)

VIII. Подведение итогов урока.

Рефлексия деятельности

А теперь подведем итоги урока.

- Какая тема урока у нас сегодня была?

- Какие цели на уроке мы ставили?

- Можно ли сказать, что мы достигли поставленных целей?

- Посмотрите на свой Дневник путешественника (лист самооценки) и оцени свои достижения на уроке, закончив предложения. (слайд 18)


Сегодня на уроке я узнал…

Мне понравилось…

Мне было трудно…

Самое интересное задание…

Мне захотелось…


Домашнее задание

Стр 95 (учебник) – ответить на вопросы в рамке









Приложение 1.

Дневник путешественника

(Лист самооценки)

Вид работы

Справлюсь и могу помочь другу

Понимаю и справляюсь сам

Справляюсь, но нужна помощь

Не справляюсь

Работа в парах. «Путешествие по родной стране»





Практическая работа в рабочих тетрадях





Работа в группе





Тест







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.