Конспект урока окружающего мира во 2 классе на тему «Россия на карте»
Учебный предмет | Окружающий мир |
Класс | 2 класс |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Технология построения урока | Организационно-мотивационный этап, актуализация знаний, открытие новых знаний, первичное закрепление, домашнее задание, рефлексия, подведение итогов. |
Тема урока | «Россия на карте» |
Цель урока | Ознакомление с понятием «карта» и правильным показом объектов на ней |
Основные термины, понятия | «карта», «настенная карта» |
Планируемый результат: познакомить с понятием «карта»; показать, как выглядит на карте Россия; показать, как читать карту и правильно показывать объекты на настенной карте. | |
Задачи: образовательные: - познакомить с понятием «карта»; показать, как выглядит на карте Россия; - показать, как читать карту и правильно показывать объекты на настенной карте. воспитательные: - воспитывать положительное отношение к предмету «Окружающий мир»; - воспитывать любовь к Родине. развивающие: - развивать умение анализировать и делать выводы, сравнивать, отстаивать свою точку зрения; - развивать кругозор. | Формируемые УУД Метапредметные: Познавательные УУД: - формируем умение поиска и выделения необходимой информации из настенной карты, формируем умение применять правила и пользоваться инструкциями; - применение полученной информации для речевого сообщения. Регулятивные УУД: - формируем умение определять цель деятельности на уроке; - формируем умение определять успешность выполнения своего задания; - формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. КоммуникативныеУУД: - формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - формируем умение слушать и понимать других; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; - договариваться о правилах общения и поведения. Личностные УУД: - формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная + Работа в парах + Индивидуальная + | Презентация; ПК; электронная доска; учебник «Окружающий мир» 2 класс, 2 часть, автор А. А. Плешаков; рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 класс, раздаточный материал. |
Этапы урока | Формируемые умения | Слайды, Видеофрагмент | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационно-мотивационный момент (2 мин) | Личностные: Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Регулятивные: Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | - Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Виктория Вадимовна, и сегодня урок окружающего мира у вас проеду я. - Давайте улыбнёмся друг другу и скажем про себя «Сегодня будет интересный урок». - Проверьте свою готовность к уроку. На парте у вас должен лежать учебник, рабочая тетрадь, ручка, простой карандаш, цветные карандаши и ластик. | Здороваются с учителем, настраиваются на работу, проверяют готовность | |
2.Актуализация знаний (5-6 мин) | Коммуникативные: Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Формируем умение слушать и понимать других. Регулятивные: Формируем умение определять цель деятельности на уроке | - Кто помнит, какую тему вы изучали на прошлом уроке? - Сейчас проверим, не забыли ли вы её. - Для этого ответим на вопросы (слайд). - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашей стране. У нас с вами будет помощник, а какой – вы узнаете, отгадав загадку. Я ходил по разным странам, Плыл по рекам, океанам, По пустыне шёл отважно – На одном листе бумажном. - Что же это такое? - Правильно, это географическая карта. - Как вы думаете, как называется тема нашего урока? - Тема нашего урока, и правда, «Россия на карте» - Ребята, давайте с вами узнаем, что нам нужно сегодня узнать на уроке, откройте стр. 90 и найдите муравьишку, прочитайте, что он предлагает нам узнать на уроке. | - «В гости к весне». - географическая карта. | |
3.Открытие новых знаний (30 мин) | Познавательные: Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам Регулятивные: Формируем умение определять цель деятельности на уроке; Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Личностные: Формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией Коммуникативные: Формируем умение строить речевое высказывание в устной форме | - Первое, куда мы с вами отправимся это в прошлое России во времена, когда Русью правил Царь Иван Грозный, чтобы узнать, откуда появились карты. (слайд) - История возникновения карты уходит в глубокую древность. Тогда ещё люди не знали письменности. Они делали рисунки на камнях, бересте, дереве, шёлке, костяных пластинках. – Возраст первых найденных карт – 10-15 тысячелетий. В России первая карта появилась в 16 веке. Царь Иван Грозный велел «землю измерить, и чертёж государства сделать». Первая карта в России называлась «Большой чертёж». - Что же такое карта? - Давайте сравним изображение нашей страны на карте в учебнике и на глобусе (слайд). - Допишите определение в рабочей тетради на странице 59 в 1 задании. Что такое карта? - Откройте учебник на развороте страниц 90-91. Здесь вы видите карту России. И найдём Россию на глобусе. Вот она. | Ответы детей Слушают учителя - стр.91 | |
соответствии с поставленными задачами; Формируем умение слушать и понимать других. | - Отличаются размеры страны на разных картах? - Вспомните, что вы знаете о нашей стране? - Наша страна обладает большой территорией. Посмотрите, какая она большая в отличие от других стран. - Теперь давайте немного отдохнём. | |||
Физ-минутка | Видео | Буратино потянулся. | Выполняют физ-минутку | |
Личностные: - формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. | - Теперь мы продолжим путешествие, но парами. 1 вариант открывает учебник на странице 90-91(с картой); второй – страницу 92-93. – Нужно соотнести фотографии с картой и разместить на карте фишки с номерами. Основным ориентиром послужат подписи к фотографиям, где точно указан адрес каждого объекта. На карте вы будете ориентироваться с помощью надписей. - Проверим. Куда вы отправитесь сначала? - На Северный Ледовитый океан… Ледовитый океан – самый холодный, маленький и неглубокий из океанов планеты. Большинство животных и птиц, проживающих в акватории Северного океана, имеют белую шкуру или перья. Обитатели северных морей знамениты своими исключительными размерами – здесь живут гигантские мидии, медузы, кораллы и морские пауки. Еще одна особенность обитателей Северного океана – высокая продолжительность жизни. | |||
- Цифра 1 должна быть здесь (показываю на большой настенной карте России) – слайд. - У кого не в том месте, поднимите руки? - Куда вы отправились дальше? - Название Охотского моря прижилось из-за впадающей в него реки Охоты. В зимнее время вся северная часть Охотского моря покрывается льдом, а местами ледяной покров держится до 9 месяцев в году. В Охотском море есть остров под названием «остров Недоразумения». Столь необычное название он получил из-за того, что исследовательская экспедиция, работавшая тут, забыла нанести его на карту. - Цифра 2 должны располагаться здесь (показываю). - У кого не в том месте, поднимите руки? - Куда отправились дальше? - На дне Чёрного моря есть месторождения нефти и газа. В Чёрном море практически отсутствуют глубинные жители из-за того, что вода на глубине ниже 150 метров чрезвычайно насыщена сероводородом. В Чёрном море водятся акулы. - Цифра 3 должна быть здесь (показываю) | ||||
- Какое следующее место? - Уральские горы имеют внушительную длину – 2,5 тысячи километров. Это единственная горная цепь, которая пересекает Россию с севера на юг.Уральские горы невысоки. Наибольшая высота у горы Народная – 1895 метров. Это совсем немного. Для сравнения, высота самой высокой горы России и Кавказа – Эльбруса – достигает 5642 метра, а гора Белуха на Алтае – 4509 метров. - Цифра 4 должна быть здесь (показываю) - А все ли нашли Волгу? Цифру 5 можно было поставить на любую точку в этой линии (показываю) - Дальше вы отправились в Западную Сибирь… Сибирь — настолько обширный край, что он разделяется на несколько отдельных регионов как географически, так и этнографически. Это родина суровых, выносливых людей, и именно здесь до сих пор сохранилась в практически нетронутом виде изрядная доля лесов — недаром сибирскую тайгу называют «зелёными лёгкими планеты». Ну а что касается разнообразия, то ничего удивительно в этом нет — ведь одна только Западная Сибирь по площади превышает большинство европейских стран. | - Кладовые | |||
- Цифра 6 могла оказаться в любом этом месте (показываю) - А все ли добрались до Камчатки? Камчатка — край суровой северной природы, настолько далеко удалённый от большинства крупных российских городов, что мало кто из россиян может похвастать тем, что побывал здесь. Зима здесь долгая и жестокая, а лето короткое и безумно красивое. Эти земли населяют различные народы, в частности, некогда воинственные чукчи. Гейзеры, вулканические сопки, бескрайняя тайга и тундра — в этом вся Камчатка. - Цифра 7 находится здесь (показываю) - Какое большое путешествие вышло… - Для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать – Но читать карту не значит читать только надписи. Надо понимать и особый язык карты – условные знаки, №3, стр.94 - Давайте с вами откроем рабочую тетрадь на стр. 60, №3. И выполним задание. – Теперь я расскажу, как правильно показывать объекты на настенной карте: стр.95 учебника. 1. Стоять у карты надо справа, не закрывая то, что показываешь на карте. 2. Показывать объекты только указкой. 3. Показывать не надпись, а сам объект. 4. Показывать аккуратно и точно, названия произносить чётко | ||||
4.Первичное закрепление (5-7 мин) | Регулятивные: Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Формируем умение слушать и понимать других; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. | - Вы сегодня очень активно работаете! - А теперь давайте с вами выясним, как же нам на карте определять стороны горизонта. Для этого откройте учебник на стр. 94 №3. - Выполняем практическую работу №2 в раб.тет, стр. 59. | Делают задания | |
5.Домашнее задание (1 мин) | Регулятивные: Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | Домашнее задание в электронном журнале. Повторить материал в учебнике (с. 90 – 95). Выполнить задание №4(вариант 4) на странице 61«Рабочей тетради». | Записывают домашнее задание | |
6.Рефлексия (2-3 мин) | Коммуникативные: Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Формируем умение слушать и понимать других; Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | - Какую тему мы изучали на уроке? Продолжите предложения - Сегодня на уроке я узнал… - Сегодня на уроке я научился… - На уроке мне было интересно… - Я справился с… | Ответы детей | |
7. Подведение итогов | Коммуникативные: Формируем умение слушать и понимать других. | - Спасибо за урок, до свидания! | Прощаются с учителем |
Самоанализ урока
Проведённый урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу 6 «Путешествия». Материал урока опирается на знания обучающихся, полученные на предыдущих уроках. При подготовке к уроку постаралась учесть работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществить личностно-ориентированный и дифференцированный подход. Свой урок я строила, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся, использовала частично-поисковый метод, старалась ставить такие вопросы (проблемы), где у учащихся возникала необходимость обосновывать свою точку зрения, т.е. использовался принцип обоснованного ответа.
Организационный момент включал в себя релаксацию на создание доброжелательной атмосферы, настраивал, мотивировал на продуктивную работу: «я хочу», «я могу».
Актуализация знаний учащихся помогла проверить домашнее задание, оценить свои знания на данном этапе урока и осуществить плавный переход к постановке учебной задачи. Для этого была показана презентация о красоте нашей Родины, а дети вместе с учителем исполнили свою любимую песню «Красно солнышко» (муз. П. Аэдоницкого, сл. И. Шаферана).
Постановка учебной задачи проводилась в виде беседы по содержанию песни (Что вы можете сказать о России? Где мы можем увидеть изображение нашей страны целиком?).
Учащихся самостоятельно сформулировали тему и задачи урока и проверили свои предположения, прочитав в учебнике, что об этом говорит учёный Муравьишка.
На этапе открытия новых знаний обучающиеся читали зелёные вопросы в учебнике, отвечали на них, затем сравнивали свои ответы с определением в учебнике.
Первичное закрепление знаний проводилось в виде самостоятельного добывания знаний: учащиеся читают объяснение в учебнике, рассказывают о прочитанном, потом выполняют задания в рабочей тетради с последующей самопроверкой. Работа с учебником предполагала наличие поисковых задач: доступность поиска программного содержания, раскрытие проблемы путём доказательного решения, стимулировало самостоятельность учащихся. Работа с текстами была направлена на усвоение учащимися умений выделять главное в тексте, развитие познавательных интересов. Была организована словарная работа по закреплению новых терминов. На данном этапе урока учащиеся продемонстрировали работу с компьютером, работу в парах и оценили свои знания в листках достижений.
Физкультминутка способствовала тому, чтобы ученики не только отдохнули, но и с новыми силами включились в работу.
Самостоятельная работа помогла закрепить полученные на уроке знания. На данном этапе урока применила не только занимательный материал, но и для активизации мыслительной деятельности внесла в урок логическое задание: выбрать на карте любой уголок нашей страны и рассказать о нём. Это позволило выявить, как учащиеся могут пользоваться картой, читая её с помощью условных знаков (главная задача учебного занятия). Работа проводилась в группах (от группы выступали по одному человеку), что помогло отработать умение учащихся группировать предметы, выделять их признаки. Считаю, что с данным заданием учащиеся справились хорошо. Свои умения и навыки ребята постарались оценить в листках достижений.
Закрепление изученного материала провела в виде путешествия по нашей стране с фотоаппаратом, используя карту и фотографии в учебнике. Один ученик работал у доски с настенной картой, остальные “путешествовали” в парах. Такой вид деятельности способствовал умению учащихся доказывать, обосновывать, делать выводы. Знания на этом этапе урока учащиеся проверили и тоже оценили в листках достижений.
Рефлексия урока носила учебную направленность и показала осознанность приобретённых знаний, учащиеся смогли поделиться своими достижениями, закончив предложения:
- Сегодня на уроке я узнал...
- Мне понравилось...
- Самое интересное задание...
Постаралась чётко подвести итог урока, с привлечением детей, отмечая значимость знаний, приобретённых на уроке в дальнейшем.
Домашнее задание было дифференцированным. Детям, проявляющим повышенный интерес к предмету, было предложено творческое задание: придумать свои условные обозначения.
На уроке были использованы и различные методы мотивации, что особенно важно в начальной школе для организации учебной деятельности учащихся (это занимательный игровой материал, создание ситуации успеха, яркие образные представления, связь с жизнью, использование ТСО).
Думаю, что на занятии был создан нравственный и эмоциональный фон, очень хорошо работали принципы взаимодействия, видна была взаимосвязь учителя и ученика, ученика и ученика. Содержание учебного материала было подобрано с учетом возрастных и индивидуальных особенностей класса. Тема учащимися понята, умения отработаны практическими методами, главное внимание на всех этапах урока отведено работе с картой.
Урок проведен в соответствии с программой “Школа России” и предмета окружающий мир для 2 класса (автор А.А. Плешаков). Данный урок был составлен и проведен согласно всем требованиям ФГОС, а также психологических особенностей детей данного возраста.