12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Акулинина Виктория Вадимовна190
Молодой специалист, учитель начальных классов, МОУ "Осташевская СОШ", МО, Волоколамский г.о.
Россия, Московская обл., Волоколамск


Учебный предмет

Окружающий мир

Класс

2 класс

Тип урока

Открытие новых знаний

Технология построения урока

Организационно-мотивационный этап, актуализация знаний, открытие новых знаний, первичное закрепление, домашнее задание, рефлексия, подведение итогов.

Тема урока

«Россия на карте»

Цель урока

Ознакомление с понятием «карта» и правильным показом объектов на ней

Основные термины, понятия

«карта», «настенная карта»



Планируемый результат: познакомить с понятием «карта»; показать, как выглядит на карте Россия; показать, как читать карту и правильно показывать объекты на настенной карте.

Задачи:

образовательные:

- познакомить с понятием «карта»; показать, как выглядит на карте Россия;

- показать, как читать карту и правильно показывать объекты на настенной карте.

воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к предмету «Окружающий мир»;

- воспитывать любовь к Родине.

развивающие: 

- развивать умение анализировать и делать выводы, сравнивать, отстаивать свою точку зрения;

- развивать кругозор.


Формируемые УУД

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- формируем умение поиска и выделения необходимой информации из настенной карты, формируем умение применять правила и пользоваться инструкциями;

- применение полученной информации для речевого сообщения.

Регулятивные УУД:

- формируем умение определять цель деятельности на уроке;

- формируем умение определять успешность выполнения своего задания; - формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

КоммуникативныеУУД:

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формируем умение слушать и понимать других; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

- договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные УУД:

- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.




Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная +

Работа в парах +

Индивидуальная +

Презентация; ПК; электронная доска; учебник «Окружающий мир» 2 класс, 2 часть, автор А. А. Плешаков; рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 класс, раздаточный материал.


















Этапы урока

Формируемые умения

Слайды,

Видеофрагмент

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационно-мотивационный момент

(2 мин)

Личностные:

Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности


Регулятивные:

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей






















- Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Виктория Вадимовна, и сегодня урок окружающего мира у вас проеду я.

- Давайте улыбнёмся друг другу и скажем про себя «Сегодня будет интересный урок».

- Проверьте свою готовность к уроку. На парте у вас должен лежать учебник, рабочая тетрадь, ручка, простой карандаш, цветные карандаши и ластик.


Здороваются с учителем, настраиваются на работу, проверяют готовность



2.Актуализация знаний

(5-6 мин)

Коммуникативные:

Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Формируем умение слушать и понимать других.

Регулятивные:

Формируем умение определять цель деятельности на уроке
















- Кто помнит, какую тему вы изучали на прошлом уроке?

- Сейчас проверим, не забыли ли вы её.

- Для этого ответим на вопросы (слайд).

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашей стране. У нас с вами будет помощник, а какой – вы узнаете, отгадав загадку.


Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шёл отважно –

На одном листе бумажном.


- Что же это такое?

- Правильно, это географическая карта.

- Как вы думаете, как называется тема нашего урока?

- Тема нашего урока, и правда, «Россия на карте»

- Ребята, давайте с вами узнаем, что нам нужно сегодня узнать на уроке, откройте стр. 90 и найдите муравьишку, прочитайте, что он предлагает нам узнать на уроке.


- «В гости к весне».













- географическая карта.

3.Открытие новых знаний

(30 мин)

Познавательные:

Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам

Регулятивные:

Формируем умение определять цель деятельности на уроке;

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Личностные:

Формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Коммуникативные:

Формируем умение строить речевое высказывание в устной форме








- Первое, куда мы с вами отправимся это в прошлое России во времена, когда Русью правил Царь Иван Грозный, чтобы узнать, откуда появились карты. (слайд)

- История возникновения карты уходит в глубокую древность. Тогда ещё люди не знали письменности. Они делали рисунки на камнях, бересте, дереве, шёлке, костяных пластинках.

Возраст первых найденных карт – 10-15 тысячелетий.

В России первая карта появилась в 16 веке. Царь Иван Грозный велел «землю измерить, и чертёж государства сделать». Первая карта в России называлась «Большой чертёж».

- Что же такое карта?

- Давайте сравним изображение нашей страны на карте в учебнике и на глобусе (слайд).

- Допишите определение в рабочей тетради на странице 59 в 1 задании. Что такое карта?

- Откройте учебник на развороте страниц 90-91. Здесь вы видите карту России. И найдём Россию на глобусе. Вот она.

Ответы детей






Слушают учителя









- стр.91













соответствии с поставленными задачами;

Формируем умение слушать и понимать других.


- Отличаются размеры страны на разных картах?

- Вспомните, что вы знаете о нашей стране?

- Наша страна обладает большой территорией. Посмотрите, какая она большая в отличие от других стран.

- Теперь давайте немного отдохнём.


Физ-минутка


Видео

Буратино потянулся.
  Буратино потянулся,
  Раз нагнулся, два нагнулся.
  Руки в стороны развёл,
  Ключик видимо нашёл,
  Чтобы ключик тот достать,
  Надо на носочки встать.

Выполняют физ-минутку


Личностные:

- формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.










- Теперь мы продолжим путешествие, но парами. 1 вариант открывает учебник на странице 90-91(с картой); второй – страницу 92-93.

Нужно соотнести фотографии с картой и разместить на карте фишки с номерами. Основным ориентиром послужат подписи к фотографиям, где точно указан адрес каждого объекта. На карте вы будете ориентироваться с помощью надписей.

- Проверим. Куда вы отправитесь сначала?

- На Северный Ледовитый океан

Ледовитый океан – самый холодный, маленький и неглубокий из океанов планеты. Большинство животных и птиц, проживающих в акватории Северного океана, имеют белую шкуру или перья.

Обитатели северных морей знамениты своими исключительными размерами – здесь живут гигантские мидии, медузы, кораллы и морские пауки. Еще одна особенность обитателей Северного океана – высокая продолжительность жизни.








- Цифра 1 должна быть здесь (показываю на большой настенной карте России) – слайд.

- У кого не в том месте, поднимите руки?

- Куда вы отправились дальше?

- Название Охотского моря прижилось из-за впадающей в него реки Охоты. В зимнее время вся северная часть Охотского моря покрывается льдом, а местами ледяной покров держится до 9 месяцев в году. В Охотском море есть остров под названием «остров Недоразумения». Столь необычное название он получил из-за того, что исследовательская экспедиция, работавшая тут, забыла нанести его на карту.

- Цифра 2 должны располагаться здесь (показываю).

- У кого не в том месте, поднимите руки?

- Куда отправились дальше?

- На дне Чёрного моря есть месторождения нефти и газа. В Чёрном море практически отсутствуют глубинные жители из-за того, что вода на глубине ниже 150 метров чрезвычайно насыщена сероводородом. В Чёрном море водятся акулы.

- Цифра 3 должна быть здесь (показываю)







- Какое следующее место?

- Уральские горы имеют внушительную длину – 2,5 тысячи километров. Это единственная горная цепь, которая пересекает Россию с севера на юг.Уральские горы невысоки. Наибольшая высота у горы Народная – 1895 метров. Это совсем немного. Для сравнения, высота самой высокой горы России и Кавказа – Эльбруса – достигает 5642 метра, а гора Белуха на Алтае – 4509 метров.

- Цифра 4 должна быть здесь (показываю)

- А все ли нашли Волгу? Цифру 5 можно было поставить на любую точку в этой линии (показываю)

- Дальше вы отправились в Западную Сибирь… Сибирь — настолько обширный край, что он разделяется на несколько отдельных регионов как географически, так и этнографически. Это родина суровых, выносливых людей, и именно здесь до сих пор сохранилась в практически нетронутом виде изрядная доля лесов — недаром сибирскую тайгу называют «зелёными лёгкими планеты». Ну а что касается разнообразия, то ничего удивительно в этом нет — ведь одна только Западная Сибирь по площади превышает большинство европейских стран.


- Кладовые







- Цифра 6 могла оказаться в любом этом месте (показываю)

- А все ли добрались до Камчатки?

Камчатка — край суровой северной природы, настолько далеко удалённый от большинства крупных российских городов, что мало кто из россиян может похвастать тем, что побывал здесь. Зима здесь долгая и жестокая, а лето короткое и безумно красивое. Эти земли населяют различные народы, в частности, некогда воинственные чукчи. Гейзеры, вулканические сопки, бескрайняя тайга и тундра — в этом вся Камчатка.

- Цифра 7 находится здесь (показываю)

- Какое большое путешествие вышло…

- Для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать

– Но читать карту не значит читать только надписи. Надо понимать и особый язык карты – условные знаки, №3, стр.94

- Давайте с вами откроем рабочую тетрадь на стр. 60, №3. И выполним задание.

– Теперь я расскажу, как правильно показывать объекты на настенной карте: стр.95 учебника.

1. Стоять у карты надо справа, не закрывая то, что показываешь на карте.

2. Показывать объекты только указкой.

3. Показывать не надпись, а сам объект.

4. Показывать аккуратно и точно, названия произносить чётко



4.Первичное закрепление (5-7 мин)

Регулятивные:

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные:

Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Формируем умение слушать и понимать других; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.




- Вы сегодня очень активно работаете!

- А теперь давайте с вами выясним, как же нам на карте определять стороны горизонта. Для этого откройте учебник на стр. 94 №3.

- Выполняем практическую работу №2 в раб.тет, стр. 59.

Делают задания







5.Домашнее задание

(1 мин)

Регулятивные:

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей



Домашнее задание в электронном журнале.

Повторить материал в учебнике (с. 90 – 95).

Выполнить задание №4(вариант 4) на странице 61«Рабочей тетради».

Записывают домашнее задание

6.Рефлексия (2-3 мин)

Коммуникативные:

Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Формируем умение слушать и понимать других;

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей






- Какую тему мы изучали на уроке?

Продолжите предложения

- Сегодня на уроке я узнал…

- Сегодня на уроке я научился…

- На уроке мне было интересно…

- Я справился с…



Ответы детей

7. Подведение итогов

Коммуникативные:

Формируем умение слушать и понимать других.


- Спасибо за урок, до свидания!

Прощаются с учителем






Самоанализ урока

Проведённый урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу 6 «Путешествия». Материал урока опирается на знания обучающихся, полученные на предыдущих уроках. При подготовке к уроку постаралась учесть работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществить личностно-ориентированный и дифференцированный подход.   Свой урок я строила, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся, использовала частично-поисковый метод, старалась ставить такие вопросы (проблемы), где у учащихся возникала необходимость обосновывать свою точку зрения, т.е. использовался принцип обоснованного ответа.

Организационный момент включал в себя релаксацию на создание доброжелательной атмосферы, настраивал, мотивировал на продуктивную работу: «я хочу», «я могу».

Актуализация знаний учащихся помогла проверить домашнее задание, оценить свои знания на данном этапе урока и осуществить плавный переход к постановке учебной задачи. Для этого была показана презентация о красоте нашей Родины, а дети вместе с учителем исполнили свою любимую песню «Красно солнышко» (муз. П. Аэдоницкого, сл. И. Шаферана).

Постановка учебной задачи проводилась в виде беседы по содержанию песни (Что вы можете сказать о России? Где мы можем увидеть изображение нашей страны целиком?).

Учащихся самостоятельно сформулировали тему и задачи урока и проверили свои предположения, прочитав в учебнике, что об этом говорит учёный Муравьишка.

На этапе открытия новых знаний обучающиеся читали зелёные вопросы в учебнике, отвечали на них, затем сравнивали свои ответы с определением в учебнике.

Первичное закрепление знаний проводилось в виде самостоятельного добывания знаний: учащиеся читают объяснение в учебнике, рассказывают о прочитанном, потом выполняют задания в рабочей тетради с последующей самопроверкой. Работа с учебником предполагала наличие поисковых задач: доступность поиска программного содержания, раскрытие проблемы путём доказательного решения, стимулировало самостоятельность учащихся. Работа с текстами была направлена на усвоение учащимися  умений выделять главное в тексте, развитие познавательных интересов. Была организована словарная работа по закреплению новых терминов. На данном этапе урока учащиеся продемонстрировали работу с компьютером, работу в парах и оценили свои знания в листках достижений.

Физкультминутка способствовала тому, чтобы ученики не только отдохнули, но и с новыми силами включились в работу.

Самостоятельная работа помогла закрепить полученные на уроке знания. На данном этапе урока применила не только занимательный материал, но и для активизации мыслительной деятельности внесла в урок логическое задание: выбрать на карте любой уголок нашей страны и рассказать о нём. Это позволило выявить, как учащиеся могут пользоваться картой, читая её с помощью условных знаков (главная задача учебного занятия). Работа проводилась в группах (от группы выступали по одному человеку), что помогло отработать умение учащихся группировать предметы, выделять их признаки. Считаю, что с данным заданием учащиеся справились хорошо. Свои умения и навыки ребята постарались оценить в листках достижений.

Закрепление изученного материала провела в виде путешествия по нашей стране с фотоаппаратом, используя карту и фотографии в учебнике. Один ученик работал у доски с настенной картой, остальные “путешествовали” в парах. Такой вид деятельности способствовал умению учащихся доказывать, обосновывать, делать выводы. Знания на этом этапе урока учащиеся проверили и тоже оценили в листках достижений.

Рефлексия урока носила учебную направленность и показала осознанность приобретённых знаний, учащиеся смогли поделиться своими достижениями, закончив предложения:

- Сегодня на уроке я узнал...

- Мне понравилось...

- Самое интересное задание...

Постаралась чётко подвести итог урока, с привлечением детей, отмечая значимость знаний, приобретённых на уроке в дальнейшем.

Домашнее задание было дифференцированным. Детям, проявляющим повышенный интерес к предмету, было предложено творческое задание: придумать свои условные обозначения.

На уроке были использованы и различные методы мотивации, что особенно важно в начальной школе для организации учебной деятельности учащихся (это занимательный игровой материал, создание ситуации успеха, яркие образные представления, связь с жизнью, использование ТСО).

Думаю, что на занятии был создан нравственный и эмоциональный фон, очень хорошо работали принципы взаимодействия, видна была взаимосвязь учителя и ученика, ученика и ученика. Содержание учебного материала было подобрано с учетом возрастных и индивидуальных особенностей класса. Тема учащимися понята, умения отработаны практическими методами, главное внимание на всех этапах урока отведено работе с картой.

Урок проведен в соответствии с программой “Школа России” и предмета окружающий мир для 2 класса (автор А.А. Плешаков). Данный урок был составлен и проведен согласно всем требованиям ФГОС, а также психологических особенностей детей данного возраста.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.