12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Милагина Марина Васильевна876
учитель истории и обществознания, географии и духовного краеведения
Россия, Московская обл., Волоколамский район
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»
7

Обучающие карточки на уроке истории на примере урока в 9 классе «Либеральные реформы 60-70 гг. в России»



Обучающие карточки я использую на уроках истории в 5-9 классах при опросе или закреплении нового материала.

Что скрывать, не любят учащиеся опрос, особенно если материал трудный. А если применить элементы игры? На доске на магнитах обучающие карточки (опорные слова). Ученик получает другие обучающие карточки (расшифровки), которые он должен расставить на свои места, используя не только знания, но и логическое мышление.

Как это выглядит на практике, я покажу на примере урока по истории в 9 классе «Либеральные реформы 60-70 гг. 19 века в России». 


Конспект урока "Либеральные реформы 60-70 гг.
DOC / 73.5 Кб

Презентация урока "Либеральные реформы 60-70 гг." 9 класс ис
PPT / 1.78 Мб

При проверке домашнего задания по теме «Социально-экономическое развитие России в пореформенный период» используются следующие обучающие карточки:

 На доске (опорные слова)

Помещичье хозяйство

Крестьянское хозяйство

Расставляет ученик (расшифровки)

купить инвентарь и рабочий скот

заработная плата работникам

получили большую сумму денег

промотали деньги

удержана задолженность

сдавали землю в аренду

не имели знаний и желания

брали землю в аренду

выкуп за землю

подушная подать

налоги государству

маленький надел земли

временнообязанные

поданное сословие

круговая порука в общине

 

По времени – это 5-7 минут, пока идет устный опрос. Можно задать дополнительные вопросы, чтобы определить, не случайно ли поставлена карточка-расшифровка: что такое подушная подать, временнообязанные? Почему помещики сдавали землю в аренду? за что помещики получили деньги? и другие.

В ходе объяснения нового материала на доске 2-я группа опорных слов: Земская реформа, Городская реформа, Судебная реформа, Военные реформы, Реформы просвещения. Внизу -  расшифровки вперемешку (см. конспект урока, Приложение III). Они перед глазами учащихся все время объяснения нового материала, поэтому волей-неволей обращают на них внимание. Как можно ими пользоваться:

А) поэтапно: ознакомились с Земской реформой и поставили расшифровки к этому опорному слову, и так после каждой реформы,

Б) после изучения всего материала расставляем расшифровки ко всем опорным словам.

Как еще можно использовать опорные слова и расшифровки по теме «Либеральные реформы 60-70 гг. 19 века в России»

А)  «найди пару»:

Опорные слова: земства, городские думы, мировой суд, окружной суд,

Расшифровки: выборные органы управления в уездах и губерниях, органы самоуправления, мелкие уголовные и гражданские дела, сложные уголовные и гражданские дела

Б) «найди лишнее»:

не все расшифровки подходят к опорным словам (есть лишние). На следующем уроке учащиеся получают карточки с одним опорным словом, например, Городская реформа и несколько расшифровок. Но не все расшифровки относятся к этой реформе.

В) «найди общее»: Городская и Земская реформы, из расшифровок найти только общее для них.

Г) «соревнование»: два ученика, у каждого разные расшифровки  (для подведения итогов я их помечаю: у одного крестик на карточках, у другого нет), каждый расставляет расшифровки ко всем опорным словам на доске. Побеждает тот, кто поставит больше правильных расшифровок

Д) «не хватает»: опорных слов больше, чем расшифровок. Пустые опорные слова ученик объясняет устно.

   

Использовать такие обучающие карточки можно не только на доске, но и за партой. У каждого ученика своё задание. Сразу видно, кто готов к уроку, а кто не совсем. Время выполнения задания от 5 до 8 минут.

У нас в классах 4-7 человек, поэтому на каждом уроке опрашиваешь всех. Но каждый хочет именно к доске. Обижаются, если не спрашиваешь по карточкам. Проверка таких заданий занимает очень мало времени. Самое долгое здесь - нарезать карточки. Зато развиваешь малую моторику у себя, что тоже не плохо. Можно привлечь учащихся к этому.

Как выглядит карточка: опорные слова и расшифровки распечатываются на обычной бумаге и вырезаются.

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (2)

Шарандина Валентина Владимировна, 16.08.18 в 19:45 1Ответить Пожаловаться
Спасибо. Интересно. Просто. Доступно. Продуктивно.
Милагина Марина Васильевна, 20.08.18 в 09:17 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, надеюсь кому-то пригодится.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.