Обучающие карточки на уроке истории на примере урока в 9 классе «Либеральные реформы 60–70 гг. в России»

7
2
Материал опубликован 13 August 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Обучающие карточки я использую на уроках истории в 5-9 классах при опросе или закреплении нового материала.

Что скрывать, не любят учащиеся опрос, особенно если материал трудный. А если применить элементы игры? На доске на магнитах обучающие карточки (опорные слова). Ученик получает другие обучающие карточки (расшифровки), которые он должен расставить на свои места, используя не только знания, но и логическое мышление.

Как это выглядит на практике, я покажу на примере урока по истории в 9 классе «Либеральные реформы 60-70 гг. 19 века в России». 


Конспект урока "Либеральные реформы 60-70 гг.
DOC / 73.5 Кб

Презентация урока "Либеральные реформы 60-70 гг." 9 класс ис
PPT / 1.78 Мб

При проверке домашнего задания по теме «Социально-экономическое развитие России в пореформенный период» используются следующие обучающие карточки:

 На доске (опорные слова)

Помещичье хозяйство

Крестьянское хозяйство

Расставляет ученик (расшифровки)

купить инвентарь и рабочий скот

заработная плата работникам

получили большую сумму денег

промотали деньги

удержана задолженность

сдавали землю в аренду

не имели знаний и желания

брали землю в аренду

выкуп за землю

подушная подать

налоги государству

маленький надел земли

временнообязанные

поданное сословие

круговая порука в общине

 

По времени – это 5-7 минут, пока идет устный опрос. Можно задать дополнительные вопросы, чтобы определить, не случайно ли поставлена карточка-расшифровка: что такое подушная подать, временнообязанные? Почему помещики сдавали землю в аренду? за что помещики получили деньги? и другие.

В ходе объяснения нового материала на доске 2-я группа опорных слов: Земская реформа, Городская реформа, Судебная реформа, Военные реформы, Реформы просвещения. Внизу -  расшифровки вперемешку (см. конспект урока, Приложение III). Они перед глазами учащихся все время объяснения нового материала, поэтому волей-неволей обращают на них внимание. Как можно ими пользоваться:

А) поэтапно: ознакомились с Земской реформой и поставили расшифровки к этому опорному слову, и так после каждой реформы,

Б) после изучения всего материала расставляем расшифровки ко всем опорным словам.

Как еще можно использовать опорные слова и расшифровки по теме «Либеральные реформы 60-70 гг. 19 века в России»

А)  «найди пару»:

Опорные слова: земства, городские думы, мировой суд, окружной суд,

Расшифровки: выборные органы управления в уездах и губерниях, органы самоуправления, мелкие уголовные и гражданские дела, сложные уголовные и гражданские дела

Б) «найди лишнее»:

не все расшифровки подходят к опорным словам (есть лишние). На следующем уроке учащиеся получают карточки с одним опорным словом, например, Городская реформа и несколько расшифровок. Но не все расшифровки относятся к этой реформе.

В) «найди общее»: Городская и Земская реформы, из расшифровок найти только общее для них.

Г) «соревнование»: два ученика, у каждого разные расшифровки  (для подведения итогов я их помечаю: у одного крестик на карточках, у другого нет), каждый расставляет расшифровки ко всем опорным словам на доске. Побеждает тот, кто поставит больше правильных расшифровок

Д) «не хватает»: опорных слов больше, чем расшифровок. Пустые опорные слова ученик объясняет устно.

   

Использовать такие обучающие карточки можно не только на доске, но и за партой. У каждого ученика своё задание. Сразу видно, кто готов к уроку, а кто не совсем. Время выполнения задания от 5 до 8 минут.

У нас в классах 4-7 человек, поэтому на каждом уроке опрашиваешь всех. Но каждый хочет именно к доске. Обижаются, если не спрашиваешь по карточкам. Проверка таких заданий занимает очень мало времени. Самое долгое здесь - нарезать карточки. Зато развиваешь малую моторику у себя, что тоже не плохо. Можно привлечь учащихся к этому.

Как выглядит карточка: опорные слова и расшифровки распечатываются на обычной бумаге и вырезаются.

Предварительный просмотр презентации

Либеральные реформы 60 - 70-х годов 19 века

Земская реформа 1864 года

Стр. 124 - 125 Что такое земства? Кто имел право голоса при выборе земств? На какие части делились избиратели? Кого относили к каждой курии? Деление земских органов. Чем занимались земства? Кто контролировал земства? Недостатки земской реформы.

Дворяне Крестьяне Купцы Духовенство Прочие Уездное земское собрание 42% 38% 10% 6,5% 3% Уездных земских управах 55,5% 31% 13,6% Губернских земских учреждениях 74% 10,6% 15% Сословный состав земских собраний

Земства – выборные органы местного управления. Правом голоса пользовались только мужчины. Избиратели делились на три курии: землевладельцев ( недвижимое имущество на 15 тыс. рублей, владельцы торговых или промышленных предприятий), городских избирателей (купцы, владельцы предприятий и торговых заведений с оборотом не менее 6 тыс. рублей), выборные от сельских обществ (имущественного ценза не было). Земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Вопросы: строительство путей сообщения, сооружение и содержание школ, больниц, развитие торговли и промышленности. Контроль – губернатор. Недостатки: преимущество дворян в составе земств, ограничен круг вопросов.

Городская реформа 1870 года

Основные органы управления городами. Кто мог избирать и на какие группы делились избиратели? Чем занималось городское самоуправление? Кто контролировал их деятельность? Стр. 125 - 126 Появились выборные городские думы и городские управы. Три курии избирателей (мужчины с 25 лет): крупные владельцы домов, промышленных и торговых предприятий (1\3 налогов в казну), мелкие налогоплательщики (1\3 налогов в казну), остальные налогоплательщики. Вопросы: благоустройство города, развитие торговли, промышленности, образования и медицины. Контроль - государство.

Судебная реформа 1864 года

Принципы построения суда. Две системы судов. Присяжные заседатели. Принцип гласности судов. Состязательность в судах. Стр. 126 -127

Принципы буржуазного права: равенство сословий перед законом, гласность, независимость судей, состязательность обвинения и защиты, выборность судебных органов. Созданы две системы судов – мировые и общие. Уголовные дела рассматривали присяжные заседатели. Гласность: суды проводились открыто (публика, отчеты в газетах). Состязательность: прокурор – обвинитель, адвокат – защитник.

Военные реформы

Причины военных реформ. Как изменился порядок пополнения армии? Кто подлежал призыву в армию? Каков стал срок службы? Кто освобождался от призыва в армию? Какие изменения произошли в армии? Каковы результаты военных реформ? Стр. 127 - 128

Причины: отставание в военной области, сокращение военных расходов. Вместо рекрутских наборов вводилась всесословная воинская повинность. Призывались лица всех сословий с 20 лет (позже с 21 года). Срок службы: сухопутные войска 15 лет (9 лет в запасе), во флоте 10 лет (3 года в запасе), лица с образованием – от 4 лет до 6 месяцев. Освобождались от службы: единственные сыновья и кормильцы, народы Севера, Кавказа, Сибири, Средней Азии. Отменены телесные наказания, улучшилось питание, шло перевооружение армии, расширялась сель военных училищ и солдатских школ.

Реформы образования 1864 года

Типы начальных школ и срок обучения в них. Деление гимназий и их различия, кого принимали. Женское образование. Стр. 128 - 129

Начальные школы: государственные, земские, церковно-приходские, воскресные. Срок обучения не превышал трёх лет. Гимназии: классические – готовили для поступления в вузы, изучались древние языки, срок обучения 7 – 8 лет, реальные – математика, естествознание, технические предметы, срок обучения – 7 лет, продолжали учебу в технических ВУЗах. В гимназию принимались все сословия, но плата за обучение высокая. Появились женские гимназии, высшие женские курсы в Москве.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо. Интересно. Просто. Доступно. Продуктивно.

16 August 2018

Спасибо, надеюсь кому-то пригодится.

20 August 2018