Обучающие карточки на уроке истории на примере урока в 9 классе «Либеральные реформы 60–70 гг. в России»
Пояснительная записка к презентации
Обучающие карточки я использую на уроках истории в 5-9 классах при опросе или закреплении нового материала.
Что скрывать, не любят учащиеся опрос, особенно если материал трудный. А если применить элементы игры? На доске на магнитах обучающие карточки (опорные слова). Ученик получает другие обучающие карточки (расшифровки), которые он должен расставить на свои места, используя не только знания, но и логическое мышление.
Как это выглядит на практике, я покажу на примере урока по истории в 9 классе «Либеральные реформы 60-70 гг. 19 века в России».
Конспект урока "Либеральные реформы 60-70 гг.
DOC / 73.5 Кб
Презентация урока "Либеральные реформы 60-70 гг." 9 класс ис
PPT / 1.78 Мб
При проверке домашнего задания по теме «Социально-экономическое развитие России в пореформенный период» используются следующие обучающие карточки:
На доске (опорные слова) |
Помещичье хозяйство |
Крестьянское хозяйство |
Расставляет ученик (расшифровки) |
купить инвентарь и рабочий скот заработная плата работникам получили большую сумму денег промотали деньги удержана задолженность сдавали землю в аренду не имели знаний и желания |
брали землю в аренду выкуп за землю подушная подать налоги государству маленький надел земли временнообязанные поданное сословие круговая порука в общине |
По времени – это 5-7 минут, пока идет устный опрос. Можно задать дополнительные вопросы, чтобы определить, не случайно ли поставлена карточка-расшифровка: что такое подушная подать, временнообязанные? Почему помещики сдавали землю в аренду? за что помещики получили деньги? и другие.
В ходе объяснения нового материала на доске 2-я группа опорных слов: Земская реформа, Городская реформа, Судебная реформа, Военные реформы, Реформы просвещения. Внизу - расшифровки вперемешку (см. конспект урока, Приложение III). Они перед глазами учащихся все время объяснения нового материала, поэтому волей-неволей обращают на них внимание. Как можно ими пользоваться:
А) поэтапно: ознакомились с Земской реформой и поставили расшифровки к этому опорному слову, и так после каждой реформы,
Б) после изучения всего материала расставляем расшифровки ко всем опорным словам.
Как еще можно использовать опорные слова и расшифровки по теме «Либеральные реформы 60-70 гг. 19 века в России»
А) «найди пару»:
Опорные слова: земства, городские думы, мировой суд, окружной суд,
Расшифровки: выборные органы управления в уездах и губерниях, органы самоуправления, мелкие уголовные и гражданские дела, сложные уголовные и гражданские дела
Б) «найди лишнее»:
не все расшифровки подходят к опорным словам (есть лишние). На следующем уроке учащиеся получают карточки с одним опорным словом, например, Городская реформа и несколько расшифровок. Но не все расшифровки относятся к этой реформе.
В) «найди общее»: Городская и Земская реформы, из расшифровок найти только общее для них.
Г) «соревнование»: два ученика, у каждого разные расшифровки (для подведения итогов я их помечаю: у одного крестик на карточках, у другого нет), каждый расставляет расшифровки ко всем опорным словам на доске. Побеждает тот, кто поставит больше правильных расшифровок
Д) «не хватает»: опорных слов больше, чем расшифровок. Пустые опорные слова ученик объясняет устно.
Использовать такие обучающие карточки можно не только на доске, но и за партой. У каждого ученика своё задание. Сразу видно, кто готов к уроку, а кто не совсем. Время выполнения задания от 5 до 8 минут.
У нас в классах 4-7 человек, поэтому на каждом уроке опрашиваешь всех. Но каждый хочет именно к доске. Обижаются, если не спрашиваешь по карточкам. Проверка таких заданий занимает очень мало времени. Самое долгое здесь - нарезать карточки. Зато развиваешь малую моторику у себя, что тоже не плохо. Можно привлечь учащихся к этому.
Как выглядит карточка: опорные слова и расшифровки распечатываются на обычной бумаге и вырезаются.
Шарандина Валентина Владимировна
Милагина Марина Васильевна