12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Эрмине324

Рост профессиональной компетентности педагога как важное требование для развития образовательного учреждения.

Требования к профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды.

Профессиональную компетентность педагога - неотъемлемая составляющая его профессионализма и педагогического мастерства. Понятие «компетентность», характеризующее многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.), широко используется сегодня в теории и практике общего и профессионального образования.

Компетентность педагога приобретает все большую актуальность в последние годы в связи с тем, что постоянно трансформируется социальный опыт, появляются всевозможные разновидности авторских педагогических систем, реконструируется сфера образования, возрастает уровень запросов социума к специалисту.

В сложившихся условиях успешный и востребованный педагог, чтобы быть профессионально компетентным, должен проявлять стремление быть профессионалом, постоянно обновлять свои знания и умения, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, стремиться к саморазвитию, быть готовым к любым изменениям, а также достигать стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Формирование и развитие профессиональной компетентности педагога.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование, способность адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

1. Работа в методических объединениях, творческих группах.

2. Исследовательская деятельность.

3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.

4. Различные формы педагогической поддержки.

5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях.

6. Трансляция собственного педагогического опыта.

7. Использование ИКТ и др.

Перечисленные способы будут эффективными, если педагог сам осознает необходимость повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

1) самоанализ и осознание необходимости;

2) планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

3) самопроявление, анализ, самокорректировка.

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве.

Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования, которого происходит само оценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.

Совершенствование педагогической компетентности.

Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе самообразовательной работы.

На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации, но в современных условиях наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование.

Самообразование– это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. С.И. Ожегов определяет самообразование как «приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».

Посредством самообразования повышается качество преподавания предмета, осуществляется готовность к педагогическому творчеству, прослеживается профессиональный и карьерный рост, создается имидж современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника.

Самообразование осуществляется добровольно, сознательно, планируется, управляется и контролируется самим человеком. Самообразование необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков.

Виды самообразовательной деятельности:

знакомство с педагогической и методической литературой;

самообразовательная работа над докладом по какой-либо теме;
обзор в Интернете информации;

посещение семинаров, конференций, уроков коллег;

дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

освоение образовательных технологий (отбор содержания, методов, форм, средств обучения);

проведение открытых занятий и их анализ;

общение с коллегами в сетевых сообществах;

участие в профессиональных конкурсах.

Самостоятельная работа по самообразованию позволит педагогу повысить свой профессиональный уровень: пополнить свой методический багаж, моделировать и прогнозировать образовательный процесс; найти новые нестандартные подходы в работе с детьми; раскрыть творческий потенциал. А это, в свою очередь, будет влиять на результативность педагогической деятельности в целом.

Информационные технологии и профессиональная компетентность педагога.

Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки педагогов. Процесс информатизации образования предъявляет высокие требования к профессиональным качествам и уровню подготовки педагога, к его профессиональной компетентности.

Профессиональная деятельность преподавателя за последние несколько лет претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования сегодня оказываются напрямую связанными с информационными и коммуникационными технологиями. Учитель сегодня должен обладать так называемой «двойной компетенцией», т. е. помимо сугубо традиционных профессиональных знаний иметь современные знания и навыки работы с информационными технологиями, высокую информационную культуру, что, в свою очередь, требует изменения всего компонентного состава и структуры традиционной методической системы.

Формирование информационной культуры учителя – залог повышения уровня профессиональной компетенции, как фактора повышения качества образования.

При формировании информационной компетентности главное место занимает информационная среда учреждения.

Под информационной образовательной средой понимается специально организованный комплекс компонентов, обеспечивающих системную интеграцию новых информационных технологий в педагогическую систему учреждения с целью построения личностно ориентированной педагогической системы. Информационная образовательная среда не может возникнуть стихийно. Ее формирование – это целенаправленный управленческий процесс.

В условиях развивающейся информационной образовательной среды школы осуществляется интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышается эффективность и качество процесса обучения за счет возможностей, предоставляемых информационной образовательной средой. Формирование информационно-образовательной среды учреждения является ключевым моментом в создании оптимальных условий для развития и саморазвития учителя, совершенствования его учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности.

Таким образом, на сегодняшний день для педагога большое значение имеет готовность обучаться и повышать свою квалификацию в поисковом режиме, вести обсуждение проблем в диалоговой форме, непосредственной практикой «проверять» полученные знания и опыт, рефлексировать по поводу собственной и чужой практики, теоретически осмысливать существующие и формулировать новые проблемы. Поэтому важно создать такие условия, в которых педагог самостоятельно осознает неизбежность повышения уровня собственных профессиональных качеств. Для этого необходимо освободить время для изучения нового в профессии, научиться эффективно снимать стресс, выстраивать контакт с детьми и взрослыми, планировать свое время и работать с проектами – вот чему реально хотят учиться учителя. На наш взгляд, успешному учителю кроме профессиональных знаний необходимо умение их донести до ученика – овладение педагогической техникой. Педагогическая техника способствует единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения, то есть синтезу духовной культуры и внешней профессиональной выразительности учителя. ​​​​​​​

Список литературы:

Адольф, В. А., Степанова, И. Ю. Проектирование образовательного процесса на основе компетентностного подхода // Высшее образование в России. Вып. №3 – 2008.

Андреев, А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. Вып. №2. – 2005.

Асаева, И.Н. Профессиональная компетентность воспитателя и ее влияние на повышение качества дошкольного образования // Педагогические инновации в дошкольном и начальном образовании: материалы регион. науч.-практ. конф. – Тобольск, 2008.

Асаева, И.Н. Современные подходы к развитию профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в системе повышения квалификации // Образование и наука. Вып. №5 (53) – 2008.

Загвоздкин, В. К. Реформирование преподавания и обучения на основе компетентностного подхода // Компетентностный подход, как способ достижения нового качества образования. – М., 2009.

Зеер, Э.Ф., Павлова, А.М., Сыманюк, Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. – М.: Просвещение, 2005.

Иванов, Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов. – М.: АПК и ПРО, 2013.

Коджаспирова, Г. М. Культура профессионального самообразования педагога / Г.М. Коджаспирова. – М., 2012.

Козырева, О.А. Феноменология профессиональной компетентности учителя // Образовательные технологии и общество – 2008.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года:

Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. Вып. №5. – 2004.

Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Около 57000 слов / Под ред. гл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. – 19-е изд., испр. – М.: Русский язык, 1987.

Тришина, С.В., Хуторской, А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Человек и его изменение в телекоммуникационных системах. Междисциплинарные аспекты исследований: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. – М.: ИСМО РАО, 2004.

Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. трудов / под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. – М.: ИОСО РАО, 2002.

Филатова, Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования // Дополнительное образование. Вып. №7. – 2005.

Шишкин, Ф.Т. Компетенция и компетентность как ключевые понятия компетентностного подхода в образовании // Наука и школа. Вып. №4 – 2008.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.