Методическая разработка урока математики для 7 класса по теме «Сложение и вычитание многочленов»
Методическая разработка
урока математики для 7 класса
по теме «Сложение и вычитание многочленов»
Методическая разработка урока алгебры в 7 классе по теме: «Сложение и вычитание многочленов» адресована учителям математики, работающим по УМК А. Г. Мерзляка
Цели урока:
образовательная: познакомить с правилами сложения и вычитания многочленов; научить складывать и вычитать многочлены; продолжать учить умению приводить к стандартному виду одночлены и многочлены.
развивающая: развитие умения видеть и применять изученные закономерности в нестандартных ситуациях; формирование интереса к изучению математики.
воспитательная: развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, умения общаться, умения оценивать свои достижения.
Задачи:
формировать знания о правилах сложения и вычитания многочленов и умения применять их в простейших ситуациях;
развивать умения сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, делать выводы;
учить планировать свою работу и работу в группе;
развивать навыки продуктивного общения со сверстниками.
Планируемые результаты обучения:
предметные:
знать определения одночлена, двучлена, трехчлена, многочлена, определять степень одночлена и многочлена;
проверка умения и навыков учащихся;
уметь применять теоретические знания для решения основных типов заданий по теме.
личностные: стремление к саморазвитию, формирование самооценки
метапредметные: освоение обучающимися компонентов учебной деятельности, умение учиться в общении со сверстниками.
УУД
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов, оценка и самооценка.
Регулятивные: целеполагание – как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то что ещё неизвестно; планирование – как определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; оценка – как выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: включаемость в коллективное обсуждение вопросов, постановка вопросов, умение слушать и вступать в диалог, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение аргументировать свою точку зрения.
Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выбор способа действия, умение осознанно применять полученные знания на практике, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
I.Организационный момент
II. Эмоциональный настрой на урок
- Вы готовы к работе? Тогда в путь. Пожелайте друг - другу удачи!
- О математике существует много различных высказываний, но высказывание, которое мне близко по духу следующее:
Математика существует не для того, чтобы навязывать кому-то тяжёлую работу. Наоборот, она существует только для …… (удовольствия). Для ........(удовольствия) тех, кто любит ………. (анализировать) то, что он делает или может сделать, или то, что уже сделал в надежде сделать это ещё …… (лучше).
- Ваша задача состоит в том, чтобы продолжить эти высказывания и дописать пропущенные слова. Работа выполняется в группах.
Выслушиваются мнения детей.
- Оказывается, есть изречение такое …. (учитель читает правильный вариант)
- Скажите, пожалуйста, а вы на уроках математики получаете удовольствие и когда?
- Вот и сегодня мы будем получать знания с удовольствием, потому что у нас сегодня не совсем обычный урок. Мы совершим экскурсию по родному городу Мичуринску, вспомним некоторые интересные факты из жизни нашего города. А какой будет тема нашего урока, вы узнаете немного позже.
- Итак, начнём.
- Скажите, пожалуйста, какой самый главный навык в математике? (навык счёта). - Как всегда выполним математическую разминку. Сигнализируем линеечками, чтобы я видела, как вы выполнили задание.
Выражение | Результат | Буква |
1. | | о |
2. | 3 | д |
3. | 0,9 | р |
4. 3,70 | 1 | а |
5. | -0,86 | у |
6. | -0,3 | к |
7. –1,42 | -1,96 | а |
8. | | г |
9. | -3 | н |
Ключ к ответу:
| | | | | | | | |
н | а | у | к | о | г | р | а | д |
- Какое слово у Вас получилось? (наукоград)
- А кто мне кажет, в каком году нашему городу был присвоен этот статус? (Указом президента России статус наукограда Российской Федерации г. Мичуринску присвоен 4 ноября 2003 года).
III. Повторение пройденного материала.
Задание 1.
- Распределите выражения в 2 столбика: (выражения распределяются по столбикам на интерактивной доске)
2аb2
0,5xyx2
-0,3cd3
7y
15a2+80b4
5a2-6y2+0,5
3a3b2
9x3-0,4y2-5
11a+8b2+с+51
-37cd
6y7+5
- По какому принципу вы так распределили? (Ответ: одночлены и многочлены).
- Какое выражение называется одночленом? Что мы умеем делать с одночленами?
- Какое выражение называется многочленом?
Задание 2. (Ответ вписывается на интерактивной доске)
Представьте в стандартном виде многочлен:
7a2x3 – a4 + 3a2x3
x4 + 2xy – 5xy + 3x4
- Какие многочлены называются многочленами стандартного вида?
- Как представить многочлен в стандартном виде?
Задание 3. (устно)
Назовите степень многочлена:
5a6 – 2a8 + 10a – 3
7xy + x2y3 – 5x2 + y
- Что называется степенью многочлена стандартного вида?
- Итак, мы уже научились представлять многочлен в стандартном виде, определять степень многочлена.
- А как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока? (Сложение и вычитание многочленов).
- Итак, тема урока: «Сложение и вычитание многочленов». Запишите её в тетрадь.
- Назовите цель сегодняшнего урока. Что мы должны сегодня сделать? (Научиться складывать и вычитать многочлены)
- Чтобы достичь этой цели, какую задачу поставим перед собой? (Вывести алгоритмы сложения и вычитания многочленов и научиться использовать этот алгоритм в практической деятельности)
IV. Изучение новой темы
- Обратите внимание на доску: здесь записаны выражения.
(15x2 + 3x – 7) и (-6x2 – 2x + 10)
(2y3 – 5y + 8) и (y3 – 7y + 5)
- Что это за выражения? (многочлены)
- Сейчас, ребята, вам предстоит сыграть роль исследователей и «открыть» правила сложения и вычитания многочленов.
- Вы будете работать в группах: первая и третья группа составит сумму двух первых многочленов и выполнит их сложение, вторая и четвёртая группы составит разность последних двух многочленов и выполнит соответствующее действие.
1) Составьте сумму двух многочленов:
(15x2 + 3x – 7) и (-6x2 – 2x + 10)
2) Составьте разность двух многочленов:
(2y3 – 5y + 8) и (y3 – 7y + 5)
- Какие правила, из ранее изученных, нам помогут? (правила раскрытия скобок).
1. Если перед скобками стоит знак «плюс», то скобки можно опустить, сохранив знак каждого слагаемого, заключенного в скобки.
2. Если перед скобками стоит знак «минус», то скобки можно опустить, изменив знак каждого слагаемого на противоположный.
-Давайте выполним сложение и вычитание данных многочленов.
Проверка выполнения задания у доски, все остальные проверяют в тетради.
- Сформулируйте алгоритм сложения многочленов.
- Сформулируйте алгоритм вычитания многочленов. (Чтение алгоритма в учебнике)
V. Проверка первичных умений и знаний по изученной теме
1. Разноуровневая самостоятельная работа.
- Теперь, ребята, мы поработаем по карточкам, в каждой карточке по два выражения на сложение и вычитание многочленов, карточки разноцветные (зеленые, желтые и красные) и различаются по сложности.
Зеленые - самые легкие
Желтые – среднего уровня сложности
Красные - самые сложные
Сложность карточки вы выберите сами.
Выполнив правильно данное задание, вы узнаете некоторые интересные факты из жизни нашего города.
Карточка № 1 (зелёная)
(2x2 + 3x) + (-x + 4)
(8n3 + 6n2) – (4 + 8n3 – 3n2)
Карточка № 2 (жёлтая)
8a2b + (-8a2b + 4b2)–(a2b + 4b2+ 2)
(8xy + x2 + y2)–(x2 + y2 – 2xy) – xy
Карточка № 3 (красная)
(2а3 + 3а2 – а + 1) – (4а4 + 6а3 – 2а2 + 2а) + (2а5 + 3а4 – а3 + а2)
Самое высокое здание в городе - Ильинская церковь, высота 63 метра. Самые длинная улица города - ул. Советская - 5130 метров. Самая населенная улица - Липецкое шоссе, проживает более 5000 человек. Самая высокая точка нашего города - площадь вокзала Мичуринск-Воронежский. -162,9 метра, самое высокое сооружение - телевизионная вышка, её высота с учетом антенны - 82 метра.
Учащийся, правильно выполнивший задание переворачивает карточку с цифрой, учитель называет её обозначение.
3. Решение уравнений
- На доске написаны 4 уравнения. Каждая группа будет решать 1 уравнение.
(5x – 3) + (7x – 4) = 8 – (15 – 11x)
(7 – 10x) – (8 – 8x) + (10x + 6) = - 8
x – (2,5x – 3) = 1,8
x – (
x – 2, 4) = - 0,4
Затем нужно будет подойти к доске, отыскать полученный результат и прикрепить его обратной стороной (словом) к своему уравнению. Если такого результата нет, значит, уравнение решено неверно. (На карточках фамилии Мичурин, Филиппов, Герасимов)
- Что за фамилии записаны на карточках? Что вы о них знаете?
- Имена этих известных людей увековечены в названиях улиц нашего города. Это люди, оставившие глубокий след в истории города Мичуринск. Им открыты памятники в нашем городе. Какие ещё улицы города связаны с фамилиями известных людей?
4.Работа с тестом.
I. (5a+3b)+(2a-b)= | А. 7a+2b |
Б. 7a-2b | |
В. 3a-2b | |
II. (7ab-2b2)+ (5ab+3b2)= | И. 12ab+b2 |
К. 2ab+b2 | |
Л. 12ab-5b2 | |
III. (1+3a)+(a2+2a)= | М. a2+a+1 |
Н. a2+5a+1 | |
О. 5a | |
IV. (b2+b+7)-( b2+b+8) | У. 2b-1 |
Ф. -1 | |
Х. b2+b-1 | |
V. (a2-5a+2)-( a2+5a+2) | Ы. -10a |
Ю. 10a | |
Я. 4 |
- Верным ответам соответствуют буквы. Если вы выполнили задание правильно, то
у вас должно получиться слово.
VI. Итог урока
Итог урока подводится с помощью синквейна (с франц. «пять»). Этот способ краткого описания урока с помощью ключевых слов, осуществляемого по определенным правилам:
Записать существительное (сущность тему одним словом)
Записать два прилагательных (описание темы в целом)
Записать три глагола (описание действий в рамках урока)
Записать фразу из четырех слов (личное отношение к теме)
Записать одно слово (синоним к первому слову на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне, повторяющая суть темы)
Обсуждение с учащимися, получившихся синквейнов.
Ролик о городе (песню исполняет Елена Хадарцева «Мичуринск» )
VII. Рефлексия.