Разработка урока математики в 5 классе по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Разработка урока математики в 5 классе по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Автор работы: Чернова Венера Варисовна
Должность: учитель математики
Категория: первая квалификационная категория
Преподаваемый предмет: математика
Пояснительная записка
Предмет: Математика, 5 класс
Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей
Тип урока: Комплексное применение знаний и способов деятельности учащихся.
Цель урока: Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Планируемые образовательные результаты:
личностные:
уметь читать, записывать десятичные дроби; сравнивать и выполнять вычисления с десятичными дробями, решать уравнения; развивать активность, находчивость при решении задач; уметь общаться в коллективе и в паре, способствовать эмоциональному восприятию математических задач.
метапредметные:
уметь видеть использование десятичных дробей в науке, технике, в других дисциплинах и в окружающей жизни.
предметные:
знать понятие десятичной дроби, уметь читать и записывать десятичную дробь, уметь складывать, вычитать десятичные дроби, решать уравнения с десятичными дробями.
Основные понятия изучаемые на уроке: десятичная дробь, разряды
Урок спланирован и разработан в соответствии с содержанием учебника «Математика» Н.Я. Виленкин, в соответствии со знаниями и умениями учеников, с учётом возрастных психологических особенностей детского коллектива и реальных возможностей учеников класса.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная; индивидуальная; групповая; работа в парах; самостоятельная.
Для достижения целей и задач в уроке будут использованы такие методы обучения:
Системно-деятельностный (дети сами определяли объект своей деятельности, способ решения, деятельность на уроке строилась «от детей»);
Практический: работа в группах, решение практической задачи;
Объяснительно-иллюстративный: представление информации разными способами (беседа, наглядность);
Репродуктивный: повторение изученных сведений;
Проблемный.
Урок спланирован согласно дидактическим принципам системно-деятельностного подхода.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник
Содержательная часть
Предмет: Математика, 5 класс
Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей
Тип урока: Комплексное применение знаний и способов деятельности учащихся.
Цель урока: Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Планируемые образовательные результаты:
личностные:
уметь читать, записывать десятичные дроби; сравнивать и выполнять вычисления с десятичными дробями, решать уравнения; развивать активность, находчивость при решении задач; уметь общаться в коллективе и в паре, способствовать эмоциональному восприятию математических задач.
метапредметные:
уметь видеть использование десятичных дробей в науке, технике, в других дисциплинах и в окружающей жизни.
предметные:
знать понятие десятичной дроби, уметь читать и записывать десятичную дробь, уметь складывать, вычитать десятичные дроби, решать уравнения с десятичными дробями
Оборудование: компьютер, проектор, учебник
Технологическая карта
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
||
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
|||
Организационный момент. Мотивация. |
Приветствует детей. Проверяет готовность класса к уроку. |
Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. |
Слушать собеседника владение монологической и диалогической формами речи |
||
Актуализация опорных знаний и умений. |
Проводит тест |
Выполняют тест, затем проверяют в парах. Просматривают правильные ответы и выставляют оценки. |
Контроль правильности ответов. Коррекция. |
Выполнять сложение и вычитание десятичных дробей. |
Умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками |
Сообщение темы урока. |
Записаны уравнения. Что можете о них сказать? Вспоминают основные понятия из темы: “Уравнения”. |
Дети отвечают на вопросы. Дети формулируют цели урока. |
выделять и формулировать познавательную цель. |
Давать определение понятиям на основе изученного учебного материала. Знание теоретического материала. |
Умение слушать, умение выражать свои мысли, аргументировать свой ответ |
Показ образца применения комплекса знаний. |
Как вы думаете, каким образом решаются уравнения с десятичными дробями? Решите предложенные уравнения. |
Они решаются так же, как с обыкновенными дробями и натуральными числами. Дети работают в парах, помогая друг другу. |
Осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты решений. |
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. Умение решать уравнения. |
Умение слушать, умение выражать свои мысли, аргументировать свой ответ |
Физкультминутка в форме КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД |
|
Контроль правильности ответов. Коррекция. |
Умение слушать, умение выражать свои мысли, аргументировать свой ответ |
||
Организация деятельности учащихся по применению знаний в разнообразных ситуациях. |
Задачи из презентации |
Решают задачу в группах. Помогают друг другу. Решение выносят на доску и обсуждают всем классом. |
Принимать и осуществлять учебную задачу |
Анализ, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму |
Умение слушать. Умение выражать свои мысли, аргументация |
Контроль и самоконтроль |
Выполняют самостоятельную работу |
Выполняют работу в тетрадях. Меняются тетрадями, ставят друг другу оценки. |
Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
Выполнить вычисления десятичных дробей. |
Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, строить понятные для собеседника высказывания. |
Подведение итогов. Домашнее задание. |
Назовите все умения, которые необходимы при решении уравнений с десятичными дробями. Как найти неизвестное слагаемое, вычитаемое, уменьшаемое? Даёт краткое пояснение каждого номера домашнего задания. |
Записывают домашнее задание в дневник, делая необходимые пометки. |
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; |
Перерабатывать информацию для получения необходимого результата |
Умение слушать. Умение выражать свои мысли, аргументировать свой ответ |
Рефлексия |
-Напишите свои впечатления об уроке на стикерах и приклейте к парковке. |
Записывают свои впечатления об уроке на стикерах и приклеивают к парковке. |
Адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Проявлять активность в деятельности. |
Ход урока:
№ |
Этап урока |
Деятельность |
ЭОР |
|
учителя |
ученика |
|||
1 |
Организационный момент. Мотивация. (4 мин) |
Приветствует детей. Проверяет готовность класса к уроку. Прочитать дроби. Повторить правила сложения, вычитания, разложения по разрядам десятичных дробей. |
Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. |
Презентация Слайд 2,3,4 |
2 |
Актуализация опорных знаний и умений. (5 мин) |
Тестовая работа |
Выполняют тест, затем проверяют в парах. Просматривают правильные ответы и выставляют оценки. |
Презентация Слайд 5,6 |
3 |
Сообщение темы урока. (5 мин) |
Записаны уравнения. Что можете о них сказать? Вспомним основные понятия из темы: “Уравнения”. Что называется уравнением? Что такое корень уравнения? Что значит решить уравнение? Как называются компоненты при сложении? Как найти неизвестное слагаемое? Как называются компоненты при вычитании? Как найти неизвестное уменьшаемое? Как найти неизвестное вычитаемое? |
Дети отвечают на вопросы. Дети формулируют цели урока. |
Презентация Слайд 7 |
4 |
Показ образца применения комплекса знаний. (8 мин) |
Как вы думаете, каким образом решаются уравнения с десятичными дробями? Решите предложенные уравнения. |
Они решаются так же, как с обыкновенными дробями и натуральными числами. Дети работают в парах, помогая друг другу. |
Презентация Слайд 8 |
5 |
Физкультминутка. мин) |
Физкультминутка в форме КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД
|
Учащиеся проверяют и обучают друг друга, используя карточки с вопросами и ответами по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». |
Презентация Слайд 9 |
6 |
Организация деятельности учащихся по применению знаний в разнообразных ситуациях. (10мин) |
Задачи из презентации |
Решают задачу в группах. Помогают друг другу. Решение выносят на доску и обсуждают всем классом. |
Слайд 10 |
7 |
Контроль и самоконтроль (7 мин) |
Выполняют самостоятельную работу |
Выполняют работу в тетрадях. Меняются тетрадями, ставят друг другу оценки. |
Слайд 11 |
8 |
Подведение итогов. Домашнее задание. (2 мин) |
Назовите все умения, которые необходимы при решении уравнений с десятичными дробями. Как найти неизвестное слагаемое, вычитаемое, уменьшаемое? Даёт краткое пояснение каждого номера домашнего задания. |
Записывают домашнее задание в дневник, делая необходимые пометки. |
Презентация Слайд 12 |
9 |
Рефлексия (1мин) |
-Напишите свои впечатления об уроке на стикерах и приклейте к парковке. |
Записывают свои впечатления об уроке на стикерах и приклеивают к парковке. |
Презентация Слайд 13 |
Приложение
Князева Наталья Борисовна