Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»
г. Печора, республика коми
Методическая разработка урока математики в 5 классе
по теме
«Сложение и вычитание десятичных дробей».
Учитель: Королько Светлана Николаевна
2017 г.
Конспект урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Тема урока №1: Сложение и вычитание десятичных дробей.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цель урока: обеспечить усвоение знаний о сложении и вычитании десятичных дробей.
Задачи урока:
Личностные: развитие умения организации учебного труда.
Метапредметные: Создание условий для преодоления трудности при решении математических заданий; воспитание уверенности в своих силах, самостоятельности, дисциплинированности.
Предметные: Формирование умений выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
Ресурсы урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник, дидактический материал.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
Основные этапы организации учебной деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. |
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. |
Готовятся к работе: наличие рабочей тетради, учебника, канцелярских принадлежностей. |
Личностные Самоорганизация, самоопределение Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Актуализация опорных знаний. Цель этапа: организация повторения знаний по теме «Сравнение десятичных дробей», проверка домашнего задания, устранение пробелов в знаниях. |
1.Устная работа. Слайд 1, 2,3. 2.Проверка домашнего задания. 3.Применяет прием «Мой опыт». Учитель предлагает учащимся поделиться своим опытом выполнения сложения и вычитания как на уроках в школе, так и в повседневной жизни. Схема сообщения учащегося: Слайд 4. - Я научился выполнять сложение и вычитание, когда… -Мне не сложно выполнять эти действия при условии… -В повседневной жизни сложение и вычитание мне помогают… |
1.Активно участвуют в опросе, приводят необходимые ответы. 2. Задают вопросы по домашней работе. Осуществляют взаимопроверку. 3. Делятся своим опытом выполнения сложения и вычитания. |
Познавательные Анализ, обобщение, аналогия Регулятивные Контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные осознанное и произвольное построение речевого высказывания; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения. |
Постановка учебной задачи Цель этапа: Создание проблемной ситуации. |
Создает проблемную ситуацию На доске: 5,1 3,54 -Прочитайте числа. - Какие задания с этими числами можно придумать? (Их можно сравнить, заменить смешанными числом, можно придумать с ними задачу.) -Придумайте с этими числами такую задачу, чтобы она решалась сложением, вычитанием. - Каких умений нам не хватает, чтобы решить эту задачу? - Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? |
Отвечают на вопросы учителя. Вспоминают, сопоставляют с пройденным материалом. Ставят цели, формулируют проблему и тему урока. |
Регулятивные Умение сформулировать и сохранить учебную задачу. Целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка. Познавательные Пытаются решить задания известным способом. Фиксируют проблему. Коммуникативные Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания. |
Совместное исследование проблемы Цель этапа: построение проекта выхода из затруднения. Поиск решения учебной задачи. |
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Работа по статье учебника: - Прочитайте внимательно статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы (Чтение статьи). - Назовите три первые разряда после запятой в десятичных дробях. - Расскажите, как сравнивают десятичные дроби по разрядам. - Расскажите алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. Уравнять количество десятичных знаков. Записать в столбик, как при сложении натуральных чисел. Разряд под разрядом, запятая под запятой. Выполнить действие, не обращая внимание на запятую. Запятую поставить под запятой. |
Работают со статьей учебника. Слушают учителя, участвуют в обсуждении, используя таблицу слайда 5. |
Регулятивные Исследуют условия учебной задачи, обсуждают способы решения. Соотносят действия и правила. Сотрудничество в поиске и действия. Познавательные Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Самостоятельное формулирование цели. |
Конструирование нового способа действия Цель этапа: создать учебную ситуацию для усвоения учащимися правильного применения алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. |
Организует учебное исследование для выделения нового способа. Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. 1.Учитель объясняет, как выполнить сложение и вычитание «столбиком». 3,7 – 2,651=3,700 - 2,651= 1,049 3,7 + 2,651=3,700 + 2,651=6,351 2. Применяет прием «Осознанное обучение». Предлагает ответить на вопросы или заполнить таблицу. Приложение 1. 3. Организует работу в парах. |
1.Учащиеся прикладывают усилия для того, чтобы осознать суть всех этапов выполнения сложения и вычитания десятичных дробей. Выполняют записи в тетради. Сравнивают результат с учебником с.191. 2. Отвечают на подготовленные учителем вопросы. Слайд 6. 3. Выполняют практическую работу, участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы учителя и одноклассников. Приложение 2. 4. Проверяют выполненную работу. Слайд 7. |
Регулятивные Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль, оценку, коррекцию. Познавательная Действие по аналогии Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные Управление поведением партнера Выражение своих мыслей и эмоций с достаточной полнотой и точностью. Участие в обсуждении содержания материала. |
Физминутка Цель этапа: Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. |
Демонстрирует ролик на экране. |
Повторяют движения. |
|
Переход к этапу решения частных задач Цель этапа: Первичный контроль за правильностью выполнения действия «столбиком». |
Организует деятельность по применению новых знаний. Оценивает выполнение каждой операции. 1.Работа с учебником: Решение заданий у доски и в тетради: №1211, 1212, 1213, 1214. Приложение 3. 2. Прием «Я учитель». |
1. Выступления учащихся у доски. 2. Учащиеся «вживаются» в роль учителя и поясняют классу последовательность выполнения сложения и вычитания десятичных дробей. Учащиеся определяют победителей в номинациях: - Самое доступное объяснение материала. - Самое оригинальное объяснение материала. |
Регулятивные Осуществляют самоконтроль, коррекцию, выделение и осознание усвоенного. Волевая регуляция в ситуации затруднения Личностные Самоопределение Коммуникативные Инициативное сотрудничество в поиске и решении учебной ситуации. |
Приложение 1
Прием «Осознанное обучение»
Учащиеся прикладывают усилия для того, чтобы осознать суть всех этапов выполнения сложения и вычитания десятичных дробей. Для этого они отвечают на подготовленные учителем вопросы и заполняют специальную таблицу.
№ п/п |
Действия при выполнении сложения и вычитания |
Вопросы |
Ответ учащегося |
1 |
Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой |
Почему это важно сделать? Что будет, если пренебречь этим действием? |
|
2 |
Записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой |
Что изменится, если запятая будет записана не под запятой? |
|
3 |
Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую. |
Почему можно не обращать внимания на запятую? |
|
4 |
Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях |
Что будет, если не поставить запятую? Как не запутаться в том, где именно ставить запятую? |
Приложение 2
Практическая работа
Образец
3, |
8 |
7 |
+ |
1 |
2, |
5 |
= |
0, |
2 |
7 |
- |
0, |
1 |
3 |
6 |
= |
||||||
3, |
8 |
7 |
0, |
2 |
7 |
0 |
||||||||||||||||
+ |
1 |
2, |
5 |
0 |
- |
0, |
1 |
3 |
6 |
|||||||||||||
1 |
6, |
3 |
7 |
0, |
2 |
3 |
4 |
|||||||||||||||
1. Найдите сумму: 2. Найдите разность:
а) 5,23 + 0,14 а) 8,37 – 2,12
б) 15,04 + 23,44 б) 24,18 – 11,04
в) 1,44 + 2,523 в) 4,052 – 3,02
г) 5,61 + 0,238 г) 18,25 – 4,1
д) 9,23 + 15,86 д) 5,6 – 3,45
е) 0,367 + 1,233 е) 8,9 – 3,644
ж) 0,099 + 0,01 ж) 5 – 0,111
з) 0,999 + 0,001 з) 15 – 9,87
Приложение 3
Слайды презентации урока
Заголовок |
Слайд 1 |
Слайд 2 |
Слайд 3 |
Слайд 4 |
Слайд 5 |
Слайд 6 |
Слайд 7 |
Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. М.: Мнемозина, 2014.
Математика. 5 класс: планы – коспекты уроков. В.А. Пелагейченко, Н.Л. Пелагейченко. Ростов н/Д: Феникс, 2016.
Математика. 5 класс: Поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкина и др. З.С. Стромова, О.В. Пожарская. Волгоград: Учитель, 2005.
Учебный комплект по математике для 6 класса. Дидактические материалы. Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, И.Ф. Шарыгин и др. М.:Дрофа, 1995.
Поурочные разработки по математике: 5 класс. Попова Л.П. М.: ВАКО, 2008.