Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

1
0
Материал опубликован 29 October 2017 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»

г. Печора, республика коми


 


 


 


 

Методическая разработка урока математики в 5 классе

по теме

«Сложение и вычитание десятичных дробей».


 

Учитель: Королько Светлана Николаевна


 


 


 


 

2017 г.

 

Конспект урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Тема урока №1: Сложение и вычитание десятичных дробей.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель урока: обеспечить усвоение знаний о сложении и вычитании десятичных дробей.

Задачи урока:

Личностные: развитие умения организации учебного труда.

Метапредметные: Создание условий для преодоления трудности при решении математических заданий; воспитание уверенности в своих силах, самостоятельности, дисциплинированности.

Предметные: Формирование умений выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

Ресурсы урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник, дидактический материал.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.


 

Основные этапы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

в деятельность.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.

Готовятся к работе: наличие рабочей тетради, учебника, канцелярских принадлежностей.

Личностные

Самоорганизация, самоопределение

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация опорных знаний.

Цель этапа: организация повторения знаний по теме «Сравнение десятичных дробей», проверка домашнего задания, устранение пробелов в знаниях.

1.Устная работа. Слайд 1, 2,3.

2.Проверка домашнего задания.

3.Применяет прием «Мой опыт».

Учитель предлагает учащимся поделиться своим опытом выполнения сложения и вычитания как на уроках в школе, так и в повседневной жизни.

Схема сообщения учащегося: Слайд 4.

- Я научился выполнять сложение и вычитание, когда…

-Мне не сложно выполнять эти действия при условии…

-В повседневной жизни сложение и вычитание мне помогают…

1.Активно участвуют в опросе, приводят необходимые ответы.

2. Задают вопросы по домашней работе. Осуществляют взаимопроверку.

3. Делятся своим опытом выполнения сложения и вычитания.

Познавательные

Анализ, обобщение, аналогия

Регулятивные

Контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные

осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения.

Постановка учебной задачи

Цель этапа: Создание проблемной ситуации.

Создает проблемную ситуацию

На доске: 5,1 3,54

-Прочитайте числа.

- Какие задания с этими числами можно придумать? (Их можно сравнить, заменить смешанными числом, можно придумать с ними задачу.)

-Придумайте с этими числами такую задачу, чтобы она решалась сложением, вычитанием.

- Каких умений нам не хватает, чтобы решить эту задачу?

- Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

Отвечают на вопросы учителя.

Вспоминают, сопоставляют с пройденным материалом.

Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.

Регулятивные

Умение сформулировать и сохранить учебную задачу. Целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка.

Познавательные

Пытаются решить задания известным способом. Фиксируют проблему.

Коммуникативные

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания.

Совместное исследование проблемы

Цель этапа: построение проекта выхода из затруднения. Поиск решения учебной задачи.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Работа по статье учебника:

- Прочитайте внимательно статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы (Чтение статьи).

- Назовите три первые разряда после запятой в десятичных дробях.

- Расскажите, как сравнивают десятичные дроби по разрядам.

- Расскажите алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

Уравнять количество десятичных знаков.

Записать в столбик, как при сложении натуральных чисел. Разряд под разрядом, запятая под запятой.

Выполнить действие, не обращая внимание на запятую.

Запятую поставить под запятой.

Работают со статьей учебника. Слушают учителя, участвуют в обсуждении, используя таблицу слайда 5.

Регулятивные

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают способы решения. Соотносят действия и правила.

Сотрудничество в поиске и действия.

Познавательные

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Самостоятельное формулирование цели.

Конструирование нового способа действия

Цель этапа: создать учебную ситуацию для усвоения учащимися правильного применения алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

Организует учебное исследование для выделения нового способа. Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.

1.Учитель объясняет, как выполнить сложение и вычитание «столбиком».

3,7 – 2,651=3,700 - 2,651= 1,049

3,7 + 2,651=3,700 + 2,651=6,351

2. Применяет прием «Осознанное обучение».

Предлагает ответить на вопросы или заполнить таблицу. Приложение 1.

3. Организует работу в парах.

1.Учащиеся прикладывают усилия для того, чтобы осознать суть всех этапов выполнения сложения и вычитания десятичных дробей. Выполняют записи в тетради. Сравнивают результат с учебником с.191.

2. Отвечают на подготовленные учителем вопросы. Слайд 6.

3. Выполняют практическую работу, участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы учителя и одноклассников. Приложение 2.

4. Проверяют выполненную работу. Слайд 7.

Регулятивные

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль, оценку, коррекцию.

Познавательная

Действие по аналогии

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные

Управление поведением партнера

Выражение своих мыслей и эмоций с достаточной полнотой и точностью. Участие в обсуждении содержания материала.

Физминутка

Цель этапа:

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Демонстрирует ролик на экране.

Повторяют движения.

 

Переход к этапу решения частных задач

Цель этапа: Первичный контроль за правильностью выполнения действия «столбиком».

Организует деятельность по применению новых знаний. Оценивает выполнение каждой операции.

1.Работа с учебником:

Решение заданий у доски и в тетради: №1211, 1212, 1213, 1214. Приложение 3.

2. Прием «Я учитель».

1. Выступления учащихся у доски.

2. Учащиеся «вживаются» в роль учителя и поясняют классу последовательность выполнения сложения и вычитания десятичных дробей.

Учащиеся определяют победителей в номинациях:

- Самое доступное объяснение материала.

- Самое оригинальное объяснение материала.

Регулятивные

Осуществляют самоконтроль, коррекцию, выделение и осознание усвоенного.

Волевая регуляция в ситуации затруднения

Личностные

Самоопределение

Коммуникативные

Инициативное сотрудничество в поиске и решении учебной ситуации.

Приложения

Приложение 1

Прием «Осознанное обучение»

Учащиеся прикладывают усилия для того, чтобы осознать суть всех этапов выполнения сложения и вычитания десятичных дробей. Для этого они отвечают на подготовленные учителем вопросы и заполняют специальную таблицу.

№ п/п

Действия при выполнении сложения и вычитания

Вопросы

Ответ учащегося

1

Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой

Почему это важно сделать? Что будет, если пренебречь этим действием?

 

2

Записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой

Что изменится, если запятая будет записана не под запятой?

 

3

Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую.

Почему можно не обращать внимания на запятую?

 

4

Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях

Что будет, если не поставить запятую? Как не запутаться в том, где именно ставить запятую?

 


 


 

Приложение 2

Практическая работа

Образец

                                             
 

3,

8

7

+

1

2,

5

=

       

0,

2

7

-

0,

1

3

6

=

 
                                             
                                             
       

3,

8

7

                 

0,

2

7

0

     
   

+

1

2,

5

0

               

-

0,

1

3

6

     
     

1

6,

3

7

                 

0,

2

3

4

     
                                             


 

1. Найдите сумму:                  2. Найдите разность:

а) 5,23 + 0,14                         а) 8,37 – 2,12

б) 15,04 + 23,44                      б) 24,18 – 11,04

в) 1,44 + 2,523                        в) 4,052 – 3,02

г) 5,61 + 0,238                        г) 18,25 – 4,1

д) 9,23 + 15,86                        д) 5,6 – 3,45

е) 0,367 + 1,233                       е) 8,9 – 3,644

ж) 0,099 + 0,01                        ж) 5 – 0,111

з) 0,999 + 0,001                        з) 15 – 9,87


 

Приложение 3

 

Слайды презентации урока

Заголовок

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5


 

Слайд 6

Слайд 7

Список литературы

Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. М.: Мнемозина, 2014.

Математика. 5 класс: планы – коспекты уроков. В.А. Пелагейченко, Н.Л. Пелагейченко. Ростов н/Д: Феникс, 2016.

Математика. 5 класс: Поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкина и др. З.С. Стромова, О.В. Пожарская. Волгоград: Учитель, 2005.

Учебный комплект по математике для 6 класса. Дидактические материалы. Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, И.Ф. Шарыгин и др. М.:Дрофа, 1995.

Поурочные разработки по математике: 5 класс. Попова Л.П. М.: ВАКО, 2008.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации